Развитие и воспитание личности ребенка в социальных институтах

Развитие и воспитание личности ребенка в социальных институтах thumbnail

Под институтами воспитания мы будем понимать общественные организации и структуры, призванные оказывать воспитательные воздействия на личность. Наиболее известными из них являются семья и школа. Кроме того, сюда относят еще средства массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольные и несемейные организации.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Все приобретенное в семье в детские годы ребенок сохраняет всю жизнь. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ему нет равных среди других институтов воспитания. Именно в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более, чем наполовину, по мнению Р. С. Немова, сформирован как личность. Следует учитывать и то, что семья выступает в роли начальной структурной единицы общества. Семья — это колыбель детства. Самой значимой социальной средой для новорожденного является его семья, поэтому именно ее особенности воплощаются в личности ребенка. Американский психолог Э. Торндайк утверждал, что до трех лет человек проходит 50% своего психического развития, а Л. Н. Толстой — что за всю свою жизнь он не получил и одной сотой доли того, что сформировалось в детстве. Уже это доказывает, что семья, где ребенок приобретает опыт общения, проживает самые ранние этапы своего развития, играет огромное значение для всей жизни человека. Семья обеспечивает ребенку тот минимум общения, без которого он никогда бы не стал человеком и личностью. Вместе с этим воспитательное воздействие семьи ограничено, потому что оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи.

Кризис отечественного семейного воспитания — результат не во всем продуманной перестройки политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства. В результате к традиционным, существующим уже несколько десятилетий проблемам семейного воспитания (отделение молодой семьи от родительской и утрата возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших поколений; утрата традиций этнопедагогики; анонимное общение детей и взрослых вследствие организации общества) добавились современные. К наиболее ярко выраженным из них обязательно относят: возрастающие социальные и экономические трудности; одно- детность, в результате чего дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами; гипертрофированная политизация общества; увлеченность родителей телевизионными сериалами и видеопросмотрами боевиков, в результате чего на общение с детьми не остается времени и т. д.

Анализируя причины приобретения детьми пограничных состояний психического здоровья, детский психиатр М. И. Буянов предложил классификацию традиционных ошибок современного семейного воспитания:

  • ? гипоопека (ребенок ощущает дефицит доброты и ласки, ребенок самостоятельно, без помощи любящего взрослого формирует навыки социальной жизни);
  • ? гиперопека (ребенок лишен самостоятельности);
  • ? воспитание по принципу Золушки (ребенок ощущает скрытое или явное эмоциональное отторжение, родители предъявляют к нему завышенные требования);
  • ? воспитание по типу современного кронпринца (ребенок ощущает недостаток внимания от любящих его родителей, которые, в свою очередь, испытывают чувство вины перед ребенком за собственную занятость и заглаживают ее большим количеством дорогих подарков).

Психологические исследования позволяют утверждать, что к причинам кризиса современной российской семьи как института воспитания необходимо также отнести недостаточную психолого-педагогическую подготовку родителей: у одних нет минимума педагогических знаний, у других отсутствуют педагогические умения; кто-то не понимает важность специфических методов воспитания детей в семье.

Поэтому сегодня актуальной является задача вооружения родителей педагогическими знаниями. Решить эту задачу можно в результате целенаправленного содержательного взаимодействия школы и семьи.

В этом плане школа как институт воспитания находится в более благоприятном положении. В школе развивающийся ребенок проводит значительную часть своей жизни (всего 10-11 лет, учась с 6- 7 лет до 16-17 лет). Здесь его воспитывают учителя и сверстники. В школе воспитание может вестись через предметы гуманитарного цикла (литературу, историю и др.), каждый новый человек несет для ребенка что-то новое, а это обеспечивает широкие возможности для различных воспитательных воздействий. Это все достоинства школы как института воспитания.

К недостаткам школы как института воспитания относят обезличивание (для работников школы все дети равны), что противоречит индивидуальному подходу к каждому ребенку. Это можно устранить за счет удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения.

Проанализируем возможные пути взаимодействия семьи и школы как самостоятельных институтов воспитания, которые позволяют при этом во много раз увеличить эффективность процесса воспитания. При этом необходимо исходить из того, что категория взаимодействия рассматривается по-разному в философии (И. И. Жбанкова), психологии (А. А. Бодалев, Э. Гоффман, Дж. Мид), педагогике (Б. 3. Вульфов, Л. И. Ваховский).

Читайте также:  Закономерности развития личности ребенка в раннем возрасте

Взаимодействие как педагогическое явление в интерпретации Б. 3. Вульфова выступает как «реализуемые отношения различных воспитательных коллективов — школьного, производственного, педагогического, ученического, родительского и многих других, воздействия которых испытывают учащиеся». Цель взаимодействия всех воспитательных институтов — формирование личности ребенка.

Попытку анализа содержания воспитательного взаимодействия школы и семьи сделал Л. И. Ваховский. Он показал, что содержание взаимодействия школы и семьи зависит от политики государства в области народного образования, цели воспитания и образования. Исторический анализ взаимодействия школы и семьи позволили Л. И. Ваховскому сформулировать основную проблему современного взаимодействия: несогласованность школьного и семейного воспитания, противоречие между активной деятельностью школы и пассивностью большинства семей.

Сегодня в педагогической литературе школа и семья рассматриваются как самостоятельные субъекты взаимодействия, оказывающие влияние друг на друга, имеющие собственный воспитательный потенциал. Поэтому под взаимодействием следует понимать процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие школы и семьи должно учитывать не только деятельность и отношения педагогов, родителей, но и их установки на общение друг с другом, ребенком, а также реакцию самого ребенка на данное взаимодействие и весь учебно-воспитательный процесс.

Основными психологическими условиями эффективного взаимодействия школы и семьи являются:

  • ? наличие у педагога заинтересованности в судьбе ребенка и педагогического профессионализма, позволяющего расположить к себе родителей, умение работать с каждой группой родителей;
  • ? наличие совместной деятельности;
  • ? раскрытие творческого потенциала родителей и детей в совместной деятельности.

Рассмотрим содержание работы других институтов воспитания, среди которых значительное место принадлежит учреждениям дополнительного образования. Их деятельность строится исходя из того, что они должны помочь в решении важнейшей задачи воспитания, которой является формирование у ребенка культуры жизненного самоопределения. Сформировать ее только через урок и только используя школьный потенциал представляется просто невозможным. По этой причине особые надежды (а они, как показывает практика, вполне оправданы).возлагаются именно на значительную и активную помощь в этом непростом деле со стороны системы внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Традиционно внешкольная воспитательная работа осуществляется на базе учреждений дополнительного образования (более раннее их название — внешкольные учреждения). По определению В. А. Горского, «дополнительное образование — это процесс освоения опыта сотрудничества детей и взрослых в интересующем их виде творческой деятельности в свободное от освоения основной (школьной) учебной программы время». Учреждения дополнительного образования призваны: компенсировать отсутствие в основном образовании деятельности, обеспечить ребенку комфортную предметную среду, «ситуацию успеха», развивающее общение; содействовать выбору «индивидуального образовательного маршрута» и темпа его освоения.

И. В. Бестужев-Лада определил суть дополнительного образования следующим образом: «…творчество, которое проявляется у человека при любой интересующей его деятельности».

Но следует, конечно, помнить и о том, что дополнительное образование в значительной степени отличается от школьного. Основные отличия можно свести по крайней мере к следующим четырем группам факторов:

  • 1) в школе дети объединены в формальные объединения по возрастному признаку, в учреждениях дополнительного образования — неформальные объединения, в основе существования которых интерес к совместной деятельности, сотворчество взрослых и детей;
  • 2) в основе образовательного процесса в школе лежат государственные стандарты и разработанные на их основе программы; деятельность педагога дополнительного образования базируется на государственной программе, которая видоизменяется им, исходя из особенностей учреждения дополнительного образования, среды, детей;
  • 3) для школы приоритетной стороной является информационная сторона, а для учреждений дополнительного образования — практическая, так как важнейшая их задача — дополнить основное образование способами, формами, которые мало доступны школе;
  • 4) в учреждениях дополнительного образования образовательный процесс не имеет фиксированных сроков, объединения разновозрастны, велик уровень самостоятельного творчества, ведущий к самообразованию и самовоспитанию.

Через средства массовой информации также осуществляются разнообразные воспитательные воздействия на их аудиторию. Их достоинством является использование в качестве источника воспитательного воздействия лучших специалистов, лучших образцов и достижений педагогики и культуры. Но им присущ и один достаточно существенный недостаток, который состоит в том, что влияние их воспитательного воздействия рассчитано на среднюю личность, а поэтому в принципе не может дойти до каждого ребенка. СМИ как рас- пространитёль нравственности — пожалуй, самая трудная тема для психологических исследований. Хотя много дискутируют и рассуждают о воздействии СМИ на общественные ценности, существует очень мало хороших исследований, которые бы дали четкие ответы на все вопросы. Проводились эксперименты, в которых исследовался характер ценностей, проповедуемых в масс-медиа, и воздействие СМИ на мораль.

Читайте также:  Ребенок 3 недели развитие кормление

По мнению Р. Харриса, плодотворными для проведения экспериментов стали теория культивации и подход с точки зрения теории получения пользы и удовольствия. Поскольку СМИ на наглядных примерах показывают своей аудитории, что хорошо и правильно, то тем самым эти ценности незаметно культивируются в зрителе, читателе и слушателе. Насколько сильно укореняются новые установки, зависит от того, почему человек просматривает газеты или смотрит телевизор и что он приобретает в результате получения информации.

Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного и эстетического воспитания (а в наше время еще социального и экономического), они являются одним из главных источников формирования общей культуры у человека.

Личность, кроме того, воспитывается через многочисленные контакты, официальные и неофициальные отношения. В этом смысле на воспитание ребенка наиболее сильно влияют его встречи и контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах.

Источник

Система социальных институтов воспитания детей и взрослых. Их роль в развитии личности.

Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.

Одним из первых развернутое определение социального института дал известный американский социолог и экономист Т. Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. Другой американский социолог, Ч. Миллс, под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), которые образуют институциональный порядок. П. Бергер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных.

Виды социальных институтов

Всего существует пять основных потребностей и основных социальных институтов:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств существования (производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);
5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Роль социальных институтов в развитии личности

Ребенок начинает свою социализацию в семье, однако семья сталкивается с необходимостью общения с больницами, школами, детскими учреждениями, школами, трудовым коллективом, спортивными секциями, учреждениями культуры, с государственными ведомствами, с неформальными объединениями, церковью, друзьями и множеством других организаций, именно во взаимодействии всех этих организаций и учреждений и проходит становление юной личности, и чем взаимоотношения у семьи с этими организациями лучше налажены, тем вырастает более социализированная, более успешная личность.

Социальные институты классифицируются по общественным сферам:
1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью.

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи; Семья как институт воспитания занимает самое важное положение, потому что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, является ее эмоциональным центром и то, что он получает от семьи, остается с ним на всю жизнь. Явление педагогической запущенности детей практически в 100 % случаев имеет свои корни именно в семье, взрослые члены которой не уделяли должного внимания развитию ребенка, и он не получил того воспитательного воздействия, которое получают его сверстники в благополучных семьях.
4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

Школа как институт воспитания оказывается действенной в силу того, что в ней развивающийся ребенок в возрасте от 6–7 до 16–17 лет проводит значительную часть своего времени и там воспитательное воздействие на него оказывают сразу много людей разного по отношению к нему статуса – учителя и сверстники. В школе воспитание осуществляется и через учебные предметы. Кроме того, воспитание в школе реализуется через специальные мероприятия: классные часы, внеклассные формы работы, экскурсии и т. п.

Читайте также:  Презентация педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

В школе, а также вне ее существует самостоятельный институт воспитания – коллектив сверстников. Тезис о том, что полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив, в отечественной педагогике и психологии долгое время был догмой. Начиная с трудов выдающегося советского педагога А. С. Макаренко утверждалось, что сначала непременно нужно создать воспитательный коллектив, а потом уже через него воспитывать каждую отдельную личность. На практике А. С. Макаренко действительно доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности ребенка-правонарушителя, имеющего явные отклонения в психологии и поведении и значительно отстающего от нормальных, воспитанных детей.

5) религиозные институты организуют отношение человека к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).

СМИ оказывает широкое и разнообразное воспитательное воздействие на человека любого возраста.

Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного, эстетического, социального и экономического воспитания, рассчитанного на углубление понимания основных жизненных нравственных категорий добра и зла и формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Они же являются одним из главных источников формирования общей культуры человека.

Наконец личность воспитывается через многочисленные личные контакты, официальные и неофициальные отношения. Более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в разных социальных группах. Таким образом, система социальных институтов выполняет воспитательную роль на протяжении всей жизни человека.

Таблица 1. Вопросы
Вопрос Варианты ответов Правильно / Неправильно
Объяснение, почему правильно (неправильно)
Ссылка на учебник (автор, название учебника страница)
1. 1.Социальный институт — это 1) искусственно-целевое образование
2) культурно-историческое образование
3) духовное образование
4)профессионально-ориентированное образование
1-не верно, т.к это определение социальной организации;
2-верно
3-не верно, это образование, при котором готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование.
4-не верно, т.к. это высшее профессиональное образование, нацеленное на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Stanford_Encyclopaedia_of_Philosophy
2.Социализация человека начинается …
 
a) 1) с началом трудовой деятельности
b) 2)с рождения
c) 3) в школе
d) 4) после окончания трудовой деятельности
 
1-не верно
2- т.к ребенок начинает социализацию в семье
3- не верно
4-не верно
https://pandia.ru/text/77/359/58872.php
3.Функция, которую выполняет экономическая сфера
 
 
1) целедостижения
2) создания и поддержания образцов взаимодействия в системе
3)адаптации
4) стабилизации
 
1-не верно, политика (волевая сфера) — целедостижения
2культура (познавательная сфера) — создания и поддержания образцов взаимодействия в системе
3-верно
4-не верно, эту функцию выполняет политическая сфера
 
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
 
 
Продолжение таблицы №1. Вопросы
4.Главное предназначение социальных институтов
 
1)обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость
2)удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность
3)гарантировать человеку права и свободы
4)обеспечивать всех членов общества
 
1- 1-не верно
2-верно, т.к одна из главных функций общественных институтов — социальная политика, проводимая правительством и направленная на улучшение качества жизни разных групп населения.
3-не верно
4- не верно
https://megabook.ru/article/социальные институты
2. Ученый доказавший, что полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив 1) А. С. Макаренко
2) П. Бергер
3) Т. Веблен
4) А. Гелен
1-верно
2-не верно, П. Бергер преподаватель социологии и теологии
3- не верно, один из первых дал определение социального института
4- не верно, Гелен современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии
https://www.e-reading.by/chapter.php/98425/27/Tkacheva_-_Pedagogicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

Учебно-методические материалы для СРС:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Stanford_Encyclopaedia_of_Philosophy

2. https://center-yf.ru/data/stat/Rol-socialnyh-institutov.php’>Роль социальных институтов

3. https://www.e-reading.by/chapter.php/98425/27/Tkacheva_-_Pedagogicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

4. https://pandia.ru/text/77/359/58872.php

5. Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика

6. https://megabook.ru/article/социальные институты

7. https://www.e-reading.by/chapter.php/98425/27/Tkacheva_-_Pedagogicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник