Курсовая развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Курсовая развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста thumbnail

Комитет общего и
профессионального образования
Ленинградской области

Автономное
образовательное учреждение высшего

профессионального
образования

ЛЕНИНГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Кафедра общей и
прикладной психологии

Факультет психологии

По дисциплине
«Психология»

На тему: «Особенности
развития эмоциональной сферы ребенка
дошкольного возраста»

Специальность:
050400 – Психология и социальная педагогика

Выполнил: студент
группы № 7451

заочного отделения

Печерская Светлана
Викторовна

Проверил: старший
преподаватель кафедры

Сидорова Ирина
Анатольевна

Санкт-Петербург

2016 Г.

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава
1. Теоретические основы изучения
эмоциональной сферы личности 5

1.1 Понятие и виды
эмоций 5

1.2. Фундаментальные
эмоции и их комплексы 9

Глава
2. Развитие эмоциональной сферы
дошкольника 13

2.1. Психологические
особенности детей дошкольного возраста 13

Социальная ситуация
развития 13

Ведущая деятельность 13

Психические
новообразования 14

2.2. Развитие
эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста 16

2.3. Условия развития
эмоций и чувств дошкольника 21

Заключение 31

Список
литературы 33

Введение

Дошкольное детство
— очень короткий отрезок в жизни человека,
всего первые семь лет. Но значение этого,
казалось бы, совсем небольшого отрезка
жизни очень велико. В этот период развитие
идет как никогда бурно и стремительно.
Совсем беспомощный, ничего не умеющий
ребенок становится относительно
самостоятельной, активной личностью.
Каждая сторона психики ребенка получает
определенное развитие, таким образом
тем закладывается фундамент для
дальнейшего роста и изменений в личности
.

Эмоциональная
сфера является важной составляющей в
развитии дошкольников, так как никакое
общение, взаимодействие не будет
эффективным, если его участники не
способны, во-первых, «читать» эмоциональное
состояние другого, а во-вторых, управлять
своими эмоциями. Понимание своих эмоций
и чувств также является важным моментом
в становлении личности растущего
человека.

Формирование
эмоций человека – важнейшее условие
развития его как личности. Чрезвычайное
разнообразие эмоций человека объясняется
сложностью отношений между предметами
его потребностей, конкретными условиями
возникновения и деятельностью,
направленной на их достижение. К классу
эмоций относятся: настроения, чувства,
аффекты, страсти, стрессы. Это так
называемые «чистые» эмоции. Они
включены во все психические процессы
и состояния человека.

Развитая эмоциональная
сфера способствует гармоничному и
всестороннему развитию личности. С
другой стороны, нарушения в эмоциональной
сфере вносят дисбаланс и в личностное
развитие, особенно в дошкольном возрасте,
когда личность ребенка активно
формируется. Поэтому крайне важно
обеспечить нормальное, естественное
развитие эмоциональной сферы, изучить
факторы, оказывающие положительное или
отрицательное влияние на нее, чтобы
можно было во время обнаруживать и
устранять негативные влияния, создавая
благоприятную среду для развития
эмоциональной сферы, а, следовательно,
и психики ребенка в целом. 

Целью курсовой
работы является выявление особенностей
развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста .

Объект
исследования — эмоциональная сфера
личности, предмет — развитие эмоциональной
сферы ребенка в дошкольном возрасте. 

Задачи:

  1. Исследовать
    научную литературу по теме развития
    эмоциональной сферы личности;

  2. Изучить особенности
    психики детей дошкольного возраста;

  3. Изучить особенности
    развития эмоций у детей дошкольного
    возраста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #

    11.02.20159.56 Mб21kraig психология развития.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Сущность эмоций и их значение. Психологические особенности детей 5-6 лет. Механизм адаптации («адаптационное поведение»). Хронологическая последовательность симптомов адаптации и дезадаптации. Онтогенез эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

  • Уровни понимания дошкольниками эмоциональных состояний человека. Типы восприятия детьми эмоций. Представления детей 6-7 лет об эмоциях и чувствах людей. Этапы и особенности становления эмоциональной отзывчивости у детей, уровни ее развития.

    курсовая работа, добавлен 16.01.2012

  • Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей. Показатели полноценного психологического развития ребенка в дошкольный период как условие его успешной адаптации. Роль дидактической игры в адаптации детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

    курсовая работа, добавлен 10.10.2012

  • Понятие и виды адаптации. Особенности психической адаптации детей дошкольного возраста. Эмоциональное благополучие как показатель адаптации детей. Выявление уровня эмоционального благополучия, уровня тревожности, агрессивности и импульсивности.

    дипломная работа, добавлен 23.10.2011

  • Психологические особенности детей раннего возраста. Влияние детского образовательного учреждения на социальную адаптацию детей. Оценка психолого-педагогических условий социальной адаптации детей дошкольного возраста посещающих и непосещающих детский сад.

    дипломная работа, добавлен 28.06.2015

  • Теоретическая интерпретация эмоций в зарубежной психологии. Взгляды и теории отечественных психологов. Развитие аффективной сферы у детей школьного возраста. Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Эмоции.

    курсовая работа, добавлен 14.12.2006

  • Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоции и воспитательный процесс. Развитие эмоций в деятельности. Значение эмоций. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.

    курсовая работа, добавлен 03.04.2007

  • Понятие человеческих эмоций и изучение их функций. Особенности эмоциональной сферы личности в подростковом возрасте. Характеристика тревожности и проведение эмпирического исследования эмоциональной сферы подростков. Значение эмоций в жизни ребенка.

    Читайте также:  Эльконин развитие личности ребенка дошкольника

    контрольная работа, добавлен 01.06.2014

  • Характеристика особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. Психологические особенности социальной депривации таких детей. Причины психологического нарушения социально-эмоционального развития.

    курсовая работа, добавлен 26.10.2010

  • Исследование гендерной специфики психической адаптации детей дошкольного возраста. Изучение факторов адаптации детей к условиям дошкольного учреждения и особенности их половой идентификации. Определение эмоционального состояния ребенка в детском саду.

    курсовая работа, добавлен 19.10.2014

  • Эмоциональная сфера личности. Проблема развития эмоций. Характеристика эмоциональных состояний. Психологические характеристики дошкольников. Соотношение между самооценкой человека и уровнем его притязаний. Состояние эмоциональной напряженности.

    курсовая работа, добавлен 22.06.2011

  • Источник

    Эмоциональный мир дошкольного детства. Основные виды эмоций. Возрастные особенности развития эмоций (младенчество, раннее и дошкольное детство). Роль эмоций в той деятельности, в которой они формируются, в реализации имеющихся у ребенка мотивов поведения.

  • Причины эмоционального неблагополучия у дошкольников, формы его проявления. Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка. Общие закономерности развития психики детей и ее отдельных сторон.

    реферат, добавлен 26.12.2016

  • Особенности эмоциональной сферы дошкольника. Содержание и формы проявления эмоций. Типы восприятия детьми дошкольного возраста эмоционального состояния человека. Анализ методов и приемов, направленных на формирование эмоциональной сферы дошкольника.

    реферат, добавлен 11.02.2014

  • Научно-теоретические подходы к эмпирическому исследованию возрастной динамики эмпатийности и представлений об эмоциональной сфере человека. Возрастные особенности эмпатии. Общие тенденции развития эмпатии на протяжении раннего и дошкольного детства.

    статья, добавлен 19.06.2018

  • Социальные и идеальные потребности человека. Физиология высшей нервной деятельности. Психофизиология эмоций и потребностно-эмоциональной сферы. Особенности внимания и восприятия информации. Типы памяти в психологии. Психофизиология мышления и речи.

    реферат, добавлен 04.05.2017

  • Подходы к понятию эмоций в психологии. Закономерности эмоционального развития в дошкольном возрасте. Стили родительского воспитания, их роль в формировании личности детей. Взаимосвязь детско-родительских отношений и эмоциональной сферы дошкольников.

    дипломная работа, добавлен 19.10.2015

  • Структуры мозга, участвующие в эмоциях. Физиологическая часть теории Кеннона-Барда. Нервные центры эмоций. Роль ретикулярной формации в формировании эмоций. Физиологические основы эмоций. Участие структур мозга в образовании эмоциональной реакции.

    курсовая работа, добавлен 15.09.2009

  • Исследование эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста отечественными и зарубежными психологами. Формирование аффективной сферы у детей. Своеобразие развития психики ребенка. Методика изучения высших чувств. Тест тревожности для дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 06.11.2014

  • Значение эмоциональной сферы в структуре личности младшего школьника. Изучение содержания переживаний ребенка. Положительное эмоциональное отношение к учебному предмету. Расширение представлений о функциях эмоций на этапе жизнедеятельности школьников.

    статья, добавлен 09.11.2014

  • Социальная ситуация развития. Игра, как основной вид деятельности, содержание игры. Особенности общения, восприятие сказки. Развитие психических функций. Развитие мотивов поведения, формирование самосознания. Условия развития эмоций и чувств дошкольника.

    творческая работа, добавлен 05.02.2010

  • Что такое эмоция. Общая психологическая характеристика эмоциональной сферы. Теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джемса-Ланге. Нейро-лингвистическое программирование. Когнитивный диссонанс. Мотивационные теории эмоций. Виды эмоциональных состояний.

    реферат, добавлен 22.08.2015

  • Источник

    метки: Дошкольный, Чувство, Возраст, Эмоция, Развитие, Личность, Эмоциональный, Проблема

    Оглавление:

    Введение.

    Современный этап развития общества выражает подход к человеку как к ценности, творцу самого себя, все это заставляет по-новому взглянуть на сущность учебно-воспитательного процесса не только в ВУЗе, в школе, но и в дошкольном учреждении.

    В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

    В дошкольном возрасте ребенок усваивает «язык чувств» — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонация голоса и тому подобное (7, 4).

    С другой стороны ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличии от двухлетнего уже может не только показывать страх или слезы. Он обучается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

    Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

    Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка купить книгу

    Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств — важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

    Проблемой эмоций, их природы занимались многие известные ученые, такие как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.К. Вилюнас, П.Д. Котырло, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.

    23 стр., 11121 слов

    Развитие чувств в дошкольном возрасте

    … ребёнка дошкольника. Задачи исследования — Изучить эмоции и чувства детей дошкольного … поведения. Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка … страх или неумение. Ребенок даже может притвориться равнодушным, безразличным к тому, что его другу удалось сделать, а у него не получается. Чувства детей старшего дошкольного …

    Изучение человеческих эмоций имеет весьма важное психолого -педагогическое значение ибо воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям, отношения, соответствующего задачам, нравственным нормам и идеалам нашего общества. [4, 260].

    Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.

    Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего детей старшего дошкольного возраста»>дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

    Цель: изучение эмоциональной сферы личности у детей дошкольного возраста.

    Объект: Эмоциональная сфера личности детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет: исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста по средством рисуночных методик.

    10 стр., 4939 слов

    «Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

    … в формировании детской личности, в развитии ее ведущих мотивов, позволит более целенаправленно и эффективно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста. … художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: — освоение социальных форм выражения эмоций; — формируется чувство долга, получают дальнейшее …

    Задачи:

    1. Изучить литературу по проблеме исследования.

    2. Выделить эмоциональные состояния, наиболее часто встречающиеся в дошкольном возрасте.

    3. Подобрать диагностический инструментарий для изучения эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

    Методы:

    — изучение теоретических источников проблемы;

    — сбор эмпирических данных;

    — метод наблюдения;

    — методы количественной и качественной обработки.

    Глава 1. Теоретические основы изучения вопроса.

    1.1. Понятие эмоций в психолого — педагогической литературе.

    Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.

    Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

    Чувства и эмоции — взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. [9, 58]

    В книге основы психологии и педагогики, авторы Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. дается следующее определение эмоций (от лат. Emoveo — потрясаю, волную) — специфическая форма психического отражения субъективного отношения человека к предметам или явлениям в форме непосредственного переживания приятного или неприятного. [1, 54]

    Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности.

    Чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Сложность чувства проявляется в том, что оно включает в себя целую гамму эмоций и часто затруднительно для словесного описания. Чувство определяет динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. Так, например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехах любимого человека, огорчении при неудаче, гордости за него.

    7 стр., 3014 слов

    Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви

    … ; протекание  всех психических процессов.     У человека эмоции порождают переживания удовольствия,  неудовольствия, страха, робости и т. п.,  которые … массовости культуры этикет Реферат по психологии: Формы общения между людьми. Выражение своих чувств и эмоций. Проявление дружбы и любви. Автор:Бугаева Полина ученица …

    Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно — эмоционального развития человека.

    Читайте также:  Рост и развитие ребенка пиковит

    Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой — наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.

    Посредством эмоций человек узнает, на сколько значимы познаваемые им предметы или явления для удовлетворения его потребностей. Чем большее значение имеют познаваемые объекты, тем более глубоки переживания человека. Таким образом, эмоции выполняют сигнальную функцию. Кроме того, устойчивые переживания определенным образом изменяют поведение человека, направляют и поддерживают его, что позволяет говорить о регулирующей функции эмоций. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что изменить. [8, 317]

    Выделяют также и коммуникативную функцию эмоций. Внешние проявления эмоций в мимике, пантомимике, позволяют информировать других людей о своем отношении к предметам и явлениям действительности. [1, 54]

    Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.

    «Удовольствие — неудовольствие». Удовлетворение физиологических, духовных и интеллектуальных потребностей человека отражается как удовольствие, а неудовлетворение — как неудовольствие. В основе этих простейших эмоций лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания «приятного» и «неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т. е. уже как чувства.

    3 стр., 1424 слов

    Эмоции и чувства 3

    … переживания человеком своего отношения к различным объектам. Чувства и эмоции — это переживание человеком отношения к миру и к самому себе. Чувства и эмоции — это переживание человеком … на автобус), деятельности, отношений с другими людьми. Настроением можно и нужно управлять, особенно учителю … их направленности на единую цель — предмет страсти. Стресс — эмоциональное состояние, возникающее при …

    «Напряжение — разрешение». Эмоция напряжения связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Завершение этого процесса переживается как эмоция разрешения (облегчения).

    «Возбуждение — успокоение». Эмоция возбуждения определяется импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Расположенные здесь эмоциональные центры активизируют деятельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из подкорки, переживается как успокоение.

    Различают также стенические (греч. «стенос» — сила) и астенические (греч. «астенос» — слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть).

    При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность).

    Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.

    В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.

    Настроение — это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а «разлитое» общее состояние. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определенного настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.

    16 стр., 7901 слов

    Эмоцональный тон и настроение как составляющие эмоций

    … состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека … возбуждением чувств, переходит в более слабые чувства. Подобные аффекты, отличающиеся сравнительно небольшой силой составляющих их чувств, обыкновенно называют настроениями … страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть полонит, захватывает человека; испытывая страсть, человек …

    Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

    Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса).

    Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известий).

    Аффекты негативно сказываются на деятельности человека…

    **************************************************************

    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

    Отправить запрос

    Источник