Развитие двигательной активности ребенка через подвижные игры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №57 «Радуга»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ
РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Воспитатель:
Борисюк Е.В.
г. Старый Оскол 2013 г.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к новой жизни, игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают «исполнение детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры для того, чтобы лучше познать (деловые игры), повысить уровень «внутреннего я» (спортивные игры) и др..Игра основана на восприятии определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих, развитых способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего выше сказанного ясно какую роль должна занимать игровая активизация в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольника.
Для развития двигательной деятельности детей мы проводим: утреннюю зарядку, гимнастику после сна, физминутки на занятиях и физкультурные паузы, психологические игры с движениями и речёвками, новое введение релаксации, основные самые активные и интересные для детей подвижные игры на прогулке, малоподвижные игры. Их можно проводить в группах, спортивные праздники с сюжетно – подвижными играми, с крупными гимнастическими пособиями, игры-упражнения для детских выступлений, которые хорошо помогают нам в воспитании целого ряда положительных двигательных и морально-волевых качеств детей и главное, чтобы они нравились им.
При правильной организации и содержании п/и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть чувствами и движениями, а следовательно развивается и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребёнка.
Поэтому в младшем дошкольном возрасте правил для детей в подвижных играх не должно быть, их знает и выполняет педагог, руководит игрой, поэтому игра принимает подражательный характер( в среднем возраст). Но к концу среднего возраста дети должны знать правила игры и выполнять их. В старшем возрасте играем по правилам, а в подготовительном ведущими выступают дети, педагог играет как участник игры.
Знания физических и умственных возможностей детей поможет воспитателю правильно подобрать для них ту или иную игру, несколько усложнить или упростить её.
В практической работе с детьми используются все игры, указанные в программе. Но их недостаточно даже для проведения специальных занятий
по развитию двигательной активности детей, а между тем надо, чтобы дети играли ежедневно как на воздухе, так и в помещении в свободное от занятий время.
При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить её процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить чётко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительной паузой.
Младший возраст
Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Поощрять самостоятельные игры с автомобилями, мячами, шарами. Развивать навыки лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
С бегом «Мыши и кот»
С прыжками «Воробышки и кот», «Кролики»
С лазанием «Наседка и цыплята»
С бросанием и ловлей «Кто бросит дальше»
На ориентировку в пространстве «Найди свой домик»
Средний возраст
Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д. Развивать психофизические качества, пространственную ориентировку, воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению правил без напоминания воспитателя.
С бегом «Самолёты в ангар»
С прыжками «Прыгай выше»
С ползанием «Пролезай и убегай»
С мячом « Мяч через сетку», «Подбрось – найди»
На ориентировку в пространстве «Найди где спрятано»
Народные игры «У медведя во бору»
Старший возраст
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить до конца, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, в играх эстафетах.
С бегом «Ловишки», «Мышеловка»
С прыжками «Классы»
С лазанием «Пчёлы и медведь»
С метанием «Охотники и зайцы»
С элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто выше»
Народные «Горелки»
Подготовительная группа
Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками. Справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
С бегом «Горелки», «Жмурки»
С прыжками «Лягушки и цапля»
С метанием и ловлей «Кого назвали, тот ловит мяч»
С ползанием и лазанием «Перелёт птиц», «Обезьянки»
Эстафеты «С обручами»
Народные «Горелки», «Ручеёк», «Калачи»
Источник
Гончарук Ильфира
Развитие двигательной активности через подвижные игры на прогулке
Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.
В целях эффективного включения игры в жизнедеятельность школьников наиболее продуктивным является осознание взрослыми игры как развивающегося вида детской деятельности. Обусловлено это рядом причин и факторов.
Во-первых, как предшествующий данному возрасту ведущий вид деятельности игра не исчезает, а остается, и в ней может успешно усваиваться содержание новой учебной деятельности.
Во-вторых, наличие в жизни ребенка игры как ранее усвоенного вида деятельности облегчает адаптацию к измененным условиям и ритму жизнедеятельности.
В-третьих, элементы творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьника приоритетно формируются на основе игровой деятельности. Поэтому педагогу в первую очередь необходимо научиться использовать резервы, заложенные в самой игре на том уровне развития и в тех видах и формах, которые присутствуют в реальной жизни детей.
Вместе с тем корректное вмешательство взрослых в детскую игру в целях оптимизации физического, психического и личностного развития младших школьников не только допустимо, но и весьма желательно.
Игра демонстрирует двойственность своего влияния: с одной стороны, на ребенка и ученический коллектив в целом (диагностика, профилактика и коррекция состояний риска в детском развитии, а с другой — на саму ситуацию риска (выявление, предупреждение и устранение неблагополучных черт, свойственных социальной среде, т. е. факторов риска адаптационных нарушений у детей, что позволяет установить органичную связь собственно методики игры и коррекционно- развивающих технологии.
Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов. Подвижные игры формируют положительные нравственные качества у детей. Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко ценятся среди играющих, а такие качества, как трусость, себялюбие, похвальба осуждаются.
Цель подвижных игр: укрепление здоровья и повышение активности воспитанников.
Задачи:
Оздоровительные задачи:
1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
2. Способствовать сохранению положительного эмоционального состояния у детей.
3. Удовлетворять потребность детей в движении.
Образовательные задачи:
1. Формировать и совершенствовать жизненно-необходимые двигательные умения и навыки ходьба, бег, лазание, метание и т. д.)
2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
2. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Ожидаемые результаты от игры:
1. Повышение эмоционального, психического, физического благополучия воспитанников.
2. Улучшение соматических показателей здоровья.
3. Наличие потребностей в ЗОЖ и возможностей его обеспечения.
Дети настолько активны, что, наверное, каждый из нас поражался, где они берут столько энергии, чтобы бегать, прыгать и шалить с утра до вечера. Направить этот фонтан энергии в мирное русло нам помогают подвижные игры. Именно на прогулке есть возможность использовать все пространство, где можно и покричать, и повеселиться, и поиграть.
Подвижные игры способствуют физическому развитию ребенка, укрепляют его мышцы, усиливают быстроту реакции и ловкость, благоприятно сказываются на здоровье ребенка.
Кроме этого благодаря своему соревновательному характеру подвижная игра помогает ребенку развить социальные навыки: умение действовать в команде, сотрудничать, делиться с другими, ставить общую цель выше личного желания, а так же приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и учитывать большое количество факторов.
При организации подвижной игры необходимо:
• Перед началом подвижной игры хорошо продумайте место проведения. Оно должно быть безопасное и удобное.
• Начните с постановки игровой задачи. Постарайтесь преподнести ее в игровой, шуточной форме. Иногда полезно выразить «Сомнение» в том, что ребятам не под силу справиться с поставленной задачей.
• Четко и доступно объясните правила, уделите особое внимание ключевым моментам игры.
• Играйте вместе с детьми, будьте активны, следите за соблюдением правил и аккуратно корректируйте поведение детей. Если нарушаются правила, приостановите игру и укажите, в чем допущена ошибка.
• Во время игры подбадривайте детей. Если интерес к игре затухает, попробуйте усложнить или упростить правила.
• Не упустите момент, когда игра исчерпала себя и ее лучше всего закончить.
Значение подвижных игр на двигательную активность во время прогулки.
Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
На физическое и психическое состояние влияет не только занятия спортом, но и подвижные игры. Они развивают ловкость, быстроту, силу, выносливость, меткость, гибкость и др. физические качества
Быстрота — это способность перемещать тело и его звенья в пространстве за минимально короткое время.
Игры на развитие быстроты: «Ловушки», «Догонялки», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Займи кочку», «Быстро возьми», «Пустое место»
Выносливость — это способность противостоять утомлению в процессе какой-либо деятельности, длительно выполнять мышечную работу без снижения ее мощности.
Игры: «Лягушка», «Вышибалы», «Кошки-мышки», «Бездомный заяц».
Ловкость — это способность правильно, быстро овладевать новыми движениями и рационально перестраивать двигательную деятельность в соответствии с обстановкой.
Игры: «Мяч по кругу», «1,2,3 круг собери», «Перепрыгни и присядь», «Картошка»
Гибкость — это морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев или способность выполнять движения с максимально большой амплитудой.
Игры: «Лиса в курятнике», «Ручеек», «Делай так», «Море волнуется».
Сила — это способность человека воздействовать на внешние силы или противодействовать им с помощью мышечных напряжений.
Игры: «Удочка», «Летящий мяч», «Цепи кованные», «Волк во рву», «Классы»
Подвижные игры, влияющие на укрепление физических качеств.
«Космонавты», «Змея», «Жучки», «Вышибало», «Удочка», «Снайпер», «Совушка», «Лягушка», «Волк во рву» и многие другие.
Таким образом, играя в подвижные игры в на прогулке, развивается двигательная активность обучающихся, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.
Подвижный, быстрый человек.
Гордится стройным станом.
Сидячий сиднем целый век,
Подвержен всем изъянам.
Мастер класс «Давайте поиграем»
Игра «Чик – чирик!» (эту игру проводим в летний период)
Взрослые строятся в круг. Водящий выбирается считалкой, он стоит в центре круга с закрытыми глазами. Инструктор молча указывает на одного из игроков в кругу, взрослый выходит, кладет руку на плечо ведущему и произносит: «Чик -Чирик!». Ведущий не открывая глаз должен угадать голос игрока, назвать его имя.
Правила игры: Ведущий не должен подсматривать. Игроки не должны подсказывать ведущему кто его позвал. Игроки могут менять голос.
Ухо — нос.
Взрослые стоят в кругу (можно сидеть за партой). Играющие должны хлопнуть перед собой в ладоши, взявшись правой рукой за левое ухо, а левой за нос. Затем, хлопнув в ладоши, наоборот, взяться левой рукой за правое ухо и правой рукой взяться за нос.
Правила игры: Кто меньше раз ошибается, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре.
Источник
Ольга Белошейкина
«Бегая, играя, мы здоровье прибавляем». Проект по формированию двигательной активности через подвижные игры
Введение
Игра сопровождает ребенка с рождения, остается с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игр очень много, они могут быть разными, но особое место занимают среди них подвижные игры. Они считаются универсальным и незаменимым средством физического развития. В дошкольном возрасте подвижные игры помогают детям не только быстрее развиваться, но и окрепнуть, пробудить активный познавательный интерес к жизни.
Проблема проекта
Современные дети много времени проводят сидя, дома у телевизора, на учебных занятиях в детском саду, мало двигаются и редко бывают на воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижается тонус их мышечной нервной систем. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности, ухудшает внимание, память.
Учитывая актуальность выдвинутых проблем, мы уделяем важное значение повышению двигательной активности детей в ДОУ.
Актуальность проекта
Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития. Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности.
Повышение самостоятельной двигательной активности детей лучше и качественнее реализуется через подвижную игру.
В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: сапожного, ткачества, бортничества, охоты, рыбалки. Окунаясь в историческое прошлое русского народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети.
Кроме того, подвижная игра носит воспитывающий характер. Например, русская народная игра — составляющая патриотического воспитания, игры со словами способствуют речевому развитию. Так же, как и любая игра влияют на успешную социализацию детей.
Объект исследования – подвижные игры для двигательной активности.
Предметом деятельности условия и правила подвижных игр.
Срок реализации проекта: сентябрь 2016г-май 2017г
Участники проекта:
• Дети;
• Воспитатели;
• Родители воспитанников.
Цель проекта: изучить влияние подвижных игр на двигательную активность детей дошкольного возраста
Задачи проекта:
• развивающие:
— развивать потребность в организованной двигательной активности;
— развивать интерес к физическому развитию.
• обучающие:
— расширять знания детей о видах подвижных игр;
-закреплять необходимость соблюдения условий игры;
— развивать речь детей, их познавательный интерес;
— развивать творческие способности детей и инициативность;
• воспитательные:
— воспитывать интерес и потребность к ЗОЖ
— сплотить детский коллектив;
— вызвать положительные эмоции.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников:
• Сформирована потребность в организации двигательной активности;
• Сформирован интерес к физическому развитию;
• Усовершенствованы знания о традиционных народных подвижных играх;
• Дети научились использовать подвижные игры в свободной деятельности;
• Повышено эмоциональное, психологическое, физическое благополучие детей.
Для родителей:
• Расширены направления взаимосвязи между поколениями (ребенок, мама, бабушка);
• Расширен уровень педагогических знаний;
• Повышен уровень компетентности в области двигательной активности детей.
Для педагогов:
• Повышен профессиональный уровень педагогической компетентности и степень их вовлеченности в деятельность;
• Углубление знаний о традициях и культуре народа.
Предполагаемые продукты проекта:
Учебно-методический комплекс: конспекты спортивно-досуговых мероприятий, консультаций для родителей, картотек: «Подвижные игры» и «Физкультминутки», книга, составленная детьми совместно с родителями «Наши любимые подвижные игры», изготовление атрибутов к подвижным играм (шапочки, маски, палочки, мячики).
Методы и приемы работы с детьми:
В процессе овладения основным видами движений используются различные методы работы, обеспечивающее сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие навыки их творческой активности, такие как:
Словесные методы: метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.
Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию).
Методы моделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций
Практические методы: непосредственное участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях, вхождение в роль героя игры.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)
Формы взаимодействия работы с родителями:
• Индивидуальные беседы.
• Наглядная информация: консультации в соответствии с годовым планом.
• Посещение открытых занятий.
• Совместная деятельность.
Формы взаимодействия работы с воспитателями:
• Совместная деятельность на занятии.
• Работа с картотеками.
• Индивидуальная работа.
• Праздники и развлечения.
Виды детской деятельности
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, коммуникативную, двигательную, восприятие художественной литературы.
Активизация словаря детей: активный, смелый, сильный, здоровый, крепкий, ловкий, смекалка и пр. (в блок введение)
Источник