Деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста

Деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста thumbnail

Наталья Михальченко
Консультация для родителей «Познавательная активность как фактор развития личности ребенка»

Консультация для родителей «Познавательная активность — как фактор развития личности ребенка»

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный поиск и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей действительности. Современное общество достаточно информативно, поэтому у ребенка много возможностей для получения знаний из самых разнообразных источников (от ближайшего окружения из литературы, искусства т. д.). Однако развитие личности невозможно свести лишь к обладанию знаниями.

В картине мира детей все окружающее принадлежит им по праву рождения. Детство существует по собственным законам. Оно имеет свой язык, представления, способ представления увиденного. Детская непосредственность, фантазия и воображение создают часто непостижимую для нас реальность. Детство-период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру, а тот открывается ему. Детство — период времени, который подвластен только ребенку, где он не только расширяет свою познавательную активность. но и бесконечно расширяет границы окружающего.

Целевыми задачами процесса развития познавательной активности считаются изменения через «формирования» и «приобретения». Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами;

— согласованностью,

-преодолением,

-осознанием собственного положения,

-интересом к новому.

Познавательная активность может проявляться во внешнем и внутреннем поведенческих планах. При этом внутренней активности может соответствовать некоторая составляющая активности внешней, но необязательно. Внешние формы проявления могут быть различными:

-вынесение суждений, о чем — либо,

— анализ ситуаций и планирование деятельности,

— оценка и принятие решений,

— информационный поиск,

-нахождение пробелов в собственных ресурсах,

— постановка и формулировка прикладных задач,

Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление познавательной активности ребенка.

Активность – движение в направлении реализации собственной внутренней потребности.

Признаки активности:

-выражается в производимых действиях, обусловленных внутренним состоянием личности,

— определяется наличием собственной цели,

-предполагает способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Поэтому ребенку необходимо создать условия для игры. Игра- самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным.

Игра выполняет свою развивающую функцию только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной или самодеятельностной. Через игру развивается познавательный интерес, формируется личность ребенка

Консультация для родителей «Познавательная активность как фактор развития личности ребенка»

Источник

Влияние
на развитие наследственности, среды и
воспита­ния дополняется еще одним
чрезвычайно важным фактором —
деятельностью личности. Под этим
понимается все многообра­зие занятий
человека, все то, что он делает. Из глубины
веков дошли до нас мудрые наблюдения:
«Скажите мне, что и как делает ребенок,
и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни
один бездельник еще ничего не достиг»;
«Сколько пота — столько успеха»; «Человек
сам кузнец своего счастья»; «Кто рано
вста­ет, тому Бог дает»; «По труду и
честь»; «Творение указывает на творца»
и т. п. Словом, очевидна прямая связь
между результа­тами развития и
интенсивностью деятельности. Это еще
одна общая закономерность развития,
которую можно сформулировать так: чем
больше работает человек в определенной
области, тем выше уровень его развития
в этой области. Разумеется, пределы
действия этой закономерности не
безграничны, а оп­ределяются
«сдерживающими» факторами — способностями,
возрастом, интенсивностью и организацией
самой деятельно­сти и другими.

В
процессе деятельности происходит
всестороннее и цело­стное развитие
личности человека, формируется его
отношение к окружающему миру. Чтобы
деятельность привела к формиро­ванию
запроектированного образа личности,
ее нужно органи­зовать и разумно
направить. В этом самая большая сложность
практического воспитания. К сожалению,
во многих случаях оно не может предоставить
возможностей для развития; воспи­танники
порой лишены самого необходимого —
активного участия в общественной,
трудовой, познавательной деятельно­сти,
обречены на ее пассивное созерцание и
затверждение го­товых истин.

Основные
виды деятельности детей и подростков
— игра, учение, труд. По направленности
выделяется познавательная, общественная,
спортивная, художественная, техническая,
ремес­ленническая, гедоническая
(направленная на получение удоволь­ствия)
деятельность. Особый вид деятельности
— общение.

Деятельность
может быть активной и пассивной. Даже
са­мый маленький ребенок уже проявляет
себя как активное су­щество. Он
предъявляет требования к взрослым,
сверстникам, выражает свое отношение
к людям, предметам. В дальнейшем под
влиянием среды и воспитания активность
может как повы­шаться, так и снижаться.
Можно привести сколько угодно примеров,
когда человек занят, много работает, но
действует без желания, без настроения,
как говорится, спустя рукава. Ра­зумеется,
такая деятельность к высоким результатам
не ведет. Хорошее развитие обеспечивается
только активной, эмоцио­нально
окрашенной деятельностью, в которую
человек вклады­вает всю душу, в которой
полностью реализует свои возмож­ности,
выражает себя как личность. Такая
деятельность прино­сит удовлетворение,
становится источником энергии и
вдохно­вения. Вот почему важна не
столько деятельность сама по себе,
сколько активность личности, в этой
деятельности проявляю­щаяся.

Активность
в обучении позволяет школьнику быстрее
и ус­пешнее осваивать социальный
опыт, развивает коммуникативные
способности, формирует отношение к
окружающей дей­ствительности.
Познавательная активность обеспечивает
ин­теллектуальное развитие ребенка.
Для нее характерна не только потребность
решать познавательные задачи, но и
необходи­мость применять полученные
знания на практике. Трудовая ак­тивность
стимулирует быстрое и успешное
формирование ду­ховного и нравственного
мира личности, определяет готов­ность
много и успешно трудиться.

Все
проявления активности имеют один и тот
же постоян­ный источник — потребности.
Многообразие человеческих по­требностей
порождает и многообразие видов
деятельности для их удовлетворения.
Показать растущему человеку полезные,
максимально ослабить ложные направления
активности — по­стоянная и одновременно
очень сложная задача воспитания.
Сложность в том, что потребности и мотивы
деятельности в пе­риод интенсивного
становления человека очень подвижны и
пе­ременчивы. На различных возрастных
ступенях должны опера­тивно меняться
виды и характер деятельности. Массовое
школьное воспитание не всегда успевает
за этими переменами, а должно успевать,
чтобы не допускать необратимых
последствий.

Активность
самого человека — непременное условие
разви­тия его способностей и дарований,
достижения успеха. Какие бы прекрасные
воспитатели ни опекали ребенка, без
собствен­ного труда он мало чего
достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что
ученик должен учиться сам, а педагог
дает ему материал для учения, руководит
учебным процессом. Следовательно, при
правильном воспитании школьник не
столько объект пе­дагогического
воздействия, сколько субъект, т. е.
активный участник собственного
воспитания.

Активность
личности, как и деятельность, имеет
избира­тельный характер. Развитие
личности происходит под воздей­ствием
не любых, не всяких влияний, а главным
образом тех из них, которые выражают
потребности самого человека, обра­щены
к его личности, опираются на его
собственное отноше­ние к действительности.
«Главное дело воспитания как раз в том
и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн,
— чтобы тыся­чами нитей связать
человека с жизнью — так, чтобы со всех
сторон перед ним вставали задачи, для
него значимые, для него притягательные,
которые он считает своими, в решение
которых он включается. Это важней всего
потому, что главный источник всех
нравственных неполадок, всех вывихов
в поведении — это та душевная пустота,
которая образуется у людей, когда они
становятся безучастными к окружающей
их жизни, отходят в сторону, чувствуют
себя в ней посторонними наблю­дателями,
готовыми на все махнуть рукой, — тогда
им все ста­новится нипочем».

Активность
личности не только предпосылка, но и
резуль­тат развития. Воспитание
достигает цели, когда ему удается
сформировать общественно активную,
инициативную, творчес­кую личность,
приносящую радость себе и людям. Разумная,
педагогически выверенная организация
деятельности школьни­ка обеспечивает
активность во всех ее проявлениях.
Ставить подрастающего человека в позицию
активного деятеля, воору­жать его
такими способами деятельности, которые
дают воз­можность активного приложения
сил, изучать его личностное своеобразие,
всемерно раскрывать его потенциальные
возмож­ности — таковы функции
воспитателя, разумно направляюще­го
процесс развития личности.

VI.
Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно
обучает всех учеников независимо от
способностей и домашних условий. Секрет
своих успехов Виктор Федорович выражает
словами: «Ученик должен учиться победно!»
Что играет решающую роль в достижении
высоких школьных успе­хов его учеников?

1. Хорошая
наследственность.

2. Благоприятная
среда.

3. Воспитание в
семье.

4. Правильно
организованная познавательная
деятель­ность.

5. Отношение к
учебе.

6. Интерес к учебному
предмету.

7. Личность учителя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие
личности возможно только в деятельности.

Деятельность
– это все многообразие занятий
человека, все то, что он делает

Основными
видами деятельности ребенка являются:
учение, игра, труд, общение.

Вид
деятельности

Эта
деятельность направлена:

Учение

на
усвоение компонентов человеческой
культуры (знаний, умений, навыков,
ценностных установок и др.).

Труд

на
создание материальных и духовных
ценностей

Игра

на
создание чувство радости, удовольствия
от достижения игрового результата,
носит не обязательный характер

Общение

на
установление и развитие контактов
между людьми, в формировании межличностных
отношений

Каждому
периоду развития ребенка соответствует
своя особая ведущая деятельность,
которая в определенном возрасте играет
основную роль, обуславливает его
развитие.

Возрастной
период

Ведущая
деятельность

Младенчество
(от рождения до 1 года).

Эмоциональное
общение ребенка с взрослыми. Это влияет
на формирование зрительных, слуховых,
мышечно-двигательных ощущений и
восприятий

Раннее
детство (от 1 – 3 лет)

Предметная
деятельность (манипулятивная), где
ребенок овладевает способами действий
с предметами

Дошкольный
возраст
(от
3 – 6-7 лет)

Ролевая
или сюжетная игра, в процессе которой
ребенок овладевает жизненным опытом

Младший
школьный возраст (1-4 кл.)

Учебная,
в процессе которой активность ребенка
направлена на усвоение знаний, умений,
навыков, и других компонентов
человеческой культуры, что способствует
всестороннему развитию личности
ребенка,
удовлетворению
потребности в познании окружающего
мира

Подростковый
возраст (5-9 кл.)

Ведущая
— общение, заключающееся в построении
взаимоотношений со сверстниками.

Вторая
по значению — учебная деятельность,
удовлетворяющая потребность в познании
окружающего мира

Старший
школьный возраст (10-11 кл.)

Ведущая
— учебно-профессиональная деятельность,
направленная на профессиональное
самоопределение.

Вторая
по значению — Общение, заключающееся
в построении взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми, способствующая
определению морально-этнических норм
в общении с окружающими

Виды
деятельности так же могут классифицироваться:


по направленности: познавательная,
общественная, спортивная, художественная,
техническая, ремесленническая,
гедоническая (направленная на получение
удовольствия) деятельность;


по аспекту воспитания: экономическая,
экологическая, эстетическая, нравственная,
трудовая, патриотическая и др.

Деятельность
бывает активной и пассивной.

В
пассивной деятельности человек работает
без желания, без настроения. Успешное
развитие человека происходит только в
активной деятельности, в которой
человек
вкладывает всю душу, полностью реализует
свои возможности, выражает себя как
личность. Такая деятельность приносит
удовлетворение, становится источником
вдохновения.

Развитие
личности при одинаковых внешних условиях
во многом зависит от ее собственных
усилий, от ее активности, от той энергии
и работоспособности, которые она
проявляет в различных видах деятельности.

Итак,
активность человека в деятельности
непременное условие развития его
способностей, достижение успеха.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Понятие
«изобразительной деятельности». Виды
и своеобразие изобразительной деятельности
дошкольников: рисование, лепка, аппликация,
конструирование.

Динамика
изменения содержания изобразительной
деятельности на протяжении дошкольного
возраста. Значение изобразительной
деятельности для других направлений
развития и воспитания детей дошкольного
возраста. Его отражение в современных
образовательных программах для детского
сада.

Цели
и задачи изо деятельности

Задачи
обучения

1)
Одна из основных задач обучения детей
— воспитание умения правильно передавать
свои впечатления от окружающей
действительности в процессе изображения
конкретных предметов и явлений. Большое
значение в правдивой передаче впечатлений
имеет способ изображения. Дети учатся
передавать форму предмета, соотношение
его частей, расположение объектов в
пространстве, их цвет и т. д.

2)
Следующая задача обучения — развитие
умений изображения нескольких предметов,
объединенных общим содержанием. Задача
создания тематической композиции
требует изображения группы предметов,
логически связанных между собой. В жизни
ребенок легко улавливает связи и
отношения между предметами, однако для
передачи этих отношений в рисунке или
лепке дошкольник должен овладеть целым
рядом изобразительных умений и навыков,
требующих большой работы мысли и
воображения.

3)
Важной задачей обучения является
развитие умения составлять узоры,
учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение
этой задачи связано с особенностями
эстетического развития дошкольника.
Детям доступно выполнение простейших
ритмических построений и использование
ярких, контрастных сочетаний цветов (в
старшем возрасте — оттенков) для создания
выразительной композиции. Эта задача
осуществляется по преимуществу на
занятиях декоративным рисованием и
аппликацией. В лепке — это украшение
вылепленной посуды и декоративных
пластин узором, выполненным в виде
росписи красками или лепным способом.

4)
Одна из важных задач обучения
изобразительному искусству — овладение
техническими приемами работы с различными
материалами. Изобразительные умения
заключаются в способности передавать
форму предмета, его строение, цвет и
другие качества, создавать узор с учетом
украшаемой формы. С изобразительными
умениями тесно связаны технические
навыки. Для изображения любого предмета
надо уметь свободно и легко проводить
линии в любом направлении, а как передать
форму предмета посредством этих линий
— это
уже изобразительная задача.

Задачи
художественного воспитания:
формирование интереса к произведениям
искусства; приобщение к элементарным
знаниям в этой области; знакомство с
изделиями художественных промыслов;
развитие творческих способностей. 

Задачи
художественно-творческого
развития
детей: 1.)формировать
способы зрительного и тактильного
обследования хорошо знакомых предметов
для уточнения представлений о внешнем
виде игрушек, предметов посуды, одежды,
скульптуры малых форм;

2.)
учить детей
находить связь между хорошо знакомыми
предметами и явлениями окружающего
мира и их отражениями в рисунке, лепке,
апликации, на картинках в детских
книжках;

3.)
учить детей
видеть цельный художественный образ в
единстве изобразительно-выразительных
средств (цвет, форма, линия и т.д.)

Таким
образом, задачи обучения изобразительной
деятельности тесно связаны со спецификой
данного вида искусства и одновременно
способствуют осуществлению воспитательных
задач, развитию художественных
способностей детей.

Восприятие
окружающего как основа изобразительной
деятельности детей

Детская
изобразительная деятельность базируется
на познании окружающей действительности,
поэтому вопрос о развитии восприятий
является одной из основных проблем
методики обучения детей рисованию,
лепке, аппликации. В
своих работах дети отражают впечатления
от окружающей жизни. Изобразительная
деятельность служит средством расширения
и закрепления их представлений о
действительности, способствует воспитанию
чувств и формированию понятий.

Развитие
восприятий, предшествующих изобразительной
деятельности, имеет две цели. Во-первых,
обогащение познавательного и эстетического
опыта ребенка в процессе ознакомления
с окружающей действительностью,
во-вторых, уточнение представлений о
различных предметах. Опыт ребенка
постепенно расширяется в процессе всей
воспитательной работы на занятиях,
прогулках, экскурсиях, при восприятии
радио- и телепередач. Эти восприятия
могут быть связаны с задачей последующего
изображения, но могут иметь и другие
цели. Важно, чтобы воспитатель учитывал
их на занятиях лепкой, рисованием и т.
п.. Накопление впечатлений об окружающем
является широкой базой для проведения
занятий по изобразительной деятельности.

Вводится
рисование с натуры, показ приемов
рисования проводится реже.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    11.02.2015248.32 Кб56.DOC

  • #
  • #
  • #

Источник