Развитие компонентов двигательной сферы ребенка

Развитие компонентов двигательной сферы ребенка thumbnail

Наталья Подставкина
Развитие просодических компонентов речи и совершенствование двигательной сферы детей

Доклад

Развитие просодических компонентов речи и совершенствование двигательной сферы детей, как средство преодоления речевых нарушений.

Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.

       «Движение — это жизнь» — гласит народная мудрость. Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Речь — это движение!

Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность.

Жизнь в современном мире приучает детей к тому, что они меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Они легко осваивают технику. Но что- то сделать своими руками не могут, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не развивают моторику (шнурки и пуговицы на одежде и обуви заменили на липучки, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.

Развитие движений у детей — это естественный процесс, аналогичный развитию речи. Природа одарила детей в раннем и дошкольном возрасте замечательной способностью, облегчающей процесс освоения, как движения, так и речи — способностью к подражанию. Именно на это свойство необходимо опираться педагогу на первоначальном этапе обучения детей. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмическое дыхание регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях на занимающихся оказывается влияние коллективное единство, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога. В этом состоянии дети автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют всё до мелочей — мимику, тончайшие нюансы исполнения

Огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Еще русский физиолог И. П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата «базальными компонентами речи«. Исследования М. М. Кольцовой, Г. А. Волковой, В. М. Бехтерева свидетельствуют, что «…чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идёт развитие обобщающей функции слова.

Раннее развитие речи невозможно без осознания, что речь – это разновидность движения. И осуществляются речевые движения по тем же законам, что и другие движения. Любое движение, в том числе и речевое, к чему-нибудь или кому-нибудь направлено. Ненаправленные речевые движения обычно связаны с различными заболеваниями.           Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточности выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации движений тела у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения различных движений и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Источник

Ольга Прокулатова
Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

«Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

в аспекте интеграции специалистов

дошкольного учреждения»

Слайд 1.

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей.

Нарушение речевой функции — это одно из нарушений, существенно сказы-вающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Павлова И. П., Эльконина Б. Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.

Исследованиями таких ученых как:Выготский Л. С., Дворкин П. С., Карпова Н. В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка.

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.

Слайд 2.

Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии.

Слайд 3.

Успешное преодоление этих нарушений у детейвозможно только при ком-плексном подходе всех специалистов учреждения: интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-педиатра.

Важным является и тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в детских садах общеразвивающего вида, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции и интеграции деятельности всех специалистов.

В нашем учреждении функционирует две группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Слайд 4.

Проблемы

1. Тенденция к увеличению количества детей со сложными комбинирован-ными диагнозами.

2. Необходимость совершенствования работы по интеграции специалистов в коррекционной работе для детей с ОВЗ.

Слайд 5.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования А. А. Леонтьева, А. Р.Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детейс речевыми недостатками отмечается:

– нарушение общей и мелкой моторики;

– заторможенность;

– повышенная утомляемость;

– нарушение координации;

Читайте также:  Центр развития ребенка 41 псков

– отставание в возрастныхпоказаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Анализ результатов диагностики двигательной сферы детейс ограни-ченными возможностями здоровья показывает:

— нарушение произвольной регуляции;

— недостаточная координированность и четкость произвольных движений;

— нарушение моторной сферы;

— слабые силовые качества.

Слайд 6.

Учитывая актуальность вопроса развития и коррекции двигательной сферы старших дошкольников,мы определили цель предстоящей работы:

Развитие психомоторных систем ребенка средствами выразительного движения, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Слайд 7.

Для достижения данной цели нами были определены следующие задачи:

1. Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с ОВЗ в аспекте интеграции деятельности специалистов нашего детского сада.

2. Обобщить систему интегрированных занятий, направленных на коррекцию двигательной сферы детей в группах компенсирующей направленности.

3. Формирование оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных, речевых, психических способностей воспитанников.

Для реализации технологии коррекции детей определили основные направления работы:

1. Комплексная диагностика

2. Коррекционно-развивающая работа всех специалистов детского сада

3. Консультирование специалистов, родителей

4. Определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Слайд 8.

Основные этапы реализации работы

1 этап Диагностический

Диагностический этап включает:

1. Первичная диагностика (сентябрь, старшая группа)

— Особенности двигательной сферы детей

— Особенности развития речи

Комплексная оценка психофизического развития детей всеми специалистами

— Обогащение специалистов знаниями из образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

— Разработка всеми специалистами индивидуального коррекционного маршрута сопровождения ребенка

2. Промежуточная комплексная диагностика (май, старшая группа)

— Углубленная диагностика речевой и двигательной сферы проблемных детей

— Объективная оценка продвижения детей

— Коррекция индивидуальных маршрутов

— Разработка рекомендация для педагогов и родителей по обеспечению интегративного подхода в коррекции двигательной сферы детей

3. Итоговая диагностика через интегрированные занятия (май, подготови-тельная группа)

— Оценка эффективности технологии коррекции двигательной сферы через интеграцию деятельности всех специалистов

— Систематизация базы данных структурных отклонений психофизического развития детей и индивидуальных маршрутов сопровождения детей всеми специалистами

— Понимание роли каждого специалиста в минимизировании проблем развития детей

На диагностическом этапе работы использую диагностические методики программы «Детство», которые нацелены на исследование отдельных компонентов движения.Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; мелкая моторика. Для более расширенной диагностики двигательной сферы детей мы используем диагностические задания на определение уровня развития общей моторики и ориентировки в пространстве.

Слайд 9.

2 этап Коррекционно-развивающий

Системообразующей единицей работы по коррекции двигательной сферы детей мы определили комплексно-тематическое планирование интегрированных занятий, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей.

Данные занятия проводятся 1 раз в месяц и являются итогом всей коррекционно-педагогической работы с детьми за этот период времени. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их планированием и разработкой работают все специалисты детского сада.

Слайд 10.

Структура интегрированного занятия включает 7 частей:

1) вводная беседа и разминка.

2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;

3) упражнения на развитие координации речи с движением;

4) лексико-грамматические игры;

5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков;

6) подвижные и малоподвижные игры;

7) релаксация.

Необходимо выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:

-четкость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь закрепляемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная ёмкость материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Одной из форм проведения таких занятий являются КВЕСТ-ИГРЫ. Квест- это игры, в которых дети ищут различные предметы, разговаривают с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Это позволяет развивать ориентировку в пространстве. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.

Слайд 11.

3 этап. Заключительный (результативный)

На заключительном этапе осуществляется итоговая диагностика, которая позволяет выявить уровень сформированности двигательных навыков, и разработать рекомендации.

Слайд 12,13,14,15.

Вся коррекционно-развивающая работа содержит 3 блока

1 блок. Работас детьми

Коррекция двигательной сферы детей осуществляется во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками:

1.Занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные

2. Утренняя оздоровительная гимнастика

3. Подвижные игры и упражнения

4. Спортивные игры и упражнения

5. Игры-эстафеты и игры с элементами соревнования

6. Организованная и самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и в группе

7. Физкультминутки на занятиях

8. Корригирующая гимнастика после дневного сна

9. Музыкально-ритмические движения

10. Логоритмическая гимнастика

11. Физкультурные досуги, развлечения, дни здоровья

12. Интегрированные занятия

13. Дополнительные образовательные услуги

14. Речедвигательная ритмика.

Слайд 16,17.

2 блок. Работа со специалистами

Задача: координация работы всех специалистов детского сада, направленная на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное направлениереализуется в следующих формах деятельности:

1. Малые педсоветы.

2. Психолого-медико-педагогические консилиумы.

3. Консультации.

Слайд 18,19,20.

3 блок. Работа с родителями

Задачи: улучшение понимания родителями особенностей состояния двигательной сферы своего ребенка; развитие умения оказывать физическую помощь своему ребенку в целях осуществления коррекции двигательной сферы ребенка в семье.

Данное направлениереализуется в следующих формах организации:

1. Консультации –практикумы;

2. Привлечение к участию в совместных с детьми мероприятиях;

3. Тренинги, мастер-классы.

Слайд 21.

Результаты

Проведенная нами работа по развитию двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленностипозволяет отметить следующую динамику:

1. Объективное продвижение детей, динамику развития двигательной сферы.

2. Повышение показателей физической работоспособности, выносли-вости, ловкости и психомоторного развития у большинства детей.

3. Активизация речевого развития и речемыслительной деятельности детей с ОВЗ.

4. Улучшение общего состоянияздоровья детей.

5. Повышение педагогической компетенции родителей по созданию условий для коррекции речевой и двигательной сферы детей в се-мье.

Слайд 22.

Выводы

1. Данные сравнительной диагностики показывают эффективность использования разработанной и используемой педколлективом технологии коррекции двигательной сферы детей в аспекте взаимодействия всех специалистов.

Читайте также:  Исследование развития ребенка в 3 года

2. Достижение положительных результатов в данной работе стало возможным за счет взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

3. Наиболее успешно осуществляется коррекция двигательной сферы на интегрированных занятиях малыми подгруппами детей в зависимости от уровня их психомоторного развития.

4. Внедрение нашей работы в аспекте интеграции деятельности всех специа-листов учреждения помогает в реализации ФГОС в коррекционно-образовательном процессе.

Слайд 23.

Перспективы работы

В дальнейшей своей работе считаем важным, продолжать изучать имеющийся опыт работы по коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Повышать профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам интеграции образовательных областей.

2. Продолжать работу с родителями с целью повышения их осознанного заинтересованного включения в коррекционно-развивающий процесс.

Слайд 24. Спасибо за внимание.

Мастер –класс:

Речедвигательные упражнения с использованием степ платформ. –Это упражнение с проговариванием стихотворных строчек на степах.

Игра «Сороконожка»— игра на ритм, темп, внимания.

А сейчас мы вам покажем практическое интегрированное занятие в форме квест-игры с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР

О.Ю. Воробьева

Московский областной гуманитарный институт, г. Подольск, Россия

Современные условия российского образования характеризуются введением в процесс обучения и воспитания детей на разных возрастных этапах Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым происходит реализация личностно-ориентированного подхода, характеризующегося усилением ориентации на личность ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее часто встречающимся нарушением речевого развития является ОНР, с детьми данного контингента проводится систематическая и целенаправленная логопедическая работа, направленная на формирование правильного звукопроизношения, развитие и активизацию словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Кроме перечисленных направлений логопедической работы с детьми с ОНР, в коррекционно-воспитательную работу включаются разнообразные приёмы, направленные на развитие двигательной сферы детей – общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики. Вся работа строится с учётом результатов диагностики, поэтому важным является изучение особенностей двигательной сферы детей с ОНР.

Нами было проведено теоретическое и экспериментальное изучение особенностей двигательной сферы детей с ОНР. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил выявить понятие двигательной сферы, описать характерные особенности двигательной сферы детей с ОНР.

М.М. Безруких в понимание термина «двигательная сфера» включает внешние проявления активности человека при организации его взаимодействий с окружающей средой, включающие моторные реакции, психомоторные действия, психомоторную деятельность и двигательное поведение [6].

Двигательная сфера и её изучение является предметом изучения таких наук, как физиология, психофизиология, психология. Двигательная сфера имеет важное значение в физическом, психическом развитии детей, в развитии их речи.

Рассмотрение двигательной сферы с точки зрения физиологии привело к изучению теории Н.А. Бернштейна, в которой автором движения человека названы «живым движением», так как все человеческие движения базируются на внешних воздействиях на тело человека и внутренних колебаний, сопровождающих конструкцию тела [2].

А.В. Запорожцем в исследованиях, направленных на анализ движений людей, использовалось понятие двигательной деятельности. Автором было указано, что двигательная деятельность представляет собой действия человека, которые выделяются для достижения определённой цели.

В психофизиологии движения и двигательная деятельность наиболее полно представлена в исследованиях И.П. Павлова, который связывал движения и речь, описывая речь в качестве мышечных ощущений, идущих в кору головного мозга от речевых органов. Также автором описана связь звукопроизношения с осуществлением работы периферического речевого аппарата. В связи с чем обнаруживается связь развития артикуляции с общим моторным развитием ребёнка и развитием мелкой моторики.

У детей с нормативным речевым развитием происходит одновременное развитие общей и мелкой моторики и овладением системой языка.

Психологический подход к проблеме изучен Н.Д. Гордеевой, В.П. Зинченко, которые в своих исследованиях описали предметное содержание понятия «действие». Учёными рассматриваются особенности функциональности действий с опорой на исследования, проведённые Н.А. Бернштейном, в соответствии с чем было выделено три типа систем – жёсткого, самонастраивающегося и саморегулирующегося.

Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко подробно изучена продуктивность деятельности человека, в исследованиях было отмечено изменение её в зависимости от содержания и направленности: жёсткое исполнение заданной программы, либо гибкое использование средств, с помощью которых осуществляется деятельность, в соответствии с изменением целей и условий [4].

В исследованиях И.П. Павлова, М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой отмечено наличие взаимосвязи между речевым развитием и сформированностью моторики (общая, мелкая, артикуляционная). К примеру, М.М. Кольцовой был проведён анализ данных, свидетельствующих о тесной взаимосвязи между функциями руки и речи. В соответствии с результатами проведённого анализа, был сделан вывод о морфологическом и функциональном формировании речевых областей и их совершенствовании под влиянием кинестетического импульса от руки.

Л.Ф. Фоминой была выявлена следующая зависимость отставание в развитии мелкой моторики ведёт за собой задержку речевого развития, при этом развитие общей моторики может быть нормальным.

В диссертационном исследовании, проведённом Л.Н. Славиной-Бурниной отмечены особенности моторной сферы детей с ОНР III уровня: наличие диспропорциональности двигательной функции, которая обнаруживается во всех компонентах и различных параметрах. Дети с ОНР с трудом удерживают равновесие, что приводит к общему напряжению, дети сходят с места, оказывают себе помощь руками, балансируя ими. При ходьбе, выполнении поворотов рассогласуется работу рук и ног, кроме того, для детей характерна неправильная осанка.

При переключении движений наблюдается зажатость, характерно также наличие нечёткости движений, неточности при осуществлении двигательных актов, не соблюдается их количество и порядок. Для детей с ОНР III уровня также характерно проявление повышенной моторной истощаемости, снижение темпа выполнения движений, нечеткость, смешанность движений в конце занятий. Артикуляционный аппарат и лицевые мышцы также отличаются своеобразием – наблюдается проявление синкинезий, дополняющих картину нарушения развития мелкой моторики пальцев рук и кистей [7].

Теоретический анализ литературных источников позволил подойти к выводу о том, что двигательная сфера является фактором стимуляции развития речи.

Читайте также:  Деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста

Дети с ОНР являются основной категорией, которая проходит обучение и воспитание в условиях логопедической группы дошкольной образовательной организации, данная группа детей сложна и разнородна по тяжести проявления дефектов, по природе возникновения дефекта, по речевым и неречевым нарушениям [5].

Под общим недоразвитием речи понимается форма речевой патологии, сопровождающаяся нарушенным формирование всех компонентов речи, которые относятся как к звуковой, так и смысловой сторонам [8].

Для ОНР характерно нарушение всех структурных компонентов речевой системы, кроме того, отмечаются специфические особенности в двигательной сфере, которые затрагивают как общую моторику, так и мелку и артикуляционную моторику [3].

Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В экспериментальном исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющие сходный логопедический диагноз (ОНР III уровня). С целью обеспечения сравнения результатов исследования, была набрана группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек с нормативным речевым развитием.

Для проведения экспериментального исследования была использована методика, разработанная Е.А. Архиповой, в ходе использования которой на практике были исследованы особенности двигательной сферы дошкольников по компонентам: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика [1].

Методика представлена 11 заданиями, которые разделены на три серии.

1 серия заданий позволила изучить общую и произвольную моторику детей старшего дошкольного возраста с ОНР; 2 серия заданий – мелкую моторику дошкольников; 3 серия – артикуляционную и мимическую моторику.

Результаты экспериментального исследования были подвергнуты количественному и качественному анализу, были представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1 – Результаты изучения двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормативным развитием

Параметры изучения двигательной сферы

ОНР

Нормативное развитие

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общая и произвольная моторика

0%

10%

90%

80%

20%

0%

Мелкая моторика

0%

20%

80%

90%

10%

0%

Артикуляционная и мимическая моторика

0%

20%

80%

100%

0%

0%

Сравнительный анализ результатов исследования показал разный уровень развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР и с нормативным развитием по всем исследуемым компонентам.

Высокий уровень сформированности двигательной сферы не был зафиксирован у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, в группе детей с нормативным речевым развитием большинство детей практически не имели трудностей при выполнении всех предложенных заданий выполнить все предложенные им задания правильно, столько раз, сколько этого потребуется для задания.

20% детей с ОНР показали средний уровень развития двигательной сферы, при изучении мелкой моторики детей с речевыми нарушениями были отмечены нарушения в последовательном выполнении действий, слабая координация, также нарушения были отмечены при изучении артикуляционной моторики, что выражалось в малой подвижности губ и языка. Кроме того, была отмечена излишняя напряжённость, замедленность в переключении с одного движения на другое. Дети справились с выполнением заданий, но иногда им требовалась помощь экспериментатора, отмечались некоторые ошибки, темп выполнения задания замедленный.

Низкий уровень развития двигательной сферы показало большинство детей старшего дошкольного возраста с ОНР, что говорит о неполноценности в формировании всех компонентов двигательной сферы. Были выявлены следующие специфические особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

— специфика развития общей моторики выражается в затруднениях при выполнении основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, лазании); существенно нарушена точность и плавность движений, дети не умеют удерживать позу, фиксируются ошибки в пространственной координации, кроме того, отмечена излишняя напряжённость, скованность движений, дети с трудом переключаются с одного движения на другое, нарушена синхронность движений, движения не дифференцированы и труднопереключаемы;

— специфические особенности в развитии мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОНР заключаются в напряжённости, скованности, трудности в переключении движений, кроме того, отмечена слабая чёткость движений, зафиксированы нарушения в соразмерности движений и их очерёдности, что накладывает отпечаток на точность координации мелких движений руки;

— зафиксированы отличия артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с ОНР, что находит выражение в затруднениях при поиске и переключении артикуляционных поз, кроме того, отмечена сложность удержания артикуляционной позы, трудности в многократном её повторении.

Сравнительные результаты эмпирического исследования представлены на диаграмме (рис. 1).

hello_html_334c3455.png

Рис. 1. Уровень развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормативным развитием

Итак, результаты эмпирического исследования позволили выделить основные особенности двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР, которые заключаются в нарушении всех компонентов двигательной сферы – общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, кроме того, были отмечены различия в уровень сформированности двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие /Е.Ф. Архипова. — М., 2006. — 224 с.

  2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии и активности. // Физиология движений и активности. / Под ред. Н.Н. Даниловой. — М.,1990. — 279 с.

  3. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — 495 — 497 с.

  4. Гордеева Н.Д. Зинченко В.П. Функциональная структура действия. — М, 2002.

  • 208 с.

  1. Комаишко С.В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников // Логопед. — 2009. — №21. — с. 57­62.

  2. Психофизиология. Словарь / Авторы М. М. Безруких, Д. А. Фабер. — М., 2013.

  • 128 с.

  1. Черепкова Н.В., Хаткова Д.Э. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/ В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 155 — 157.

  2. Черепкова Н. В., Короткая Л. В. Употребление наречий детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 41-45.

9 Черепкова Н.В. Феноменологические признаки конституционально — типологической недостаточности у дошкольников// Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 4 (37). С. 191-195.

Источник