Ранний неонатальный период развития ребенка

Ранний неонатальный период развития ребенка thumbnail

Период
новорожденности — наиболее критический
возрастной период у детей. Его патология
сложна и разнообразна. Неправильное
ведение родов, недостаточный уход,
несоблюдение санитарно-противоэпидемического
режима и пр. способствуют повышению
заболеваемости и смертности среди
новорожденных. Наибольшая смертность
наблюдается на первой неделе жизни и,
особенно, в первые три дня после родов.
Естественно, большое значение имеет
переход от внутриутробных условий жизни
к внеутробным и приспособление
новорожденного к факторам внешней
среды. Организм новорожденного впервые
принимает на себя такие жизненно важные
функции, как дыхание, терморегуляцию,
кровообращение, пищеварение и др. Поэтому
знание особенностей течения раннего
неонатального периода, правильный уход
за новорожденным ребенком исключительно
важен для его дальнейшего развития и
здоровья.

Периоды детского возраста

I.
Период внутриутробного развития —
длитсяот
зачатия до родов.

Подразделяется
на 2 фазы:

а)фазу
эмбрионального развития —

ее продолжительность — от зачатия до
11–12 недель беременности;

б)фазу
плацентарного развития

— с 11–12 недель гестации до конца
беременности.

II.
Период новорожденности (неонатальный)

длится от рождения ребенка до 28 дней
жизни. Включает в себя:

а)
ранний
неонатальный
период
— от рождения до 7-го дня жизни ребенка;

б)
поздний
неонатальный

период — от 7 до 28 дня жизни.

Выделяют
также перинатальный
период

— с 22-х недель внутриутробного развития
до 7-го дня жизни ребенка. Он подразделяется:

а)на
антенатальный
период
— с 22-х недель внутриутробного развития
до начала родов;

б)
интранатальный
период
от
начала родовой деятельности до рождения
ребенка;

в)на
ранний
неонатальный
период
— с рождения до 7-го дня жизни новорожденного.

III.
Грудной возраст
(или
младший ясельный) — от 28 дней до 1 года
жизни ребенка.

IV.
Период молочных зубов —
с
1 года до 6 лет. Подразделяется:

а)
на
преддошкольный или старший ясельный

— от 1 года до 3-х лет жизни ребенка;

б)на
дошкольный
возраст

— от 3-х до 6 лет.

V.
Младший школьный возраст

(период отрочества) — от 6–7 лет до 12
лет.

VI.
Старший школьный возраст

(период полового созревания) — от 12 до
15 лет.

Неонатология

Это
достаточно молодая наука. Как
самостоятельный раздел медицины (раздел
педиатрии) возникла в XX
в. Она изучает возрастные особенности
и заболевания детей первых 4-х недель
жизни.

Термины
«неонатология» и «неонатолог» были
предложены американским педиатром
Александром Шаффером в 1960 г. Неонатология
состоит из трех слов: греческого «neos»
— новый, латинского«natus»
— рожденный и греческого «logos»
учение.

ОсновнЫе направления неонатологии

  1. Исследование
    влияния отклонения в состоянии здоровья
    беременной женщины на развитие плода
    и новорожденного.

  2. Изучение
    функциональной и метаболической
    адаптации новорожденного к внеутробному
    существованию.

  3. Реанимация
    и интенсивная терапия новорожденных.

  4. Исследования
    становления иммунного статуса.

  5. Изучение
    наследственных и врожденных заболеваний.

  6. Разработка
    специальных методов диагностики
    заболеваний, лечения с учетом особенностей
    фармакокинетики и фармакодинамики
    лекарственных средств в этом периоде.

  7. Реабилитация
    больных новорожденных детей.

  8. Вопросы
    вскармливания и питания как здоровых,
    так и больных детей.

Одним
из важных показателей развития
здравоохранения является показатель
младенческой
смертности
,
который характеризует количество
умерших детей от 0 до 1 года жизни и
рассчитывается по формуле:

Ранний неонатальный период развития ребенка

В
свою очередь, младенческая смертность
включает в себя неонатальную
смертность

от 0 до 28 дней, которая рассчитывается
по формуле:

Ранний неонатальный период развития ребенка

Неонатальная
смертность может быть ранняя и поздняя.

Ранняя
неонатальная смертность — от 0 до 7-го
дня жизни. Рассчитывается по формуле:

Ранний неонатальный период развития ребенка

Поздняя
неонатальная смертность
с
7-го до 28-го дня.

Всегда
необходимо анализировать еще один
показатель — перинатальной
смертности
,
который рассчитывается по формуле:

Ранний неонатальный период развития ребенка

Для
снижения перинатальной, неонатальной
и младенческой смертности необходима
интеграция служб акушер-гинекологов,
педиатров, генетиков и реаниматологов.
Важную роль в решении этих вопросов
играет перинатальный центр с хорошей
материальной оснащенностью.

Отклонения
в состоянии здоровья женщины до
беременности, осложнения течения
беременности и родов, социальные и
бытовые проблемы могут представлять
угрозу для здоровья плода, т. е. являются
факторами риска развития патологии
плода и новорожденного. По времени
воздействия на плод и ребенка выделяют
следующие факторы риска:

  • пренатальные
    (возникающие до и во время беременности);

  • интранатальные
    (возникающие во время родов);

  • постнатальные
    (действующие после рождения ребенка).

Врачу
необходимо своевременно выявить факторы
риска для прогнозирования и профилактики
развития патологических состояний у
плода и новорожденного.

Оценка
факторов риска развития патологии у
плода и новорожденного проводится во
время беременности,

по меньшей мере, три раза:

  • в
    ранние сроки беременности (при первичном
    посещении врача, т. е. при постановке
    беременной на диспансерный учет);

  • в
    середине беременности;

  • в
    процессе родов.

Для
своевременного выявления факторов
риска необходимо проанализировать:

1.
Генеалогический анамнез

(с составлением родословной): выяснить,
есть ли у родителей и родственников
наследственные и обменные заболевания,
наличие наследственной предрасположенности
к аллергии, другим болезням.

2.
Социально-биологический анамнез:

оценить возраст матери и отца, уточнить,
имеются ли профессиональные вредности,
вредные привычки, наличие других
социальных факторов риска (например,
одинокие мамы, многодетные семьи, плохие
бытовые условия и т. д.).

3.
Акушерско-гинекологический анамнез
:
были ли аборты, мертворождения, другие
нарушения в половой сфере беременной
(например, пороки развития или опухоли
матки, бесплодие, рубцы на матке после
операций).

4.
Сведения об экстрагенитальных заболеваниях
матери:
например,
сердечно-сосудистых (пороки сердца,
гипертоническая болезнь, вегетососудистая
дистония), эндокринных (диабет, заболевания
щитовидной железы, надпочечников) и
других, а также какие медикаменты и в
какие сроки беременности принимались.

5.
Особенности течения настоящей
беременности:

наблюдались ли токсикозы I и II половины,
нефропатия, преэклампсия, угроза
выкидыша, многоплодие, многоводие,
маловодие, резус- и АВО-сенсибилизация,
инфекционные заболевания, аномальное
положение плода и др.

6.
Особенности течения родов,

а именно: затяжные, стремительные роды,
длительный безводный промежуток,
кесарево сечение, преждевременная
отслойка плаценты и т. д.

Врач
оценивает возможное влияние неблагоприятного
фактора с учетом сроков беременности,
во время которых отмечалось действие
данного фактора.

Например,
краснуха,
перенесенная матерью в I триместре
беременности, сопровождается высоким
риском формирования врожденных пороков
развития плода (риск 23 %). Но, если
заболевание развилось во II триместре
беременности, — риск пороков у плода
составит только 1 %. Сахарный
диабет I типа

у беременной, который сопровождается
периодами гипергликемии и кетоацидоза,
гипогликемией, в I триместре беременности
может приводить к развитию диабетической
эмбриопатии с высоким риском формирования
врожденных пороков (каудальная дисгенезия,
пороки мозга, сердца, почек), во II триместре
— к диабетической фетопатии (риск
макросомии, гипогликемии, кардиомегалии,
полицитемии, гипербилирубинемии и др.).
В последующем дети, родившиеся от матерей
с сахарным диабетом, относятся к группе
риска по развитию ювенильного сахарного
диабета (риск 2 %).

Неблагоприятные
факторы
,
действующие на плод во время беременности,
прежде всего нарушают маточно-плацентарное
кровообращение и могут приводить к
развитию хронической внутриутробной
гипоксии плода. Патологическое
течение родов

может приводить к развитию острой
асфиксии в родах, родовым травмам,
синдрому аспирации мекония и др.

У
новорожденных в зависимости от факторов
риска принято выделять следующие
основные группы риска развития
патологических состояний
(см.
приложение):

  • по
    нарушению функции ЦНС;

  • развитию
    гипербилирубинемии;

  • развитию
    ГБН;

  • внутриутробному
    инфицированию;

  • развитию
    СДР;

  • развитию
    гипогликемии;

  • развитию
    геморрагических расстройств;

  • по
    развитию острого анемического синдрома.

При
выписке ребенка из родильного дома,
врач должен определить его группу
здоровья
.

В
периоде новорожденности выделяют
III основные группы здоровья
:

I
группа
(15–20
% всех новорожденных) — здоровые дети,
которые родились от здоровых родителей,
нормально протекавших беременности и
родов, с оценкой при рождении по шкале
Апгар 8–9 баллов и которые не болели в
роддоме. У детей этой группы в раннем
неонатальном периоде могли наблюдаться
пограничные состояния, которые не
повлияли на состояние их здоровья.

II
группа
(70–80
% всех новорожденных) — практически
здоровые дети, которые имеют факторы
риска возникновения какого-либо
заболевания (например, поражения ЦНС,
инфицирования, эндокринных или трофических
расстройств и др.). По степени выраженности
риска II группа здоровья подразделяется
на 2 подгруппы: II A и II Б.

Группа
IIA

(минимальный риск развития патологических
состояний) — практически здоровые
новорожденные, не болевшие в роддоме,
с малой степенью риска возникновения
патологических процессов. К ним относятся:

  • дети,
    родившиеся от матерей с отягощенным
    биологическим и клиническим анамнезом
    (например, нетяжелые соматические
    заболевания у матери, возраст матери
    до 18 или после 35 лет, производственные
    и профессиональные вредности, группа
    социального риска: неполные семьи,
    многодетные семьи, наличие вредных
    привычек у родителей и др.);

  • дети,
    родившиеся от матерей с умеренно
    выраженными отклонениями в течении
    беременности и родов (например, легкие
    и среднетяжелые токсикозы беременных,
    дородовое излитие околоплодных вод,
    быстрые или затяжные роды), которые не
    вызвали у ребенка заболеваний;

  • недоношенные
    I степени, при удовлетворительном
    течении раннего периода адаптации;

  • дети
    от многоплодной беременности при
    удовлетворительном состоянии и средних
    показателях физического развития.

Группа
IIБ
(высокий риск развития патологических
состояний и заболеваний) — практически
здоровые младенцы, но имеющие в анамнезе
несколько факторов риска, а также те
дети, которые перенесли какие-либо
заболевания в раннем неонатальном
периоде, закончившиеся выздоровлением.
К ним относятся:

  • новорожденные,
    родившиеся от матерей, страдающих
    тяжелыми заболеваниями или сочетанием
    нескольких неблагоприятных факторов
    риска (например, сахарный диабет и
    тяжелый токсикоз беременных);

  • недоношенные
    II–IV степеней;

  • переношенные
    новорожденные;

  • дети
    с задержкой внутриутробного развития;

  • новорожденные
    с признаками выраженной морфофункциональной
    незрелости;

  • новорожденные,
    перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую
    травму, болезни легких, инфекции или
    другую патологию.

III
группа
— больные дети с хроническими заболеваниями
(например, врожденная краснуха,
генерализованная цитомегаловирусная
инфекция, бронхолегочная дисплазия),
тяжелыми пороками развития (например,
ВПС, врожденная гидроцефалия и др.).

Новорожденные
I группы здоровья наблюдаются участковым
педиатром и осматриваются специалистами
в обычные сроки: первый патронаж
проводится в первые три дня после выписки
из роддома, затем ребенок осматривается
каждые 7–10 дней и в возрасте одного
месяца дети приглашаются на прием к
врачу в поликлинику (в день приема
здоровых детей). Далее в течение первого
года жизни врач должен осматривать
здорового ребенка 1 раз в месяц.

Дети
группы IIА, осматриваются участковым
педиатром не менее 4-х раз на первом
месяце жизни, а группы IIБ — 5 и более раз
с обязательным осмотром зав. отделением.
Если дети IIА группы на 1 месяце жизни не
болели, то они могут быть в 1 месяц
приглашены на осмотр в поликлинику и
переведены в I группу здоровья. Дети из
IIБ группы до 3-х месяцев жизни осматриваются
на дому. В группе здоровья IIБ они остаются
до года. При необходимости проводятся
лабораторные исследования: общие анализы
крови и мочи, бактериологическое
исследование, УЗИ и др.

Новорожденные
III группы здоровья находятся на
диспансерном наблюдении участкового
педиатра и узкого специалиста в
зависимости от профиля патологии.

Соседние файлы в предмете Педиатрия

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    20.06.20141.36 Mб54Клиническая оценка мочевого синдрома у детей.tif

  • #
  • #

Источник

Под термином «неонатальный период», или «период новорожденности», понимают этап с момента первого вздоха ребенка и до возраста 28 дней. Такая длительность обусловлена особенностями ребенка в этот период жизни и определенными требованиями к уходу за ним.

Длительность периода

Термин «неонатальный» сложен из латинских слов: «нео» (новый) и «натус» (рождение). Таким образом «неонатальный» буквально переводится как «новорожденный». Определяющим фактором для выделения именно такого периода стали особенности ребенка в период новорожденности.

Этот промежуток времени делят на ранний и поздний. Ранний включает в себя семь дней с рождения, поздний – с 8-го по 28-й день жизни малыша. Иногда длительность периода увеличивают до шести недель, исходя из того, что именно столько женщина считается родильницей, соответственно, ее ребенка можно полагать новорожденным.

Физиология неонатального периода оценивается врачом-неонатологом (педиатром, акушером) в момент рождения по шкале Апгар и в дальнейшем отслеживается на протяжении всего срока.

Характеристики новорожденного

Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.

  1. Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
  2. Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
  3. Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
  4. Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
  5. Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.

Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.

Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.

Начальный этап жизни недоношенных детей

Оценить состояние ребенка, родившегося раньше срока, помогает не только система Апгар, но и шкала Баллард. Она названа по имени Жанны Баллард, предложившей ее в 1979 году. Оценивание проводится в первые сутки. Фиксируется нервно-мышечная и физическая зрелость ребенка. Соответственно данным о гестационных этапах возрастные границы младенца определяются от 26 до 44 недель, причем учитывается воздействие на нервно-мышечное созревание введения лекарств во время родов.

Уход за новорожденным ребенком

Полная беспомощность малыша в ранний период жизни требует особого внимания как от педиатров (неонатологов), так и отродителей.

Сразу после рождения проводятся такие процедуры:

  1. перерезание пуповины;
  2. отсасывание слизи из носовых ходов специальным приспособлением;
  3. осмотр врачом (шкала Апгар, шкала Баллард для недоношенных детей);
  4. показ ребенка матери и прикладывание к груди (выкладывание на живот).

Современная акушерская практика предполагает немедленный контакт «кожа к коже» матери и младенца. Если родоразрешение выполняется путем кесарева сечения или в процессе возникла необходимость оперативного вмешательство другого рода и роженица не в сознании, этот пункт пропускают или заменяют объект контакта (отец, другой родственник).

Далее проводят обработку и одевание малыша, его выкладывают на столик с подогревом на два часа, пока осуществляется медицинское наблюдение за ним и роженицей (чтобы предотвратить послеродовой кризис). Если новорожденному нужны реанимационные процедуры, его переводят в специальное отделение.

Малыш привыкает к жизни

Неонатальный период – это время, когда ребенок учится существовать вне утробы матери. Наиболее важные изменения в организме малыша в первые минуты жизни:

  • прекращение кровообращения через пуповину;
  • закрытие отверстия между предсердиями, пупочного, боталлова и аранциева протоков, которые и отвечали за сообщение кровеносной системы матери и ребенка;
  • развивается самостоятельное дыхание и кровообращение.

В последующие часы (сутки) устанавливается формула крови и температура. В первые же дни формируется «грудной стул», уходит так называемая «желтуха новорожденного».

В ранний неонатальный период малыш может потерять вес. Нормальным считается снижение на момент выписки из роддома по отношению к моменту рождения на 5–10 процентов. У недоношенных детей и малышей с дефицитом массы потеря может составить до 18%. Обычно минимальным вес становится на третьи-пятые сутки с рождения. Восстановление веса в норме происходит через 8–14 суток. Прибавка веса в период новорожденности составляет 400–900 г для девочки и 400–1200 г для мальчика (данные ВОЗ).

Учитывается прибавка по отношению не к массе в момент рождения, а к минимальному весу ребенка! Если потеря веса продолжается после пятого дня жизни – это повод для наблюдения за малышом и, при необходимости, докорма.

Кормление и уход

Современные педиатры отдают предпочтение грудному вскармливанию с момента рождения до трех и даже более лет, допуская смешанное или искусственное питание при явных показаниях. В качестве показаний могут выступать:

  • замедленный набор или потеря веса;
  • отсутствие грудного молока у кормилицы по физиологическим причинам;
  • прием матерью лекарственных препаратов, несовместимых с грудным вскармливанием;
  • раздельное пребывание родильницы и малыша по медицинским показаниям.

Физиологическая активность ребенка – мочеиспускание, опорожнение кишечника – должна соответствовать нормам по возрасту. То же касается и двигательной активности. Большую часть начального периода своей жизни ребенок спит. Продолжительность сна – до 20–22 часов в сутки.

В целом уход за малышом заключается в обязательном ежедневном туалете – умывании, очистке ушных и носовых проходов, обработке пупочной ранки, паховой области, складок – и обеспечении ему комфортного температурного, светового и звукового режима. Тугое пеленание не рекомендуется, температура в детской должна составлять не более 22–24 градусов Цельсия и не менее 16 градусов. Одежда соответствует правилу «одеваем как себя, плюс еще один слой».

Кризис новорожденности и феномен привязанности

Рождение – момент сильнейшего физического и психологического кризиса. Переход от внутриутробной к внеутробной жизни, полное изменение обстановки, разрыв непрерывного контакта с матерью – все это считается первой и самой значимой травмой человека. Однако наличие безусловных врожденных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный и ориентировочный) помогают справиться с физической стороной проблемы.

Психологическая составляющая кризиса новорожденности преодолевается с помощью взаимной привязанности. Зависимость ребенка от взрослого (матери, отца, другого близкого человека) непосредственно связана с не всегда осознаваемым взрослым чувством ответственности за ребенка.

Теория привязанности Людмилы Петрановской может быть кратко сформулирована так. Ребенок нуждается в заботе, взрослый нуждается в том, чтобы заботиться о нем. Ухаживая за полностью несамостоятельным ребенком, родитель рано или поздно делает его самостоятельной личностью. При этом привязанность может быть сильнее любви и формирует рефлекторный отклик взрослого на всю его жизнь, вне зависимости от сложившихся в процессе взросления подопечного отношений.

Основные навыки к концу неонатального периода

Развитие малыша в первый месяц жизни сводится в основном к дозреванию внутренних систем организма и формированию осознанной реакции на окружающий мир.

При условии нормального развития концу периода новорожденности малыш умеет:

  • сосать до насыщения;
  • фиксировать взгляд на ярких или блестящих предметах;
  • двигать конечностями и головой;
  • реагировать на голос/вид матери.

Малыш учится привлекать к себе внимание криком, при выкладывании на живот пытается поднять голову, на касания реагирует рефлексами: хватательным, сосательным, поисковым, плавательным, рефлексом ходьбы. Выделяют также рефлексы Мора (разведение рук и ног при резких звуках), Бабинского (реакция стопы поворотом и расхождением пальцев при нажатии на край ступни) и Бабкина (поворот головы и открытие рта при нажатии на ладонь). К концу периода новорожденности большая часть этих рефлексов исчезает.

Окончание неонатального периода

Самые важные в жизни ребенка четыре недели закончились. Теперь можно вздохнуть спокойнее – малыш уже относительно адаптирован к новому миру. Дальше теперь уже не новорожденному, а грудничку требуется внимательный уход, забота и питание, а главное – искренняя любовь родителей.

Источник