Периоды развития ребенка по коменскому

Периоды развития ребенка по коменскому thumbnail

Система школ и содержание обучения. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество — от 6 до 12 лет,

молодость — от 12 до 18 лет,

возмужалость — от 18 до 24 лет.

В базу этого деления он кладет возрастные особенности:

Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; молодость, кроме указанных свойств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе дитя), Коменский намечает необыкновенную ступень образования.

Для детей до 6 лет включительно он дает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под управлением матери. Для отрочества (т.Е. Для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) обязана быть в каждом городе латинская школа, либо гимназия. Для возмужалых юных людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве либо большой области — академия.

Любая следующая ступень является продолжением предшествующей. Таковым образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.

Для каждой ступени (не считая академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа, беря во внимание природные особенности детей, обязана дать детям до шестилетнего возраста начальные представления, живые впечатления об окружающей природе и публичной жизни. Дети обязаны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, травка, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что именуется небом, солнцем, луной, звездами и где они восходят и заходят. Дети получают также начальные сведения по географии (гора, равнина, река, селение, город и пр.).

Коменский рекомендует приучать детей уже в ранешном детстве к хозяйству и труду, для чего их нужно знакомить с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, основное, любви к людям.

Крупная награда Коменского заключалась в том, что он разработал первое в мире управление по дошкольному воспитанию — «Материнская школа».

Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности.

В те времена начальная школа имела двух, трехлетний курс обучения и ограничивалась только заучиванием молитв, обучением чтению, письму и элементарному счету. Большая награда Коменского заключается в том, что он поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, выделив, что это — школа родного языка (тогда как церковные школы, находившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям книжном латинском языке), расширив содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда. Естественно, огромное место он уделял преподаванию религии.

Содержание обучения в латинской школе (гимназии) Коменский заимствовал из обыденного круга учебных предметов средней школы того времени: это «семь свободных искусств». Но к этим наукам схоластической школы того времени он добавлял новейшие учебные предметы: физику (как в то время называлось естествознание), географию, историю. В гимназии изучались латинский, греческий, родной и один из новейших языков.

Коменский требовал, чтоб после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к исследованию настоящих наук — естествознания (физики), математики, потом философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс исследованием риторики, так как при таковой последовательности краса речи будет сочетаться с её содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии в школьной системе Коменского носят наименования: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Устанавливая эту необычную для того времени последовательность исследования наук, Коменский исходил из собственных философских воззрений — из сенсуализма — и был для собственного времени новатором, придерживаясь, но, обыденного порядка одновременного исследования одной науки (либо маленький группы родственных наук) и только потом переходить к исследованию остальных наук. (В конце XVIII века стали сразу преподаваться разнообразные учебные предметы. Современные учебные планы являются дальнейшим развитием этого принципа.)

Читайте также:  Роль семейной педагогики в развитии личности ребенка

В академии Коменский предугадывает обыденные факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский.

Источник

Я.А.
Коменский об особенностях обучения
человека на различных этапах возрастного
развития.

Ян Амос Коменский
(1592 — 1670) родился в Южной Моравии
(Чехословакия) в семье члена общины
Чешских братьев. Учился в Гернборнском
и Гейдельбергском универсистетах в
Германии. После этого Коменский был
проповедником, а потом и главой своей
религиозной общины, занимался
педагогической деятельностью в различных
странах Европы — в Чехии, Польше, Венгрии,
писал учебники для Швеции. Благодаря
своим учебникам Коменский стал знаменит
еще при жизни, по ним учились во многих
странах мира, включая Россию.

Коменский был
основоположником педагогики нового
времени. В его теоретических трудах по
вопросам обучения и воспитания детей
(“Материнская школа”, “Великая
дидактика”, “Новейший метод языков”,
“Пансофическая школа” и др.) рассмотрены
все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной
чертой педагогических воззрений
Коменского было то, что он рассматривал
воспитание в качестве одной из важнейших
предпосылок установления справедливых
и дружественных отношений между людьми
и народами. Эта идея проходит красной
нитью через его главный труд “Всеобщий
совет об исправлении дел человеческих”,
одну из частей которого он назвал
“Пампедией ” — “Всеобщим воспитанием”,
где он, в частности, развивает мысль о
том, что воспитание и образование
человека не заканчивается после выхода
из школы. Школьное воспитание и образование
должно готовить юношество к будущему
самовоспитанию и самообразованию.

Через все
педагогические сочинения Коменского,
проходит мысль, что правильное воспитание
во всем должно сообразоваться с природой.

Коменский считал,
что человек
как часть природы подчиняется ее
главнейшим, всеобщим законам, действующим
как в мире растений и животных, так и в
отношении человека.
Он
указывает, что точный порядок школы
надо заимствовать от природы, что
необходимо исходить из наблюдений над
теми процессами, какие повсюду проявляет
природа в своих действиях. Он пытается
установить закономерности воспитания
путем аналогий с естественными
“основоположениями”, законами природы.

Яркие примеры
сравнения человека с живой природой
можно увидеть в “Великой дидактике”.
“ … плодоносное дерево (яблоня, груша,
виноградная лоза) хотя и может произрастать
предоставленное самому себе, но как и
дикое растение принесет и дикий плод;
для того же, чтобы оно дало вкусные и
сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный
садовник его посадил, поливал, подчищал.
Хотя человек, как и всякое существо, сам
приобретает свой образ, все же, без
предварительной прививки черенков
мудрости, нравственности и благочестия,
он не может стать существом разумным,
мудрым, нравственным и благочестивым”.
Коменский, исходя из природы человека,
делит жизнь подрастающего поколения
на четыре возрастных периода, по 6 лет
каждый:

детство —
от рождения до 6 лет включительно

отрочество —
от 6 до 12 лет

юность — от
12 до 18 лет

возмужалость — от
18 до 24 лет

Для каждого из
приводимых возрастов Коменский отводит
особую ступень образования, включенную
в общую систему единого образования. В
этом смысле Коменский как истинный
протестант был противником сословного
или же «тупикового» образования.

В основу этого
деления он кладет возрастные особенности:
детство характеризуется усиленным
физическим ростом и развитием органов
чувств; отрочество — развитием памяти
и воображения с их исполнительными
органами — языком и рукой; юность, помимо
указанных качеств, характеризуется
более высоким уровнем развития мышления
и возмужалость — развитием воли и
способностью сохранять гармонию.

Для каждого из
этих возрастных периодов, следуя
характерным возрастным особенностям
(природе ребенка), Коменский намечает
особую ступень образования.

Для детей до 6 лет
он предлагаетматеринскую
школу,под
которой он разумеет дошкольное воспитание
под руководством матери. Для отрочества
предназначается шестилетняя школа
родного языкав каждой
общине, селении, местечке. Для юношей
должна быть в каждом городе латинская
школа, или гимназия. Для возмужалых
молодых людей в каждом государстве или
большой области — академия.

Читайте также:  Ребенок год и два месяца развитие видео

Целесообразность
данной системы заключается не только
в ее здравой возрастной спецификации,
но и в ряде особенностей. Прежде всего
каждая из них имеет определенное
содержание обучения. Далее ввиду разной
потребности общества в том или ином
виде образования, Коменский сразу ставит
оплату образование в зависимость от
его «глубины и высоты». Материнская
школа оплачивается семьей, школа родного
языка — местной общиной, гимназия —
центральным органом местности (например,
муниципалитетом), и, наконец, академия
(высшее образование) — государственным
центром. Таким образом, каждая ступень
образования, по Коменскому, в той или
иной степени является заботой всех и
каждого.

Для каждой ступени
Коменский разработал и содержание
обучения. В материнской школе ребенок
должен получить образные представления
об окружающем мире. Основные науки,
зачатки которых развиваются в ребенке
— это естествознание, астрономия,
география. Эти знания не должны носить
характер зубрежки, они вырабатываются
в ходе каждодневного общения ребенка
с окружающим миром. Ребенок в детстве
получает элементарные навыки труда и
хозяйства, знакомится с предметами
домашнего обихода, их употреблением,
учиться самостоятельно ухаживать за
собой. «Нравственное воспитание детей
дошкольного возраста, как указывал он,
заключается в воспитании у них умеренности,
опрятности, трудолюбия, почтительности
к старшим, послушания, правдивости,
справедливости и, главное, любви к
людям».

Школа родного
языка, по Коменскому, предназначена для
детей без различия пола, сословий,
вероисповеданий и национальности.
Отметим, что это один из первых опытов
единой школы, относительно отделенной
от церкви и направленной на обучение
живому, родному языку.

Гимназия, как
дающая более продвинутое образование
изучает уже и иностранные и древние
языки (латинский, греческий). Изучаются
так называемые «свободные искусства»
(философия, риторика и пр.), а так же
естествознание, география, история.

Коменский требовал,
чтобы после обучения языку (грамматике)
учащиеся переходили к изучению реальных
наук — естествознания (физики), математики,
затем философских наук (этики, диалектики),
завершая весь курс изучением риторики.
Шесть последовательных классов гимназии
в школе Коменского носят названия:
грамматический, физический, математический,
этический, диалектический и риторический.

Коменский не
ставил в своих трудах задачу реформы
высшего образования, так как в то время
оно было традиционным, и, большей частью
значительно независимым от внешних
факторов. Поэтому педагог ограничивается
лишь перечислением классических
университетских факультетов того
времени в своей «академии»:
богословский, юридический и медицинский.

Устанавливая эту
необычную для того времени последовательность
изучения наук, Коменский исходил из
своих философских воззрений — из
сенсуализма — и был для своего времени
новатором, придерживаясь, однако,
обычного порядка одновременного изучения
одной науки (или небольшой группы
родственных наук) и лишь затем переходить
к изучению других наук.

Всю задачу обучения
Коменский зачастую сводит не столько
к пользе конкретного человека (хотя и
не избегает ее), сколько к пользе прежде
всего государства

В школах нужно
стремиться к тому, чтобы:

  1. При посредстве
    наук и искусств развивались природные
    дарования.

  1. Совершенствовались
    языки.

Коменский настаивал
на систематичности обучения (в обучении,
надо идти от фактов к выводам, от примеров
к правилам, которые систематизируют,
обобщают эти факты и примеры, идти от
конкретного к абстрактному, от легкого
к трудному, от общего к частному).

Принцип
природосообразности. В “Великой
дидактике” Коменский выдвинул такие
основоположения:

природа
не смешивает своих действий, выполняет
их по отдельности, в определенном порядке

— природа не делает
скачков, а идет вперед постепенно

— начав что-либо,
природа не останавливается, пока не
доведет дело до конца.

Детям следует
давать для обучения только то, что
доступно их возрасту.

Коменский стремился
возможно сильнее развивать познавательные
способности учащихся, “воспламенить
жажду знания и усердие к учению”, для
чего надо, указывал он, соединять приятное
с полезным, поощрять детскую
любознательность. “У своих учеников я
всегда развиваю самостоятельность в
наблюдении, в речи, в практике и в
применении”, — писал он.

Коменский был
новатором в области дидактики, выдвинувшим
много глубоких, прогрессивных дидактических
идей, принципов и правил организации
учебной работы (учебный год, каникулы,
деление учебного года на учебные
четверти, одновременный прием учащихся
осенью, классно-урочная система, учет
знаний учащихся, продолжительность
учебного дня и т. д.). Рекомендации его
по этим вопросам до сих пор в основных
чертах применяются в школах различных
стран.

Читайте также:  Презентации по коррекции и развитию ребенка

Источник

Ян
Амос
Коменский
(1592-1670)
философов гуманист, считается
отцом современной педагогики.

«Великая
дидактика»
— в ней рассмотрены
вопросы не только обучения, но
и воспитания (умственного,
физического, эстетического),
школоведения, педагогической
психологии, семейного
воспитания. В ней
сформулированы
сенсуалистические пед.
принципы.

Коменский
призывает обогащать сознание
ребёнка, знакомит его с
предметами и явлениями
чувственно воспринимаемого
мира. Согласно его теории
эволюции, в природе, а
следовательно и в воспитании
не может быть скачков. «Всё
происходит благодаря
саморазвитию, насилие чуждо
природе вещей». Для
Коменского образованность не
является самоцелью. Он
подчеркивал, что оно
приобретается и для того, чтобы
сообщать другим образование и
учёность.

Другие
труды «Мир чувственных вещей
в картинках», «Всеобщих
совет об исправлении дел
человеческих»,
«Пампедия».

Основополагающие
пед. идеи:
всеобщие
образование народа;
демократическая, с
преемственными звеньями
школьная система: приобщение
подрастающего поколения к
труду; приближение образования
к потребностям общества;
нравственное воспитание на
начало гуманизма. Провозглашал
обязательность реального,
общественно-полезного
обучения. Уделял особое
внимание развитию системы
органов чувств ребёнка.

По
Коменскому имеется три задачи
воспитания:

  • познание
    себя и окружающего мира
    (умственное воспитание),
  • управление
    собой (нравственное
    воспитание),
  • стремление
    к Богу (религиозное
    воспитание).

К. первым
последовательно обосновал
принцип
природосообразности
— человек как
часть природы подчиняется её
главнейшим, всеобщим законам,
действующим как в мире
растений и животных, так и в
отношении человека («точный
порядок школы надо
заимствовать у природы»).

Возрастная
периодизация по Коменскому.

Делит
жизнь подрастающего поколения
на четыре возрастных периода
(по шесть лет каждый):

1. от
рождения до 6 лет — детство

2. от 6 до
12 — отрочество

3. от 12
до 18 — юность

4. от 18
до 24 — возмужалость.

В основе
деления возрастные
особенности:

1.
детство — усиленный физ. рост,
развитие органов чувств

2.
отрочество — развитие памяти
и воображения;

3.
юность — более высокий
уровень развития мышления, и
возмужалость, развитие воли
и способность сохранять
гармонию.

Для детей
до 6 лет предлагал
материнскую
школу
,
т.е. дошкольное воспитание под
руководством матери. Она
должна дать детям
первоначальное представление
об окружающей природе и
общественной жизни.

Для
отрочества
— школа родного
языка.

Для
юношества
— латинская школа,
гимназия (там изучалось семь
свободных искусств, изучали
физику, географию, историю,
латинский, греческий и один из
новых языков).

Для возмужалых
молодых людей
— академия, с
факультетами: богословский,
юридический и медицинский.

Дидактические
взгляды

— подробно раскрыл принцип
наглядности, «золотое
правило» дидактики: «Всё,
что только возможно,
предоставлять для восприятия
чувствами». К. выступал
против механической зубрёжки,
за сознательное учение.
Настаивал на систематичности
обучения. Говорил, что надо
идти от конкретного к
абстрактному, от легкого к
трудному. Большое значение
предавал последовательности
обучения: изучение нового
материала должно быть
подготовлено предыдущими
знаниями.

Пассивность
обучения:
давать только то,
что доступно возрасту.

Прочность
усвоения материала:
не спешить в
обучении, добиваться полного
усвоения знаний. Огромное
значение для прочного усвоения
имеет упражнение и повторение
материала. Стремился как можно
сильнее развивать
познавательные способности
учащихся, поощрял детскую
любознательность.

Классно-урочная
система

  • установил
    понятие школьного года с
    его делением на учебные
    четверти,
  • ввел
    каникулы
  • разработал
    классно-урочную систему и
    применил её на практике.

Каждый
урок должен иметь свою тему и
свою задачу.

Нравственное
воспитание
— управление
человека собой. Основные
добродетели — мудрость,
умеренность, мужество и
справедливость.

Средства
нравственного воспитания:
пример
родителей, учителей, товарищей,
наставления, беседы с детьми;
упражнения детей в
нравственном поведении; борьба
с распущенностью, с ленью;
выработка положительных
привычек.

Фундаментальной
идей педагогики К, является
пансофизм, т.е. обобщение всех
добытых цивилизацией знаний и
донесение этого обобщённого
знания через школу на родном
языке до всех людей независимо
от общественной, расовой
религиозной принадлежности.

Школы
Пампедии:

1.
Рождение

2.
Младенчество

3.
Детство

4.
Отрочество

5.
3релость

6.
Старость

7.
Смерть.

Источник