Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры

Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры thumbnail

Алла Циклаури
Доклад. Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физической культуры

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,

способная познать мири себя в нем с помощью взрослого.

В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия закладывается здоровье, формируется общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Обязательным условием полноценного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, является комплексное использование всех средств физического воспитания. К ним относятся гигиенические факторы, природные факторы, физические нагрузки, специфические средства.

Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания, оказывающее на человека многостороннее воздействие. Диапазон физических упражнений исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и кончая развитием физических способностей в беге и гимнастике. Когда дети приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных культурно-массовых мероприятиях, состязаниях, все это, так или иначе связывается с физическими упражнениями. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую личность, научить выполнению различных гимнастических фигур.

При выполнении физических упражнений объектом воли и сознания ребенка является его собственное тело, его моторика, так называемое физическое «Я». Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий. Особенно ценными в этом отношении являются упражнения на развитие основных движений, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. В спортивной подвижной игре возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления растущего физического и эмоционального напряжения. Выполнение данного вида упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат.

Спортивно-массовые мероприятия способствуют формированию товарищества, коллективизма, развивают требования к себе. Субъектность ребенка проявляется в демонстрации собственного, личностного отношения к двигательной деятельности (интерес, инициативность, самостоятельность, творчество). Сюда можно отнести и творческую самореализацию ребенка в двигательной деятельности. Строится она на экспериментировании со способами выполнения движений, и осуществляется в двигательных инсценировках (двигательная творческая экспрессия, дающих ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях, а также в двигательных проблемных задачах, способствующих самостоятельному нахождению ребенком новых способов двигательных действий.

Движения, выраженные в танцевальной форме, под музыку, приобретают более яркую окраску. Плавные, ритмические движение, под мелодичную, красивую музыку или озорные пляски, доставляют наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых видов детской деятельности. Именно поэтому, как считаю я, для развития личности ребенка, необходимо как можно больше включать в свою работу именно упражнений с музыкальным сопровождением. Абсолютно все виды физкультурных занятий, физкультминутки, подвижные игры должны сопровождаться музыкой. Под красивое музыкальное сопровождение ребенок старается выполнить упражнение не только качественно, но и красиво, что в свою очередь нравится не только самому ребенку и педагогу, но и сверстникам. Можно заметить, что знаменитые спортсмены и просто любители физкультуры, тренируются под музыку, даже психологический настрой перед ответственными соревнованиями, по советам психологов, проходит под разное музыкальное сопровождение. Таким образом, в стеснительном ребенке, появляется прекрасно сформированная творческая личность. В своей практике по организации двигательной деятельности детей, я использую различные формы игр: игровые ситуации, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, ритмику и импровизации, тем самым развиваю такие личностные качества, как инициатива, любознательность, эмоциональная отзывчивость, самообслуживание адекватное возрасту. В игре развиваются произвольное и волевое поведение, осознаются социальные нормы и требования общества, возникает эмоциональное сопереживание.

Также для успешного развития личности ребенка, большое значение имеет

развивающая предметно – пространственная среда спортивного зала, насыщенность физкультурно-оздоровительной зоны, физкультурного уголка в группе. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной. Принципиальным показателем высокого качества среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на здоровье, физическое, и умственное развитие воспитанников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах деятельности по физическому развитию, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

Развитие личности ребенка по средствам физических упражнений в условиях ДОО осуществляются в режимных моментах и на занятиях физкультурой и в свободной деятельности.

Большую помощь педагогу в развитие личности ребенка в условиях детского сада, оказывают родители, они проявляют свой интерес к спортивно-физкультурным досуга и праздникам, посещением открытых физкультурных занятий, выражают свою заинтересованность в выполнении спортивных домашних заданий с детьми. Положительное влияние, оказываю показательные спортивно – танцевальные выступления, как одиночные, парные, так и командные, где ребенок выражает себя творчески, эстетически, что в свою очередь очень нравится родителям детей. Потому что в дошкольном возрасте именно мнение мамы и папы для ребенка очень важно, дети готовы долго и плодотворно трудиться, чтобы порадовать родителей.

Делая вывод, скажу, только совместными, целенаправленными усилиям, можно из застенчивого ребенка воспитать лидера, раскрыть его творческий потенциал, повысить самооценку. Физическая культура является одним из основных факторов способствующих становлению личности ребенка, и цель педагога заключается в создании всех условий для этого.

Источник

Доклад на тему: формирование личности дошкольника средствами физической культуры.

‘Личность’это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения.

В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема формирования личности. Во многом это вызвано решением обновить возможности педагогической практики – с упором на повышение внимания к ребенку. И вот почему. Именно в годы дошкольного детства у ребенка происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Именно потому, период дошкольного детства – период фактического складывания психологических механизмов личности – так важен. Однако, чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него эту потребность.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника, одной из важных мест занимает физическая культура. Роль её уникальна в плане комплексных развитий всех аспектов целостной личности: психологического, физического, эстетического, интеллектуального, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств – оздоровительных сил природы, гигиенических факторов, однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений. Физические упражнения не только способствуют оптимальному физическому развитию детей, они благоприятствуют и умственному их развитию. Выполняя упражнения, дети учатся замечать сходства и различия в технике их выполнения, выделять элементы действия, сравнивать их, обобщать – всё это активизирует мыслительные операции (память, внимание, восприятие), приучает детей принимать решение самостоятельно, контролировать свои действия.

Читайте также:  Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка

Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество. Дети разыгрывают такие действия, как подражание животным, птицам, явлениям природы, иными словами всё что увлекает, настраивает на положительные эмоции. Эмоции побуждают повторять двигательные действия многократно, а образец, соответствующий характеру разучиваемого двигательного действия, помогает создавать правильное зрительное представление.

Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым , становится самостоятельной деятельностью детей.

Важная характеристика личности — ее направленность, система ведущих мотивов в поведении. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения,

закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья(правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.

В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются : собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

В сложных действиях проявляется воля ребенка – преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Например, подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Дети должны уметь начинать движение все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего после сигнала или условных слов, если игра сопровождается текстом и т.д. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Таким образом, средства физической культуры являются важными факторами формирования личности ребенка дошкольника.

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Николаева Ирина Александровна

Источник

Личность – это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало, готовность и умение создавать новое.

Дошкольный возраст – это «период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения».

Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживание себя в качестве социального индивида ( т.е. как отдельная личность) – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Важнейшая особенность творчество дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность. ( т.е. Эвристический метод – это метод преподавания, расчитанный на то, что учащийся самостоятельно или при помощи наводящих вопросов найдет решение какой – нибудь задачи, проблемы)

Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство формирования двигательного творчества – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в воображаемую ситуацию, через движения тела, учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в условиях депривации

Вопрос : Какие средства физического воспитания мы используем в организации физкультурно- оздоровительной работы  в дошкольном учреждении ?

В детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания служат физические упражнения, психологические и эколого- природные факторы.

Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды  двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводят под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного ( сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разносторонее влияние на развитие детей.

   Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Огранечение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии ( замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

   Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способность ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внишней среды, обогощают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

 Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами : Основные виды движенийТАБЛИЦА.

Общеразвивающие упражнения разносторонне воздействуют на организм. Регламентация упражнений и точное регулирование нагрузки оказывают избирательное воздействие на различные группы мышц. Эти упражнения дают возможность их усложнения и комбинирования, применяются с предметами и без предметов, могут использоваться с музыкальным сопровождением и без него. ТАБЛИЦА общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения.

Строевые упражнения – совместные действия занимающихся в том или ином строю. Построения, перестроения, размыкания, смыкания, повороты, проводимые на каждом занятии, способствуют организованному и быстрому размещению детей в зале или на площадке, приучают их быстро находить свое место в строю, соблюдать порядок и согласованность, повышают эмоциональное состояние и дисциплинируют детей. ТАБЛИЦА строевые упражнения.

Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные и спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету. Самостоятельно обогощать и  развивать игровые действия, создавать новые сюетные линии, новые формы движений. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активизирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестондартных условиях.. постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым становися самостоятельной деятельностью детей.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует физические качества, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в заменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогощает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость. Дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

Существуют следующие классификации подвижных игр : по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

Классификация подвижных игр по сложности:

1.Элементарные игры : ТАБЛИЦА

а) Сюжетные игры имеют готовый и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные ( небольшими группами и всей группой). Народные игры относятся к сюжетным.

б) Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. ( игры типа перебежек, ловишек,игры с элементами соревнований, несложные игры-эстафеты, игры с использованием предметов)

в) Игры – забавы для маленьких детей, побуждающие к двигательной активности.

г) Игры – аттракционы – в них двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

д) Игровые упражнени, где каждый ребенок действует отдельно, выполняя указания взрослого.

2. Сложные : ТАБЛИЦА

Спортивные игры, спортивные упражнени, простейший туризм способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма ( нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально -–волевых черт характера, создают, благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи, формируют интерес к физической культуре, потребность в самостоятельных занятиях, удовлетворяют биологическую потребность в движениях. .

Психологические факторы составляют важнейшую предпосылку всестороннего развития и воспитания ребенка. К одной группе факторов относятся средства, обеспечивающие нормальные условия жизни и деятельности детей: гигиена окружающей среды ( жилья, освещения, мебели,  игрушек, одежды. обуви), средства личной и общественной гигиены ( гигиена питания, сна, учебной, трудовой и игровой деятельности ребенка, его отдыха, воспитание культурно – гигиенических навыков), лечебно – профилактические мероприятия. Другую группу составляют рациональные условия проведения физических упражнений и подвижных игр ( состояние залов и участков, инвентаря, пособий и игрушек для занятий, физкультурной формы – одежды и обуви), соблюдение гигиенических правил, а также врачебный контроль за физическим воспитанием: ТАБЛИЦА

В системе физического воспитания эколого – природные факторы используются либо как условия для организации занятий физической культурой и подвижных игр ( например, регулярное проведение на открытом воздухе), либо как относительно самостоятельные средства закаливания ( воздушные и солнечные ванны, обтиранирание, купание и др.). положительный эффект возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности применения оздоровительных сил природы.

Результаты закаливания проявляются и в общем воздействии на ребенка: укреплении его здоровья, развитии активности, воли и т.п. особенно необходимо закаливание для слабых детей. По совету врача выбирают подходящий вид закаливания и последовательно проводят его, тщательно соблюдая еще большую постепенность. ТАБЛИЦА

Цели и условия применения средств физического воспитания :

Средства

Цель

Условия применения

Основное специфическое средство физического воспитания

Физические упражнения.

1.Гимнастика :

-Основные виды движения ( ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие),

—          — общеразвивающие упражнения,

—          строевые упражнения,

—           танцевальные упражнения;

2. Игры :

—           подвижные игры, сюжетные, бессюжетные; игры – забавы; игры – аттракционы; игровые упражнения;

—           игры с элементами спорта ( городки, баскетбол, хоккей, футблол, бадминтон);

—          спортивные упражнения ( скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на самокатах, катание на роликовых коньках, катание на велосипеде, плавание);

—          простейший туризм ( пеший, лыжный)

Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.

Обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Дополнительное средство физического воспитания

Психогигиенические факторы :

1.     Средства, обеспечивающие нормальные условия жизни и деятельности детей :

А) гигиена окружающей среды ( жилья, освещения, мебели, игрушек, одежды, обуви);

Б) средства личной и общественной гигиены ( гигиена питания, сна, учебной, трудовой и игровой деятельности ребенка, его отдыха, воспитание культурно – гигиенических навыков);

В) лечебно – профилактические мероприятия;

2. Рациональные условия проведения физических упражнений и подвижных игр ( состояние залов и участков, инвентаря, пособий и игрушек для занятий, физкультурной формы – одежды и обуви, соблюдение гигиенических факторов)

Повышают эффективность воздействия физических упражнений.

Психофизиологический комфорт ребенка.

Эколого – природные факторы : солнце, воздух, вода

Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают его работоспособность. Используются для закаливания организма.

Положительный эффект этого средства достигвается только при экологически чистой природе.

Читайте также:  Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка

Важная характеристика личности – ее направленность система ведущих мотивов поведения. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Потребности человека отражают требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин «здоровый образ жизни», — показатель уровня развития общества, в котором он живет.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными, уметь обслуживать и вести себя так, чтобы не причинять вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает : для того чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую еду, быть чистым, следить за чистотой одежды и обуви, помещения, окружающей среды.

На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначении внутренних органов и систем организма ( органы дыхания поддерживают в организме жизнь, кости и мышцы дают возможность двигаться, мозг управляет всеми органами). Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь (накладывать компрессы на ушибы, обрабатывать мелкие царапины). Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Самостоятельная работа. Составить направления  физкультурно – познавательныъх занятий.

В дошкольном возрасте начинает складыаться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательной деятельности ребенка, проявляющейся в оценке личности самого себя. Основными факторами формирования самооценки признаются : собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых ( т.е это говорит о том, что мы взрослые должны очень внимательно высказывать свое отношение и оценивать результаты ребенка)

Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы ( это хорошо представлено в «Очарование» Л.Д. Глазыриной. А по каким технологиям работаете вы ?). к способности создавать собственый художественный образ – «образ красивого тела»; к красивому двигательному поведению окружающих взрослых. (т.е прежде всего мы должны стать примером – владеть техникой выполнения основных видов движений, вести здоровый образ жизни). В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат ( игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты) . ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения  поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

 В сложных действиях проявляется воля ребенка – преодоление препятсвий при достижении поставленной цели..Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношени являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многократном повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применение методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств, наглядная демонстрация результатов выполнения упражнений.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержке, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты в согласовании действий. Руководитель физического воспитания старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам ( помочь товарищу, если он не может выполнить правило игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний).

Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей устойчивого интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения и самовыражения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркивал, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты, екультуры всего характера».

Таким образом, занятия физическими упражнениями – важный фактор формирования личности ребенка — дошкольника.

Источник