Морфологические особенности мозга в развитии ребенка

Морфологические особенности мозга в развитии ребенка thumbnail

Для правильной оценки нервно-психического развития ребенка и основных синдромов его поражения необходимо знание морфологических и функциональных особенностей центральной нервной системы детей различного возраста.

Так, головной мозг новорожденного по массе составляет 1/8 массы тела, размер головы равен ¼ длины тела (масса мозга ребенка равна приблизительно 350 г). К году масса мозга увеличивается до 900 г, но по отношению к общей массе тела составляет 1/10. К 10 годам мозг весит приблизительно 1300 г, а по отношению к массе тела составляет 1/20. Среднюю массу мозга взрослого человека принято считать равной 1500 г или 1/40 — 1/50 от общей массы тела. У новорожденного, следовательно, относительная масса головного мозга в 5-6 раз больше, чем у взрослого. Вес головного мозга после 4-х лет увеличивается лишь на ¼. После 12 лет жизни головной мозг — единственный орган, не имеющий резкого увеличения массы в связи с пубертатным периодом развития организма.

Кора головного мозга после рождения ребенка отличается, во-первых, непропорциональностью развития (лобные доли с 20% у новорожденного увеличиваются к 14 годам до 26%, а затылочные всегда составляют 12%) и, во-вторых, неравномерностью его темпов (масса мозга интенсивно увеличивается до 5 лет, после 4х — 5 лет она возрастает лишь на ¼ от общей массы мозга). После 10-15 лет масса головного мозга практически не увеличивается.

Клетки коры головного мозга формируются в максимальном количестве (около 15 миллиардов) уже к 6 месяцам внутриутробного развития, располагаются в глубине головного мозга. По мере увеличения размеров каждой клетки коры головного мозга происходит их «всплывание» на поверхность с образованием «коры», образуя складки и извилины.

Морфологическое созревание клеток коры головного мозга означает, кроме увеличения их размеров и массы, рост аксонов (более ускоренно растут аксоны, проводящие центростремительные возбуждения, с последующим ростом волокон, проводящих центробежные возбуждения) и развитие миелинизации аксонов. Ранее всего заканчивается миелинизация нервных волокон, регулирующих функцию сердца, легких, мышц, обеспечивающих акт сосания и волокон зрительных путей. Миелинизация аксонов от клеток лобной доли коры головного мозга начинается с 2-х месяцев и продолжается до 5-6 лет жизни, а миелинизация волокон пирамидных клеток продолжается до 4-5 лет.

В течение всей жизни клетки коры головного мозга не делятся. Обновление их структур происходит лишь за счет внутриклеточного обмена.

Спинной мозг у детей грудного возраста относительно спинномозгового канала тоньше и длиннее (ниже II поясничного позвонка), следовательно, ликвора у детей относительно больше. Эта способность может сохраняться до 5-6-летнего возраста, поэтому и спинномозговую пункцию у детей до 7 лет проводят между III-IV поясничным позвонком, а не между II и III, как у взрослых.

Таким образом, морфологическое «дозревание» ЦНС происходит к 6-7 году жизни.

Общие физиологические особенности у детей изучены впервые И.И.Красногорским на основе законов и принципов учения И.П.Павлова.

Новорожденный ребенок характеризуется наличием ряда врожденных рефлексов (см. ниже).

Первые месяцы жизни господствуют две главные доминанты — доминанта положения (при переворачивании со спины на живот исчезает крик любого происхождения) и пищевая доминанта (все условные рефлексы на первых месяцах жизни формируются на основе пищевого возбуждения).

Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга у детей до 6-7-летнего возраста отличаются ярко выраженной неуравновешенностью (смех внезапно заменяется на слезы, легкая отвлекаемость новыми раздражениями, неустойчивость настроения).

С возрастом ребенка нарастает выносливость нервных клеток к постоянному раздражению, возбуждению, бодрствованию. Так, до 2-х месяцев непрерывное бодрствование ребенка не может продолжаться более часа, включая прием пищи, после чего ребенок засыпает (внутреннее торможение). Поэтому в режиме дня новорожденного между приемами пищи (0,5 — 1,0 час 6-7 раз в сутки) ребенок спит. В возрасте с 2 до 5 месяцев непрерывное бодрствование удлиняется с 1 до 2-х часов (после кормления ребенок не сразу засыпает, он нуждается в общении со взрослыми, развивается «комплекс оживления» в ответ на улыбку, радостный голос матери, легкое поглаживание ею по груди и животу ребенка, при его «тормошении»).

В последующем непрерывное бодрствование ребенка удлиняется с 2-х до 3-х часов (в 5-10 мес.), с 3 до 4 часов (10-18 мес.), с 4-х до 5 час. (18-24 мес.), до 6-7 часов (2-7 лет). К 8 годам происходит резкое усиление выносливости нервных клеток, обеспечивающих ребенку непрерывное бодрствование в течение 14 часов. Именно с этого возраста у детей исчезает потребность в дневном сне, без которого у дошкольников быстро развивается переутомление. Выносливость к постоянному возбуждению ЦНС (непрерывному бодрствованию) достигает минимальной нормы взрослого лишь после 12 лет: у одних с 13 лет, у других лишь с 17-18 лет.

Таким образом, количество дневных снов, число кормлений определяется степенью выносливости клеток ЦНС к постоянному возбуждению. Поэтому составление нового режима дня (или проверку существующего режима) необходимо начинать с учета возрастной толерантности нервных клеток ребенка к постоянному их возбуждению.

Далее, у детей подкорковые реакции всегда сильнее корковых, поэтому эмоциональные реакции у детей имеют большее, чем у взрослых значение, зависимость новых навыков, привычек (условных рефлексов) от безусловных (врожденных) рефлексов у них выше, чем у взрослых. В основе всех воспитательных мероприятий лежит усиление корковых влияний на подкорковые реакции, усиление тонуса коры, закрепление условнорефлекторных реакций.

Вместе с тем, у детей как процессы возбуждения, так и торможения и в коре, и в подкорковых образованиях отличаются по сравнению со взрослыми более высокой генерализацией (иррадиацией), что и объясняет запредельное торможение (склонность к судорогам) при интоксикации во время воспалительного заболевания, возникновение иногда, так называемой, «парентеральной диспепсии» (например, при отите) и др.

Наконец, центральная нервная система детей в силу несовершенства морфологических структур и функций в большей степени, чем у взрослых ранима и зависима от неадекватных воздействий внешней среды и более уязвима при любом патологическом процессе, чем любой другой орган в организме. Это объясняет важность изменения поведения, привычек, характера игр, сна в сверхранней диагностике заболевания от любой причины, при поражении любой другой системы. И лучшим критерием выздоровления, самым тонким и чувствительным, является восстановление всех нарушенных функций, регулируемых центральной нервной системой. В процессе онтогенеза происходит развитие высших функций головного мозга — сигнальных систем действительности, причем неодинаково в правом и левом полушариях головного мозга: в первые годы жизни превалирует развитие функций правого полушария коры головного мозга, т.е. реакций на непосредственное раздражение. Усваиваются слова, имеющие первосигнальное значение условного рефлекса (Все куклы для детей — только «Кати» — I уровень обобщения), и отчасти усваиваются слова II уровня обобщения (куклой может быть названа уже и «Катя» и «Вера»), затем идет развитие функций левого полушария с формированием высшей степени интеграции, так называемого «смысла» (пример III уровня обобщения — слово «игрушка» с включением в это понятие всех кукол, мячей, кубиков и т.п., примером высшей абстракции может быть слово «вещь», которое включает в себя и игрушки, и одежду, и мебель и т.п.).

Читайте также:  Задержка речевого развития ребенок 2 года форум

I степень обобщения созревает у детей к 1 году, II степень — к 2 годам, III степень — к концу 3 года, а IV степень — после 4-х лет, в среднем к 5 годам. К функциям левого полушария головного мозга старших детей относят понимание смысла речевых сигналов, музыкальных произведений, содержания картин, анализ, фиксация внимания и сохранения памяти.

К функциям правого полушария мозга относят восприятие голоса, интонации без смысла, конкретное познание, различение мелодий, ритма, темпов музыки, восприятие деталей, красок в картине и непроизвольные реакции на цельное воздействие: мгновенный синтез сенсорного восприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите особенности развития головного мозга у новорожденных.

2. Перечислите особенности развития головного мозга у детей в зависимости от возраста.

3. Перечислите особенности развития спинного мозга у детей.

4. Перечислите доминанты новорожденных детей.

5. Назовите последовательность развития высших функций головного мозга.

6. В каком возрасте и как проявляется мышление у ребенка.

7. Назовите этапы развития памяти.

8. Перечислите этапы эмоционального развития ребенка.

9. В каком возрасте формируются оттенки эмоций ребенка.

10. Что такое депревация, причины возникновения, в каком возрасте и как проявляется?

11. Каково значение анатомических соотношений развития спинного мозга и позвоночного канала у детей для выбора уровня спинномозговой пункции?

12. Каковы особенности процессов торможения и возбуждения, иррадиации и концентрации у детей различного возраста.

Тестовые задания для самоконтроля:

Выбрать один правильный ответ.

1. Нервная система развивается из:

1. энтодермы

2. мезодермы

3. эктодермы

2. Желудочки мозга все, кроме:

1. двух боковых

2. третьего

3. четвёртого

4. переднего

5. Сильвиева водопровода

3. Критический период внутриутробного формирования ЦНС:

1. 15-12 нед.

2. 10 –18 нед.

3. 20 — 24 нед.

4. Формирование головного мозга к рождению:

1. заканчивается

2. не заканчивается

5. Количество основных извилин и борозд больших полушарий по сравнению

со взрослыми:

1. больше

2. меньше

3. одинаково

6. По сравнению со взрослыми спинной мозг у детей:

1. относительно короче

2. относительно длиннее

7. Раньше развиваются проводящие пути:

1. центробежные

2. центростремительные

8. Миелинизация нервных путей практически завершается к:

1. 1-3 годам

2. 3-5 годам

3. 3-10 годам

9. Назовите две главные доминанты у новорожденного:

1.

2.

10. У новорожденных детей относительная масса головного мозга по сравнению со взрослыми:

1. в 5-6 раз больше

2. в 3 раза меньше

11. После 10-12 лет масса головного мозга:

1. практически не увеличивается

2. увеличивается в 2 раза

3. уменьшается

12. В первые годы жизни превалирует развитие функций:

1. правого полушария

2. левого полушария

13. К функциям правого полушария не относят:

1. восприятие голоса, интонации без смысла

2. различение мелодий, ритма, темпов музыки

3. понимание смысла речевых сигналов

14. К функциям левого полушария головного мозга старших детей не относят:

1. восприятие голоса, интонации без смысла

2. понимание смысла речевых сигналов

3. фиксация внимания и сохранения памяти

Источник

Особенности нервной системы у детей

Нервная система представлена ​​в организме человека в виде трех основных морфологических структур:

• головного мозга

• спинного мозга

• периферической нервной системы.

Функции нервной системы:

• адекватная взаимодействие организма с внешним миром, обеспечения его поведения в соответствии с условиями жизни;

• объединение и регуляция всех функций организма, жизнедеятельность всего организма, его органов, тканей, клеток, внутриклеточных структур.

Морфологические особенности мозга детей:

• относительно большая масса головного мозга, составляет примерно 10% от массы тела (350-400 г). У детей старшего возраста мозг составляет 2,5% от массы тела (1300-1400 г), удвоение массы мозга проходит до 9 месяцев, утроение — до 3-х лет; до 20 лет она растет в 4-5 раз;

• недоразвитие и слабая выраженность борозд и извилин норы головного мозга, меньшее их количество у новорожденных детей: их развитие наиболее энергично проходит в первые 5 лет жизни и завершается до 7 лет; извилины становятся выпуклыми, широкими, увеличивается количество третичных борозд;

• мозговая ткань мозга богата водой (у новорожденного вода составляет до 31,5% от массы мозга) и содержит мало лецитина и других белковых веществ; имеет желатиноподибну консистенцию;

• на разрезе серое вещество плохо дифференцируется от белой;

• кора, пирамидные пути, стриарного тело морфологически недоразвитые, пробковый слой абсолютно и относительно толще мозговой, особенно у детей раннего возраста;

• мозжечок у новорожденного развит слабо, расположенный выше, имеет более продолговатые форму, неглубокие борозды;

• продолговатые мозг расположен более горизонтально;

• спинномозговая жидкость по своему составу существенно отличается от показателей у взрослых и детей старшего возраста;

Читайте также:  Таблица нервно психического развития ребенка

• ребенок рождается с безусловными рефлексами; условные рефлексы возникают как результат усовершенствования и дифференциации нервных клеток;

• неодинакова зрелость различных отделов головного мозга у новорожденных детей;

• наиболее зрелыми являются мозговой ствол и гипоталамус (как наиболее эволюционно старые участки, содержащие жизненно важные центры);

• наиболее морфологически и функционально незрелой является кора головного мозга

• клиническое обеспечение: у новорожденного ребенка преобладают атетозоподибни, рефлекторно-стереотипные, Дискоординированная движения;

нервные клетки у новорожденных и до 5-го месяца жизни сохраняют эмбриональные черты строения (относительно большое ядро, отсутствие отростков: дендритов, аксонов, в пирамидных клетках, черной субстанции отсутствие пигмента, отсутствие клеток Пуркинье)

• нервные пути головного мозга недостаточно миелинизированные:

— Миелинизация внутричерепных нервов заканчивается в 3-4 месяца;

— Миелинизация блуждающего нерва заканчивается в 3-4 года;

— Клиническое значение — замедленная скорость проведения импульсов по немиелинизированные волокнах (0,6-2 м / с по сравнению со скоростью проведения импульса по миелинизированных волокнах — 27-100 м / с и более), а следовательно замедленная или отсутствует реакция на большинство раздражителей у новорожденных детей;

• наиболее интенсивно миелинизация происходит в конце 1-го — начатую 2-го года жизни, завершается к 3-5 годам, что обеспечивает рост скорости проведения импульсов в 15-35 м / с, совершенствуются реакции ребенка на определенные раздражители, увеличивается возможность движений , координация;

• обмен веществ в головном мозге детей раннего возраста проходит интенсивнее (примерно в 2 раза), чем у взрослых.

Морфологические особенности спинного мозга:

• относительно длиннее, чем у взрослых

— У плода доходит до крестцового канала;

— У новорожденных — до нижнего края 11-111 поясничного позвонка

— У старших детей — до 1-11 поясничного позвонка

• относительно малая масса (у новорожденного 2-6 г) в отношении массы головного мозга составляет 1%:

— У детей старшего возраста отношение к массе головного мозга составляет 2%;

— Удвоение массы головного мозга проходит в S лет;

— До 20 лет масса спинного мозга увеличивается в 8-9 раз;

— Отношение массы тела у новорожденных 0,09%, у детей старшего возраста — 0,04%;

• у новорожденных детей отсутствуют шейный и поясничный утолщение спинного мозга

• после рождения сначала развивается шейный отдел спинного мозга, а впоследствии — отделы, которые лежат ниже.

Спинномозговая жидкость у детей разного возраста отличается по количеству, окраской и прозрачностью, содержанием белка, количеством клеток, сахара, хлоридов (приложение 18).

Функциональные особенности нервной системы:

• функциональная слабость, импульсы, поступающие с интеро- и экстерорецепторы, вызывают в ЦНС пассивное, долговременное, иногда зависящее торможения, поэтому дети первых месяцев жизни спят 20-22 часа в сутки

• основные жизненные функции новорожденного регулируются промежуточным мозгом, поэтому движения новорожденного неосознанные, атетозоподибни, некоординированы;

• последовательность развития статических и моторных функций ребенка связаны с постепенной дифференциацией и миелинизацией VII слоя коры и их аксонов;

• по мере созревания коры головного мозга движения становятся все более точными, целенаправленными;

• регуляторами тонуса мышечных групп остаются подкорковые узлы;

• функция вегетативной нервной системы у детей раннего возраста характеризуется преобладанием тонуса симпатической нервной системы (симпатикотония), а с 3-4-го года жизни меняется на ваготония, после которой устанавливается динамическое равновесие между этими системами;

• до момента рождения периферические отделы анализаторов-органы чувств — функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров;

• физиологическими особенностями органа зрения у новорожденных являются:

— Светобоязнь (первые три недели жизни);

— Косоглазие (на 1-2-м месяцах)

— Нистагм;

— Отсутствие расширения зрачка при сильных болевых раздражителях (на первом году жизни);

— Низкая острота зрения (0,02 в первом полугодии; 0,1 — до года, 1,0 — с пяти лет);

• вкус ребенок чувствует уже с рождения, а к 4-5 месяцам дифференцируется целиком;

• орган обоняния: различные запахи ребенок различает с первых месяцев жизни, а к 7-8 месяцам она хорошо различает и слабые запахи;

• орган осязания, ощущения: достаточно дифференцированный уже у новорожденных;

• раздражение кожи вызывает у ребенка общую реакцию в виде двигательного беспокойства, а с 7-8 месяцев ребенок уже может точно прикоснуться к месту раздражения;

• на болевые ощущения ребенок реагирует как местным (отталкивает руку), так и общим беспокойством;

• дифференцировать болевые точки ребенок начинает в 7-8 лет;

• реакция на температурные раздражители у новорожденного хорошо выражена: в теплых и сухих пеленках они спокойны, при охлаждении — плачут, проявляют беспокойство.

Основные проявления поражения нервной системы:

• головные боли:

— При черепно-мозговой травме, гидроцефалии, сильные боли в области лба, сопровождаются «мозговым криком», характерные для эпидемического менингита;

— Прогрессивно нарастающие, приступообразные — для туберкулезного менингита;

— Не очень сильные, непродолжительные — для серозного менингита;

— Прогрессирующие, постоянные, не поддаются медикаментозной терапии- для опухолей мозга, абсцесса мозга

рвота — одно из самых частых общемозговых симптомов:

— Частое, в начале заболевания — при эпидемическом менингите;

— Регулярное, независимо от приема пищи — при туберкулезном менингите;

— Только в первые дни, редкое — при серозном менингите;

— Частое, непрерывное, не поддается лечению — при опухолях мозга

судороги: чаще всего они бывают клоническими, тоническими или клонико-тоническими:

— Клонические судороги возникают в результате чрезмерного возбуждения клеток головного мозга, особенно его моторного отсека: это кратковременные сокращения и расслабления отдельных групп мышц, ведет к стереотипным движениям различной амплитуды;

— Если клонические судороги начинаются с мышц лица, то впоследствии они распространяются последовательно на мышцы пальцев, кистей рук, предплечий, плечевого пояса, ног;

— Тонические судороги возникают в результате возбуждения подкорковых структур мозга, они характеризуются более длительным сокращением мышц (с мин и более), в результате чего возникает «застывания» туловища и конечностей в различных вынужденных позах;

Читайте также:  Роль деятельности в эстетическом развитии ребенка

— Чаще всего судороги имеют смешанный характер с преобладанием клонического или тонического компонента;

— У новорожденных детей судороги часто возникают при: пороках развития мозга, внутриутробной генерализованной инфекции, внутричерепных кровоизлияниях;

— У детей грудного возраста частыми причинами являются: менингит (гнойный, вирусный, туберкулезный), менингоэнцефалиты, при гипертермии (фебрильные судороги)

— У детей старшего возраста судороги наблюдаются при таких заболеваниях, как:

— Воспалительные заболевания ЦНС

— Опухоли мозга

— Кровоизлияния в мозг и оболочки мозга

— Эпилепсия

— ДЦП;

— Черепно-мозговые травмы;

глазные симптомы:

— Симптом Грефе — периодическое появление полоски между верхним веком и радужной оболочкой при движениях головы;

— Симптом «заходящего солнца, которое заходит» — полоска между верхней и радужной оболочкой существует постоянно и создает впечатление, что глазное яблоко «падает» вниз;

— Нистагм (горизонтальный, вертикальный, вращательное или ротаторный) — ритмичный осцилляторный тремор глазных яблок, чаще всего при поражении ЦНС встречается горизонтальный;

нейротоксикоз — это неспецифическая (инфекционный токсикоз), шокоподобная ответ детского организма на воздействие инфекции различной этиологии (вирусной, бактериальной или вирусно-бактериальной), характеризующийся преобладанием центральной и вегетативной нервной систем и сопровождается различной степенью нарушения сознания (от прекомы до комы). В конце нейротоксикоза выделяют следующие стадии, как:

— Возбуждение (ирритативного) — преобладают симптомы поражения нервной системы:

— Бледность или гипертермия кожи;

— Частое дыхание;

— Повышенная частота сердечных сокращений

— Повышенное систолическое артериальное давление;

— Повышение температуры тела

— Общая возбудимость, раздражительность;

— Гиперестезия;

— Содрогание;

— Отказ от пищи;

— Срыгивания;

— Рвота

— Пульсация и выбухание большого родничка у грудных детей;

— Ригидность мышц затылка;

— Общие клонико-тонические судороги

— У старших детей — бред;

— Подавление (сопорозного) — при прогрессировании нейротоксикоза возникают значительные нарушения обмена веществ, ухудшается снабжение тканей кислородом, спазм периферических сосудов меняется на их расширение, возникает парез сосудов, развивается коллаптоидное положение:

— Мышечная гипотония;

— Подавление рефлексов;

— Помрачение сознания вплоть до полной потери;

— Серые или бледно-цианотичны кожные покровы с мраморным рисунком;

— Дрибноцяткова геморрагическая сыпь на коже

— Гипертермия при холодных конечностях;

— Дыхание замедленное (брадипное), поверхностное, патологическое, остановка дыхания;

— Артериальное давление снижено;

— Пульс едва улавливается, нитевидный;

— Замедление частоты сердечных сокращений

— Рвота «кофейной гущей»;

— Судороги клонико-тонического характера, уменьшение или отсутствие выделения мочи (олигурия или анурия)

• судорожный синдром является частым клиническим проявлением поражения центральной нервной системы:

— Внезапное начало;

— В большинстве случаев нарушения сознания;

— Кратковременное сокращение и расслабление мышц, которые следуют друг за другом (при клонических судорогах)

— Длительные сокращения, обуславливающих вынужденное положение тела, конечностей (при тонических судорогах) забрасывание головы, вытягивание ног, сгибания рук в локтевых суставах, может быть прикус языка;

— После окончания приступа судорог ребенок глубоко вдыхает, восстанавливается сознание,

• менингоенцефаличний синдром:

— В патогенезе основное место занимает нарушение микроциркуляции, гипоксии и отек мозга

— Клиника:

— Резкий беспокойство;

— Рвота

— Менингеальные симптомы;

— Клонические судороги

— В дальнейшем: вялость, гиподинамия; нарушение сознания; нарушение функций сердечно-сосудистой и мочевыделительной систем;

менингеальный синдром:

— Возникают при поражении мозговых оболочек (воспалительного и невоспалительного генеза);

— К наиболее частым признакам относятся следующие:

— Менингеальные знаки, рефлексы;

— Головная боль (у детей раннего возраста он проявляется монотонным криком), головокружение

— Тошнота, рвота, не связанные с приемом пищи;

— У маленьких детей — выбухание, напряжение большого родничка, у здорового ребенка ощущается его пульсация;

— Общая гиперестезия (повышенная чувствительность) — безболезненный прикосновение к коже ребенка сопровождается плачем, криком;

синдром меиингизму развивается при поражении мозговых оболочек невоспалительного генеза из-за недостаточности гематоэнцефалического барьера;

энцефалический синдром — это поражение головного мозга:

— Общей нфекцийни симптомы — повышение температуры тела, изменение картины крови

— Общемозговые симптомы — отек, гиперемия, гиперсекреция спинномозговой жидкости, нарушение сознания, нередко возбуждение, эпилептические припадки, подергивание мышц, при тяжелом течении — угнетение рефлексов, нарушение сердечной деятельности и дыхания;

— Очаговые симптомы различной степени выраженности, которые зависят от локализации пораженных участков мозга (двигательные, чувствительные, речевые расстройства и т.д.);

— Менингеальные симптомы, которые почти всегда сопровождают энцефалит,

• синдром двигательных нарушений:

— Возникают вследствие поражения различных участков двигательных отделов центральной или периферической нервной системы — парезы (ослабление движений) или параличи (отсутствие движений)

— По локализации поражения разделяют на:

— Центральные (спастические), которые сопровождаются повышением мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, появлением патологических рефлексов и снижением или отсутствием кожных рефлексов;

— Периферические (атонические, вялые), которые сопровождаются снижением или отсутствием тонуса мышц, сухожильных-периостальных рефлексов, атрофией мышц, может наблюдаться фибриллярные дрожание мышц;

— Гиперкинезы (непроизвольные, неритмичные, разнообразные, некоординированы движения конечностей в крупных суставах) разделяют на такие разновидности, как атетоз, тик, тремор:

— Гиперкинезы является результатом нарушения функции стриарной системы, которая отвечает за мышечный тонус

— Отмечаются при органических поражениях мозга, хореи, гиперкинетической форме детского церебрального паралича;

• синдромы нарушения сознания:

— Сомнолентность — постоянная вялость, сонливость, но сон наступает на короткие периоды, поверхностный. Вместо плача и крика тихий стон, реакция на уход матери незаметна, ребенок слабо реагирует на осмотр и пеленания. Кожная чувствительность и сухожильные рефлексы снижены;

— Ступор — состояние оцепенения, из которого больной выходит тяжело, после энергичного беспокойства. Рефлексы снижены;

— Сопор — глубокий сон, потрясение, ребенка невозможно разбудить. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются трудно и не всегда. Реакция на боль невнятная. Сохранены зрачковый, роговичный рефлексы, глотания;

— Кома — выключение сознания с полной потерей восприятия окружающего мира и самого себя. Выделяют три сиупени выраженности (стадии).

Источник