Развитие деятельности ребенка дошкольного возраста

Развитие деятельности ребенка дошкольного возраста thumbnail

Вид деятельности

Особенности

Рекомендации по развитию

    Бытовая

    В младенческом возрасте:

    — у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический

    человеческий биоритм «сон-бодрствование»;

    — через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей

    начинается процесс их очеловечивания;

    — выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется

    положительное эмоциональное отношение к ним;

    — формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения

    (нравится купаться, любит кашу);

    — закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми

    процессами.

    В раннем возрасте:

    — бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;

    — у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем

    составят основу сложных форм поведения;

    — формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;

    — ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;

    — у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).

    В дошкольном возрасте:

    — формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной

    и общественной значимости их;

    — происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой

    деятельности;

    — изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы

    поведения в быту;

    — складываются первые бытовые привычки;

    — ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной

    инициативе.

    В младенческом возрасте:

    -соблюдение режима дня;

    — привлечение к аккуратности;

    -привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия.

    В раннем возрасте:

    -соблюдение режима дня;

    -систематичность выполнения действий;

    — для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.

    -постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш

    начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить

    простейшие причинно-следственные связи.

    В дошкольном возрасте:

    — режим дня

    — систематичность выполнения действий;

    — положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности;

    — объективность требований;

    — важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к

    дошкольнику;

    -постепенное усложнение навыков;

    -систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его

    известную самостоятельность.

      Трудовая

      В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности.

      Предпосылки трудовой деятельности складываются в

      предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.

      Предпосылки:

      — освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших

      трудовых умений и навыков;

      — стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.

      В дошкольном возрасте:

      — складываются общественные мотивы труда;

      — расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;

      — формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;

      — расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы

      трудовой деятельности;

      — складывается совместный со сверстниками труд;

      — появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие

      трудолюбие;

      — формируется представление о труде взрослых.

      В дошкольном возрасте

      -постепенное усложнение компонентов  (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности

      -формирование общественного мотива труда («надо»).

      -объяснение смысла труда взрослых;

      -четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем;

      — давать ребенку посильные задания,

      научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда;

      — критерий оценки

      трудовой деятельности – качество труда;

      — поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и

      предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность.

        Игровая

        В раннем возрасте:

        — формируются первые игровые умения;

        — складывается способность ставить и решать игровые задачи;

        — начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

        — формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

        В раннем и дошкольном возрасте:

        — игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

        — ребенок осваивает разные виды игры;

        — с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя

        возможности познания этих сфер.

        У детей младшего дошкольного возраста:

        — предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

        — играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

        -формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

        -формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку».

        У детей среднего дошкольного возраста:

        -формировать у детей более сложные игровые умения.

        -учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

        -развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

        Читайте также:  Взаимодействие с семьей как условие развития ребенка

        -использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

        У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:

        -обеспечить условия для игровой деятельности детей.

        -дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам.

        -развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру

          Изобразительная

          Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

          — изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

          — формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

          — развивается умение создавать и воплощать замыслы;

          — осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

          — целенаправленное обучение

          изобразительной деятельности;

          -постепенное освоение технических умений и навыков;

          — не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое;

          —  правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту );

          — максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств;

          -доброжелательность во время занятия, похвала.

            Конструктивная

            Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

            — дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

            — дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

            — расширяется область творческих проявлений.

            — постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и

            выполнять его назначение;

            —   научить  ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки;

            — развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной

            деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры;

            -организовать  аналитико-синтетическую

            деятельность по обследованию предметов

            ( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение

            каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться)

            -разнообразие конструкторов.

              Общение со взрослыми

              Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения:

              -воспринимает тембр, громкость и высоту звуков;

              —  предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым;

              -активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации;

              — Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления».

              Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.):

              -практическое сотрудничество со взрослым;

              -экспрессивно-мимические средства

              дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами,

              жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными

              эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний.

              В младшем дошкольном возрасте возникает

              внеситуативно-познавателъная форма общения.

              -главный мотив общения – познавательный;

              -возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших;

              — основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально

              содержательную информацию.

              К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная.

              -главный мотив общения – личностный;

              -общение имеет «теоретический» характер и включено в

              познавательную деятельность;

              — ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире

              людей», а не предметов.

              -потребность не просто в доброжелательном внимании,

              а во взаимопонимании и сопереживании;

              -темы общения  о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;

              — желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения

              или отношение к обсуждаемым вопросам;

              В онтогенезе строго фиксирована  только последовательность появления

              форм общения, но не их связь с возрастом.

              -относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее

              условие для становления коммуникативной деятельности);

              — важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании

              контактов с ребенком;

              -доброжелательное

              внимание взрослого, и соучастие в практических действиях;

              — взаимопонимание и сопереживание ребенку;

                Общение со сверстниками

                Эмоционально – практическое общение

                — дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой;

                -стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ;

                -каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.

                 -дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу.

                -развертывается инициатива детей

                -в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных;

                -расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных.

                Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет):

                — сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером;

                — сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной;

                — основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество:

                дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели;

                — дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей;

                Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам неврология

                — стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки;

                -соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя;

                — потребность в признании и уважении ровесника;

                 Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет):

                — жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами.

                -взаимодействия  со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции  со стороны взрослого.

                -взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов;

                — ранние контакты со сверстниками;

                Ситуативно- деловая  форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях

                Источник

                Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2017;
                проверки требуют 10 правок.

                Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

                1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
                2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
                3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

                Психическое развитие[править | править код]

                В рамках советской и российской психологии, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.

                Социальная ситуация развития[править | править код]

                На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребёнка со взрослым. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребёнок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

                Ведущая деятельность[править | править код]

                Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребёнка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребёнка, способствующей ориентировке ребёнка в социальных и межличностных отношениях.[1].

                Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребёнка[2]:

                • Развитие мотивационно-потребностной сферы — освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребёнок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.
                • Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребёнок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.
                • Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.
                • Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.

                Психические новообразования[править | править код]

                Центральное новообразование дошкольного возраста — формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания — память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.

                Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения.
                Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.

                Детские страхи дошкольников[править | править код]

                Первые детские (возрастные) страхи возникают ещё в возрасте до 1 года. Но именно в дошкольном возрасте у многих детей появляется много новых детских страхов. Например, в возрасте 3 — 5 лет ребёнок боится темноты, одиночества и замкнутого пространства[3]. В возрасте 5 — 6 лет многие дети начинают бояться умереть[4]. Этот страх намного слабее у детей, которые верят в загробную жизнь[5]. А. И. Захаров отмечал, что страх смерти по данным корреляционного анализа связан со целым рядом других детских страхов (нападения, темноты, сказочных персонажей и других)[6]. Впрочем, исследование, проведенное в белорусском Витебске показало, что страх смерти наиболее распространен не у дошкольников, а у младших школьников[7]. Обычно детский страх проходит в течение 3 — 4 недель[3]. В старшем дошкольном возрасте, как показало витебское исследование (были опрошены 40 детей в возрасте 5 — 7 лет, посещающие детский сад) наиболее часто встречаются страхи животных, темноты, чудовищ и сказочных персонажей, неожиданных и резких звуков, пожаров[7]. Для устранения детских страхов применяют различные методы психологической коррекции: арт-терапия, сказкотерапия и другие[8].

                Физическое развитие[править | править код]

                С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

                Читайте также:  Морфологические особенности мозга в развитии ребенка

                Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.

                Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет — 50 см), а после 5-ти лет — 0,5 см в год.

                Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.

                Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.

                Кризис трёх лет[править | править код]

                В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет, описанным в своем положительном значении советским психологом Л. С. Выготским. У ребёнка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности.

                Кризис характеризуется возникающим противоречием между желанием ребёнка принимать участие в жизни взрослых и распадом прежней совместной деятельности и попытками ребёнка утвердить свою самостоятельность.
                Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:

                • Негативизм;
                • Упрямство;
                • Строптивость;
                • Своеволие;
                • Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребёнка;
                • Деспотизм;
                • Протест.

                Новообразованием кризиса трех лет является гордость за собственные достижения. Формируется самосознание ребёнка, проявляющаяся в становлении самостоятельной позиции.

                Кризис семи лет[править | править код]

                В качестве окончания данного возрастного этапа Л. Выготский рассматривает кризис 6-7 лет, основными симптомами которого являются:

                • Потеря непосредственности;
                • Появление «скрытности» в отношении своих чувств;
                • Утрата прежних интересов.

                Появляется стремление к социально значимой позиции, большей самостоятельности. Отношение ребёнка к миру начинает регулироваться характером его отношений с окружающими людьми.

                Дошкольный возраст в различных концепциях развития[править | править код]

                Периодизация психического развития, созданная Фрейдом, строится на удовлетворении инстинктивных влечений ребёнка и связана со смещением сексуальной энергии по эрогенным зонам, что определяет прохождение пяти стадий психического, точнее психосексуального развития:
                — Оральная (0-2 года);
                -Анальная(2-3 года);
                — Фаллическая(4-5 лет);
                — Латентная(5-12 лет);
                -Генитальная(12-18 лет).
                Согласно теории Фрейда, благополучное прохождение оральной, анальной и фаллической стадий обеспечивает формирование психически здоровой личности. Трудности на этих стадиях могут привести к возникновению различных психологических проблем во взрослом состоянии.

                Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже[править | править код]

                Согласно операциональной концепции развития интеллекта Ж. Пиаже[9], в интеллект ребёнка претерпевает следующие этапы развития:

                • Сенсомоторный интеллект 0-2 года;
                • Репрезентативный интеллект и стадия конкретных операций 2-12 лет;
                • Формальные операции от 12 лет.

                Согласно данной концепции, в возрасте 3-7 лет ребёнок находится на дооперациональной стадии интуитивного наглядного мышления.

                Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]

                Согласно периодизации Д. Б. Эльконина[2], в развитии ребёнка выделяются следующие этапы:

                • Младенчество 0-1 год;
                • Раннее детство 1-3 года;
                • Дошкольное детство 3-7 лет;
                • Младший школьный возраст 7-12 лет;
                • Подростковый возраст 12-17 лет.

                В качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте выделяется сюжетно-ролевая игра — это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребёнка в социальных отношениях, системе смыслов, мотивов человеческой деятельности посредством принятия роли.

                Примечания[править | править код]

                1. ↑ Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. Герцена.
                2. 1 2 Эльконин Д. Б. Психология игры — М: Владос, 1999.
                3. 1 2 Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2015. — № 4 (6). — С. 431
                4. ↑ Шишова Т. Страх мой — враг мой. — М.: Никея, 2012. — С. 52
                5. ↑ Шишова Т. Страх мой — враг мой. — М.: Никея, 2012. — С. 53
                6. ↑ Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 71
                7. 1 2 Алецкая И. А. Негативные эмоциональные состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. — Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. — 2015. — № 2 (46). — С. 70 — 71
                8. ↑ Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 7-2. — С. 156
                9. ↑ Пиаже Жан. Психология интеллекта

                Литература[править | править код]

                • Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4 Кризис трех лет. Кризис семи лет. М., 1983
                • Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
                • Пиаже Ж. Психология интеллекта
                • Поликлиническая педиатрия под ред. проф. Калмыковой М., 2007, стр. 95
                • Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999
                • Эриксон Э. Детство и общество

                Источник