Развитие интеллектуальных умений ребенка родительское собрание

Татьяна Бичикова
Родительское собрание «Интеллектуальное развитие старших дошкольников»

Интеллектуальное развитие старших дошкольников (родительское собрание)

Цели: Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;

Развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.

Задачи:

-Сформировать у родителей представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей.

-Привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым и сверстниками.

— Упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей.

Актуальность:

ДОУ, в силу своей близости к семье, может стать важным элементом, влияющим на развитие ребёнка- дошкольника, но для этого нужно повысить уровень грамотности родителей. Одним из направлений, реально повышающих знания родителей, является семинар-практикум.

Ожидаемые результаты:

— у родителей сформированы представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие интеллектуальных способностей у детей

родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей

родителями получен опыт самостоятельного подбора игр

1слайд

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, не только каждый родитель, но и педагоги нашего д/сада

Под интеллектом понимаем не просто способности мышления, а эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач. Интеллект — не ученость, которая пылится на дальней полке сознания, а живая, практическая работа ума.

2слайд

Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей в ДОУ создана предметно-развивающую среду, где вы являетесь нашими помощниками

Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать.

Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. Но мы не спешим отвечать на все вопросы. Чаще спрашиваем у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?» Либо создаем проблемную ситуацию, Малыш ищет пути решения, высказывает свои догадки из опыта, знаний.

3 слайд

Можем решить проблему при помощи экспериментирования, но для этого должны быть материалы. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». И не надо отмахиваться от детских вопросов «Подрастешь-узнаешь», «Поговорим об этом завтра»

Играть вместе с детьми нужно — это не оспоримо!

4 слайд-5 слайд

Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Игры-головоломки, или игры геометрического конструирования, известны давно.

Это – «Танграм», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Пинтамино» и т. д. А) Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости из геометрических фигур, входящих в набор, силуэты предметов по образцу, по схеме или замыслу. Данные игры вызывают у детей большой интерес, способствуют развитию аналитико- синтетической и планирующей деятельности.

6,7,8 слайд

Также одним из эффективных средств развития интеллектуальных способностей является система игр и упражнений со счётными палочками, спичками. Дети могут выкладывать заданные фигуры, предметы из определённого количества палочек, ритмический рисунок, фигуры людей, животных, машин, выполнять задания по перекладыванию палочек с целью получения нового изображения, проводить анализ изображений. Детям нравятся игры с палочками «Кто быстрее сложит три фигуры?», «Найди, что изменилось», «Используй для фигуры шесть палочек», «Из семи палочек составь два квадрата» и др.

9слайд

Так-же широко используем в совместной деятельности прописи с заданиями.

10слайд

В) «Цветные палочки Кюизенера» по другому называют «цветные числа», так как каждая палочка обозначает одно из натуральных чисел в пределах 10. С помощью цветных чисел дети знакомятся с последовательностью чисел натурального ряда, с составом числа из единиц и двух меньших чисел, осваивают прямой и обратный счёт, сравнивают числа, могут овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, учатся измерять объекты с помощью условной мерки.

11слайд

В Наиболее эффективным пособием для формирования всех мыслительных умений в комплексе на протяжении всего дошкольного детства являются блоки Дьенеша.

Это набор из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала овладевают умением оперировать одним свойством фигур, сравнивать их, классифицировать и обобщать по одному свойству, затем сразу по двум свойствам, несколько позже – по трём. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает (по образцу, по алгоритму, по схеме, по условиям, меняет местами, убирает, даёт их характеристику, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.

12слайд

Загадка — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке,

истолковании[Для детей, этот вид материала является самым ярким и

интересным, причем не зависимо от их возраста.

Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

1. Какой день недели перед субботой?

2. Если стул ниже стола, то стол…

3. Чем отличается гайка от винта?

4. Утром мы завтракаем, а днём …

5. У каких геометрических фигур нет углов?

13 слайд

Задачи – шутки — это занимательные игровые задачи. Дети очень

активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они

настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда

занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное

эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру,

преобразовать, которая увлекает его. Для их решения в большей мере надо

проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора.

Ж) Математические задачки-шутки для детей

— В ящике 3 помидора, 2 огурца и 5 яблок. Сколько всего овощей в ящике?

Читайте также:  Развитие коммуникации ребенка с овз раннего возраста

— Сколько орехов в пустом стакане?

— По небу летели 2 утки, 1 гусь, 3 щуки и 4 карася. Сколько птиц летело?

— Может ли дождь идти два дня подряд?

— Много рук, а одна нога. Что это? (дерево)

— У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

1 Игры для родителей:

1. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

2. Сколько меда соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

3. Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи?

4. Ехал автомобиль. Толька завернул за угол пошел дождь. Как

звали шофера, и какой был номер? (Толька, мокрый)

5. Может ли дождь 2 дня подряд идти?

6. Когда черной кошке легче всего пройти в дом? (когда дверь открыта

7. Почему львы едят сырое мясо?

8. Может ли страус назвать себя птицей?

9. Что случилось 31 февраля?

10. Почему человек назад оглядывается?

15слайд

Лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и

требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности

действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до

конечной точки.

16слайд

Ребус — загадка, в которой искомое слово или фраза изображены

комбинацией фигур, букв или знаков

17 слайд

Игры в шашки и шахматы

Док-тор психологических наук Д. Б. Богоявленская еще в 1990 году научно оценила детские шахматы следующим образом: «Быстрота смены моделей (в шахматах) – великолепный тренинг гибкости мышления… Необходимость просчета ходов развивает планирующую функцию мышления… Необходимость быстрого принятия решения при неограниченной вариативности ситуации оттачивает ядро умственных способностей человека… Кроме того, игра в шашки и шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля…

18 слайд Ежегодно занимают призовые места на районной паучно-практической конференции.

19 слайд Победителями в интернет -конкурсах

20слайд Мамы и папы! Вы можете помочь детям развить свои интеллектуальные способности!

• Если:

.Создадите дома развивающую среду, где ребенок может экспериментировать, играть в маленьких ученых, может рассматривать и изучать «научные книги»

• Приобретете или изготовите детям логические игры: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Лабиринты», «Головоломки» и др.

• Будете с детьми решать логические задачки, проблемные ситуации, отгадывать загадки, ребусы, кроссворды

• Научите играть в шашки и шахматы

Источник

Тема:Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

Форма проведения: круглый стол.

Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Повестка дня:

  1. Значение книги в жизни младшего школьника.
  2. Как развивать читательский интерес ребенка.
  3. Культура чтения школьника. В чем она заключается.
  4. О достижениях обучающихся за 2012-2013 учебный год
  5. Орг вопросы , инструктажи

Ход собрания:

Чтение – вот лучшее учение.
А.С. Пушкин

I. Вступительное слово классного руководителя 

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому — восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

-Как выйти из этой ситуации ребенку?

-Ответы родителей.

-Скажите, кому нравится,  как читает его ребенок?  Сколько слов в минуту читает ваш ребенок?

— Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому почитать книжку?» И тогда в ход идет принуждение: «Прочитай еще хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т.д.

— Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?

В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.

Для формирования у ребенка потребности в чтении и письменной речи педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку, содержание которой должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым главным и сильным его интересам. Приведем следующий пример: «Саша мечтает о настоящем друге. Он болен, сидит дома в окружении любящих взрослых, любимых игрушек, но вдали от приятелей. По телевизору он видел фильм про мальчика. Главный герой так понравился Саше, что ему захотелось с ним подружиться. Мама посоветовала написать ему письмо. Саша старательно и увлеченно работал целый час (!), и вот письмо будущему другу готово. Вскоре приходит «ответ», написанный крупными печатными буквами, слова выбраны простые, короткие фразы. Автор письма — мама. Она знает, что вызывает интерес сына. Так завязывается «переписка».

В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного общения письменным, которое будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, а чтение станет действительно добровольным, а значит, усовершенствуется и его техника.

СИТУАЦИЯ 1 Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

Выслушав ответ родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

СИТУАЦИЯ 2

Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя…» – угрожает мать. Как избежать конфликта?

После высказываний родителей о данной ситуации я упомянула о пользе физкультминуток. Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.

Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.

Читайте также:  Физическая развития ребенка нормативы рост вес

Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки(«Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту!» и т.п.). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху.

Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка — первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К.И.Чуковский, сказка есть самая здоровая пища — не лакомство, а насущный и питательный хлеб.

Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, с ней можно поиграть, тем самым, сделав ее своим помощником в развитии ребёнка.

Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого и др.

Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Как быть с такими сказками? Можно прочесть ребенку сказку, только не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор. После того как он сделает свой выбор (скажет, нарисует, выложит из подсобного материала и т.д.), дочитать сказку до конца, чтобы ребенок узнал, какой выбор сделал герой сказки, и сопоставил оба.

Интересно играть со сказками-путешествиями. Они знакомы малышам с раннего детства (например, «Колобок»). Эти сказки привлекают детей тем, что в них последовательно разворачивается сюжет: «Что будет дальше?». Дети любят перевоплощаться в «путешественников» и стараются угадать (ответить, нарисовать, изобразить пантомимой), что же дальше произойдете героем-путешественником, как может закончиться сказка.

Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети, как никто, остро чувствуют ритм и музыку стихов. Они интуитивно понимают, что самые обыкновенные фразы звучат по-особому, если они осмыслены поэтом.

Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны, что они отобраны и особым образом соединены, что поэтическая речь имеет определенный звуковой и ритмический строй. Для этого можно использовать такие приемы, как подбор к каждому слову синонимов, закрашивание слов разным цветом: голубым — слова в прямом смысле, розовым — в переносном. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет родителям разобраться, насколько понят смысл и настроение стихотворения.

-честно, кто читает вместе с ребенком? Пересказ?

-Техника чтения. Однако техникой чтения — процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.

Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

Третья точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное чтение — это чтение в темпе 150-300 слов в минуту. Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, т.е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадет с первой.

Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В.Н.Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты -120 слов в минуту, троечники — 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации Василия Александровича Сухомлинского.

Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться? В.Н. Зайцев дает следующие рекомендации:

  1. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
  2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
  3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадр — опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода.

Первый подход — это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др.

Второй подход — приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).

Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Носов и др. Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения — самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы — книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Снегирева, В. Бианки и др. Кроме того, сейчас в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др.

Ребенка следует записать в общественную библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему. В первое посещение библиотеки родители могут рассказать, кто в ней работает, как расположены книги, где находится периодика, как заниматься в читальном зале и т.д.

В собственной библиотеке ребенка старшие могут показать, как следует располагать книги (по тематике, по жанрам, по авторам), как делать закладки, библиографические карточки с выходными данными.

Если семья выписывает периодические издания, можно начать сбор вырезок по интересующим детей вопросам: о животных, растениях, технике, истории, природных явлениях, спорте.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка по развитию речи

Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге; это отношение к книге дополняется чувствами к самым дорогим людям.

Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного.

Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Ситуация 3.  

Вы Машу не спрашивайте по чтению, — хором заявили мне малознакомые второклассники. — Она у нас не умеет читать. — Да, не умею, — убежденно подтвердила Маша. — Со мной и мама дома занимается, и бабушка, а я все равно никак не научусь.

  1. В чем причина Машиного «неумения» читать?
  2. Как бороться с внушенным неумением?
  3. Какие приемы помогут ребенку поверить в себя?

Ситуация 5. 

В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Сереже — в первый день ученья. Пусть оно будет для тебя радостным и желанным», «Настеньке — в день рождения от бабушки и дедушки». Такие книги-подарки передаются из поколения в поколение.

  1. Что дает такая традиция?
  2. Считаете ли вы, что детям надо обязательно дарить книги?

Ситуация 6. 

На прогулке шестилетний Максим увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки, чтобы дома посмотреть в книге и узнать ее название. Понаблюдав за бабочкой, Максим обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Максим. Она называется «Многоглазка огненная». Мама спросила: «Ты понял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» И Петя высказал свое предположение: «Наверно, за черные точки, они похожи на глазки».

  1. Как вы относитесь к такому стилю общения взрослого и ребенка?
  2. Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребенком к книгам за ответом на возникший вопрос?

Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его — привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родителей нашего класса это подтверждает.

IV.Анализ анкет родителей 

V.Выступление школьного библиотекаря

(по результатам исследования читательских интересов по классу). Анализ техники чтения учащихся класса.

VI.Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой и обязательной литературы, которую необходимо иметь в домашней библиотеке.

VII.Вручение поздравительных писем родителям за победу их детей в конкурсе на лучшего чтеца.

VIII.Копилка родительского опыта.

Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и умений в семье. Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к родительскому собранию. Их обсуждение и анализ.

Итог.

 Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

Памятка №1.

Правила чтения для учащихся. 

  1. Ели хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
  2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. На время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
  3. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
  4. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
  5. Обращай внимание на поступки их героев, анализируй поступки, делай для себя выводы.
  6. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  7. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
  8. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  9. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.

Памятка №2.

Как готовить домашнее задание по чтению. 

  1. Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
  2. Посмотри, кто автор произведения.
  3. Внимательно прочитай весь текст.
  4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
  5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
  6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
  7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
  8. Составь план пересказа текста.
  9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
  10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
  11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
  12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Анкетирование родителей.

  1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?
  2. Сколько времени он проводит за книгой?
  3. Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги он предпочитает?
  5. Как вы поощряете его читательские стремления?
  6. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  7. Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
  8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
  9. Считаете ли вы себя активным читателем?
  10. Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  3. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  4. Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  5. Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  6. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  7. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
  8. Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  12. Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Источник