Оценка достижений и развития ребенка по программе развитие
Мониторинг в ДОУ осуществляется по диагностическим материалам Ю.А. Афонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей.» Издательство «Учитель».
Главная цель педагогической диагностики — получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной дошкольной организации.
Задача педагогической диагностики — получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Структура системы оценки:
Первый этап — определение целей, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей и методов диагностики.
Второй этап — проведение диагностики. Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга.
Третий этап — анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание.
Четвертый этап — Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности и развитию образовательной системы.
Мониторинг – процесс отслеживания результативности программ, развития педагогического процесса в ДОУ, повышения профессионального уровня педагогов, состояния развивающей среды.
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года___________Конец года __________
Ф.И. ребенка | Направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | Итог | ||||||
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | Становление самостоятельности, целеноправленности и саморегуляции собственных действий | Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе |
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Направления | Уровни | |||||||||||||
высокий | средний/ высокий | средний | низкий/ средний | низкий | низкий/ низший | низший | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности | ||||||||||||||
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | ||||||||||||||
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий | ||||||||||||||
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | ||||||||||||||
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации | ||||||||||||||
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | ||||||||||||||
Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе |
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года________ Конец года __________
Ф.И. ребенка | Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие» | Итог | ||||||
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | Формирование познавательных действий, становление сознания | Развитие воображения и творческой активности | Формирование первичных представлений о себе, о других людях | Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях | Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира | Формирование первичных представлений об особенностях природы |
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Направления | Уровни | |||||||||||||
высокий | средний/ высокий | средний | низкий/ средний | низкий | низкий/ низший | низший | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | ||||||||||||||
Формирование познавательных действий, становление сознания | ||||||||||||||
Развитие воображения и творческой активности | ||||||||||||||
Формирование первичных представлений о себе, о других людях | ||||||||||||||
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях | ||||||||||||||
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социо-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира | ||||||||||||||
Формирование первичных представлений об особенностях природы |
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область « Речевое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Ф.И.ребенка | Направления реализации образовательной области « Речевое развитие» | Итог | ||||||
Владение речью как средством общения и культуры | Обогащение активного словаря | Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | Развитие речевого творчества | Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы | Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте |
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
Образовательная область « Речевое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Направления | Уровни | |||||||||||||
высокий | средний/ высокий | средний | низкий/ средний | низкий | низкий/ низший | низший | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Владение речью как средством общения и культуры | ||||||||||||||
Обогащение активного словаря | ||||||||||||||
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | ||||||||||||||
Развитие речевого творчества | ||||||||||||||
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | ||||||||||||||
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы | ||||||||||||||
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте |
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Ф.И.ребенка | Направления реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | Итог | ||||||
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искуства, мира природы | Становление эстетического отношения к окружающему миру | Формирование элементарных представлений о видах искусства | Восприятие музыки | Восприятие художественной литературы, фольклора | Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | Реализация самостоятельной творческой деятельности |
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Направления | Уровни | |||||||||||||
высокий | средний/ высокий | средний | низкий/ средний | низкий | низкий/ низший | низший | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искуства, мира природы | ||||||||||||||
Становление эстетического отношения к окружающему миру | ||||||||||||||
Формирование элементарных представлений о видах искусства | ||||||||||||||
Восприятие музыки | ||||||||||||||
Восприятие художественной литературы, фольклора | ||||||||||||||
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | ||||||||||||||
Реализация самостоятельной творческой деятельности |
Карта оценки уровней эффективности педагогических воздействий
Образовательная область «Физическое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Ф.И. ребенка | Направления реализации образовательной области «Физическое развитие» | Итог | ||||||
Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость | Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения | Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук | Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений | Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами | Становление целеноправленности и саморегуляции в двигательной сфере | Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами |
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
Образовательная область «Физическое развитие»
Возрастная группа _________________________________________ Дата заполнения:
Воспитатель______________________________________________ Начало года_______________ Конец года ____________
Направления | Уровни | |||||||||||||
высокий | средний/ высокий | средний | низкий/ средний | низкий | низкий/ низший | низший | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость | ||||||||||||||
Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения | ||||||||||||||
Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук | ||||||||||||||
Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений | ||||||||||||||
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами | ||||||||||||||
Становление целеноправленности и саморегуляции в двигательной сфере | ||||||||||||||
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами |
Источник
Елена Чаус
Система оценивания индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей, что проводится в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития. Целью мониторинга является качественная оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности.
Содержание образования детей строится на результатах оценки индивидуального развития детей и их достижений в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (в соответствии с ФГОС ДО, п. 4.3).
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:
— проявляет разнообразные познавательные интересы;
— владеет навыками экспериментирования, моделирования, занимается элементарной поисковой деятельностью;
— применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и самим ребенком;
— использует систему перцептивных действий в соответствии с выделяемыми признаками объектов;
— преобразует способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации;
— владеет некоторыми способами природоохранной деятельности;
— владеет способами сравнения, обобщения, анализа;
— умеет работать с различными источниками информации;
— способен понять и ценить предметы материальной культуры;
— способен приобретать и обобщать знания о действительности для развития разнообразных видов детской деятельности.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Познавательное развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает развитие детей в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, направленными на формирование правильных стереотипов поведения в различных видах деятельности и общения с детьми и взрослыми; самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:
— соблюдает нормы культуры общения со взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;
— владеет элементарным самоконтролем и саморегуляцией своих действий;
— имеет представление о себе, об особенностях мужского и женского пола и гендерного поведения, осознает себя как личность «Я – человек»;
— с уважением относится к своей семье, своему краю, Родине;
— умеет выстраивать поведенческие линии в коллективе и семье;
— знает и соблюдает культурные ценности своего и других народов;
— адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, учитывает в деятельности и общении эмоции других людей, понимает важность эмпатии, инициирует их поддержку, помощь;
— устанавливает продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, выражая содержание общения разнообразными способами;
— соблюдает элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показывает, что 95% детей имеют высокий уровень освоения, 5% – средний.
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:
— принимает участие в групповой беседе;
— задает вопросы, адекватно отбирает и использует лексические средства;
— владеет нормами речевого этикета.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Речевое развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО ребенок:
— умеет сравнивать художественные образы между собой;
— умеет передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа в рисовании, лепке, музыке;
— умеет узнавать и различать контрастные по звучанию знакомые песни и пьесы;
— владеет опытом элементарного музицирования;
— имеет представления о назначении предметов искусства и их создателях;
— способен эмоционально откликаться на образное содержание живописи, сопереживать настроению художественных образов;
— имеет представления о некоторых видах народно-прикладного искусства;
— владеет навыками и умениями собственной творческой, изобразительной, декоративной деятельности.
Анализ качества освоения детьми группы содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» показывает, что 90% детей имеют высокий уровень освоения, 10% – средний.
Образовательная область «Физическое развитие» предполагает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными н