Развитие движений ребенка пятого года жизни

Юлия Коротких
Возрастные особенности детей пятого года жизни
средняя группа
Рекомендации родителям по развитию речи детей пятого года жизни
Развитие речи от 4 до 5 лет.
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию.
Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» — «царапнул»). В их речи все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый, начинает появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-за, из-под, около, появляются собирательные существительные (посуда, мебель и др., однако употребляет их ребенок еще очень редко.
Свои высказывания ребенок четырех лет строит из 2-х – 3-х и более простых распространенных предложений, все чаще использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде, допускают нарушения в структуре предложений).
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они правильно усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказывать текст прочитанной сказки, рассказа.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать на заданный звук слова.
Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.
У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:
— исчезает смягченное произношение согласных,
— многие звуки произносятся более правильно и четко,
— исчезает замена шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ свистящими: С, З, Ц,
— исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т, Д.
Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят все звуки, в том числе сложные звуки Л, Р, РЬ, шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, отчетливо произносят многосложные слова, сохраняя слоговую структуру. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков, особенно в трудных многосложных словах (например: свистящих и шипящих — в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно). Слова, насыщенные близкими по артикуляции звуками, выговаривают с ошибками («раборатория» вместо «лаборатория», «саше» вместо «шоссе»). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.
Если у ребенка к концу 5 года жизни наблюдается искаженное произношение свистящих звуков С, З, Ц (с просовыванием кончика языка между зубами- межзубные, звук Р произносится не за счет колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого неба или маленького язычка («французское произношение», звук Л произносится как В, то такие дети нуждаются в специальной логопедической помощи. Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут. Таким детям поможет логопед, который используя индивидуальный подход и помощь родителей, научит ребенка правильно произносить звуки, различать и правильно употреблять сходные звуки.
Таким образом, к пяти годам ваш малыш:
* Обладает словарным запасом около 3000 слов.
* Знает свой адрес.
* Пользуется предложениями из 5-6 слов.
* Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными («Мама мыла посуда, а я рисовал домик», «Мы с мамой не гуляли, потому что шел дождик»)
* Умеет пересказывать короткие рассказы и сказки.
* Определяет право — лево у себя, но не у других.
* Знает простые антонимы («большой — маленький», «твердый — мягкий»).
* Пользуется прошедшим, настоящим, будущим временем.
* Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны («Это мячик, им играют, его кидают, пинают, он из резины — резиновый»).
* Звукопроизношение обычно полностью сформировано.
* Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
Советы родителям:
1. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии. Источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире – наблюдения. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.
2. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, но и через рассказ. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
3. Читайте и рассказывайте детям сказки. В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица. Не спешите показывать иллюстрации. Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
4. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту.
5. Развивайте мелкую моторику — она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети. С раннего возраста нужна свобода действий, т. к. движения сопутствуют развитию речи. Научите ребенка рисовать пальчиками. Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для развития ловкости рук Можно предложить детям:
застежки;
шнуровки;
мозаику;
мелкий конструктор;
пластилин;
обводки;
раскраски;
перебирание круп;
нанизывание бус, пуговиц на нитку и др.
Полезны и пальчиковые игры, которые
— благотворно влияют на исправление речи детей;
— совершенствуют память, внимание, мышление;
— готовят руку к письму.
6. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков. Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему дуть на вертушку (флюгер, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать снежинки, листочки с ладошки.
Источник
На
пятом году жизни ребенок становится
самостоятельнее, он очень подвижен и
неутомим. В этот возрастной период
совершенствуются психические процессы
ребенка. Внимание и восприятие становятся
более устойчивыми, развивается способность
к пониманию существенных признаков
предметов и явлений, причинных связей
в явлениях, а также способность к
некоторым обобщениям.
Все
это облегчает педагогу руководство
формированием движений в процессе
систематического обучения детей. Ребенок
понимает поставленную перед ним задачу,
может осмыслить основные требования к
выполнению движений. В связи с этим его
движения начинают приобретать четкость,
плавность, определённый темп,
согласованность в коллективе. Знакомые
движения дети уже могут выполнять в
более сложных вариантах, более длительное
время, с большей нагрузкой.
В
процессе обучения новым движениям
ребенок способен к наблюдению (за
образцом упражнения) и вслед за этим к
его воспроизведению с помощью словесных
указаний взрослого.
7. Формирование движений ребёнка шестого года жизни
С
пятилетнего возраста наступает период
интенсивного формирования двигательных
навыков. Для этого имеются известные
предпосылки:
заметно
изменяются пропорции тела, что создает
устойчивость позы;совершенствуется
чувство равновесия;улучшается
координация движений на основе
совершенствования функций нервной
системы и приобретенного опыта;увеличивается
сила мышц.
В
ходьбе наблюдается координация движений
рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы.
Прыжки совершаются с большей уверенностью,
легкостью и мягкостью приземления. В
беге, лазанье и метании дети достигают
заметного совершенствования: большая
уверенность и точность движений,
достаточно развитый глазомер, ловкость,
целенаправленность и координация
действий.
В
условиях воспитания и обучения у ребенка
складываются простейшие формы учебной
деятельности:
понимание
учебной задачи;стремление
к качеству ее выполнения;проявление
любознательности и интереса к результату
своих усилий;удовлетворение
от достигнутого.
В
связи с этим отмечается значительный
сдвиг в качестве движений. Ребёнок
понимает, например, что от лучшего замаха
и устойчивости тела зависит сила и
дальность броска при метании, от сильного,
упругого отталкивания-легкий и быстрый
бег.
8. Формирование движений ребёнка седьмого года жизни
Продолжающийся
процесс окостенения делает позвоночник
более прочным. Эти изменения придают
телу ребенка большую устойчивость и
облегчают выполнение таких движений,
как повороты туловища, стойка на одной
ноге и т.п.
В
движениях ребенка видна осмысленность,
способность к самоконтролю, достаточно
правильной оценке процесса и результатов
движений как своих, так и товарищей.
К
моменту перехода в школу у ребенка
формируется достаточно прочные
двигательные навыки, необходимые в
жизни. Они являются основательным
фундаментом для решения более сложных
двигательных задач в школе.
Таблица.
Диагностики параметров физического
развития ребёнка дошкольного возраста
№ | Наименование | Пол | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Бросок | Мал | 110-150 | 140-180 | 160-230 | 175-300 | 220-350 |
Дев | 100-140 | 130-175 | 150-225 | 170-280 | 190-330 | ||
2 | Прыжок | Мал | 60-85 | 75-95 | 85-130 | 100-140 | 130-155 |
Дев | 55-80 | 70-90 | 85-125 | 90-140 | 125-150 | ||
3 | Наклон | Мал | 1-3 | 2-5 | 3-6 | 4-7 | 5-8 |
Дев | 2-6 | 5-8 | 6-9 | 7-10 | 8-12 | ||
4 | Бег | Мал | 7,8-7,5 | 5,5-5,0 | 3,8-3,7 | 2,5-2,1 | 2,3-2,0 |
Дев | 8,0-7,6 | 5,7-5,2 | 4,0-3,8 | 2,6-2,2 | 2,5-2,1 | ||
5 | Бег | Мал | 8,5-10,0 | 8,2-7,0 | 7,0-6,3 | 6,2-5,7 | |
Дев | 8,8-10,5 | 8,5-7,4 | 7,5-6,6 | 6,5-5,9 | |||
6 | Челночный | Мал | 9,5-11,0 | 9,2-8,0 | 8,0-7,4 | 7,2-6,8 | |
Дев | 9,8-11,5 | 9,5-8,4 | 8,5-7,7 | 7,5-7,0 | |||
7 | Бег | Мал | 9,5-11,0 | 9,2-8,0 | 8,0-7,4 | 7,2-6,8 | |
Дев | 9,8-11,5 | 9,5-8,4 | 8,5-7,7 | 7,5-7,0 | |||
8 | Подъем | Мал | 6-8 | 9-11 | 10-12 | 12-14 | |
Дев | 4-6 | 7-9 | 8-10 | 9-12 | |||
9 | Прыжки | Мал | 1-3 | 3-15 | 7-21 | ||
Дев | 2-5 | 3-20 | 15-45 | ||||
10 | Бег | Мал | 31,6-34,6 | 31,9-35,0 | 31,5-35,2 | ||
Дев | 32,0-35,0 | 32,0-36,0 | 32,5-37,0 | ||||
11 | Поднимание | Мал | 9-10 | 10-11 | 11-13 | ||
Дев | 6-8 | 7-9 | 10-12 |
Литература
Основная:
Теоретические
м методические основы физического
воспитания и развития детей раннего и
дошкольного возраста [Текст]: учебник
для студ. учреждений сред. проф.
Образования / [Филиппова, О.А. Каминский,
Г.Г. Лукина и др.]; под ред. С.О. Филипповой.
– 4-е изд., перераб. – М.: Издательский
центр «Академия», 2012. – 304 с.Потапчук
А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое
развитие детей [Текст]: Программы
диагностики и коррекции нарушений. –
СП б.: Речь, 2001. – 166 с.Физическое
воспитание и развитие дошкольников
[Текст]: учебное пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования /
под ред. С.О. Филипповой. – М.: «Академия»,
2010.Физкультурно-оздоровительная
работа детского сада в контексте новых
федеральных требований [Текст]:
Методическое пособие / под общей ред.
Микляевой Н.В. – М. УЦ «Перспектива»,
2011.Статьи
по заявленной теме из журналов:
«Дошкольное воспитание», «Обруч»,
«Ребенок в детском саду».
Дополнительная:
Логинова
В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство:
Программа развития и воспитания детей
в детском саду».Кожухова
Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по
физической культуре в ДОУ». – М.,
2004.Ноткина
Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. «Оценка
физического и нервно-психического
развития детей раннего и дошкольного
возраста». – С. П., 2003.Поляков
С.Д., Хрущев С. В. «Мониторинг и коррекция
физического здоровья дошкольников»
Методическое пособие. – М., 2006.Степаненкова
Э.Я. «Теория и методика физического
воспитания и развития». – М., 2005.Соломенникова
О.А., Комарова Т.С. «Педагогическая
диагностика развития детей перед
поступлением в школу». – М – 2007.Тарасова
Т.А. «Контроль физического состояния
детей дошкольного возраста».
Методические рекомендации для
руководителей и педагогов ДОУ. – М.,
2005.
Источник
Двигательные
функции ребенка закладываются задолго
до его рождения, уже в утробе матери.
Внутриутробное движение рук и ног
приводит к тому, что в момент рождения
ребенок начинает двигаться. Мышечное
и структурное развитие, достигнутое в
утробе, вкупе с нервным контролем
позволяют младенцу осуществлять движения
сразу при появлении на свет. В первые
часы после рождения у ребенка наблюдаются:
шагательный, хватательный, плавательный
рефлексы, рефлекс ползания и др. Задатки
перинатального внутриутробного движения
плавно переходят в постнатальное (после
появления ребенка на свет).
У
новорожденного отсутствуют движения,
направленные на сохранение определенной
позы. У него преобладает тонус
мышц-сгибателей. В состоянии покоя
пальцы его обычно сжаты в кулачки, а
ноги подтянуты к животу. Отдельные
движения конечностей отрывисты и резки.
Среди движений новорожденного преобладают:
1)
беспорядочные хаотические движения
типа синкинезий, т.е. движения представляют
собой сочетание различных некоординированных,
часто антагонистических актов;
2)
безусловно-рефлекторные различного
характера, которые отличаются
упорядоченностью и строгой координацией
составляющих их элементов.
Формирование
движений у ребенка с самого начала
происходит под контролем и при участии
коры больших полушарий. Уже в первые
дни существования ребенка для него
выступает в качестве самостоятельной,
хотя и второстепенной, задача овладения
собственным телом. В первые месяцы
ребенок обучается управлять своими
первыми движениями, у него происходит
образование условно-рефлекторных
связей. В результате хаотичных движений,
характерных для новорожденного младенца,
у него накапливается опыт, необходимый
для установления этих связей.
Изменения,
происходящие у ребенка с возрастом,
связаны с развитием центральной нервной
системы и опорно-двигательного аппарата.
Они создают предпосылки для развития
определенных движений в каждом возрастном
периоде. Реализация этих предпосылок
происходит успешно при создании
соответствующих условий физического
воспитания ребенка.
Учитывая
взаимосвязь и взаимозависимость развития
движений и нервной системы ребенка,
необходимо подчеркнуть, что под
воздействием движений совершенствуется
работа центральной нервной системы,
которая тем самым улучшает двигательные
действия ребенка. Для обеспечения
развития движений ребенку первого года
жизни необходимо использовать массаж
и физические упражнения. Важно также
стимулировать его самостоятельную
двигательную активность: побуждать
ребенка к смене позы, активному движению,
чередуя двигательную деятельность с
отдыхом, способствуя удовлетворению
потребности в движении и не допуская
утомления.
В
первые 3 месяца у ребенка развивается
умение держать головку в вертикальном
положении и лежа на животе. При этом
формируются изгибы позвоночника,
укрепляются шейные и спинные мышцы,
улучшается кровообращение головного
мозга. Беспомощность ребенка в первые
месяцы жизни побуждает его совершать
первые интуитивные движения, обращать
их к окружающим его взрослым, ставя на
первый план общение. Первые движения
ребенка – это, по существу, выразительные
жесты, с помощью которых он пытается
привлечь внимание окружающих к своим
потребностям. Общение со взрослыми
способствует развитию основных форм
сосредоточения – слухового и зрительного
восприятия. На основе зрительного и
слухового сосредоточения у ребенка в
2-3 месяца возникает комплекс оживления,
что свидетельствует об отношении ребенка
ко взрослому. Значение комплекса
оживления в том, что на его основе в
дальнейшем формируются хватательные
движения рук.
Во
время реакции оживления ребенок выполняет
многочисленные движения руками. Иногда,
наталкиваясь на предметы, которые
находятся поблизости от него, он
захватывает их.
В
2,5-3,5 месяца у ребенка впервые возникают
реакции, подготавливающие схватывание.
Вначале ребенок ощупывает собственные
руки, затем переходит к ощупыванию
других предметов (пеленки, одеяла и
др.). Примерно через 2-3 недели он начинает
рассматривать свои руки, попавшие
случайно в поле его зрения.
Позднее
ребенок начинает тянуться к окружающим
предметам, дотронувшись до них, ощупывает
их под контролем зрения, фиксируя
попеременно то предмет, то свою руку.
Этот подготовительный период заканчивается
появлением реакции захватывания предмета
после его рассматривания и ощупывания.
К 4-5 месяцам появляется настоящая реакция
хватания. Она характеризуется приданием
кисти и пальцам характерного полусогнутого
положения, необходимого для быстрого
и точного осуществления реакции. Хватание
этого типа характеризуется как
сенсомоторная реакция, способствующая
установлению координации между зрительным
раздражением, довольно нечетким и
диффузным, и движением собственной
руки. До конца первого года жизни хватание
остается на начальной стадии своего
развития. Значительно позднее, примерно
К 15-му месяцу, хватание становится
предметной реакцией, которая выражается
в тонкой и богатой дифференцировке поз
руки, готовящейся взять предмет
определенной величины, формы и назначения.
Во
втором полугодии первого года жизни
ребенок начинает соучаствовать в
действиях взрослого, возникает их
совместная деятельность. Эта деятельность
в основном разворачивается в связи с
предметами, игрушками и простейшими
обиходными вещами. Взрослый показывает
ребенку игрушку, называет ее, прячет
или протягивает ребенку. Подобное
общение способствует тому, что ребенок
оживляется, радуется появлению взрослого,
протягивает к нему руки, вызывает криком
внимание к себе. У ребенка формируется
восприятие себя и предметов в точных
координатах времени и пространства и
соотношение их между собой. В этом
возрасте со всеми предметами и игрушками
ребенок ведет себя примерно одинаково.
Физиологическую основу схватывания,
бросания, метания составляет связь
развития руки и функций коры головного
мозга. Эти движения тесно связаны с
развитием речи, формированием представления
о схеме собственного тела. Таким образом,
первая двигательная функция руки –
схватывание. Оно вначале выявляется
как врожденный рефлекс (хватательный
рефлекс Робинзона). В 4-5 месяцев хватание
предмета приобретает условно-рефлекторный
характер и совершается с наложением
всех пальцев и ладони. На 9-м месяце
ребенок начинает брать предмет пальцами.
К 11-12 месяцам он уже играет с мячиком. В
овладении движениями рук огромную роль
играет подражание. Различают три вида
подражательных реакций:
1)
повторение собственных движений;
2)
повторение знакомых движений взрослого;
3)
повторение новых движений.
Почти
до пятимесячного возраста у ребенка
наблюдаются лишь врожденные двигательные
рефлексы. В этот период отчетливо можно
наблюдать процесс кортиколизации
движений руки и пальцев. При совершенствовании
мануальных навыков у ребенка развиваются
плечи, локти, туловище. Приобретая навык
«сжать-разжать» кисти руки, ребенок
пытается поднимать предметы, у него
развивается мозг.
В
4-5 месяцев ребенок, манипулируя игрушкой,
начинает поворачиваться со спины на
бок, на живот, лежа на животе, опирается
на выпрямленные руки, поднимает голову.
Играя в положении лежа на животе, малыш
тянется за игрушками, он быстрее начинает
ползать. Несмотря на то что новорожденный
ребенок ползает с момента рождения и в
первый день после появления на свет
может проползти до 30 см, во второй – до
60 см, в третий – 90 см, ползание как вид
движения появляется у него лишь к 8-9
месяцам. Начало ползания является
гигантским достижением в развитии
ребенка. Ползание достигает своей
кульминации, когда ребенок начинает
ползать на четвереньках. У него появляются
сложные перекрестные локомоторные
движения. Первоначально ползающий на
животе ребенок обнаруживает способность
вставать на четвереньки и передвигаться
вперед. В то время как ползание на животе
– это движение ради движения, ползание
на четвереньках – это целенаправленная
деятельность, в выполнении которой
участвуют не только рефлекторные, но и
осмысленные функции.
Чтобы
ползать на четвереньках, ребенку
необходимо научиться по-новому
координировать действия плеч, локтей,
запястий и пальцев с действиями бедер,
коленей, ступней и лодыжек. Особенно
необходима координация локтей и коленей.
Ползая на четвереньках, ребенок развивает
равновесие, бинокулярное зрение,
совершенствует познавательные процессы,
изучает окружающий мир. У него формируются
сложно координированные перекрестные
движения, свидетельствующие о
совершенствовании деятельности коры
больших полушарий головного мозга.
Своевременное
развитие ползания, переступания играет
важнейшую роль в формировании движений
ребенка. Усваивая ползание, ребенок
овладевает навыком садиться. Это
способствует формированию изгибов
позвоночника, укреплению мышц туловища
и ног. Оно положительно сказывается на
гармоничности психофизического развития
ребенка.
Принято
считать, что ребенок сначала учится
сидеть, а затем уже начинает ползать.
Ползание является первой локомоторной
реакцией. К 8-9 месяцам ребенок научается
влезать на ступеньки горки, перелезать
через бревно, учится переступать и
передвигаться вокруг манежа. К концу
1-го года жизни он начинает ходить. Ходьба
включает в себя поддержание тела в
равновесии при вертикальном его положении
и при движении вперед. Подкорковые
реакции переступания и опорные реакции
(отталкивание ножками от опоры) постепенно
угасают, так как они не являются начальным
этапом прямо хождения. Предпосылкой
формирования ходьбы является овладение
ребенком позой стояния.
Стояние
проходит в своем формировании следующие
этапы:
1)
поддерживаемый под мышки, ребенок не
подгибает ног, нo сгибается в тазобедренном
суставе;
2)
если его тянуть, поднимается, держась
за руки взрослого;
3)
недолго стоит, если его держат за руки;
4)
не подгибает ног и стоит прямо;
5)
долго стоит, если его держат за руки;
6)
сам поднимается, взятый за руку;
7)
стоит, держась за перила;
8)
встает на колени, цепляясь;
9)
сам поднимается, цепляясь;
10)
садится из вертикального положения;
11)
пытается стоять без опоры руками;
12)
стоит без опоры руками;
13)
поднимается, не цепляясь;
14)
приседает, стоя без опоры.
Окончательное
оформление позы стояния и связанных с
нею динамических реакций происходит у
ребенка в 10-11 месяцев.
С
развитием вставания и стояния связано
и развитие ходьбы. Формирование ходьбы
начинается с попыток переступать
(примерно в 5 месяцев). К 8 месяцам дети
уже хорошо переступают, делая большое
количество шагов, если их поддерживать
под мышки, затем они начинают ходить,
держась двумя руками за перила, подвижный
стул или поддерживаемые взрослыми. От
9 до 11 месяцев ходьба становится возможной
и при поддержании ребенка только за
одну ручку. К году, а иногда и позже они
научаются ходить совершенно самостоятельно,
делая сначала несколько шагов и, наконец,
преодолевая большие расстояния. Сидение,
стояние, вставание, ходьба представляют
собой сложные двигательные акты,
построенные по типу цепных рефлексов.
Овладение ими и произвольное выполнение
их ребенком свидетельствуют о больших
успехах в развитии у него моторики.
На
1-м году жизни количество движений,
выполняемых ребенком, резко возрастает,
а общие особенности его моторики сильно
изменяются: движения становятся более
координированными, точными, приспособленными
к внешним обстоятельствам и в результате
этого – более произвольными.
Данные
исследований развития движений ребенка
1-го года жизни свидетельствуют, что
целенаправленное обучение ребенка
взрослым не имеет особого значения в
приобретении им новых действий. Они
формируются в ходе практической
деятельности малыша, в процессе которой
движения полезные, успешные с точки
зрения стоящих перед ним задач,
закрепляются, а ненужные, не имея
положительного подкрепления,
затормаживаются. На 1-м году жизни это
подкрепление может выступать как
удовлетворение основных органических
потребностей ребенка. Известно, что
даже стихийные движения младенца
способствуют улучшению функций его
органов и систем, влияя на дыхание,
кровообращение, пищеварение; оно также
выполняет приспособительную роль,
вызывая изменение неудобной позы тела,
способствуя овладению ребенком своим
телом.
Подкрепление
движений на первом году жизни является
формой удовлетворения потребности
ребенка в общении. Оно играет важнейшую
роль в развитии моторики младенца,
возникающей при общении со взрослым.
При формировании движений каждое
предшествующее подготавливает мозг и
опорно-двигательный аппарат к возникновению
последующего, т.е. развивается кисть
руки (хватание, бросание и т.п.), ползание,
ходьба, бег, прыжки. Ежедневно во время
бодрствования следует проводить с
каждым ребенком игры-занятия для развития
движений, пока эти движения не сформируются
и не закрепятся. Для стимулирования
активности используются врожденные
безусловные рефлексы. Во втором полугодии
жизни ребенка активность выполнения
упражнений стимулируется применением
условных раздражителей: зрительного,
двигательного, слухового. Хотя слово в
этом возрасте является для малыша слабым
раздражителем, все действия ребенка
должны сопровождаться ласковыми словами
взрослого. При отсутствии противопоказаний
ребенку 1-1,5 месяца назначают физические
упражнения и массаж, которые хорошо
сочетаются друг с другом.
Гимнастика
и массаж в раннем возрасте способствуют
оптимизации двигательной активности
и правильному психофизическому развитию
ребенка. Физиологическое обоснование
методик проведения гимнастики и массажа
основано на знании состояния и развития
мускулатуры малыша.
В
первые 3 месяца жизни у ребенка наблюдается
гипертонус мышц-сгибателей верхних и
нижних конечностей. Постепенно нарастает
уравновешивание их мышцами-антагонистами.
Гимнастика и массаж способствуют
развитию разгибателей и расслаблению
мышц. На
первом году жизни массаж рассматривается
как вид пассивной гимнастики. Он
охватывает все мышечные группы рук,
плечевого
пояса, спины, живота, ног, стоп. Для
достижения наивысшего эффекта и
дозирования мышечной нагрузки
рекомендуется соблюдать следующие
требования:
Массаж
должен предшествовать физическим
упражнениям и чередоваться с ними;Упражнения
проводятся последовательно сверху
вниз: руки, плечевой пояс, туловище,
ноги;Упражнения
для различных мышечных групп чередуются
в процессе занятия;Исходные
положения массажа чередуются: лежа на
спине, животе, боку, сидя, стоя;Начинать
следует с более легких упражнений,
постепенно переходя к более сложным,
и заканчивать снова более легкими;Чередовать
упражнения с отдыхом или массажем,
который обеспечивает наименьшее
напряжение мышц;Физическая
нагрузка повышается постепенно за счет
частоты повторения упражнений, приемов
массажа, увеличения длительности
занятия с 5-6 минут в первые полгода
жизни до 8-10 минут во второе полугодие.
Массаж
и гимнастика должны стать неотъемлемой
частью жизни ребенка с момента рождения.
Массаж – это общение на подсознательном
уровне, не имеющее словесных ограничений.
Помимо физического воздействия массаж
– это «невероятные волны эмоционального
влияния и единения, порождаемые заботой
и любовью. Легкое прикосновение к ребенку
во время массажа способствует его
расслаблению и повышению защитных сил
организма. Массаж позволяет ребенку и
взрослому лучше узнать друг друга,
способствует укреплению связи между
ними. Массажные движения проводятся с
любовью. Массаж без любви станет просто
набором повторяющихся механических
движений».
Исходя
из анатомо-физиологических особенностей
ребенка 1-го года жизни, составляются
комплексы физических упражнений. Они
состоят из 5 периодов:
I
– от 1,5 до 3 месяцев;
II
– от 3 до 4 месяцев;
III
– от 4 до 6 месяцев;
IV
– от 6 до 9 месяцев;
V
– от 9 до 12 месяцев.
Занятия
физическими упражнениями и массаж
проводятся ежедневно в одно и то же
время, желательно в первой половине
Дня, когда ребенок бодр и весел. С ребенком
начинают заниматься спустя полчаса
после кормления. Перед началом массажа
необходимо вымыть руки теплой водой;
снять кольца, часы и другие предметы;
ногти должны быть коротко острижены.
Прикосновение к нему взрослого должно
быть нежным, ласковым, приятным. Массажные
действия сопровождаются словами,
музыкой, песенкой. Таким образом, с
первых мгновений появления ребенка на
свет необходимо уделять особое внимание
развитию его движений, укреплять его
тело, развивать психику.
Источник