Развитие личности одаренного ребенка в школе

Развитие личности одаренного ребенка в школе thumbnail

Гришаков Д. Ю.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц».

Развитие личности одаренного ребенка и его проблемы

Целый ряд психологических исследований и социальных наблюдений показывают, что одаренные дети в целом более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке.

Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения[3].

Необычные способности детей неотделимы от возраста, они обусловлены темпом созревания организма и его возрастными изменениями.

Ребенок от природы наделен общими способностями, на основе которых развиваются в деятельности специальные способности.

Дошкольное детство (3 – 7 лет) является сензитивным периодом для развития творческого потенциала ребенка. Многие известные ученые, музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми, но может быть и наоборот: не проявившие себя в детстве люди достигают выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как показывают биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими.

Необходимым условием развития способностей является соответствующая деятельность учащихся. Хорошее знание особенностей развития одаренных детей является ключом к познанию возможностей одаренных детей и базой для разработки специальных программ для них.

Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности, однако многих из них спасает тонкое чувство юмора. Сами они если и острят, то ценят хорошую шутку. От других детей они отличаются особенностью речи, моторикой и восприятием.

Ребенок с высокоразвитым интеллектом может отличаться эмоциональной неустойчивостью, недоразвитием психомоторной сферы. Среди одаренных также встречаются дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности эмоциональных, регуляторных, психомоторных, личностных и других сторон психики. Эта особенность их развития во многом обусловливает необходимость оказания им педагогической и психологической помощи, а также моральной поддержки со стороны родителей и педагогов[4].

Ю.З. Гильбух к важнейшим особенностям одаренных детей относит:

— необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;

— быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и оперативной памятью;

— сформированность навыков логического мышления;

— богатство активного словаря;

— быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций;

— выраженную установку на творческое выполнение заданий;

— развитость творческого мышления и воображения, владение основными компонентами умения одаренных детей.

Говоря об интеллектуальной сфере одаренного ребенка, нужно отметить, что отличие от других детей в быстроте мышления, наблюдательности и исключительной памяти. В общении одаренный ребенок легко приспосабливается к новой ситуации, в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе, имеет тенденцию руководить играми или занятиями других людей. В качестве одной из основных особенностей эмоциональной сферы одаренного ребенка является уязвимость. Причинами ее является сверхчувствительность, способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающиеся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий. Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях. Их не нужно заставлять учиться, они сами находят себе работу, чаще сложную интеллектуальную. В целом, одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети достигают наиболее высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальных характер[5].

Таким образом, обладание одаренными детьми описанными выше качествами требует к ним особого подхода. Именно поэтому такие дети нуждаются в особом воспитании, индивидуальных учебных программах в специальных школах, в которых учителя знают и учитывают возможности каждого одаренного ребенка, ставят перед ним сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям и согласно актуальным задачам своего обучения.

Tрадиционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития одаренного ребенка, и это был один из аргументов в пользу необходимости решения проблемы обучения одаренных детей. Кроме того, есть и другой аспект рассмотрения этой проблемы. Хорошо известно, что эффективность программ обучения зависит от их соответствия потребностям и возможностям тех детей, для которых они предназначены. Если познавательная деятельность, которая составляет основу обучения в школе, не соответствует мотивационным и когнитивным характеристикам ребенка, то трудно ожидать, что им будут достигнуты высокие уровни развития. Одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями, отличающими их от других сверстников, то это означает, что для их обучения необходимы специальные программы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных образовательных программ, которые ориентированы на гипотетического «среднего» ученика.

Постановка задач, связанных с обучением  одаренных детей имеет первостепенное значение, что связано как с особенностями таких детей, для которых традиционная задача обучения – усвоение знаний, умений и навыков – может стать причиной негативного отношения к школе, так и со спецификой социального заказа. Прекрасно осознавая, что развитие творческих возможностей необходимо каждому ребенку и, что каждый человек играет свою особую роль в развитии общества, нельзя не отметить и то, что именно одаренные дети отличаются ярко выраженным интересом не только к прошлому, но и к будущему, способностью к выдвижению нестандартных идей и новых способов деятельности, то есть повышенными творческими возможностями. Поэтому задача творческого развития, очень хорошо отвечает потребностям и возможностям одаренных детей. Кроме того, она хорошо отвечает идеалу целостного развития.

Стремление учесть разнообразные запросы одаренных детей, с одной стороны, и разные задачи обучения с другой, привело к созданию различных программ, которые применяются в школе и за ее пределами (в зимних и летних лагерях, в домах творчества и тому подобное). Идеальная программа обучения одаренных детей теоретически должна отвечать всем требованиям. Однако на практике та или иная программа может отвечать одним требованиям и не отвечать другим. И это связано не только с несовершенством самих программ, но и с теми конкретными задачами, на решение которых они направлены[6].

Читайте также:  Что такое развитие ребенка дошкольника

Все программы обучения, независимо от того, для каких детей они предназначены, можно разделить на три категории:

1.образовательные: ускоренное обучение, обогащенное обучение

2. образовательно-развивающие

3.развивающие: личность, мышление

Образовательные программы нацелены на то, что ребенок должен получить определенный круг знаний, умений и навыков в различных содержательных областях. Стандартная образовательная программа может оказаться препятствием на пути развития одаренного ребенка. Существует два подхода к построению образовательных программ для одаренных детей: первый связан с ускорением процесса обучения. Дети с высокими способностями, с сильным опережением в интеллектуальном развитии учатся по обычным школьным программам, но им дается возможность продвигаться в том темпе, который соответствует их индивидуальным возможностям. Ускорение обучения может достигаться как за счет «перескакивания» через класс, так и за счет построения индивидуальных программ прохождения различных школьных предметов для некоторых учащихся. Ускоренное обучение позволяет учесть, главным образом, такую особенность одаренного ребенка, как быстрый темп интеллектуального развития. Такое обучение позволяет одаренным детям избежать скуки и высвободить время, которое может быть эффективно использовано за пределами школы. Однако очевидно, что ускоренному обучению, в том случае если используется содержательно не переработанная школьная программа, свойственны все те же недостатки, которые xapaктepны для традиционного подхода. Кроме того, могут возникать и другие проблемы. Второй подход связан с изменением содержания обучения в сторону его обогащения. Это путь углубленного или расширенного изучения отдельных тем, проблем, предметов и целых научных областей, позволяющий одаренным детям продвигаться в освоении интересующих их предметов и областей значительно дальше, чем их сверстникам. Обогащенные образовательные программы углубленного типа позволяют ребенку достигнуть высокого уровня компетентности в одной или нескольких областях научного знания. Такие программы позволяют учесть яркий, избирательный интерес и чувствительность к определенным сторонам действительности, повышенную потребность в умственной нагрузке, столь характерные для одаренных детей, и отвечают таким требованиям к программам для одаренных, как насыщенность содержания и обеспечение возможности углубленного изучения тем (дисциплин), выбираемых учеником. В сочетании же с ускорением обучения возможности учесть особенности одаренных детей могут увеличиваться: удовлетворяется избирательный интерес ребенка, потребность в умственной нагрузке, и при этом темп обучения соответствует индивидуальным особенностям темпа интеллектуального развития. Обогащенные программы углубленного типа широко распространены и успешно применяются в нашей стране. При всех своих достоинствах этот подход также имеет и недостатки. Он мало пригоден на начальных ступенях обучения и для детей с общей одаренностью[7].

Развитие творческого мышления и личности ребенка является первоочередной задачей в случае обучения одаренных детей. Эту задачу развития творческих возможностей ребенка и ставят перед собой различные развивающие программы. Задача овладения знаниями в тех или иных областях отступает в этом случае на второй план, либо не ставится вообще. Стратегия развивающего обучения предполагает качественно иное обучение. В этом случае учебная программа основана на принципиально ином содержании, не являющимся ни продолжением, ни более широким изложением материалов, включаемых в обычные образовательные программы. По доминированию тех или иных конкретных задач обучения эти программы можно разделить на два вида. К первому виду можно отнести все программы, которые направлены прежде всего на развитие высших мыслительных процессов – творческого, критического, логического мышления, умения решать проблемы. Среди них можно выделить программы, которые специально направлены на развитие творческого мышлeния (например, программы для летних школ, основанные на применении приемов синектики и «мозгового штурма»), умений решать. Такие программы способствуют дальнейшему развитию творческих и интеллектуальных возможностей детей, «вооружают» их универсальными приемами, которые помогают находить нестандартные решения различных проблем. Понятно, что развивающие программы такого рода соответствуют не только повышенным творческим потребностям и возможностям одаренных школьников, но и позволяют удовлетворить их стремление к самостоятельности. При этом учитываются и многие требования к процессу обучения для одаренных детей. Как правило, такие программы предполагают изучение проблем «открытого типа», они поощряют и стимулируют выдвижение новых идей, развивают методы и навыки исследовательской работы, поощряют создание работ с использованием разнообразных нестандартных материалов, учат детей оценивать свои работы с помощью различных критериев. Ко второму виду развивающих программ можно отнести те, которые ставят своей задачей развитие эмоционально-личностной сферы. Этот вид программ учитывает тот факт, что у одаренных детей могут возникать проблемы в эмоционально-личностном развитии, связанные с отставанием в развитии этой сферы по сравнению с интеллектуальной или же с другими особенностями одаренного ребенка. Проблемы эмоционально-личностного плана, например заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе могут полностью блокировать творческое развитие одаренного ребенка. Именно поэтому важно обращать внимание на развитие таких характеристик, как настойчивость и уверенность в себе, способствовать развитию самопознания и понимания своих «сильных» и «слабых» сторон. Одни из программ эмоцонально-личностного развития оказывают положительное влияние на развитие «Я»-концепции и самооценку ребенка, другие на межличностные отношения, третьи – улучшают состояния эмоциональной сферы, четвертые – способствуют развитию самопонимания и снятию поведенческих проблем. В любом случае они помогают раскрыть и реализовать творческий потенциал одаренных детей. Важно иметь в виду, что большинство развивающих программ ориентировано на удовлетворение интеллектуальных потребностей одаренных детей и решение задач их творческого развития за пределами школьного учебного времени (их можно использовать эффективно в летних лагерях во вторую половину дня)[8].

Даже в тех случаях, когда такого рода программа предназначена для включения в школьный учебный план, она, как правило, оторвана от систематического процесса познания учащихся. Дети изучают различные дисциплины, предусмотренные обычной традиционной программой, и, например, дополнительный курс «технологии формирования и развития творческого мышления учащихся». Предполагается, что, научившись различным приемам творческого воображения и мышления, дети смогут применить свои «творческие умения» при изучении различных и в широком жизненном контексте. Однако, это не происходит, во всяком случае в той полноте, которая необходима для действительного творчества учащихся. Строгие научные следования показывают очень незначительные возможности прямого воздействия на дивергентное мышление. Именно это и обусловливает ограниченность программ обучения, ориентированных исключительно на развитие креативности без решения задач освоения знаний, в отрыве от реальной систематической познавательной деятельности учащихся[9].

Читайте также:  Центры развития ребенка левобережного района воронежа

Таким образом, несколько расширяя заключение Дж. Фримен, мы можем констатировать, что ни ускоренное развитие, ни общее обогащение школьного курса, ни тренинговые программы не годятся в качестве тотальных мер, так как не могут решить весь комплекс проблем обучения и развития одаренных детей. Эта проблема может быть решена лишь в рамках образовательно-развивающих программ, которые открывают возможности осуществления целостного подхода к обучению и развитию детей. В категорию образовательно-развивающих программ можно отнести такие, которые ставят задачи усвоения знаний развития творческой личности ребенка как равноправные. На практике это осуществляется, как правило, и за счет того или иного качественного изменения содержания обучения, и за счет внедрения различных методик обучения, обеспечивающих развитие мышления и эмоционально-личностной сферы ребенка в процессе усвоения учебного содержания. Примером реализации этого подхода к обучению являются, в частности, программы, создаваемые на основе теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Применительно к одаренным детям теоретически можно выделить многочисленные разновидности таких программ, которые представляют собой различные комбинации образовательных и развивающих систем. Однако на самом деле образовательно-развивающих программ существует значительно меньше, чем это можно было бы представить. Это связано как с трудоемкостью работ по созданию таких программ, так и с проблемами их воплощения в практику обучения. Разработка и внедрение образовательно-развивающих программ является одним из самых перспективных направлений, поскольку именно этот путь открывает возможность для осуществления идеала целостности развития, позволяет школе стать местом развития одаренности ребенка. Для того чтобы школа стала действительным местом развития одаренности ребенка, обучение должно быть построено с учетом всех требований к программам для одаренных детей. И первое, что лежит на пути создания таких образовательно-развивающих программ, — пересмотр традиционного содержания обучения в сторону «укрупнения» содержательных единиц.

Источник

Педагогам для работы с одарёнными детьми нужна специальная подготовка, так как неподготовленные учителя зачастую неспособны выявить такого ребёнка, оказать ему поддержку и помочь раскрыть его потенциала. Как выявить одарённость? Что необходимо педагогу для работы с такими детьми? Как подготовиться к работе с одарёнными детьми? Ответы – в статье.

Развитие личности одаренного ребенка в школе

Выявление одарённых детей и организация системной работы с ними – одна из целей современного образования, что подтверждается указом Президента РФ от 7 мая 2018 года, где поставлена следующая задача:

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Итак, одарённого ребёнка нужно найти среди нескольких десятков учащихся, оказать ему поддержку и помочь в развитии его способностей. Всё это требует развития определённых компетенций, овладения технологиями для обучения одарённых детей.

Что такое одарённость?

Советский психолог и основатель школы дифференциальной психологии (изучает и систематизирует психологические различия) Борис Михайлович Теплов определил одарённость следующим образом:

«качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».

Одарённость – это ещё не успех, а только возможность достичь успеха в какой-либо области. К примеру, каким бы феноменальным музыкальным слухом не обладал ребёнок, он не сможет стать успешным дирижёром или известным музыкантом, если не обучается систематически музыке. Поэтому важно обнаружить потенциал ребёнка как можно раньше и оказать поддержку в его развитии.

Как выявить одарённого ребёнка?

Развитие личности одаренного ребенка в школеМожно проработать в школе много лет и ни разу не столкнуться с одарённым ребёнком, потому что «проморгать» одарённость легче, чем кажется.

В программе «Диалоги об образовательной политике с Александром Адамским» директор московского центра образования «Класс-Центр», заслуженный учитель и победитель первого конкурса «Лидер образования России» Сергей Казарновский так определил одарённость:

– На мой взгляд, слово «одарённый» надо понимать только в смысле «дай», «хочу это», «хочу то». Одарённые дети – это те, которым все интересно. Вот таких детей надо выискивать!

Расшифровка разговора с педагогом опубликована на портале «Вести образования».

Одарённые дети отличаются широким кругозором, развитой речью и большим словарным запасом, с интересом решают сложные задачи и не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Психологи считают, что одарённый ребёнок покажет отличный результат на IQ-тесте:

  • 115 – 129 баллов набирают дети с хорошими способностями (выше среднего);
  • 130 – 144 баллов – умеренно одарённые дети;
  • 145 – 159 баллов – одарённые;
  • 160 – 179 баллов – исключительно одарённые;
  • 180 и выше – настоящие гении.

Средний результат в мире – 100 – 110 баллов. Чем выше от 100 показал результат ребёнок, тем выше его образовательные потребности, следовательно, перед ним нужно ставить более сложные задачи.

Интеллект – только один из компонентов одарённости. Такую точку зрения разделяют большинство современных психологов. Так, Роберт Стернберг и Елена Григоренко считают, что кроме интеллекта, у творчества ещё 5 источников:

  • знания;
  • стиль мышления;
  • личностные характеристики;
  • мотивация;
  • среда.

Таким образом, одарённость включает в себя целую группу свойств, а если повезёт со средой, то ребёнок имеет все шансы стать талантливым.

Читайте также:  Для ребенка с особенностями развития нижний новгород

10 признаков одарённого ребёнка:

  • любопытен, активно исследует окружающий мир и не терпит никаких ограничений своих исследований;
  • легко концентрируется на одном деле;
  • перескакивает этапы развития;
  • имеет большой и богатый словарный запас, у него развито словотворчество;
  • у него развито чувство справедливости – одинаково сильно реагирует на увиденные по телевизору и испытанные лично случаи несправедливости;
  • восприимчив к невербальным проявлениям чувств и эмоций;
  • старается направлять других в деятельность;
  • чаще дружит с теми, кто старше его, ему интереснее люди, у которых он может чему-то научиться;
  • спит меньше сверстников, раньше отказывается от послеобеденного сна;
  • имеет отличные оценки.

Одарённые дети часто становятся отличниками, но не всегда. Поучительна история Томаса Эдисона, которого школьный учитель признал неспособным к обучению.

Будущий изобретатель рос любознательным ребёнком, ему нравилось исследовать всё самостоятельно, постоянно отвлекался на занятиях и задавал слишком много вопросов. Такое поведение никак не сочеталось с методикой преподавания преподобного Джорджа Ингла. Он требовал зазубривать уроки и декламировать их перед одноклассниками, если кто-то ошибался, разговаривал во время занятия или плохо себя вёл, то его били плетью или ремнём.

Учитель неоднократно высмеивал непоседливость Томаса Эдисона перед всем классом, чем доводил мальчика до слёз. Он проучился в школе всего три месяца, а затем перешёл на домашнее обучение, где самостоятельно постигал науки. А после создал фонограф, усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру и электрическую лампу накаливания. Его усовершенствование позволило широко распространить электрическое освещение.

Одарённые дети любознательны и способны быстро усваивать новый материал – всё это даёт им прекрасную возможность преуспеть в школе. Но такие дети легко могут потерять мотивацию к учёбе из-за слишком простых заданий или слабого учителя, отчего его успеваемость может снизиться.

Как отличить одарённого ребёнка от простого отличника?

Отличники – это хорошо организованные дети, с развитыми навыками тайм-менеджмента. Эти качества позволяют им показывать высокие результаты в школе, а впоследствии адаптироваться к жизни в университете и на работе.

Развитие личности одаренного ребенка в школеОднако отличные оценки – это ещё не показатель одарённости ребенка. Чаще всего у отличников внешняя мотивация – желание получать отличные оценки и похвалу от окружающих. У одарённых же детей внутренняя мотивация – они хорошо работают на уроке, когда материал им интересен. Если им неинтересно, то они либо выполняют задания плохо, либо бросают на полпути.

Наличие одного или нескольких описанных выше признаков ещё не говорят об одарённости. Отличные оценки могут говорить о высоком уровне организованности и самодисциплины, но не об одарённости. Можно легко запутаться.

Чтобы определить одарённого ребёнка наверняка следует применить методики выявления таких детей:

  • карта одарённости Д. Хаана и М. Каафа;
  • тест креативности Э.П. Торренса
  • тест интеллектуального потенциала П. Ржичана;
  • тесты по видам одарённости Д.В. Ушакова, М.А. Холодной и другие.

Как работать с одарёнными детьми?

Итак, вы выявили одарённых детей в классе, а как с ними работать? Перечислим некоторые из принципов работы с одарёнными детьми, предложенных отечественными педагогами и психологами:

  • максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
  • гибкость и вариативность учебного процесса;
  • возрастающая роль внеурочной деятельности;
  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • поддержка и развитие самостоятельности;
  • создание условий для совместной деятельности учащихся при минимальном участии учителя.

О планировании и формах работы с одарёнными детьми в школе вы узнаете из этих статей:

  • «Планирование работы с одарёнными детьми в школе»
  • «Формы работы с одарёнными детьми в школе»

Как показывает практика, выгодно отличаются те педагоги, которые прошли специальную подготовку по проблеме выявления и обучения одарённых детей. Такие дети отличаются – это ключевое слово, а потому зачастую страдают от неприятия со стороны сверстников. Задача педагога – помочь такому ребёнку адаптироваться, не допустить буллинга, помочь другим детям принять «не такого» ребёнка. Для этого нужно формирование определённых качеств и компетенций.

Каким должен быть педагог для работы с одарёнными детьми?

Развитие личности одаренного ребенка в школеПрофессиональный стандарт педагога выдвигает требования к личностным качествам учителя, необходимым для его профессиональной деятельности, таким как готовность обучать всех детей без исключения, вне зависимости от их склонностей, способностей и особенностей развития.

Зачастую одарённых детей готовят к олимпиадам, не стремясь развить их способности, практические навыки для дальнейшей жизни. В основном этому мешает то, что многие учителя до сих пор воспринимают учеников как объект образовательной деятельности. Несмотря на то, что в педагогических вузах уже много лет учат будущих учителей тому, что ребёнок – это субъект образовательного процесса, обратное мнение и авторитарный стиль преподавания всё ещё живут в наших школах. Такой подход может задавить одарённых детей, отбить у них желание учиться и развиваться, что помешает проявиться их талантам.

При организации работы с одарёнными детьми востребован такой педагог, который умеет творчески мыслить и сможет применять инновационные технологии. Только такой педагог способен раскрыть потенциал ребенка и не зарыть его талант в землю.

Авторы статьи «Готовность педагога к работе с одарёнными детьми» составили портрет педагога, способного эффективно работать с одарёнными школьниками:

  • знает о различных аспектах проявлениях одарённости, методах выявления и формах работы с одарёнными детьми, их личностных особенностях;
  • умеет оказывать помощь и поддержку одарённым детям и их родителям;
  • имеет потребность в личностном росте и совершенствовании;
  • обладает такими качествами, как креативность, коммуникативность, инициативность, объективность, способность работать в одиночку, толерантность, педагогический такт.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Источник