Ранняя диагностика психического развития ребенка в младенчестве

Ранняя диагностика психического развития ребенка в младенчестве thumbnail

Забайкальский
государственный гуманитарно-педагогический
университет

им. Н.Г.Чернышевского

С.А.Калашникова

ДИАГНОСТИКА
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Учебно-методическое
пособие

Чита 2007

УДК 152.27 (075.3)

ББК Ю 983.401я 73

К 17

Печатается по
решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического
университета им. Н.Г.Чернышевского

Рецензенты:
Е.В.Зволейко,
канд. п. наук,

доцент
кафедры специальной психологии ЗабГГПУ;

В.А.Полухина,
заместитель директора по научно-

методической
работе Центра психолого-медико-социального

сопровождения
«ДАР»

Ответственный
за выпуск:

А.А.Томских, канд. геогр. наук, доцент,

проректор
по учебной работе ЗабГГПУ

Калашникова
С.А.

Диагностика
психического развития детей в младенчестве
и раннем возрасте:
Учебно-методическое
пособие.- Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007.- 67 с.

В пособии рассмотрены
основные принципы, подходы и методы
диагностики психического развития
детей младенческого и раннего возраста.
Пособие восполняет недостаточность
систематизации опыта в области
практической работы психолога с детьми
младенческого и раннего возрастов.

Пособие адресовано
студентам психологических специальностей,
практикующим психологам. Представленные
материалы могут быть использованы при
изучении дисциплин «Методы психологической
диагностики», «Психолого-педагогическая
диагностика», «Методы диагностики в
норме и патологии».

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.1. Принципы ранней
диагностики психического развития
детей. 4

1.2. Методы ранней
психологической диагностики.
6

1.3.Ранняя диагностика
нарушений развития.
14

1.4. Организация
диагностического обследования.
16

Глава 2. Психологическая диагностика развития детей от рождения до 1 года.

2.1. Показатели
развития младенца и параметры диагностики.
23

2.2. Признаки
нарушений нервно-психического развития
в младенчестве. 27

2.3. Психодиагностический
инструментарий.

28

Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста.

3.1. Показатели
развития ребенка и параметры диагностики.
32

3.2. Признаки
нарушений нервно-психического развития
в раннем возрасте. 35

3.3. Психодиагностический
инструментарий.
36

Словарь терминов

42

Литература

45

Приложение 1.Таблицы для
оценки психомоторного развития детей

от рождения до
трех лет.
47

Приложение 2.
Психопатологические симптомы и
симптомокомплексы нарушений у детей
раннего возраста.
61

Приложение 3.
Методика диагностики умственного
развития детей раннего возраста.

64

Глава 1. Теоретические основания психологической диагностики в младенчестве и раннем возрасте.

1.1. Принципы ранней диагностики психического развития детей.

Психологическая
диагностика раннего детства является
актуальным направлением практической
деятельности психолога. Это связано,
прежде всего, с необходимостью раннего
выявления возможных отклонений,
планирования индивидуальных мер
психологической коррекции и профилактики.
Необходимость ранней диагностики также
связана с исключительной значимостью
ранних периодов онтогенеза для развития
личности. Поскольку темпы психофизического
развития в младенчестве и раннем возрасте
очень велики, то порой незначительные
проблемы или отклонения в развитии
могут привести к серьезным нарушениям
в более старшем возрасте. С другой
стороны, на ранних этапах развития
имеются огромные возможности для
преодоления имеющихся затруднений за
счет пластичности нервной системы и
чувствительности детской психики к
коррекционным воздействиям.

Для успешной
профилактики возможных трудностей в
развитии ребенка в ранней диагностике
необходимо придерживаться ряда принципов.

Первый принцип
предполагает использование всех
возможных путей для получения сведений
о психическом развитии ребенка и условий
его семейного воспитания.

Психолог может
получить необходимую информацию из
анамнеза, в процессе наблюдения, используя
заключения других специалистов (педиатра,
невролога и др.). На основе анамнеза
можно получить предварительное
впечатление о психическом развитии
ребенка до получения объективных данных.
Сбор анамнеза позволяет выявить возможные
вредности, которые могли повлиять на
развитие ребенка в пренатальном и
постнатальном периодах развития.

Из беседы с
родителями можно получить представление
о темпе развития ребенка.

Второй принцип
касается выявления факторов риска для
нормального развития ребенка. Оценка
психического развития ребенка должна
производиться как можно раньше. Факторами
риска могут быть как пренатальные, так
и постнатальные вредности.

Третий принцип
– комплексность обследования –
предполагает интеграцию информации,
полученной разными методами и разными
специалистами. Данный принцип требует
от диагноста профессионального владения
отдельными методами, умения интегрировать
результаты обследования в диагностическое
заключение.

В изучении человека
различают следующие плоскости данных
[19]:

— биологическая
(соматическая): на первом плане стоят
соматические процессы, которые можно
зафиксировать физическими и химическими
способами;

— психическая
(психологическая): акцент ставится на
индивидуальном переживании и поведении,
включая деятельность;

— социальная: акцент
на межличностных системах, социальных
условиях;

— экологическая:
в центре внимания находятся материальные
условия.

Абсолютизация
какой-либо из плоскостей не может дать
полной картины при изучении психики.

Четвертый принцип
– целостное и системное изучение ребенка
– предусматривает обследование всех
сфер психики ребенка (когнитивной,
эмоционально-волевой, поведенческой).
Кроме того, необходимо установление
взаимосвязей между отдельными показателями
психического развития (особенностями
восприятия, памяти, других функций),
поскольку психологическое заключение
не может складываться из суммы
изолированных друг от друга показателей.

А.Л. Венгер отмечает,
что для описания
особенностей ребенка следует использовать
не перечень отдельных показателей
(симптомов), а более крупную единицу —
синдром – комплекс органически связанных
между собой симптомов, имеющий свое
происхождение и историю развития. В
качестве ядра синдрома предлагается
рассматривать три
блока: 1) психологические особенности
ребенка; 2) зависящие от них особенности
его деятельности и 3) складывающиеся в
этой деятельности взаимоотношения с
окружающими людьми. Взаимоотношения в
свою очередь влияют на ход дальнейшего
психического развития. Так замыкается
обратная связь, обеспечивающая целостность
синдрома (точнее, его ядра) и определяющая
направление его развития [3].Психологические
синдромы складываются в основном в
кризисные возрастные периоды и,
по-видимому, в значительной мере
определяются общими закономерностями,
характеризующими эти периоды.
Можно полагать,
что в каждый возрастной период формирование
психологических синдромов связано
преимущественно с той сферой, которая
в этом возрасте является ведущей. Вместе
с тем данные исследований свидетельствуют
о том, что, раз возникнув, синдром часто
оказывается очень устойчивым и окрашивает
собой все последующее развитие ребенка.

 Синдромный
подход в психологии позволяет формулировать
диагноз в терминах, задающих направление
коррекции — в данном случае психологической. 

Пятый принцип
принцип динамического изучения. В основе
данного принципа лежит концепция
Л.С.Выготского о двух уровнях психического
развития ребенка – актуального и
потенциального. Данный принцип требует
учета при диагностике зоны ближайшего
развития.

Шестой принцип
– генетический – предполагает учет
того, что симптомы возможных отклонений
могут быть обусловлены не только
повреждением центральной нервной
системы, но и могут появляться под
влиянием социальной ситуации развития
ребенка, в связи с чем один и тот же
симптом может иметь разное значение.

Седьмой принцип
касается особенностей диагностического
процесса и предусматривает возможность
качественно-количественной оценки
результатов диагностики. Для реализации
данного принципа необходимо использование
валидных и надежных диагностических
методик, количество которых должно быть
необходимым и достаточным. По содержанию
диагностические методики должны быть
взаимодополняющими.

Использование
указанных принципов дает возможность
адекватно оценить не только актуальное
состояние и уровень развития ребенка,
но и качественные характеристики
формирования основных составляющих
психического развития и потенциальный
уровень их развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

Младенчество — период, длящийся до кон­ца первого года жизни ребенка. Будучи даже биологически беспомощным существом, зависящим от ухаживающего за ним взрослого, ребенок является максималь­но социальным существом. Но будучи впле­тенным в социальное, он лишен основного средства общения — речи. В противоречии между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения за­ложена основа всего развития в младенческом возрасте.

Первая специфическая форма реагирова­ния именно, на человека получила название «комплекса оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации и двигательную активность младенца навстречу взрослому. Развитие  моторики

младенца подчинено оп­ределенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения рук и верхней половины тела, затем — ног и нижней части тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двига­тельная сфера, хотя обе они связаны. В младенчестве появляются первые формы подража­ния, первые применения орудий и употребление слов, выражающих желание.

Основное новообразование младенческого возраста — первоначальное сознание психической общности со взрос­лым, с матерью, предшествующее выделению собствен­ного «Я».

Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М. И. Лисина назвала ситуативно-личностным.https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

Во втором полугодии интенсивно развивается понима­ние ребенком речи окружающих взрослых, появляется ав­тономная речь. В качестве критерия психического развития на этом этапе выступают четыре показателя: сенсорная деятель­ность, эмоциональное общение, моторика и речь.

Обследование ребенка в возрасте до одного года требу­ет от исследователя повышенного внимания и соблюдения ряда требований. Исследование можно проводить, если:

а) ребенок здоров;

б) находится в спокойном состоянии и ничем не раздра­жен, не недоволен и не слишком весел;

в) не хочет спать или не сразу после сна;

г) сыт и не проголодается в ближайшее время;

д) вблизи него должен находиться кто-нибудь из лиц, к которым он привык;

е) в комнате должно быть как можно меньше людей и они не должны попадать в поле зрения ребенка;

ж) обстановка должна быть привычной для ребенка — своя комната, кроватка и т. д.;

з) исследование в один раз должно продолжаться не более 10 минут и повторное исследование должно производиться не

Если исследователь сам по себе вызывает у ребенка неблагоприятную реакцию (ребенок пугается, плачет, вы­ражает недоверие и т. п.), то исследование нужно отло­жить до тех пор, пока ребенок не перестанет реагировать.

Все исследования должен проводить специалист: врач, медицинская сестра, психолог и т. п. Результаты исследо­вания оказываются менее объективными, когда исследова­ние проводят близкие родственники, даже если они име­ют психологическое образование.

Периоды возрастного развития и формирование Ф А П.

Периоды развития

I

II

III

IV

Период

Младенческий

Ранний детский

Дошкольный

Школьный

Ведущая деятельность

Эмоциональное общение

Предметная деятельность

Игровая деятельность

Учебная деятельность

Психодинамическая периодизация психического развития

З.Фрейд

Оральный

Анальный

Фаллический

Генитальный

Э. Эриксон

Доверие против закрытости

Автономность против зависимости

Инициатива против чувства вины

Трудолюбие против чувства неполноценности

Берн/Литвак

Ты +/-

Я +/-

Они +/-

Труд +/-

В. Шутс

Присоединение

Контроль

Открытость

Периодизация когнитивного развития

Стадия развития по Пиаже

Сенсомоторная

Предоперациональная

Конкретных операций

Формальных операций

Вид мышления

Предметно-действенное

Наглядно-образное

Теоретическое и абстрактное
(словесно-понятийное)

Тип отражения

Конкретно-чувственный

Абстрактно-обобщенный

Компоненты ментальной стратегии

Экстраверсия / интроверсия
E/I

Рациональность / иррациональность
J/P

Этика / логика F/T
(левое полушарие);
сенсорика / интуиция S/N
(правое полушарие)

Периодизация развития межполушарного взаимодействия

Ведущий тип полушарной организации

Правополушарный

Левополушарный

Баланс лево- и правополушарного. Формирование индивидуальной стратегии

Развитие функциональной асимметрии

Дифференциация функций между левым и правым полушарием

Дифференциация между ассоциативными (передними) и проекционными (задними) областями

 Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка — то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне

Источник

Безусловные рефлексы. Сосательный и глотательный рефлекс. Они относятся к основным физиологическим рефлексам новорожденных, которые обеспечивают физическое выживание ребенка в мире. Отсутствие сосательного рефлекса у новорожденного свидетельствует о поражении центральной нервной системы. Хватательный рефлекс. Во время прикосновения к ладони ребенка этот безусловный рефлекс проявляется у новорожденного сгибанием пальцев и захватыванием предмета в кулак. При нормальном развитии ребенка рефлекс ярко выражен с первых дней жизни. Если он отсутствует, у младенца могут быть проблемы с шейным отделом спинного мозга. Защитный рефлекс. Суть рефлекса состоит в том, что ребенок, уложенный на животик, приподнимает голову, чтобы не задохнуться. При этом он старается повернуть голову на бок. Отсутствие защитного рефлекса у новорожденного является следствием тяжелых патологий головного мозга или поражения верхнего шейного отдела спинного мозга. Рефлекс ползания. Данный вид рефлекса проявляется у новорожденных после третьего дня жизни и существует до четырех месяцев. Проявлением его служит отталкивание ног малыша от ладони, которая прикладывается к его ступням. Сам малыш должен лежать на животе. Проблемы с возникновением данного рефлекса могут наблюдаться у малышей, которые родились в асфиксии. Нарушения могут быть вызваны и внутричерепным кровоизлиянием, и неполадками в работе спинного мозга. Хоботковый рефлекс — выпячивание губ малыша в виде своеобразного «хоботка» в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого. Рефлекс обусловлен автоматическим сокращением круговой мышцы рта ребенка — одного из важнейших «сосательных» мускулов. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает.  Рефлекс опоры. Данный рефлекс является одной из ярко выраженных безусловных реакций ребенка. Проявляется он в поджатии ног малышом в коленях и тазу, если его взять под мышки. При этом, поставив ребенка из этого положения на опору, можно заметить, что он сразу выпрямляет ноги и всей стопой упирается в поверхность. Если этого не происходит или малыш скрещивает ноги, становится на носочки, у него могут быть проблемы нервно-мышечной сферы. В норме данный рефлекс угасает к 4 неделям. Поисковый рефлекс Куссмауля — еще один оральный рефлекс, свойственный новорожденным. Осторожное, нежное поглаживание пальцем взрослого области угла рта малыша, последний начинает активно «искать» материнскую грудь. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть его заключается в следующем: умеренное надавливание на ладони малыша подушечками пальцев рук взрослого вызывает открывание рта ребенка и движение его головы вперед, по направлению к проверяющему. Все безусловные рефлексы новорожденных и грудных детей,  наблюдаемые значительно дольше положенного срока, свидетельствуют о нарушениях работы центральной нервной системы.

Условные рефлексы. По мере угасания безусловных рефлексов у новорожденных начинают формироваться условные рефлексы. Этот процесс длится всю оставшуюся жизнь. В первый месяц жизни у ребенка формируются условные рефлексы, связанные с питанием.

Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни. Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 — 2 мес. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации (н-р, в условиях дома ребенка или при эмоциональном отвержении ребенка матерью).

Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика и некоторые другие. И отечественные, и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают. Следует отметить, что требования, предъявляемые в отечественных методиках, несколько выше, чем в зарубежных, особенно при оценке речевого развития, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных реакций.

В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е. М.Мастюкова). Детей старше 8 мес можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми (имеется в виду подверженность детским заболеваниям), сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными. Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 мес легко входят в такой контакт и не различают знакомых и незнакомых им взрослых. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью. Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений. Затем определяют развитие сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7—10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях. У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка.  Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и то же время. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух игрушек. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму — гуканье, лепет, первые слоги.

Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушений в заключении должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую характеристику каждой функции на основании полученных при обследовании результатов, сгруппировав их по сферам: — двигательная; — сенсорная; — эмоциональная; — голосовая активность; — практические действия; — способы взаимодействия со взрослыми.

В этой части заключения необходимо описать не только успешно пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось.

Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста.

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Необходимо установить доброжелательный контакт с ребенком, чтобы он был достаточно заинтересован в выполнении заданий. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих: — познавательные процессы; — эмоционально-волевую сферу; — предречевое и речевое развитие; — двигательное развитие. Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать: — принятие задания; — способы выполнения задания; — обучаемость в процессе обследования; — отношение к результату своей деятельности.

Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются: — самостоятельное выполнение; — при помощи взрослого; — самостоятельное выполнение после обучения. Важным диагностическим критерием оценки познавательной деятельности детей является их отношение к результатам своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату.

Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются: — Доска Сегенаサ (2 — 3 формы), — складывание пирамидки (из шариков, из колечек), — разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), — парные картинки (2 — 4), — разрезные картинки (из 2 — 3 частей).

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели: — общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности; — контактность (желание сотрудничать со взрослым). — эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. — эмоциональное реагирование на замечания и требования. — реагирование на трудности и неуспех деятельности.

Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.

В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.

Источник