Развитие и возможности глухого ребенка

В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спо­койным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, которыми изобилует улица, на него воздействуют в малой степени, а у слышащих они неред­ко вызывают раздражение, испуг, нарушают сон.Однако со второго-третьего месяца жизни у нормально разви­вающегося ребенка звуки все в большей степени начинают вы­полнять роль сигналов, ориентирующих его в обстановке ближай­шего окружения. Ребенок слышит приближающиеся шаги мате­ри, ее голос, стук посуды, шум падающих предметов. Он начина­ет различать голоса окружающих его взрослых и детей, понимать, о каких явлениях свидетельствуют те или иные звуки. Ребенок не только осматривает свое ближайшее окружение, но и ослушивает его (И.М.Соловьев). Звучащие предметы привлекают его внимание, вызывают его активность, желание рассмотреть их по­лучше .

В возрасте около трех месяцев ребенок, не видя мать, а только слыша ее голос, может реагировать на него, обнаруживая так на­зываемый комплекс оживления. По мере развития ребенка среди множества окружающих его звуков все большее значение приоб­ретают голоса близких ему людей, их речь. По мере общения с матерью и другими близкими людьми при выполнении каких-либо действий с предметами ребенок начинает понимать отдель­ные высказывания, многократно повторяемые при нем и ему в одних и тех же ситуациях. В возрасте 9—10 мес. ребенок понимает отдельные слова и фразы, обращенные к нему. Речевая активность развивается у самого ребенка. В 3 — 4 мес. он гулит, в 6 — 7 мес. у него появляется лепет, к 1 году — первые сознательно произне­сенные слова. На втором году жизни происходит бурное развитие речи, в результате к 1 году 6 мес. или к 2 годам (разные дети в разные сроки) ребенок овладевает простой фразовой речью. В пос­ледующие годы происходит усложнение форм высказываний, обо­гащение и уточнение словаря, усложнение Усовершенствование грамматических форм построения предложений, улучшение про­изношения отдельных звуков речи.

Ребенок, глухой от рождения, обычно имеет остатки слуха в диапазоне низких и средних звуковых частот. Это дает ему воз­можность слышать громкие низкие звуки. В громкой речи он мо­жет различить только отдельные гласные звуки и некоторые сло­ги, отчетливо произносимые. Если взрослые мало заботятся о пси­хическом развитии глухого ребенка , его восприятие окружающе­го оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка, причем не только потому, что он мало воздействий воспринимает слу­хом, но и потому, что обедняется его зрительное восприятие: его внимание не привлекается звучащими предметами, и он не смот­рит на них, т. е. не воспринимает их зрительно .

Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни ребенка, может быть достаточно богат своими проявлениями или мало заметен. Это зависит от поведения матери, общающейся с ребенком, и других близких людей. Если они активно выражают радость не только обращенной к ребенку речью, которую он почти не слышит, но и благожелательной мимикой лица, ласковы­ми жестами, приветливыми движениями рук, всего тела, то ребе­нок также радостно реагирует на их проявления движениями тела, улыбкой, издаваемыми звуками. Так ведут себя с ребенком роди­тели, которые поняли сами (или им объяснили специалисты-сурдологи), как следует обращаться с глухим ребенком. Если же мать ребенка и другие близкие люди не выражают своей радости при общении с ребенком, то и у ребенка слабо проявляется комплекс оживления.

Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрос­лые специально его не вызывают.

Для психического развития глухого ребенка на первом году жиз­ни очень важно, как взрослые организуют его знакомство с пред­метами ближайшего окружения, его постельными вещами и одеж­дой, посудой, игрушками, а также его действия с этими предме­тами. Чем богаче и разнообразнее будут действия взрослых с ве­щами, тем содержательнее будут и ответные или самостоятель­ные действия ребенка, тем больше будет развиваться не только его моторика, но и процессы познания, предметно-практическая деятельность в целом. При взаимодействии взрослых со слыша­щим ребенком они обязательно общаются с ним, называют пред­меты и различные движения, оценивают действия ребенка. При правильном воспитании глухого ребенка взрослые тоже произно­сят отдельные слова или слоги близко к уху ребенка, привлекают внимание ребенка к предмету, по нескольку раз показывают про­стые действия с предметами и добиваются того, чтобы ребенок им подражал.

Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10—14 мес.). Он овладевает простран­ством комнат, их положением относительно друг друга, по-ново­му знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры. Затем постепенно он начинает осваивать пространство вблизи своего дома. Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовывающие предметы, и жес­ты, имитирующие наиболее для него важные действия. Если ро­дители имеют сами нарушение слуха, то они пользуются жестовой речью в общении с ребенком. Тем самым он узнает многие жестовые обозначения отдельных предметов, действий, призна­ков предметов, некоторых явлений природы, взаимоотношений между людьми.

Психическое развитие глухого ребенка второго и третьего года жизни во многом зависит от того, как строится его жизнедеятель­ность , как он овладевает умениями самообслуживания (одевание,еда, туалет, умывание и т.п.), какие возможности ему предоставляют взрослые для действия с различными предметами, с игрушками. Чем более самостоятелен ребенок, чем большим количе­ством бытовых действий он овладевает, чем более разнообразны и содержательны его занятия с игрушками, тем лучше он разви­вается и физически и психически. На втором, третьем году и и более старшем возрасте очень важно, чтобы ребенок занимался конструктивной деятельностью (создавал различные постройки из различных материалов) и рисованием.

Читайте также:  Мониторинг динамики физического развития ребенка

При обеспечении всех необходимых указанных выше условий глухой ребенок к трехлетнему возрасту по развитию предметно-практической деятельности, в которой проявляются его познава­тельные и практические умения, может находиться на том же уров­не, что и слышащие дети. Однако он очень отличается от слыша­щих по развитию речи. Как уже указывалось выше, слышащий ребенок к трем годам владеет достаточно сложной фразовой речью. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произно­сит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя пе­дагогическая работа специалистами-сурдологами , которая пред­полагает развитие остатков слуха у ребенка, грамотное использо­вание подходящего слухового аппарата и другой звукоиздающей аппаратуры, формирование комплексного — слухового, зритель­ного, тактильно-вибрационного — восприятия устной речи и вы­зывание его собственной речи с помощью системы специальных средств, глухой ребенок к трем годам может овладеть отдельными словами для общения и обозначения предметов и явлений бли­жайшего окружения (но со значительными неточностями в про­изношении слов, с ошибками в их звуковом составе).

Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он мо­жет выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими слова­ми, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни спо­собствует его всестороннему психическому развитию .

Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогиче­скую помощь они получают. Многие дети с 2 — 3 лет, а иногда и с 4 лет посещают специальные детские учреждения (ясли-сады, до­школьные группы при школах), где с ними проводятся специаль­ные занятия в форме игр по развитию предметно-практической деятельности (бытовой, конструктивной, изобразительной), ре­чевого и музыкального слуха, разных видов речи, ритмических и физкультурных умений. Реализуемая в настоящее время програм­ма воспитания и обучения детей с нарушениями слуха направлена на их всестороннее психофизическое развитие.

Дата добавления: 2015-06-26; просмотров: 3897; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10453 — | 7708 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Дети с нарушением слуха вынуждены развиваться не так, как их сверстники. Это объясняется искаженностью либо полной недоступностью одного из способов получения информации об окружающем мире. Чтобы компенсировать этот недостаток, организм детей с такой проблемой вынужден работать в компенсаторном режиме. Восприятие таких малышей обладает определенными особенностями, которые обязательно нужно учитывать при воспитании как родителям и няням, так и педагогам.

Причины нарушения слуха у детей

Специалисты делят причины, приводящие к потере слуха, на 3 группы:

  1. Наследственные. В этом случае наблюдается нарушение строения слухового аппарата, нередко сочетающееся с отклонениями в развитии иных органов и систем.
  2. Внутренние и внешние негативные факторы, приводящие к сбоям в развитии слуха у плода. Это могут быть тяжелые инфекционные заболевания, такие как туберкулез, токсоплазмоз, герпес грипп и прочие. Также подобные отклонения могут возникать в результате приема алкоголя, антибиотиков, получения матерью травм и резус-конфликта.
  3. Болезни, которые родившийся здоровым ребенок перенес в раннем возрасте. К этой же категории относят и травмы, полученные при падении с высоты либо при попадании в ДТП. Подобное негативное влияние может быть вызвано и большими дозами антибиотиков – аминогликозидов.

В ряде случаев проблемы со слухом вызывает стечение сразу нескольких негативных факторов, поэтому точную причину установить не представляется возможным.

В качестве профилактических мер, позволяющих предотвратить нарушения у малыша, обычно называют здоровый образ жизни и исключение возможных вредных воздействий. Кроме того, важно строго выполнять все рекомендации педиатра, касающиеся ухода за ребенком.

Диагностика слабослышащих детей

Первый осмотр малыша происходит сразу после его рождения. Специалист проверяет ребенка на наличие безусловных реакций на звуки и речь, в норме присутствующих у всех детей до 2 лет. Здоровый малыш поворачивает голову на звук, зажмуривается, моргает либо улыбается и смеется. Если подобной реакции нет, следует обратиться к к врачу-сурдологу, который поставит точный диагноз и выявляет его природу.

У детей в возрасте 2 лет и старше, умеющих разговаривать, методика тестирования возможности слышать отличается. Им громким и средним голосом, а также шепотом называют слова, входящие в список Неймана, на высокой и низкой частотах и оценивают реакцию.

У диагностики детей с нарушениями слуха есть 3 главные цели:

  • определить, каков уровень общего развития;
  • узнать остроту восприятия звуков;
  • проверить речевые навыки.
Читайте также:  Массаж для развития речи ребенку 2 года

Первым этапом психолого-педагогической диагностики малыша, имеющего нарушения слуха, является формирование доверительных отношений со специалистом. После беседы с родителями и юным пациентом педагог-психолог проводит оценку таких параметров, как:

  • присутствие признаков патологии;
  • уровень развития моторики;
  • соответствие возраста малыша его физическому развитию;
  • определение, какая рука является доминирующей;
  • насколько согласованы движения рук;
  • оценка концентрации внимания, воображения, мышления, способности запоминать недавние и отдаленные события.

В диагностику ребенка, имеющего проблемы со восприятием звуков, входят:

  • счет, который должен выполняться как в прямом, так и обратном направлении;
  • проверка способности запомнить и повторить простые слова;
  • изучение и называние предметов на картинках;
  • ответы на стандартные вопросы и прочее.

Характеристика и классификация детей с нарушениями слуха

Обычно для классификации детей, имеющих проблемы со слухом, используется классификация Рахили Марковны Боскис. Она учитывает психологические особенности малышей и в сочетании с правильным педагогическим подходом позволяет добиться значительных успехов в обучении. Выделяют 3 категории детей с нарушением восприятия звуков:

  1. Глухие и оглохшие рано. Сюда входят малыши с врожденной глухотой либо потерявшие слух до овладения речью. Они не способны воспринимать речь и разговаривать без своевременного слухопротезирования. При грамотном подходе могут научиться читать слова по губам.
  2. Лишившиеся слуха уже после того, как успели овладеть речью. Имеют навыки речевого общения, но им требуется прохождение длительного обучения с хорошими педагогами, чтобы сохранить речь. Таким малышам очень важно развивать слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие. Ребенок, попавший в эту категорию, в состоянии получить простые речевые навыки без помощи, но чтобы полноценно общаться, потребуется работа со специалистом.

Дети, у которых диагностировано нарушение слуха, обладают определенными особенностями в развитии. Наиболее активно для изучения окружающего мира они используют зрение, что особенно актуально для малышей с врожденной глухотой. Родители должны понимать, что все предметы воспринимаются на основе отдельных деталей, в то время как общие особенности часто считаются второстепенными. По этой причине мячи разного цвета или перевернутая картина могут распознаваться достаточно сложно.

Ребенок с нарушением слуха в дошкольном возрасте начинает «понимать» по губам речь окружающих благодаря развитию зрительного аппарата. Но для овладения этим полезным навыком требуется проводить регулярные занятия.

Также стоит отметить, что у малышей с тугоухостью обострена кожная чувствительность. Это позволяет им улавливать даже незначительные отклонения в тактильных ощущениях. Подобная компенсаторная гипертрофия при плохой работе одного из органов чувств является необходимостью для изучения окружающего мира.

Особенности развития детей с нарушениями слуха

Стратегия по воспитанию и обучению детей с нарушениями слуха во многом зависит от возраста и должна выстраиваться с учетом следующих факторов:

  • степени снижения восприятия звуков;
  • наличие либо отсутствие речевых дефектов;
  • психологическое развитие малыша;
  • пройденные лечебные процедуры.

У детей с патологией слуха до года могут отсутствовать ярко выраженные симптомы заболевания. Тем не менее, у них позже обычных малышей начинается лепет и «агуканье», в то же время их плач не изменяется, его можно даже назвать «безэмоциональным». В этом возрасте особенно важно общение с мамой — ребенок должен быть уверен в том, что она окажется рядом, когда ему будет нужно. Такая уверенность позволяет обеспечить нормальное психологическое развитие и положительно сказывается на дальнейшем воспитании.

Еще один важный момент: у детей с тугоухостью более узкий эмоциональный спектр, что приводит к ярко выраженным гневу и раздражительности. Однако эти особенности при правильном подходе к воспитанию достаточно легко поддаются коррекции. В этом случае особенно важно общение, которое оказывает существенное влияние на развитие личности. В дошкольном и школьном возрасте ребенку важна адаптация — познание окружающего мира, контакты с ровесниками и взрослыми людьми.

Общая особенность малышей, имеющих проблемы с восприятием звуков — повышенная активность. Это позволяет им реализовать стремление к получению информации и лучше узнать окружающий мир. Поэтому крайне важно не ограничивать их и не проявлять излишней опеки — в противном случае можно негативно повлиять на развитие. Самостоятельное принятие решений и умение позаботиться о себе очень хорошо сказываются на становлении интеллекта и такого важного качества, как ответственность.

Важно понимать, что физическое развитие детей с плохим слухом также имеет свои особенности. Дело в том, что у малышей с такой патологией нарушена работа вестибулярного аппарата, который находится во внутреннем ухе. В результате наблюдается сложности в выполнении некоторых двигательных и статических функций, что особенно заметно у детей с врожденной глухотой. Такому ребенку требуется больше времени на то, чтобы начать удерживать головку вертикально и ходить самостоятельно. Кроме того, малышам с подобными проблемами достаточно трудно прыгать, бегать и лазать.

В дальнейшем дети с нарушением восприятия звуков получают необходимые в жизни навыки статики и ходьбы, но они плохо скоординированы и немного замедлены. Кроме того, наблюдается боязнь высоты и посредственное ориентирование в пространстве. Малыши младше 3 лет, имеющие проблемы со слухом, обычно не могут сохранить равновесие в неподвижном положении стоя на одной ноге.

У детей с нарушениями работы слухового аппарата отмечаются следующие особенности физического развития:

  • неустойчивость и шарканье при ходьбе;
  • повышенная шумность во время работы и выполнения различных заданий;
  • масса и рост ниже, чем среднестатистические показатели;
  • быстрая утомляемость и слабость мышц;
  • повышенная потливость и прочие вегетативные проявления.
Читайте также:  Телевизор и развитие речи ребенка

Важная особенность детей с проблемами со слухом — их речь формируется через сохраненные анализаторы — зрительный, кожный и двигательный.

Ребенок, сохранивший возможность слышать хотя бы в малой степени, может научиться разговаривать. Но в большинстве случаев у них наблюдается нарушение произношения и грамматики при построении предложений. Кроме того, заметны сложности с восприятием написанного кем-либо текста и речи окружающих.

Еще одна особенность детей, имеющих проблемы со слухом — у них достаточно ограниченный словарный запас. Это актуально как для используемых в разговоре слов, так и для воспринимаемых. Такие малыши редко используют в общении синонимы, абстрактные слова и названия предметов, являющихся частью чего-либо — «пуговица от рубашки».

Такому развитию речи способствуют следующие особенности восприятия звуков людьми с нарушениями слуха:

  • достаточно скромный словарный запас;
  • малый опыт общения с использованием речи;
  • начало и конец слова такие люди слышат не слишком хорошо.

Методы воспитания ребенка с нарушением слуха

Родителям малыша, страдающего от проблем с восприятием звуков, очень важна психологическая помощь. Это наиболее актуально, если новость о глухоте либо тугоухости стала для них тяжелым потрясением. Для ребенка помощь квалифицированного психолога не менее важна, особенно если он лишился слуха уже в сознательном возрасте. Специалист поможет принять свое состояние и новые особенности организма.

Воспитание детей с нарушением слуха должно проходить в течение всего дня. В детском саду и школе программы работы с такими малышами подразумевают обучение по большей части в игровом формате. Дома с ребенком должны активно общаться все члены семьи — это позволит добиться лучших результатов.

При воспитании детей с патологией слуха важно учитывать их возраст, а также уровень владения познавательными и речевыми навыками. Обычно для их развития применяют следующие методы:

  • Наглядные. Заключаются в просмотре фильмов, изображений, наблюдении за чем-либо, чтении книг и подобном.
  • Словесные. К ним относят беседы, различные рассказы, выполнение определенных просьб, при этом все должно сопровождаться подробными объяснениями воспитателя либо учителя.
  • Практические. Это игры, моделирование различных ситуаций, простые опыты, которые должны быть интересны малышу.
  • Игровые. Это оптимальное решение для детей дошкольного возраста.

Реабилитация слабослышащих детей

При реабилитации большое значение имеет такой фактор, как причина проблем со слухом. Этот недуг может иметь наследственных характер, быть врожденным либо приобретенным. В первом случае тугоухость может быть передана от одного из родителей. Врожденная разновидность недуга обычно возникает в результате болезни, родовой травмы либо нарушений внутриутробного развития. Что касается приобретенной формы заболевания, то ее причиной становятся травмы либо перенесенные патологии.

Проблемы со слухом могут иметь разную степень тяжести — от легкой до полной глухоты. В большинстве случаев тугоухость можно вылечить, для чего используются слуховые аппараты либо импланты, а также медикаментозная терапия и хирургическое вмешательство. Чтобы иметь больше шансов на восстановление нормального слуха у ребенка, крайне важно своевременно обратиться к специалисту. Чем раньше начинаются нарушения, тем серьезнее будут проблемы, связанные с речью и развитием. В ряде случаев вовремя проведенное лечение позволяет сохранить возможность слышать и избежать серьезных проблем в дальнейшем. Обследование и лечение маленьких пациентов проводит врач-сурдолог.

Иногда проблемы со слухом сопровождаются иными нарушениями — потерей речи, слепотой и отставанием в развитии. Однако дети с такими патологиями могут развиваться и поддаются обучению. Стоит отметить, что нарушение далеко не всегда сопутствуют отставанию в умственном развитии.

Родители детей, имеющих проблемы со слухом, должны понимать, что при правильном подходе их ребенок может добиться больших успехов как в учебе, так и в дальнейшей жизни. Люди с нарушениями возможности слышать нередко становятся учеными, спортсменами и успешными предпринимателями, однако для этого нужно приложить определенные усилия. Восприятие звуков является одним из важнейших инструментов для получения информации, однако эту же информацию можно получать и иными способами. Родителям важно правильно ставить задачи для умственного развития детей с нарушением слуха и помогать успешно решать их.

Чтобы малыш, имеющий проблемы с восприятием звуков, вырос полноценной личностью, с ним необходимо проводить коррекционную работу. Это даст возможность освоить устную речь, используя слуховой анализатор.

Для качественного проведения коррекционной работы важно:

  1. Обеспечить ребенку пребывание в максимально комфортной для него среде. С малышом нужно как можно чаще разговаривать, чтобы он слышал речь максимально часто. Не менее важно мотивировать его к освоению новых навыков общения.
  2. Проведение комплексной диагностики. Это позволяет точно определить, в какой степени сохранился слух, а также проверить правильность произношения и понимания собеседника. При необходимости после диагностики назначается слухопротезирование.
  3. Усложнение программы по мере развития речи, восприятия и прочих важных навыков. Такой подход позволяет получать наилучшие результаты и поддерживать в малыше интерес к дальнейшему самосовершенствованию.
  4. Грамотное планирование задач и целей. Начинать стоит со слухового восприятия, после этого нужно уделить внимание речевому различению и распознаванию речи.

Педагогические программы с участием психологов, разработанные профильными специалистами, являются залогом качественной реабилитации ребенка, имеющего проблемы с восприятием звуков.

Важно помнить, что можно избежать многих неприятностей, если своевременно принять меры по профилактике нарушений слуха у детей. Это особенно важно в период беременности и в первые годы жизни малыша.

Источник