Раннее речевое развитие ребенка статьи

     Речевое развитие детей раннего возраста

В речевом развитии ребенка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основная форма педагогического процесса в детском саду — НОД (в данном случае по речевому развитию). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, которые они приобрели практическим путем или получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

Какая же деятельность может обеспечить развитие активной речи ребенка?

Прежде всего совместная деятельность взрослого с ребенком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для малыша поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер: ребенок говорит лишь то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Следовательно, организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагогу необходимо быть готовым к импровизации, к встречной активности ребенка. В процессе совместной деятельности у ребенка постепенно формируется позиция младшего партнера, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить некоторые особенности детей раннего возраста:

• им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

• их внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

• их поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

• им свойственна подражательность, легкая внушаемость;

• у них преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление [1].

Воспитатель обязан помнить, что при решении задач речевого развития детей раннего возраста деятельность, которую он организует, должна быть:

— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта) и ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

— процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах: им нравится сам процесс умывания, одевания, приема пищи и т.д. Для развития активной речи ребенка воспитателю необходимо сопровождать действия ребенка словами, побуждать его к их проговариванию).

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:

 — наблюдение и элементарный труд в природе;

 — сценарии активизирующего общения;

 — разговор с самим собой, параллельный разговор;

 — игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

 — слушание художественной литературы с использованием красочных картинок;

 — инсценирование и элементарную драматизацию литературных произведений;

 — игры на развитие мелкой моторики рук;

 — дидактические игры и упражнения;

 — бытовые и игровые ситуации;

 — элементарное экспериментирование;

 — средства устного народного творчества [4].

Конечно, в один день невозможно показать все формы совместной деятельности, поэтому мы расскажем о тех, что, на наш взгляд, наиболее интересны и действенны.

Игра — ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Игра, отвечая естественным потребностям ребенка, способствует нормальному развитию его познавательных процессов: восприятию, мышлению, речи, памяти, воображению.

Учиться, играя! Эта идея всегда увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевому общению ребенка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, отношение к нему взрослого. Именно взрослым принадлежит ведущая роль в речевом развитии малыша: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Читайте также:  Задачи развития ребенка в школе

Для обучения через игру созданы дидактические игры. Мы проводим их с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия позволяют активизировать имеющийся запас слов ребенка: малыш попадает в ситуации, когда вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек», мы помогаем своим воспитанникам закреплять знания о названии одежды, столовой посуды, активизируя и обогащая их речь.

Используя настольно-печатные игры «Парные картинки», «Лото» и т.д., мы формируем речь детей, закрепляем их знания о растениях, животных и их детенышах, овощах и фруктах. Таким образом, в процессе накопления существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные).

Манипулируя с игрушками в процессе игры, обозначаем действия: идет, спит, кушает т.п., т.е. учим детей употреблению глаголов. С помощью игр «Больше — меньше», «Чудесный мешочек» формируем умение детей видеть особенности предметов и выделять их характерные признаки и качества, закрепляя знания о цвете и величине, обогащая словарь малышей прилагательными.

В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для обогащения и активизации словарного запаса малышей используем дидактические упражнения «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Обогащаем словарь детей и с помощью дидактических игр «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришел», «Кто что делает», «Назови животных и скажи, кто как кричит». Таким образом, дидактические игры — это обучающие игры, которые способствуют уточнению и обогащению словаря детей раннего возраста, активации их речи.

Создание эмоционально-благоприятной ситуации помогает вызвать у ребенка желание активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра способна создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

Следовательно, театрализованная игра, оказывая большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует его активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). Разумеется, в таких играх тема, содержание и последовательность отображаемых явлений не определяются заранее взрослыми, а основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми.

Первые совместные игры воспитывают в детях чувство коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступая в ролевое взаимодействие. В таких играх, как «Парикмахерская», «На приеме у врача», мы знакомим ребят с названиями профессий, учим брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причесывать, лечить, делать уколы и т.д.). Изначально дети подражают тому, что им показываешь, затем начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаем детей к называнию предметов, которые они используют, проговариванию действий, которые они выполняют.

Игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Малыши вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка с нарушением слуха

Проводя подвижные игры с текстом, мы используем соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр), побуждаем к повтору текста. Обязательно вовлекаем в игру и застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, они учатся общаться с окружающими. В подвижных играх для принятия сюжета малышом мы даем характеристику изображаемому образу, игрушки должны заговорить. Таким образом, создаем правдивую игровую ситуацию.

Развивающая предметно-пространственная среда способствует не только творческому, но и речевому развитию детей на основе игровой деятельности. Эта среда обеспечивает игровую деятельность, а также призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом. Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы с его помощью ребенок в любое время мог легко включиться в игровую ситуацию.

Игровая деятельность создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Кроме того, игровая деятельность выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребенком.

Работу по приобщению детей к играм мы проводим и среди родителей. В уголке для родителей выставляем папку с играми, где сообщаем цель и ход игры. На формирование детских интересов заметно повлияло положительное отношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями. Родители прислушиваются к нашим консультациям, часто сами обращаются за советом. Такой диалог между воспитателями и родителями способствует доверительному общению родителей с детьми.

Работа, систематически проводимая в детском саду и подкрепляемая дома, дает положительный результат. Уже можно отметить, что дети охотнее играют вместе, могут договориться об использовании игрушек. Участие воспитателя в игре теперь вполне естественно.

В заключение необходимо отметить, что мы постоянно работаем с детьми младшего дошкольного возраста и в конце учебного года свои результаты предоставляем воспитателям старших групп, к которым переходят наши воспитанники.

Литература

1. Арушанова, А. Г. Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте [Электронный ресурс]. —
Режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/konsultac13.htm#_ftnref1

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

3. Карпухина, Н. А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж, 2007. — 207 с.

4. Колычева, Т. И. Развитие речи детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac146.htm 

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 комбинированного вида

Курортный район

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Статья

Раннее речевое развитие ребенка

 Логопед Чернявская А.А.

                Санкт-Петербург

2018

Введение

     Для чего человеку уметь красиво говорить? Важно ли хорошо владеть речью? Конечно!

     Без этого не возможно стать хорошим адвокатом или преподавателем, успешно сдать экзамен, пройти собеседование при приеме на работу, да и просто узнать, как пройти на нужную улицу.

     Как же помочь ребенку научиться ясно и грамотно излагать свои мысли?

     Нужно, прежде всего, организовать такую речевую среду, в которой ребенок будет стремиться высказывать свое мнение, полюбит родную речь, увидит ее красоту и возможности. И начинать надо с пеленок.

Пестушки-потешки

     Когда ребенок еще лежит в кроватке, удивленно глядя на окружающий мир, и, кажется, еще совсем ничего не понимает, на самом деле, он уже впитывает все звуки, интонации и слова, которые слышит. И копит свой пассивный словарь. Поэтому от родителей, бабушек, самых близких людей зависит раннее речевое развитие ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка в юношеском возрасте

      Недаром издавна и до наших дней существуют пестушки, потешки, докучные сказки.

Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?

 Кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!!!

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

* * *

***

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет –

Забодает,

Забодает,

Забодает!
* * *

Ехали мы, ехали

В лес за орехами

По пыльной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!
* * *

Ладушки, ладушки,

–Где были?

–У бабушки!

–Что ели?

–Кашку!

–Что пили?

–Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,И опять полетели!

* * *

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем Филиппика кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Второй – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».
* * *

Это — ложка,

Это — чашка.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!

Книги

     В 6 — 8 месяцев, когда малыш уже умеет сидеть, можно смело начинать читать с ним книжки. А чтобы привлечь внимание ребенка, книги должны быть яркими, с крупными картинками и короткими стишками-потешками.

     Чтение должно происходить только с радостью. Когда ребенок расположен к этому. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка. Дети хорошо и гармонично развиваются только на положительных эмоциях. Желательно привлекать внимание ребенка к книгам раньше, чем он узнает, что такое мультики.  Сначала малыш должен полюбить книги.  Иначе, быстроменяющаяся картинка на электронном носителе будет в приоритете, а это не сильно обогатит речевое развитие Вашего ребенка.

     Не давайте малышу трепать книги, приучайте с детства бережно относиться к ним. 

Заболела эта книжка:

Изорвал ее братишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею!

                    Борис Заходер

Сказки

     Сказка- это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Это «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и другие. Порой родителям кажется, что тексты этих сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Так, в сказке «Репка» подробно и последовательно говорится о том, как семья вытаскивала репку из земли. Взрослый рассказал бы об этом так: «Посадил дед репку. Когда она выросла, вся семья и домашние животные помогали деду вытянуть репку из земли». Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как перечисляются все действия и все помощники деда. Почему же сказочный мир так интересен ребенку? Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действие героев. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления малыша. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, «тянет-потянет», «бил-бил, не разбил») – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Формирует правильный грамматический строй речи (в том числе правильное употребление предлогов «сяду на пенек, съем пирожок», «не садись на пенек, не ешь пирожок!», «мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку», «кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?, вошла мышка в теремок…») Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища (например, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «лисичка-сестричка», «зайчик-побегайчик» и другие), а поступки и действия героев открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.

Источник