Развитие как процесс овладения ребенком историческим опытом

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта (А.Н.Леонтьев). У человека есть врожденные, наследственные механизмы, в которых зафиксировано поведение, а так же особый опыт, которого нет у животных — это опыт общественно- исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка. Дети рождаются разными по индивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. Главную роль в психическом развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он присваивает. Психическое развитие протекает по образцу, существующему в обществе. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы социально. Макросреду составляет общество, как определенную социально-экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности. Мезосреда включает национально- культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок. Микросреда — это непосредственная среда его жизнедеятельности (семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает).

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двустороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. Предметы, находящиеся вокруг ребенка, способствуют формированию его представлений, Результатом освоения опыта выступает овладение этими предметами. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, использует при этом общественно выработанные предметы. Он выступает как как носитель способов их употребления, организует и направляет деятельность ребенка в соответствующие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. С помощью предметной, бытовой, игровой, трудовой, деятельности ребенок осваивает разные сферы деятельности. Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, усвоения определенных знаний, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Интериориза́ция — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций

Л.С.Выготский: оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида.

А.Н.Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. ввел положение о том, что индивид присваивает достижения предшествующих поколений. Необходимость интериоризации определяется тем, что содержание развития ребенка — это присвоение им достижений исторического развития человечества, которые первоначально выступают в форме внешних предметов, словесных знаний.

Различные подходы к периодизации психического развития в онтогенезе (теории                 Ж. Пиаже, Л. Кольберга, З. Фрейда, Ш. Бюлер, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина и др.).

Согласно взглядам Ж. Пиаже, существует Четыре стадии развитии интеллекта :
1. Сенсомоторная стадия(от рождения до 2х лет). Характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.
2. Стадия операционального мышления(2-7лет). У ребенка складывается речь, начинает формироваться внутренняя структура психики посредством действий с предметами и присвоения опыта, формируются наглядные представления.
3. Стадия конкретных операций с предметами. (7 -12 лет). Здесь умственные операции производятся с конкретными объектами.
4. Стадия формальных операций(12 -15лет). Ребенок выполняет операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями.

Периодизация Колберга, основанная на 3 уровнях и 6 ступенях нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: Страх наказания (до 7 лет):

1.Страх перед правом силы.

2.Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка что это такое

III уровень: Совесть (после 16 лет).

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Фрейд. Структура психического. Главную часть — бессознательное – Ид(биологические инстинкты и органические потребности человека, с животными и бессознательно побуждающие его действовать определенным образом).

· Либидо — половой инстинкт

· Тонатос — агрессия, стремление к смерти

Вторую часть – Эго(личностное самосознание человека). К Эго могут относиться как положительные, так и отрицательные качества, признаваемые человеком реально существующими у него.

· Познавательные процессы(ощущение,восприятии)

· Защитные механизмы

Третья часть – Суперэго(ценности человека, его жизненные цели, идеалы — словом, то, чем человек хотел бы стать, какой личностью он хотел бы видеть себя.)

· Нравственные нормы, мораль

 Ид, Эго и Суперэго, обычно не находятся в состоянии гармонии. Ид подавляется суперэго. Чтобы убрать не было невроза(отклонения в психике и поведении человека) из-за постоянного угнетения потребностей, эго вырабатывает защитные механизмы – сублимация(замещение одного другим).

Бюллер.

Фазы и их продолжительность Содержание изменений
Фаза I
0–15 лет
Отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей
Фаза II
15–20 лет
Фаза соответствует отрочеству и юности. В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей
Фаза III
20–40 (45) лет
Соответствует зрелости вплоть до ее расцвета. Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей
Фаза IV
45–65 лет
Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье
Фаза V
с 65 (70) лет
Преклонный возраст. В этом возрасте многие люди перестают преследовать цели, которые они перед собой поставили в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая его как нечто целое. Одни, проанализировав многочисленные события собственной жизни, чувствуют, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были

Эриксон:

  Стадия Возраст Кризис Сильная сторона
1 Орально-сенсорная до 1года Базальное доверие — базальное недоверие Надежда
2 Мышечно-анальная 1-3 года Автономия — стыд и сомнение Сила воли
3 Локомоторно-генитальная 3-6 лет Инициативность — вина Цель
4 Латентная 6-12 лет Трудолюбие — неполноценность Компетентность
5 Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность — ролевое смешение Верность
6 Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность — изоляция Любовь
7 Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность — застой Забота
8 Поздняя зрелость 65- смерть Эго-интеграция — отчаяние Мудрость

Д. Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития таковы:

 Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов: 1. Младенчество (от рождения до одного года жизни); ввд – эмоц. общение с мамой.

предметно-манипулятивная деят. В 2-2,5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция. К 6 мес., ребенок узнает маму. К году у ребенка начинает возникать потребность в вербальном общении.

2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет); Ребенок овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза. действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов.. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять «Я», «Я сам».

Читайте также:  Нарушения в физическом развитии у ребенка младшего дошкольного возраста

3. дошкольный возраст (от 3 до 6 лет); игра Стремление к самостоятельности, ролевые игры, имитирующую отношения людей в процессе труда. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.

4. Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет); учебная деят. Это фаза в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими. он хочет подражать поведению взрослых;

5. Подростковый возраст (от 11 до 16 лет); общение со сверстниками. Возникает «чувство взрослости» — особая форма новообразования сознания, через которое под росток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения. Здесь важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых

6. юношеский возраст (от 16 до 25 лет). Учебно профессиональная деят. У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется само сознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет.

7. взрослый(25-…) предметно-трудовая деят

Каждый период заканчивается кризисом. Причина кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.

Источник

РАЗВИТИЕ КАК ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ РЕБЕНКОМ ИСТОРИЧЕСКИМ ОПЫТОМ

Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития. Однако характер и содержание процессов развития в животном мире и у человека качественно различаются. Психические функции человека и животных не могут быть отождествлены ни по происхождению, ни по структуре. Главный механизм развития психики животных – передача наследственного биологически закрепленного опыта. На его основе разворачивается индивидуальное приспособление животного к внешней среде. Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно – историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом. Этот процесс осуществляется в условиях постоянного руководства со стороны взрослых, т. е. в обучении.

Психическая деятельность человека в ее высших формах имеет опосредованный характер. Люди уже в древности в процессе трудовой деятельности, обучения и т. д. использовали особые предметы, условные изображения, знаки как средство фиксации и передачи определенных сведений. Знаки и речь опосредствуют деятельность и процесс обучения людей. Следовательно, возникновение и развитие этих средств, в том числе развитие культуры, и характеризуют прежде всего процесс исторического развития психики. Овладение этими же средствами определяет процесс индивидуального развития. Ребенок овладевает опытом, выработанным в истории человечества. Мышление, память, восприятие ребенка существенно обусловлены овладением речью, определенными способами деятельности, знаниями и т. д.

В истории человечества развились не только средства осуществления деятельности, но сложился, развился и усложнился особый путь передачи этих средств, передачи общественного опыта последующим поколениям. Этот специфический путь и есть обучение. Оно представляет собой направленный и организованный способ передачи общественного опыта. Обучение играет, таким образом, определяющую роль в процессе психического развития ребенка.

Поэтому объяснение основных особенностей развития психики человека биологическими законами, законами созревания, наследственности является ошибочным в теоретическом отношении и приводит к большим трудностям в практике, так как педагогу при этом отводится заведомо пассивная роль, он отчуждается от процесса обучения и воспитания и не может влиять на субъекта этого процесса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Развитие форм взаимодействия с ребенком
Выше мы говорили о том, как поднять активность ребенка, как помочь ему научиться находить опору в уюте, привычных обстоятельствах жизни и новых удовольствиях, переживать свои успехи и эмоциональную связь с близкими. Без этого он не

Читайте также:  Курсовая развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

ТЕХНИКА 6. «Обмен личным опытом»
В конце каждого занятия, где присутствует несколько человек, можно попросить не только клиента, но и остальных участников поделиться своими личными впечатлениями от сессии. Эта просьба часто вдохновляет участников рассказать о своих

43. Развитие отношений между взрослым и ребенком
К важнейшей особенности дошкольного возраста относят то, что память ставится в центр сознания. Прежде всего у ребенка изменяется мышление: оно приобретает возможность действовать в плане общих представлений.Первое

Глава 5
Оценка эффективности овладения навыками саморегуляции ФС
Оценка эффективности мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию ФС, представляет собой самостоятельную проблему, которой не всегда уделяется должное место в работе практического психолога.

Теория овладения контролем
Перспективы одного человека/двух людей в данной работе должны обсуждаться посредством сравнения с теорией «овладения контролем», выдвинутой Джозефом Вейссом и его сотрудниками (1986). Вместе с замечательной попыткой подтвердить свою теорию

От овладения пространством к сдержанной внутренней силе
Работа с жестами обычно начинается с освоения пространства, с увеличения ОБЪЕМА жестов, а продолжается — заменой завоеванного объема на его КАЧЕСТВО. От скованных жестов вы шли к жестам ярким, широким и свободным,•

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний
Эмпирическое по своему содержанию мышление вышеохарактеризованной ступени может быть по своей форме определено как рассудочное — в диалектическом понимании, различающем рассудочную мыслительную

Поделитесь с другими людьми своими переживаниями и накопленным опытом
Что это означаетЧтобы делиться своим опытом с другими, следует хорошо осознать, что это последний, а не первый шаг в вашем выздоровлении. Чрезмерная заботливость и внимание к окружающим являются

Фаза овладения: цепные перевоплощения
…Итак, Ваш Двойник имеет абсолютно те же права и те же обязанности, что и Ваше прежнее «Я»; осознав свои несовершенства, он точно так же, как и Вы-прежний, сможет воспользоваться внутренним перевоплощением. Так же, как и Вы, он сможет

Пароль для овладения собой: «Закрой»
Надпись на старой японской открытке гласит: «Не беги за отъезжающим трамваем и за уходящей женщиной: через минуту увидишь следующую». Тем не менее, трамваев остается все меньше, и они не приезжают каждую минуту.Один деловой человек,

Популярность приходит с опытом общения
Дети должны иметь возможность практиковаться в общении, выражении чувств по отношению и к вам, и к другим детям. Как можно в более раннем возрасте ребенка поощряйте его совместную игру с другими детьми. Не забывайте сами уделять

Миф № 1: нельзя делиться опытом, пока не почувствуете, что готовы к этому
Однажды я познакомился с артистом, который хотел поработать над новыми проектами. Он сказал: «Я хочу помогать людям снимать фильмы на христианскую тематику, но у меня нет в этом никакого опыта». Я

Личностное развитие – всеобъемлющий процесс
Любопытно, что личностный рост происходит не линейно. Работая над собой, мы делаем определенные шаги. Какие-то шаги частично перекрываются, какие-то усилия аккумулируются, и когда происходят желаемые изменения, мы не всегда

[2] ранним сексуальным опытом
Итак, вы подросток. Друзья научили вас мастурбировать, а может, вы до этого додумались сами. Вы сидите в ванной, в одной руке дамский журнал вашей матушки, открытый на странице с рекламой бюстгальтеров, а в другой — напряженный член.Несколько

Польза от овладения привычками
• Рост результативности, эффективности и продуктивности.• Вы довольны собой, зная, что ваша жизнь под контролем и вы на правильном пути.• Вы приобретаете больше мозгового пространства и энергии, чтобы сосредоточиться на самом важном, что

Польза от овладения искусством мотивации
• Вы сможете контролировать свой уровень продуктивности.• У вас появляются возможности воздействовать на уровень продуктивности других людей.• Вы реже будете разочаровываться в себе и окружающих.• Вы будете переживать меньше

Источник