Развитие эмоциональной сферы ребенка младенческого возраста

Развитие эмоциональной сферы ребенка младенческого возраста thumbnail

Первичным
ярким проявлением эмоциональности,
направленным на взрослого, является
«комплекс оживления». Но дело том, что
эта реакция первоначально не
дифференцирована: она адресуется всем
и даже уродливой маске. Появление улыбки
и смеха
обычно
тесно связано с изменениями в когнитивном
развитии. Однако частота улыбок,
адресованных дру­гим, зависит и от
внешних обстоятельств. Установлено,
что дети, воспитывающиеся дома, улыбаются
чаще, и частота улыбок достига­ет у
них максимального значения раньше на
несколько недель, чем у детей, воспитываемых
в детских домах (примерно в 4 мес.). Эта
зако­номерность сохраняется в течение
всего первого года жизни.

У
младенцев старше 6 мес. можно обнаружить
эмоциональную
привязанность
к
определенным людям. Обычно, хоть и не
всегда, пер­вым объектом привязанности
является мать. В течение 1—2-го мес. после
возникновения признаков первой
привязанности большинство детей начинают
проявлять привязанность к отцу, братьям,
сестрам, бабушкам и дедушкам. Признаки
привязанности: объект привязанно­сти
лучше и быстрее других может успокоить
и утешить ребенка; младенец чаще, чем к
другим, обращается к нему за помощью и
утешением; в присутствии объекта
привязанности он реже испытыва­ет
страх. Например, в незнакомой обстановке
годовалые дети реже проявляют явные
признаки страха или намерение расплакаться,
если в комнате находится мать. Ребенок
готов общаться и играть с незна­комым
человеком, если рядом находится кто-то
из близких, но стоит его чем-то напугать
или взволновать, он тут же обернется к
объекту привязанности. Чтобы установить
степень опасности ситуации, ребе­нок,
как правило, также обращается к своему
объекту привязанности. Например, ребенок,
приближающийся к новому предмету,
незнако­мой игрушке, мгновенно
остановится и поползет к матери, если
на ее лице отразится испуг или она
произнесет любую бессмысленную фразу
испуганным голосом. Но если мать улыбнется
и скажет что-то подбадривающим голосом,
младенец снова поползет к игрушке.

С
первого года жизни на лице ребенка
отражаются страх,
удивле­ние, страдание, удовольствие.
Первоначально
они связаны с удовлет­ворением базовых
биологических потребностей (например,
в еде), но к концу года распространяются
на более широкий круг явлений (на­пример,
на общение со взрослыми) и на собственную
деятельность ребенка (например,
дотягивание до предмета и схватывание
его, сто­яние и приседание в кроватке
и т.д.). Еще психологи-классики отме­чали,
что развитие эмоциональной жизни идет
по такой линии: сна­чала эмоция как
конечный результат удовлетворения
потребности; затем эмоция, формирующаяся
в самом процессе деятельности; и, наконец,
предвосхищающая эмоция.

С самых
первых дней в поведении младенца
наблюдаются заметные различия. Одни
дети много кричат, плачут, другие ведут
себя спокой­но; некоторые спят в
определенные часы, другие спят и
бодрствуют вне всякого расписания; одни
подвижны, постоянно ворочаются,
пе­редвигаются, другие способны
подолгу сидеть и лежать тихо. Такие
различия, помимо того, что они вызываются
окружающей обстановкой и поведением
взрослых, связаны с различиями в
темпераменте.
Изучать
темперамент маленьких детей очень
сложно. Известны исследования американских
психологов Томаса и Чесса (1977), которые
анализировали темпераменты младенцев
по следующим показателям: уровень
активности, ритмичность (регулярность
сна и еды)г
капризность,
настороженность, устойчивость внимания,
возбудимость, порог реакции, готовность
приспосабливаться к новым условиям.

Классифицируя
детей по этим показателям, исследователи
выделили 3 группы детей: спокойные,
трудные и заторможенные. Спокойные дети
(75%
всех изученных) жизнерадостны, едят и
спят в одно и то же время, хорошо
адаптируются, их нелегко расстроить.
Трудные
дети
(около
10%) капризны, потребность в еде и сне
проявляют нерегулярно, боятся новых
людей и ситуаций, отличаются повышенной
возбудимостью. Заторможенные
дети
(примерно
15%) относительно неактивны и капризны,
от нового пытаются устраниться или
реаги­руют на него отрицательно, но
чем более они осваиваются в новой
ситуации, тем более адекватными становятся
их реакции. К 7 годам; у трудных детей
появляется больше эмоциональных проблем,
чем у детей других групп. Очевидно,
родители таких детей иногда резко,
раздраженно реагируют на их поведение,
тем самым углубляя нер­возность,
свойственную детям от рождения.

Характеризуя
эмоциональную жизнь младенца в целом,
отметим следующее. В течение первых 3-4
мес., кроме «комплекса оживления»,
появляется ряд реакций, выражающих
различные эмоциональ­ные состояния.
Одна
из них характеризуется торможением
двигатель­ной активности и снижением
сердечного ритма в ответ на неожиданное
явление. Психологи называют такое
состояние «удивлением
в
omвет
на неожиданность»:
младенец
замирает, а потом пятится назад. Для
другой
комбинации изменений характерны усиление
двигательной активности, закрывание
глаз, повышение сердечного ритма и плач.
Эти изменения возникают в ответ на боль,
холод и голод. Психологи называют такую
реакцию «тревожным
состоянием в ответ на физический
дискомфорт».
Третья
комбинация включает снижение мышечного
тонуса и закрывание глаз, наблюдаемые
после кормления, и ее называют
«расслаблением
в ответ на удовлетворение потребности».
Четвертая
комбинация включает двигательную
активность, улыбку, радостный лепет при
виде знакомого явления или при общении.
Психологи называют эту комплексную
реакцию «комплексом оживления» или
«возбуждение
при восприятии знакомого явления».

У
10-месячных младенцев появляются новые
эмоциональные реакции. Одна из них —
страх
при
встрече с незнакомым человеком или
явлением. В такой ситуации у ребенка 8
мес. можно наблюдать испуганное выражение
лица: губы поджаты, глаза расширены,
брови подняты. Другую эмоцию, наблюдаемую
также в возрасте около 8 мес., психологи
назвали «гневом,
вызванным разочарованием».
Она
появля­ется в виде сопротивлений и
плача, когда прерывают какое-то заня­тие
ребенка или из его поля зрения исчезает
интересный объект.

Читайте также:  Реферат дошкольная педагогика как наука о воспитании и развитии ребенка

В
первый год жизни младенцы реагируют
также на проявление гне­ва или радости
у других людей. Годовалые малыши, видя,
что кто-то сердится, расстраиваются,
а
замечая проявления нежности между
другими людьми, становились нежными
или
обнаруживали ревность.

Источник

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н..Фигурина, М.П.Денисовой позволили сделать вывод о том, что на первом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей. Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрослому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заменить что-то похожее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в результате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлетворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После 3-й недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция — улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» — специфического поведения в отношении взрослого. В четырехмесячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Радостное состояние малыша говорит и о его хорошем самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, — это главное коммуникативное средство общения в довербальный период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить.

На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого развиваются в трех направлениях. Во-первых, из «местной» реакции — улыбки — они становятся выражением «полной» радости, входящей в комплекс оживления. Во-вторых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на определенного взрослого. Ребенок 4-5 мес. дифференцирует своих и чужих. После 8 мес. возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5- 2 года.

Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицательные — конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посылаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычленяет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами — положительными эмоциями.

Во втором полугодии жизни младенец в связи с развитием ситуативно-деловой формы общения адресует взрослому и отрицательные эмоции — обиду, неудовольствие, гнев. И в то же время он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику и действия взрослых.

На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости младенца. Дети реагируют на эмоциональные состояния, переживания близких людей и как бы «заражаются» ими. Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время эмоции малыша очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость. На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает сформироваться любовь и симпатия к близким.

Читайте также:  Доклад роль семьи в развитии ребенка

Симпатия — это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности (Ю.И. Лысенко). Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатия проявляется к людям, которые ухаживают за малышом, демонстрируя доброжелательность и любовь. Она проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. К концу первого года жизни ребенок проявляет простейшие формы сочувствия. Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то малыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание. Оно носит характер заражения эмоцией другого человека. В возрасте 3-4 мес. у малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослым, манипуляции, движения, прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувство радости становится ярче, закрепляется, сохраняется более длительное время. Уже в 4-5 мес. большую радость доставляют малышу действия с игрушкой. Ребенок, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается. На 5-м месяце жизни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое. Новым выступает открытое ребенком незнакомое свойство в предмете, когда меняется положение предмета при его рассматривании, приближении или удалении. Новизна побуждает младенца совершать повторные и цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая положительные эмоции.

В 5-6 мес. резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, является первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка испытывать положительные эмоции, он старается повторить. Удовольствие доставляют малышу собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если не удается перевернуться на живот и он перестает видеть предмет, за которым следил.

Эмоциональные состояния, возникающие при выполнении действий, служат показателем активности младенца. После 6 мес. освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами, способствует проявлению внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций связано с тем, как младенец умеет действовать с предметами и получает ли он в результате действий желаемый эффект, будь то сосредоточение взора на  игрушке или складывание шариков в коробку.

Овладение манипуляциями с предметами приводит к тому, что во втором полугодии первого года жизни младенец специально адресует отрицательные эмоции конкретному взрослому. Чтобы правильно выполнять действие, ребенок должен научиться правильно реагировать на порицание взрослого, уметь соотнести его действие со своим и перестроить свое поведение, чтобы избежать порицания.

Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца выступает появление к концу первого года чувства удивления.

Оно возникает при воздействии нового необычного раздражителя. Причем объект, который вызывает удивление, прямо не удовлетворяет биологические потребности. Ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности — познавательной.

Укажем особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:

  • основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;
  • социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми;
  • в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения;
  • в ситуативно-деловом общении у малыша проявляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии;
  • складываются предпосылки высших чувств — любви и симпатии к близким, познавательных чувств.

Источник: 

Урунтаева Г.А., Детская психология

Источник

Развитие эмоциональной сферы в младенческом и раннем возрасте

Подготовила педагог-психолог Макарова Л.А.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. (Алёхина И.В., Психология человека 1999 г.)

Читайте также:  Развитие ребенка пошел в детские сада

Эмоциональное развитие в младенческом возрасте

Первые эмоции ребенок испытывает сразу же после рождения. Это отрицательные переживания связанны с физиологией. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию и сигнализируют о неблагополучии малыша (голод, мокрые пелёнки, боль, хочет спать). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия младенцу.

Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии с взрослым, который наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После третей недели жизни у ребёнка развивается первая социальная реакция улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и склонённое над малышом лицо. Улыбка возникает как врождённый рефлекс, но постепенно трансформируется в ходе взаимодействия с взрослым.

С четырёх месяцев ребёнок громко смеётся. Радостное состояние малыша говорит о его хорошем самочувствии, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

К девятому месяцу ребёнок проявляет такие эмоциональные состояния как: гнев, печаль, интерес, отвращение, страх. Важным моментом в развитии эмоций и чувств ребенка выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувство удивления. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности — познавательной.

Особенности эмоционального развития в младенчестве:

— основу развитий эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;

— в ситуативно – личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к нему, недовольство отсутствием общения.

— социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца и взрослого;

— в ситуативно – деловом общении у малыша появляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах, поощрениях, обида, гнев при порицании;

— складываются предпосылки высших чувств — любовь и симпатия к близким.

Эмоциональное развитие детей в раннем возрасте

— эмоции также неустойчивы и изменчивы;

— являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность;

— начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимает чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

— особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств поступков.

Ребёнок раннего возраста ещё не умеет контролировать свои эмоции, сдерживать свои эмоциональные проявления им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы. Важно не поощрять его враждебные состояния и припадки гнева и истерик. В 1,5 — 2 года начинают закладываться простейшие нравственные чувства, начинает развиваться самооценка. Стимулирующим фактором похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различие «хорошо — плохо». К трем годам начинают проявляться эстетические чувства: радость вызывает красивая одежда, красивые вещи, цветущие растения…  Восторг у малыша вызывает все яркое, блестящее. На основе чувства удивления, которое наблюдаемое еще у младенцев, в раннем детстве возникает элементарная любознательность, начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, избирательное отношение в общении со сверстником, элементы зависти, ревности. Малыш стремиться узурпировать внимание взрослого, и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Что поможет в развитии эмоций?

Развитие эмоциональной сферы ребенка зависит от характера его общения с взрослым и сверстниками. В общении с взрослым, а именно с воспитателями должны преобладать мотивы сотрудничества. Взрослые должны стремиться к установлению теплых эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник его чувств. Кроме любви от воспитателя дети ждут непосредственного участия во всех своих делах. Воспитатели, в свою очередь должны, скрывать свой негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого- либо). Ведь дети хорошо чувствуют наш эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение, они понимают, что происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт со значимым взрослым – ласка, объятия, беседы. Для малышей это необходимо, и является доказательством того, что мир надежен и они сами любимы и нужны. Кроме этого, благодаря телесному контакту и ласкам у малышей возникают предпосылки формирования такого важного человеческого качества, как эмпатия, способность сопереживать другому, понимать чувства близких ему людей. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Важно разнообразить досуг детей: многочисленные прогулки, путешествия в интересные для ребенка места, посещения развлекательных мероприятий. Помощниками в развитии эмоций выступают всевозможные игры и чтение детских книг. Когда дочитана книга полезно обсудить с малышом сюжет и поступки героев. Немаловажным для обогащения эмоционального спектра является детское творчество: рисование, лепка, занятия танцами, музыкой и т.д.   Подрастающий ребенок должен испытать множество чувств, как неприятных при неудачах, так и хороших при успешном результате. Грамотное сочетание внимания и любви взрослого, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере ребенка развиться полноценно и правильно.

Источник