Развитие и коррекция памяти ребенка школьного возраста

Развитие и коррекция памяти ребенка школьного возраста thumbnail

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти, человек имеет возможность овладевать опытом прошлых поколений, применять свой личный опыт в практической деятельности, расширять и углублять имеющиеся знания, совершенствовать навыки и умения. Главный процесс – запоминание, которое обеспечивает закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием..

В зависимости от способа хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 — 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. «Мозг среднего человека, — говорил Эдисон, — не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз».

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память . Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

1. Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни человека они обагащаются и взаимодействуют между собой.

2. Память осуществляет связь между прошлыми состояниями психики, и настоящими процессами подготовки будущих состояний, сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого » Я » и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

3. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в младшем школьном возрасте. Этот возраст характеризуется сензитивностью к развитию памяти.

4. Для детей младшего школьного возраста особенно актуально использовать такие методы психологического воздействия, которые способствуют его активизации и делают какую-либо деятельность интересной, поскольку у младших школьников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Он запоминает преимущественно интересные для него события, события, вызывающие эмоциональный отклик.

5. Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных процессов.

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец. Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно — часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Читайте также:  Ребенок в процессе развития научается выделять себя из окружающего мира сеченов

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания: отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается. Что касается жизненных событий, то большая часть людей скорее придумывает, нежели вспоминает то что было. Верить человеческим воспоминаниям могут только те, кто склонен верить сказкам.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание. 

Забывание может быть естественным процессом, и тогда забывается прежде всего то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили. Как правило, забывается все то, о чем думаем перед сном: поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите. С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: «Утро вечера мудренее».

Забывание может быть следствием психологических проблем, в том числе следствием вытеснения неприятным событий: у большинство людей неприятные события забываются скорее, чем приятные.

Наиболее эффективные методы развития зрительной памяти:

  1. Таблицы Шульте.

Специальные таблицы, заполненные случайными цифрами или буквами.

Например, вот такая:Развитие и коррекция памяти ребенка школьного возраста

Их используют не только как метод развития зрительной памяти, но и как средство для освоения метода скорочтения.

Суть метода предельно проста: смотрите в течение 5 минут на таблицу, потом убираете ее и стараетесь максимально воспроизвести на бумаге.

  1. Метод Айвазовского, названный по имени известного художника-мариниста.

Есть легенда, что Айвазовский обладал уникальной фотографической памятью, именно поэтому его морские пейзажи не выглядят застывшими или неживыми.

Суть метода состоит в том, что вы в течение 5 минут смотрите на какой-то пейзаж, потом закрываете глаза и воспроизводите увиденное до мельчайших деталей.

Можно использовать не только пейзажи, но и интерьеры, костюмы и т.д.

  1. Рассыпанные спички.

Берете сначала 5 спичек, бросаете их на стол, запоминаете расположение, перемешиваете, а потом воспроизводите.

Количество спичек нужно постепенно увеличивать.

Чтение вслух.

Читать книжки – одно из наиболее полезных занятий, которые только можно себе представить.

Чтобы тренировать слуховую память, попробуйте читать книжки вслух.

Если вы будете уделять такому чтению хотя бы 10 минут ежедневно, то уже совсем скоро будете гораздо лучше воспринимать информацию на слух.

Учите стихи.

Историю о своей однокласснице Ольге я рассказала вам не случайно, поскольку заучивание стихов, а потом их воспроизведение вслух – отличный метод развития памяти.

Начните с того, что каждую неделю выучивайте небольшой стих (2–3 строфы), постепенно переходите к более длинным поэзиям, а затем – к поэмам.

Объясняйте себе и другим людям то, что хотите запомнить сами, например, когда обучаете нового сотрудника.

Чаще всего этим методом развивают слуховую память учителя, которые вынуждены неоднократно объяснять новый материал ученикам.

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«Развитие памяти и внимания у младших школьников»

для детей 7 — 9 лет

 Автор: Крупенникова Н.А.

                                                                                                                           Педагог – психолог

                                                                                                              МБОУ «Средняя        общеобразовательная

школа № 8 им. Бусыгина М.И.»

Пояснительная записка.

        В рамках ФГОС начального общего образования есть обязательное направление -коррекционно-развивающая работа. Одной из задач коррекционной работы является оптимизации отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение.

        Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте; необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Читайте также:  Особенности физического развития недоношенного ребенка

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира  и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Внимание и память в значительной мере определяют ход и результаты учебной работы. Психические процессы  могут быть непроизвольными (непреднамеренными) и произвольными (преднамеренными). Непроизвольность не зависит от нашего желания, от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

        Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для  учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.

        Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

Основная цель реализации программы: развитие и коррекция внимания и памяти.

Задачи:

  1. Учебная: познакомить учащегося с понятиеми «внимание» и «память», его свойствами.
  2. Развивающая: развивать основные свойства внимания и памяти, произвольности.
  3. Воспитательная: укреплять и развивать волевые качества личности.

Участники программы – дети 7-9лет.

Форма организации -индивидуальная

Основные методы – упражнения, игры

Количество занятий -10, продолжительность занятий-30 минут.

Критерии и механизм отслеживания: Первичная диагностика, итоговая диагностика

( методики: “10 слов”, “10 предметов”, “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).

Прогнозируемый результат. У детей прошедших курс занятий по данной программе

— повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;

— увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;

— формируются приёмы запоминания;

— повышается уровень развития смысловой памяти;

— формируется самостоятельность в выполнении заданий.

По результатам пройденного курса, ребенок будет иметь опыт  наблюдения, внимательности, наблюдательности, ведения диалога, понимать и выполнять инструкцию, анализировать, сопоставлять сравнивать, делать выводы и главное применять в жизни.

Техники и технологии используемые в программе:  диагностика, наблюдение, дидактические игры и упражнения.

Содержание занятий

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Занятие №1

«Первичная диагностика»

1

1

2

Занятие №2

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Найди отличия», «Летает — не летает» «Да и нет — не говорить”»

Развитие и коррекция памяти:

«Каскад слов», «Запомни картинки «, «Слушай всё запоминай — на вопросы отвечай»

Работа в тетради: «Графический диктант»

1

1

3

Занятие №3

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Сравни картинки», “Съедобное — не съедобное”

Развитие и коррекция памяти:

«Запомни парочки» «Запомни и нарисуй», «Весёлые таблицы»

Работа в тетради:»Графический диктант»

1

1

4

Занятие №4

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Птица — не птица», » Чего не стало»

Развитие и коррекция памяти:»Пиктограммы», «Запомни и нарисуй», «Весёлые таблицы»

Работа в тетради:

«Графический диктант», «Корректурная проба»

1

1

5

Занятие №5

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Бывает- не бывает», «Цифровая таблица»

Развитие и коррекция памяти:

«Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай», «Посмотри на картинку, а запомни слово»

Работа в тетради:»Нарисуй по образцу” (по клеткам)

1

1

6

Занятие №6

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Топ- хлоп», «Не пропусти растение»

Развитие и коррекция памяти:»Послушай внимательно и повтори», «Посмотри на картинку, а запомни слово»

Работа в тетради: «Нарисуй по образцу” (по клеткам), «Расставь значки».

1

1

7

Занятие №7

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Разложи палочки также», «Да и нет — не говорить”»

Развитие и коррекция памяти:»»Пересказ»», «Посмотри на картинку, а запомни слово»

Работа в тетради: «Нарисуй по образцу” (по клеткам), «Корректурная проба»

1

1

8

Занятие №8

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Да и нет — не говорить”», «Не пропусти профессию»

Развитие и коррекция памяти:»Послушай внимательно и повтори», «Посмотри на картинку, а запомни слово»

Работа в тетради: «Нарисуй по образцу” (по клеткам), «Расставь значки»

1

1

9

Занятие №9

Развитие и коррекция внимания, восприятия:»Найди отличия», «Не пропусти животное»

Развитие и коррекция памяти:»Пересказ», «Опосредованная память», «Выполни движение»

Работа в тетради:»Нарисуй вторую половину» (по клеткам), «Расставь значки»

1

1

10

Занятие №10

«Итоговая диагностика»

Список использованной литературы:

1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. — Екатеринбург, 2004.

2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. — М. , 2003.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб. , 2004

5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

 6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Екатеринбург, 2003.

8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.

9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.

Приложение 1.

 Игры и упражнения на развитие и коррекцию внимания.

Картинки «Найди отличие»

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Задача ребенка найти, чем отличаются картинки друг от друга.

  1.  «Не пропусти животное (растение, профессию)»
  2. Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,
  3. обозначающее, например, животное.

В другой раз можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем  возможно объединение  первого и второго задания. Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.

Читайте также:  Презентация систем раннего развития ребенка

Вариант1

стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

Вариаат2

МАШИНА, МЕДВЕДЬ ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ, КОШКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР, АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА,  ГАЗЕТА, КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ,  СОЛНЦЕ, МЫШЬ,  ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЗЕБРА, РОЩА, СОБАКА, САМОВАР, ВОЛК, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС,  ОВЦА, ПУЛЕМЁТЧИК…

Вариант 3

ДОРОГА, БЕРЁЗА, САМОЛЁТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ВОРОБЕЙ, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, ОДУВАНЧИК, ГОРОД, СОБАКА, КРАПИВА, ВАСИЛЁК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО,  МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ,  МИМОЗА…

Вариант4.

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ…

 «Летает — не летает»

  1. Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово,
  2. обозначающее, летающий  объект.

ОКНО, ЛЁД, ВОРОБЕЙ, РАМА, КНИГА, МУХА, ШУМ, ЛОМ, САМОЛЁТ, ДЯТЕЛ, ВОДА, САД,  ВЕРТОЛЁТ, ПЕРО, ШЛЯПА, СТРЕКОЗА, ЛАСТОЧКА,   КОРОВА, КОМАР,  КОШКА,  ПЧЕЛА, ПОЛ, РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, РАКЕТА, СТУЛ, ШКАФ, БАБОЧКА ПОЛКА, ХЛЕБ, ОСА

 «Съедобное – несъедобное»

Зачитывается список слов. Задача ребенка хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее съедобное.

  Барабан, кубики, сосиска, тарелка, сыр, шляпа, телевизор, майка, динозавр, торт, ложка, диван, арбуз, кирпич, булка, творог, ложка, тарелка, банан, конфета, стол, салфетка, бутерброд, завтрак, йогурт.

 «Да и нет, не говорить»

Задача ребенка отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет».

Вариант 1:
Ты сегодня завтракал?

Тебе  нравится  твоя прическа?
Ты сегодня не опоздал в детский сад?

Сколько тебе лет?

Ты  любишь смотреть мультфильмы?

Ты хочешь идти в школу?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Тебе нравится смотреть мультфильмы?

Ты любишь гулять?

Ты любишь играть?

Снег идет летом?

Солнце светит ночью?

Суп едят вилкой?

Цыплята умеют плавать?

Снегирь- это перелётная птица?

Скворечник – это домик для насекомых?

Ёлка зелёная?

Вариант2:

Берлога медведя на ветке?

Яблоки созревают зимой?

Листья желтеют осенью?

Воробей это птица?

У машины 4 колеса?

Лиса живет в логове?

Понедельник- это часть суток?

Стихи поют?

Пирамидка – это школьная принадлежность?

Ты любишь читать?

Луна квадратная?

В неделе 5 дней?

Стол – это электроприбор?

Апельсин синий?

Снег тает весной?

Ёж впадает в спячку?

«Топ-хлоп».
Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные.
Задача ребенка  хлопать, если выражение верное, или  топать, если выражение  не правильное.
Примеры:

Летом всегда идет снег.

Картошку едят сырую.

Ворона — перелетная птица.

«Бывает – не бывает»

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации можно предложить разные:

  1. Папа ушел на работу.
  2. Поезд летает по небу.
  3. Кошка хочет есть.
  4. Человек вьет гнездо.
  5. Почтальон принес письмо.
  6. Зайчик пошел в школу.
  7. Яблоко соленое.
  8. Бегемот залез на дерево.
  9. Шапочка резиновая.
  10. Дом пошел гулять.
  11. Туфли стеклянные.
  12. На березе выросли шишки.
  13. Волк бродит по лесу.
  14. Волк сидит на дереве.
  15. В кастрюле варится чашка.
  16. Кошка гуляет по крыше.

«Чего не стало?»

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот,  и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе. Ребёнку предлагают в течение 30 секунд  рассмотреть и запомнить предметы; затем предметы закрываются ширмой  и убирают 1-2 предмета. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов. Задача ребенка назвать каких предметов не стало.

«Птица — не птица».

Задача ребенка внимательно слушать текст и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, хлопнуть в ладоши

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны,
Майки и орланы…
Прилетели птицы: 

Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы…
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке

Упражнение «Разложи палочки также»

Ребенку даётся образец с узором из счётных палочек. Задача ребенка выложить узор по образцу.

  1. Упражнение «Цифровая таблица».

Ребенка показывают таблицу с набором цифр от 1 до 9, которые располагаются в произвольном порядке. Задача ребенка  как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 9. Большинство детей   выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок. Можно задание усложнять в зависимости от возраста ребенка (больше чисел предлагать).

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

16

5

9

14

11

23

10

    Источник