Диагностика аномального развития ребенка может быть

Диагностика аномального развития ребенка может быть thumbnail

Задачи
психологической диагностики в области
дефектологии.

1. Определение
первичного нарушения в развитии, т.е.
для какой категории аномального развития
характерны отклонения, обнару­женные
у обследуемого ребенка.

2. Определение
степени первичного нарушения. Выявление
индивидуально-психологических
особенностей развития ребенка.

3. Определение
условий воспитания и индивидуаль­ной
программы развития.

4. Оценка динамики
психического развития.

Принципы
диагностики

аномального развития.

1.
Принцип комплексности
обследования
ребенка означает, что достоверный вывод
относительно особенностей его дефекта
может быть сделан только на основе
совместного вывода различ­ных
специалистов.

Комплексный
под­ход, как один из основных принципов
диагностики аномального раз­вития,
обеспечивает всестороннее обследование
и оценку особенностей развития ребенка:
состояние слуха, зрения, двигательной
сферы, соматическое состояние; особенности
развития познавательной деятельности,
пове­дение, эмоции.

2.
Принцип
всесторонности и целостности
предусматривает
изучение причин аномального состояния
и структуры дефекта (зависимость,
взаимосвязь, взаимообусловленность
его прояв­лений), так как отдельные
проявления и симптомы не дают пол­ной
картины дефекта развития у ребенка.

Принцип системного
целостного изучения ребенка
один из
важных подходов в методологии отечественной
психологии и дефектологии. Связь между
отдельными проявлениями нарушений
психического раз­вития, определение
их причин, установление иерархии
обнаруженных недостатков или отклонений
в психическом развитии, т.е. взаимосвя­занная
система первичных, вторичных и т.д.
отклонений.

3. В соответствии
спринципом
динамичности изучения
ре­бенка
обследование организуется таким образом,
чтобы выявить потенциальные возможности
его развития, а не только те осо­бенности,
которые отражают уже сформированные
способности. Продуктивным способом
динамического изучения является
пре­доставление ребенку в процессе
обследования разнообразных видов
педагогической помощи. Таким образом,
динамическое изучение ребенка
предусматривает качественный анализ
разно­образных видов его деятельности,
как самостоятельной, так и осуществляемой
при помощи педагога. Все это дает
возможность определить не только уровень
актуального развития, но и зону ближайшего
развития ребенка, что имеет важное
значение для дифференциальной диагностики,
в частности, с целью более точ­ного
отграничения умственной отсталости от
состояний, сход­ных с ней по некоторым
проявлениям особенностей познаватель­ной
деятельности.

Принцип динамического
изучения тесно связан с разработкой
поло­жений Л.С.Выготского об основных
закономерностях развития нор­мального
и аномального ребенка. Специфические
закономерности ано­мального развития
используются как основные ориентиры в
дифференциальной диагностике.

Диагностический
обучающий эксперимент — экспериментальный
прием оценки интеллектуального развития
или отдельных компонентов умственной
активности с помощью выявления
потенциальных возможностей испытуемого
к усвоению новых знаний, выработке
способов решения.

4.
Принцип качественного анализа данных
,
полученных в процессе пси­хологической
диагностики (находится в тесной связи
с принципом ди­намического изучения).
Качественный анализ умственной
деятельности ребенка включает отношение
испытуемого к эксперименту, способы
действий, характер его ошибок, отношение
ребенка к результату своей деятельности.
Качественный анализ не противоречит
учету количе­ственных данных.

5. В процессе
обследования ребенка важно придерживаться
принципа
индивидуального подхода
,
который означает, что с обследуемым
ребенком необходимо установить контакт,
создать максимально благоприятные
условия для деятельности с учетом его
состояния на момент обследования,
различных индивидуаль­ных особенностей,
составить прогноз его развития, пути
коррекционной работы.

6. Сравнительная
диагностика

сопоставляет эффективность разных
программ обучения.

Необходимость
реализации этих принципов сформировала
в обществе объективную потребность в
создании
психологической службы в системе
специального образования

(для лиц с особыми образовательными
потребностями), нацеленной на
профилакти­ческую, диагностическую,
развивающую, коррекционную и
реабилитационную работу с личностью.

Практическое
комплектование специальных учреждений,
от­бор аномальных детей осуществляют
психолого
— медико — педагогические консультации.

Протокол

Психолого-медико-педагогической
консультации.

Дата
обследования_____________ №
протокола_______

Формальные
данные о ребенке

1. Фамилия,
имя_____________________________________________

2. Дата
рождения.___________________________________________

3. Где находился
до поступления в школу _______________________

(из семьи, детдома,
детсада, вспомогательной школы, сколько
лет учился)

4. Домашний адрес,
№ телефона_______________________________

Данные
медицинского обследования

1. Физическое
развитие_______________________________________

(соответствие
возрасту, устойчивость походки,
координация движений)

2. Состояние слуха,
зрения ___________________________________

3. Данные
неврологического и психиатрического
обследования____________________________________________________

4. Диагноз
направляющего учреждения_________________________

Обследование
познавательной деятельности

1. Выявление
представлений ребенка о себе и ближайшем
окруже­нии

Как тебя зовут?
____________________________________________

С кем ты пришел?
__________________________________________

Читайте также:  Развитие ребенка по невротическому типу

На чем приехал в
школу? детский дом? ________________________

Сколько тебе лет?
__________________________________________

С кем ты дома
живешь? _____________________________________

Кто старше, кто
младше? ____________________________________

Понятие о частях
тела и лица_________________________________

(назови, покажи,
различение правой и левой сторон тела)

2. Выполнение
инструкций ___________________________________

односложной
(простой) ______________________________________

(покажи стол, часы
и т. д., дай книгу и т. д.)

двусложной
(развернутой) ____________________________________

(возьми тетрадь и
положи ее в шкаф)

З1.
Выявление активного и пассивного
словарей _________________

по предметным
картинкам ___________________________________

(назови, покажи)

по сюжетным
картинкам ____________________________________

(назови, покажи,
где мальчик сидит, где стоит и т. д.)

4. Фразовая речь
____________________________________________

(отметить форму:
вопросно — ответная, самостоятельная;

грамматический
строй речи; наличие эхолалии, резонерства)

произношение
______________________________________________

(чистое, косноязычное,
с гнусавым оттенком, заикание)

5. Способность к
обобщениям (на картинках)

по назначению
_____________________________________________

(что ты будешь
кушать? что можно надеть?

называние обобщающих
слов_________________________________

(пальто, рубашка,
платье — как это можно назвать одним
словом)

выделение по
обобщающему слову ____________________________

(дай картинку с
одеждой, с посудой)

исключение 4-й,
“лишней”, картинки __________________________

понимание скрытого
смысла рассказа, картинки__________________

6. Знание
цветов____________________________________________

сличение__________________________________________________

умение самостоятельно
называть______________________________

выделение по
названию _____________________________________

7. Знание формы
___________________________________________

соотнесение формы
_________________________________________

умение называть
форму ______________________________________

выделение по
названию ______________________________________

8. Понятия “большой”
— “маленький” _________________________

9. Конструирование
_________________________________________

матрешка
(трехсоставная) ____________________________________

пирамидка простая
(из 3—4 колец) ____________________________

пирамидка усложненная
_____________________________________

(способы работы:
зрительное соотнесение, способ проб,
без учета размера)

доска Сегена
_______________________________________________

(зрительное
соотнесение, пробы, наугад)

“Почтовий ящик”
___________________________________________

(зрительное
соотнесение, пробы, без учета формы)

разрезная картинка
__________________________________________

(зрительное
соотнесение, разумные пробы,

нелепые действия,
работа по образцу, без образца)

из двух частей
______________________________________________

из трех частей
______________________________________________

из четырех частей
___________________________________________

конструирование
из палочек__________________________________

(по показу, образцу,
слову)

10. Счет
___________________________________________________

пересчет предметов
_________________________________________

(соотнесение
числа с предметом, фиксация итогового
числа)

выделение заданного
количества _____________________________

(по показу, образцу,
слову)

счетные операции
__________________________________________

(на
конкретном материале, по представлению,
отвлеченно)

знание цифр и
соотнесение их с количеством
___________________

11.
Чтение_________________________________________________

12.
Письмо_________________________________________________

Соседние файлы в папке OsnKorPed

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

6.1. Общие требования к процедуре и организации обследования детей с дизонтогениями

Установление
характера дефекта и степени его
выраженности требует системного подхода
к анализу нарушений, учета структуры
дефекта в целом.

Поэтому
одной из наиболее актуальных проблем
в отношении детей с отклонениями в
развитии в настоящее время является
проблема качественной диагностики. В
задачи психологической диагностики
аномального развития входит:

  1. Определение
    первичного
    нарушения (для какой категории нарушения
    характерны обнаруженные отклонения в
    развитии).

  2. Определение
    степени
    первичного нарушения. Выявление
    индивидуально-психологических
    особенностей развития ребенка.

  3. Определение
    оптимальных
    условий воспитания и индивидуальной
    программы развития ребенка.

  4. Оценка
    динамики
    психического развития (использует ли
    помощь, перспективы развития).

Для
того чтобы диагностика отражала
действительное состояние ребенка и
способствовала правильному выбору
методов коррекционной работы с ним, при
ее проведении необходимо учитывать
следующие принципиальные
положения:

  • Обязательное
    осуществление комплексного
    подхода

    (исследуется состояние слуха, двигательной
    сферы, зрения, особенности соматического
    состояния, познавательная деятельность,
    поведение, эмоции каждого обследуемого
    ребенка).

  • Принцип
    системного,
    целостного

    изучения ребенка, который подразумевает:

  • а)
    установление причин нарушения;

  • б)
    установление
    первичного дефекта и вторичных
    отклонений.

  • Принцип
    динамического
    изучения (для этого используют
    диагностический обучающий эксперимент,
    особенно в случаях дифференциальной
    диагностики).

  • Принцип
    качественного
    анализа данных (включает в себя анализ
    отношения испытуемого к обследованию,
    анализ способов действия, анализ
    характера ошибок, анализ отношения
    ребенка к результату).

Диагностика
аномального развития может быть только
строго индивидуальной.

В
процессе психологической диагностики
нарушений развития у детей
выявляется и систематизируется
патологическая симптоматика и
определяется нарушение развития.
Проводится
структурный анализ выявленных
расстройств, выделяются первичные
симптомы, связанные с болезнью, и
вторичные нарушения, обусловленные
аномальным развитием в условиях болезни.
Разрабатывается программа коррекционных
мероприятий, дифференцированная в
зависимости от характера, природы и
механизма нарушений и направленная на
их предупреждение,
снятие или ослабление. Основной путь
решения этих задач — экспериментально-психологическое
исследование детей и подростков.

Читайте также:  Здоровье и гармоничное развитие ребенка

Для
проведения психологического обследования
ребенка с дизонтогенией чаще всего
используются адаптированные
методики патопсихологии или тесты,
специально разработанные для
детей. Большая часть этих методик может
быть использована также при
решении вопросов
коррекционной педагогики: при отборе
и комплектовании специальных
образовательных
учреждений, для изучения неуспевающих
школьников и т.д.

При
планировании специального психологического
обследования ребенка необходимо
учитывать
его возраст, уровень интеллектуального
и речевого развития и другие значимые
факторы
— состояние зрения, слуха, двигательной
сферы.

Например,
психологическое исследование детей с
нарушениями слуха должно учитывать не
только то, что дети не воспринимают
речевую инструкцию на слух, но также и
тот факт, что уровень развития их речи
может быть недостаточным для адекватного
восприятия и понимания письменной
инструкции. В этом случае ребенку нужно
или объяснить инструкцию жестами (если
ребенок владеет жестовой речью), или
показать необходимые действия, выполнив
их в виде образца на аналогичном задании.

Дети,
страдающие нарушениями зрения, обычно
хорошо понимают словесную инструкцию,
но в некоторых случаях не могут справиться
с заданием, требующим оперирования
наглядными материалами. Такие задания
желательно исключать из процедуры
обследования ребенка с нарушением
зрения.

Обследование
детей в возрасте до 5 лет, страдающих
речевой
патологией, следует проводить по
заданиям, не требующим развернутых
речевых объяснений.
Им должны предъявляться задания, которые
можно выполнить
в практическом плане, без обязательного
сопровождения их собственной речью.

Некоторые
дети с патологией речи недостаточно
понимают обращенную к ним речь. Это
может послужить причиной неправильного
выполнения заданий. Поэтому при ошибочном
выполнении задания такими детьми следует
повторить инструкцию, сопровождая,
объяснения жестами или даже показом,
как и в случае нарушений слуха,
аналогичного задания.

При
обследовании ребенка с выраженными
двигательными нарушениями помимо
изучения когнитивной и эмоционально-волевой
сферы необходимо ввести
задания для оценки уровня двигательного
развития, мелкой моторики и пространственных
представлений. В
этих случаях необходимо установить, в
каком положении (сидя или стоя) ребенок
удерживает
вертикальное положение, каким образом
он передвигается (в
коляске; с
костылями; с
опорой на трость; самостоятельно
в пределах помещения; самостоятельно
на значительные расстояния).
Определяется
также ведущаярука
иразвитие
манипулятивной функции. Отслеживается
участие
пораженной руки в игре и процессах
самообслуживания.

В
случаях обследования детей с тяжелыми
двигательными или психическими
нарушениями важно оценить уровень
развития навыков самообслуживания. В
том числе проверяется уровень владения
навыками
личной гигиены, самообслуживанием
в одевании и раздевании, самообслуживанием
при приеме пищи.

При
обследовании ребенка с тяжелыми
двигательными нарушениями и(или)
серьезной степенью интеллектуальной
недостаточности необходимо оценить
уровень его бытовой и социальной
адаптации. Это можно сделать с помощью
специальной шкалы навыков, которая
приведена в приложении 8.

Важной
составной частью психологического
исследования ребенка и подростка
является
изучение его социального окружения, в
первую очередь семьи. Проводя изучение
ближайшего социального окружения
ребенка необходимо оценить
следующие показатели:

  • уровень образования
    родителей;

  • общий культурный
    уровень семьи;

  • материальная
    обеспеченность;

  • жилищно-бытовые
    условия;

  • взаимоотношения
    в семье;

  • наличие вредных
    привычек у родителей;

  • состояние здоровья
    родителей.

Очень
важно также учесть желание родителей
сотрудничать со специалистами по
преодолению
имеющихся у ребенка проблем. Уровень
родительской мотивации может быть
оценен по таким параметрам:

  • адекватность
    оценки родителями состояния своего
    ребенка;

  • готовность
    к полноценному сотрудничеству в процессе
    коррекционной работы, понимание
    его важности и необходимости;

  • степень инициативы
    в плане сотрудничества;

  • продуктивность
    использования психолого-педагогических
    и медицинских рекомендаций.

Требования
к процедуре проведения обследования и
к его методам:


Установление контакта с ребенком:
расположить, внушить ему доверие к себе.


Обследование начинать с игровой
деятельности; в зависимости от возраста,
личности ребенка это могут быть или
настольные игры, или подвижные, или
ситуативные.


Беседа, диалог поддерживаются в течение
всего времени обследования («немногословие»).

Читайте также:  Физическое развитие ребенка первого года жизни


Взаимодействие с ребенком во время
обследования должно быть максимально
свободным, непроизвольным, заинтересованным,
интересным по содержанию.


В нужных случаях создавать ситуацию
соревнования (кто лучше сделает, кто
быстрее выполнит, кто больше запомнит,
кто лучше нарисует). Давать ребенку
возможность выигрывать, но не всегда.


Иногда процедура проведения теста
должна носить характер урока,
(а не игры) при котором обязательно
следование строгим правилам. Например,
при работе с таблицей Шульте. При этом
надо стимулировать ребенка к деятельности,
стараться, чтобы работа была доведена
до конца.


При специальном
исследовании гнозиса, праксиса, речи
важно применять адекватный задаче
обследования показатель выполнения
теста. Например, при исследовании
фонематического слуха необходимо
исключить возможные ошибки в
звукопроизношении, а при опознании
предметных картинок ошибки называния.


Для точности постановки диагноза и
установления причины нарушения того
или иного процесса важным является
соблюдение правила предъявления объема,
не превышающего 7 
2 объекта для школьников и не более 3-5
для детей старшего дошкольного возраста.


Обязательное условие обследования –
учет сложности и знакомости предъявляемого
материала (вербального и картиночного).


В зависимости от задачи исследования
особое внимание обратить на способ
подачи материала. В одних случаях
необходим только картиночный материал
без участия речи и испытуемого, и
психолога. В других только вербальный
без подкрепления картинкой, в противном
случае смешение материала не даст
возможности понять, что помогло выполнить
задание.


Способ выполнения ребенком теста должен
соответствовать задаче исследования,
тому, что исследователь хочет узнать.


Для исследования работоспособности
ребенка необходим учет утомляемости
ребенка и ее влияния на выполнение
заданий, а также врабатываемости.


При проведении диагностического
обследования должны быть исключены
посторонние люди, шум, предметы. Обычное
обследование ( кроме случаев обследования
совсем маленького ребенка) должно
происходить в отсутствие родителей
(родственников) и посторонних людей,
т.к. их присутствие и тем более вмешательство
может исказить получаемые данные.

Для
того
чтобы составить общее мнение о ребенке,
о наличии и характере дефекта, нужно
подытожить все, что было получено во
время обследования. Для решения вопроса
о перспективах обучения необходимо
проанализировать все те материалы
обследования, на основании которых
составляется общая характеристика
ребенка. Эта характеристика является
основанием для заключения о возможности
и необходимости помещения ребенка в
специальное учреждение для глухих,
слабослышащих или для детей с нарушениями
интеллекта.

Характеристика
составляется после окончания обследования,
в отсутствие ребенка и его родителей,
но обязательно до обследования следующего
ребенка. В характеристике представлены
следующие пункты:

  1. Данные
    из истории развития ребенка, указывающие
    на возможную причину, время возникновения
    дефекта и его характер.

  2. Данные
    медицинского осмотра.

  3. Внешний
    вид ребенка.

  4. Поведение
    и его оценка.

  5. Состояние
    слуха.

  6. Состояние
    речи.

  7. Характеристика
    восприятия и интеллектуального развития.

  8. Выводы.

  9. Заключение.

Отграничение
глухих от слабослышащих, детей с
нарушениями слуха от детей с речевыми
и интеллектуальными нарушениями, детей
с задержкой психического развития от
детей с умственной отсталостью, детей
с разными степенями снижения интеллекта
друг от друга в некоторых случаях бывает
невозможно произвести в процессе
однократного обследования.

В
этих случаях необходимо организовать
диагностическое обследование в виде
обучающего эксперимента, для чего
желательно организовать диагностические
группы или классы при областных и
городских медико-педагогических
консультациях. В тех случаях, когда нет
диагностической группы, рекомендуется
назначение на повторную консультацию
через год.

Вопросы
и задания для самоконтроля

  1. Что
    входит в задачи психологической
    диагностики аномального развития?

  2. Какие
    принципы необходимо учитывать при
    осуществлении психолого-педагогической
    диагностики детей с нарушением развития?

  3. Что
    еще необходимо учитывать при планировании
    и организации специального психологического
    исследования ребенка?

  4. По
    каким параметрам оценивается уровень
    родительской мотивации?

  5. Каким
    специальным требованиям должна отвечать
    процедура проведения обследования и
    его методы?

  6. Какие
    данные на ребенка должны быть представлены
    в его характеристике?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник