Задачи развития ребенка в школе

Задачи развития ребенка в школе thumbnail

Поступление ребенка в школу – начало нового этапа его жизни, вхождение в мир знаний, новых прав и обязанностей, переход на новый уровень взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Но это важный шаг не только для детей, но и для их родителей, им тоже предстоит своеобразный экзамен, ведь именно сейчас проявятся плоды их воспитательной деятельности. Правильное развитие ребенка в школезависит от того, насколько хорошо он к ней был подготовлен.

Развитие ребенка школьного возраста

Подготовка к школе

Переход от дошкольного детства к школьному полностью меняет образ жизни ребенка. Учеба в школе – не просто усвоение знаний по определенным предметам и подготовка к будущему. Для ребенка это собственная трудовая обязанность и возможность полноправного участия в повседневной жизни окружающих людей, поэтому школьное обучение – важный фактор в процессе формирования и воспитания личности.

Для заботливых родителей остро стоит проблема подготовки малыша к школьному обучению, самостоятельно или в дошкольных центрах развития ребенка. Важно понимать, что главный критерий готовности к поступлению в школу – не уровень умственного развития, который измеряется умением читать, писать или считать, а уровень развития познавательных процессов, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Для этого на протяжении всего дошкольного возраста необходимо создать условия для полноценной, осмысленной и содержательной жизни малыша, что предполагает приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры.

Самостоятельная деятельность с элементами творчества, разумно направляемая взрослыми, как это реализуется в хороших дошкольных центрах развития ребенка, формирует у будущих школьников опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию других людей, сотрудничать с ними, проявлять настойчивость в достижении цели. Эти черты личности и поведения наиболее важны для предстоящего обучения в школе.

Развитие ребенка в школе

Человек обучается новому и воспитывается на протяжении всей жизни, но наиболее ответственный период в этом процессе – младший школьный возраст. В начальных классах закладываются основы того, что будет развиваться и укрепляться с возрастом, поэтому развитие ребенка школьника – ответственная задача родителей и педагогов.

Школьное обучение направлено на интенсивное развитие мыслительных процессов, при этом преимущество получает словесно-логическое мышление, но важно дать возможность развиваться и образному мышлению, поэтому дети должны больше работать с наглядными материалами. Для развития у ребенка в школе теоретического мышления необходимо использовать различные типы развивающего обучения.

В младшем школьном возрасте у детей развивается внимание. Обучение невозможно без сформированности этой психической функции, так как учитель на уроке привлекает внимание детей к учебному материалу и удерживает его длительное время. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, но постепенно в ходе обучения внимание детей приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер. Для этого взрослому следует организовывать внимание ребенка, словесно напоминать о необходимости выполнить заданное действие, указывать способы действия, учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен выполнять.

Развитие ребенка школьника: память и воображение

Под влиянием обучения происходит развитие памяти, при этом усиливается роль словесно-логического и смыслового запоминания, развивается возможность сознательно управлять памятью и регулировать ее проявление. В начальной школе дети лучше и быстрее запоминают и дольше сохраняют в памяти различные сведения, события, лица, предметы и факты, нежели определения, описания и объяснения, так как они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Для лучшего развития ребенка школьного возраста необходимо учить его дифференцировать задачи запоминания: что нужно запоминать дословно, а что в общих чертах. При этом следует учитывать, что в этом возрасте существуют различия в запоминании у мальчиков и девочек. У девочек произвольная механическая память лучше, они умеют заставить себя, а мальчики более успешны в овладении способами запоминания. Повысить продуктивность работы памяти поможет осмысливание материала. Например, для удержания в памяти текста, рассказа или сказки нужно составить план. В первые годы обучения полезно составлять план в виде последовательного ряда картин, иллюстрирующих содержание рассказа, которые затем нужно заменять перечнем основных мыслей. Нужно просить ребенка пересказывать то, что он узнал на уроках, спрашивать, какие сведения он запомнил.

Важно, чтобы учебная деятельность способствовала развитию у ребенка школьного возраста воображения, так как оно позволяет выйти за пределы личного опыта, активизирует развитие новых качеств личности и позволяет преодолевать нормативность социального пространства. Развитию у ребенка в школе воображения способствует сочинение рассказов, историй, стихов и сказок.

Результаты развития ребенка школьника в младших классах во многом определяют все его последующие обучение. Главное, чтобы к концу начальной школы ребенок хотел учиться, умел учиться и верил в свои силы.

Источник

Воспитательные задачи— направлены на освоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности

Формировать

Любовь к малой родине: к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону. городу.

Доброжелательное отношение к окружающим:

соблюдение правил этикета, дружелюбие, дружелюбие

Умение заботиться: доброту, искренность, стремление помочь

Положительную самооценку.

Потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость. трудолюбие, самостоятельность, настойчивость. выдержку. умение доводить начатое дело до конца.

Потребность в здоровом образе жизни: умение видеть прекрасное. гигиенические знания и умения, оптимизм

Подростки

Воспитывать

Формировать

Гражданские качества личности: интерес к общественной жизни, стремление помогать, патриотизм, активную жизненную позицию, общественную активность, чувство долга, предприимчивость.

Положительную «Я-концепцию»: умение аргументировать свою позицию, положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские качества, умение сопереживать.

Потребность в саморегуляции: ответственность, самоконтроль, рассудительность, тактичность, умение адаптироваться к новым условиям, умение прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и анализировать ее.

Потребность в здоровом образе жизни: осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Старше

классники

Формировать

Способство-

вать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности: уважительное отношение к людям, общественную активность, интерес к культуре и истории России, стремление принести пользу обществу, понимание личного и общественного значения труда, осознание личной и общественной значимости образования (знаний), потребность к самопознанию, умение ставить цели и реализовывать их, осознание значимости результата.

Потребность в общении в контексте культуры: умение идти на компромисс, тактичность, терпимость, толерантность. умение доказать свою точку зрения, умение выходить из конфликтных ситуаций, знание этики семейных отношений, умение организовать культурный досуг

Личностному и профессиональному самоопределению: формированию потребности в достижении цели (личной и общественнозначимой, самовоспитанию, формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, формированию профессионально важных качеств личности,

Читайте также:  Какое бывает у ребенка речевое развитие

Развивающие задачи — направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка

школьный

возраст

развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес;

— развивать эмоциональную сферу;

развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);

— развивать любознательность, чувство удовлетворенности при успехах и неудовлетворенности при неудачах;

развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;

— развивать эстетические чувства.

Подростки

развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес;

— развивать эмоциональную сферу;

развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);

— развивать любознательность, чувство удовлетворенности при успехах и неудовлетворенности при неудачах;

развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;

— развивать эстетические чувства.

Старше-классники

развивать познавательные и профессиональные интересы;

— развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;

формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков);

— развивать самосознание;

развивать творческие способности.

 Образовательные (обучающие) задачи К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности: — обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т. д. или — обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений, (операций, технологий, способов изготовления) или — сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения

Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей Образовательные (обучающие) задачи

— направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков Примеры обучающих действий педагога: Познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т. д.

Источник

Белинский называл воспитание – судьбоносным делом для любого человека. А значит, на воспитателей (а это и учителя, и родители) ложится большая ответственность за выбор средств и методов развития детской личности. Взрослые должны понимать ведущую цель воспитания ребёнка. Она включает потребность:

  • создать комфортные условия развития;
  • помочь малышу стать физически, психически здоровым, готовым к взрослой жизни и счастливым.

Каждый из этих пунктов влияет на детскую личность. Родителям нужно только ставить правильные задачи.

Дошкольное воспитание детей в детском саду

Ребёнок дошкольного возраста имеет свой график и особенности развития. Характерные черты данного возраста:

  • любознательность;
  • подвижность;
  • высокая познавательная активность;
  • знакомство с вещами через призму собственных ощущений.

Каждый малыш имеет большой потенциал. Педагог обязан его увидеть, раскрыть и создать условия для его развития.

Цели и задачи воспитания детей в детском саду (ДОУ):

  • развитие организма, физического здоровья, защита детей от болезней;
  • при наличии отклонений в физическом или психическом развитии – коррекция этих качеств;
  • умственное развитие (речь, способности к обучению, мышление);
  • развитие чувства прекрасного;
  • комплексное развитие в соответствии с возрастом;
  • воспитание патриотического духа;
  • нравственное (моральное) воспитание: ценность понятий семьи, дружбы, родины, забота о животных, природе;
  • знакомство родителей с принципами воспитания.

В задачи дошкольного воспитания детей в ДОУ входят все сферы жизни малыша:

  • игры;
  • интеллект;
  • творчество;
  • общение;
  • труд.

Вместе они формируют личность ребёнка. Поэтому очень важно найти эффективный способ их развития. Какие методы применяют в детских садах?

  • Приучают детей к спорту, здоровому образу жизни.
  • Раскрывают таланты, интеллектуальные способности.
  • Создают морально комфортные условия для развития ребёнка.
  • Учат общению, играм, коллективным занятиям.
  • Поощряют и развивают интерес к знаниям, инициативу детей, их новые увлечения.

Какие задачи воспитания детей должна решать школа?

Главная задача школьных учителей – развитие умственного потенциала и обучение наукам. Однако цель воспитания школьника значительно шире, чем развитие интеллекта. Она охватывает также трудовое, нравственное, эстетическое, физическое воспитание.

Какие задачи в воспитании ребёнка решает школа?

  1. Развитие мышления, образа мыслей.
  2. Развитие умственных способностей, талантов, навыков обучения.
  3. Мотивация, развитие познавательного интереса и азарта.
  4. Развитие навыков целеполагания, стремления к саморазвитию.

Развитие организма – в чём состоят задачи физического воспитания детей в школе?

В списке обязательных мер физического развития стоит забота о здоровье малышей, профилактика болезней, развитие их физическими крепкими. Кроме того школа должна развивать у детей:

  • выносливость;
  • двигательные функции;
  • навыки эффективного управления своим телом, использования своих физических возможностей;
  • волевые черты характера – уверенность, смелость и дерзость в борьбе с трудностями, в достижении целей;
  • полезные привычки – гигиена, спорт, здоровый, активный образ жизни.

Можно быть и здоровым, и умным, но ленивым. Тогда даже самые ценные знания не помогут реализовать себя и добиться успеха. Поэтому в раннем развитии детей большую роль играет трудовое воспитание. Цель этой линии воспитания детей:

  • приучить к дисциплине, и, что особенно важно, к САМОдисциплине;
  • выработать привычку доводить начатые дела до конца (до нужного результата);
  • научить выполнять работу, которая приносит пользу себе, семье, обществу.

Задачи родителей в воспитании детей

Детский сад и школа много дают ребёнку, но они только придают более чёткие черты детской личности, которая начинает «расти» в семье, в кругу самых близких для малыша людей. От родителей кроха перенимает опыт общения, учится доверять и ладить с людьми, получает знания об окружающем мире, отношениях людей, о том, что правильно, а что нет.

То, каким вырастет малыш (характер, особенность личности), зависит от того, чувствовал ли он в семье заботу, любовь, ощущал ли себя в безопасности.

Задачи воспитания детей в современной семье, то есть задачи родителей:

  1. Дать возможность малышу развиваться разносторонне.
  2. Научить тому, что умеют и знают сами, то есть передать знания и опыт.
  3. Поощрять детскую инициативу, развивая самостоятельность.
  4. Воспитать чувство собственного достоинства, понимание своей уникальности и уникальности каждого человека.
  5. Сформировать правильную систему ценностей: доброта, искренность, семья, любовь к животным, бережное отношение к природе, патриотизм и др.

В воспитании ребёнка в дошкольном или младшем школьном возрасте лучшим средством является игровая деятельность. Игры – это такие занятия, которые заставляют малыша думать, открывая его творческие способности и интеллект. В игре ребёнок пробует общаться, учится действовать слаженно с другими детьми, решает задачи разной сложности и познаёт мир.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка 5 лет

 

Читать ещё:

Развитие математических способноcтей у детей

Подготовка руки к письму

Воспитание детей раннего возраста

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

Считать в уме и читать стих одновременно? Легко!

Считаем на гироборде

А теперь попробуем считать и при этом крутить спиннер!

Источник

Задачи развития ребенка в школе

Младшие школьники — это детей в возрасте от 7 до 9 лет, то есть с 1-го по 3-й (4-й) классы школы. Список литературы для 3 класса — скачать.

Ребенок становится школьником, а это значит, что у него теперь и новые обязанности, новые правила и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на учебные пособия и пр. С другой стороны, перед ним стоят новые задачи развития, в первую очередь задача формировать навыки трудолюбия, уметь раскладывать сложную задачу на составляющие, уметь видеть связь между усилиями и достигнутым результатом, уметь принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством, уметь адекватно оценивать себя, уметь уважать границы — свои и чужие.

Навыки трудолюбия

Так как основной целью ученика начальной школы является «научиться учиться», то самооценка выстраивается на основании успехов в учебе. Если в этой области все хорошо — старательность (трудолюбие) становится частью личности ребенка. И наоборот, неуспевающие дети могут чувствовать себя неполноценными по сравнению с более успешными сверстниками. В дальнейшем, это может перерасти в привычку постоянно оценивать себя и других, и может повлиять на способность доводить начатые дела до конца.

Раскладывать сложную задачу на составляющие

При столкновении со сложной и новой задачей важно уметь увидеть ее как последовательность отдельных, более мелких и посильных, задач (шагов или уровней). Разложить сложную задачу на составляющие мы учим детей, обучая их проектированию, планированию своей деятельности. Невозможно сразу съесть апельсин — это неудобно и даже опасно: можно подавиться, засунув в рот слишком большой кусок. Однако если разделить апельсин на дольки, то его можно съесть без напряжения и с удовольствием.

Мы часто видим на группе детей, у которых не сформирован этот навык. Самая наглядная картинка — чаепитие, которое ребята организуют сами. Для того чтобы получить хороший результат (стол, на котором в тарелочках лежит сладкое угощение, где нет мусора и упаковки, где у каждого есть напиток и место у стола), ребятам приходится приложить усилия. В начале учебного года мы видим самые разные варианты: трудно остановиться и не попробовать что-то вкусненькое из чужой тарелки, трудно вспомнить про свои вещи, которые нужно убрать с началом чаепития, а уж убрать за собой крошки — это и вовсе задача повышенной сложности. Тем не менее, если разделить большое дело — организацию чаепития — на небольшие посильные задачи, то группа детей в возрасте 7-9 лет легко справляется с этим самостоятельно. Конечно, ведущие при этом остаются в группе и готовы регулировать процесс, если появляется необходимость.

Видеть связь между усилиями и достигнутым результатом

Когда ребенок берет на себя ответственность, он тем самым начинает процесс преобразования будущего. Что это значит? Поручения, которые ребята берут на себя, конечно, создают некоторые сложности в их жизни (нужно вовремя вытереть доску, не пропустить дня своего дежурства и т. д.), но, видя результат своего труда, ребенок начинает понимать: «Я могу!».

Позиция Автора: привычка принимать вызов ситуаций с решимостью и мужеством

Когда мы говорим: «Хорошо бы, чтобы ребенок научился или привык делать что-то», мы имеем в виду всего лишь его способности. Для того чтобы у ребенка концепция «не буду даже пробовать, все равно не получится» сменилась на здоровую «жажду подвига», необходимо сделать ценностями детей риск, мужество и преодоление.

Позиция Жертвы, пассивная личностная позиция, страх неудачи, чувство, что пытаться и пробовать бессмысленно — вот самые неприятные последствия, к которым может привести игнорирование этой личностной задачи. Здесь, как и в предыдущем пункте, речь так же идет о переживании по поводу собственной силы, энергии, но взгляд обращен к ситуации, к тому, что приходит из мира как задача: для того чтобы действовать, я должен рискнуть, попробовать; если я не готов к риску — я перестаю действовать.

Алексей, 7 лет. Мама обратилась к нам с жалобам на неуверенность и застенчивость сына, которые мешают ему учиться. Действительно, Алексей очень тихий мальчик, если его не спросить — он молчит, на тренинге боится высказываться в кругу. Ему сложно, когда действия, которые предлагают ведущие, касаются чувств и переживаний, сложно быть открытым на группе, в присутствии других ребят. Проблема Алексея — тревога, которую он испытывает — не позволяет ему быть активным, блокирует его. Сталкиваясь со сложностями, он сразу отступает. Готовность рискнуть, энергия, мужество — это то, чего не хватает ему, чтобы быть уверенным. В группе мы и остальные ребята часто поддерживали его, и уже через некоторое время Алексей стал более спокойным и уверенным, у него появились друзья среди мальчиков, а на одном из последних занятий он, изображая партизана, бегал с игрушечным автоматом, что для него — несомненный успех.

Тут примеры, как учить детей реагировать на неприятности по-врослому.

Адекватно оценивать себя

Чтобы у ребенка сформировалось здоровое отношение к процессу оценки себя, важно, чтобы он сам научился понимать, сколько усилий он потратил на задачу, а также сам себе ставил оценку в соответствии с числом усилий, а не с оценкой извне. Задача эта сложная, и состоит она как минимум из трех таких компонент, как:

  1. получить опыт трудолюбия — то есть самостоятельно сделать такие дела, которые делать необходимо при любых условиях и которые предполагают преодоление «не хочется»;
  2. научиться определять количество затраченных усилий — то есть уметь отделять свой вклад от вклада обстоятельств и других людей;
  3. научиться находить соответствия между этим количеством затраченных усилий, отношением к себе и результатом. Основная сложность заключается в том, что этой естественной работе противостоит внешняя оценка от значимых лиц, которая строится на других основаниях, а именно — на сравнении с результатами других детей.

При недостаточной сформированности этой задачи личностного развития ребенок вместо умения ориентироваться на себя впадает в «приспособленческий транс», посвящая все силы добыванию оценок. По внешним оценкам он оценивает и самого себя, теряя способность сформировать внутренние критерии. Ученики, которые ловят малейшие изменения выражения лица учителя, пытаясь «прочитать» правильный ответ, «выпрашивают» более высокие оценки и предпочитают солгать, нежели признаться в ошибке.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка elc

На нашей группе бывали такие дети, и не раз. Очень типичный образ — девочка или мальчик, с которыми не бывает проблем на группе, которые в точности выполняют все правила и инструкции, но никакого внутреннего развития у них не происходит. Раз за разом такой ребенок приходит на занятия, и каждый раз демонстрирует, что он в совершенстве умеет считывать наши требования, легко может подстраиваться под любую ситуацию, чтобы угодить ведущим, будет делать замечания остальным ребятам, чем вызовет агрессию. Друзей на группе, конечно, не появляется. Ребенок ориентирован вовне, поэтому любой вопрос, связанный с переживанием или собственным мнением — «А как ты считаешь? А как это для тебя? А что ты сейчас чувствуешь?»— ставит его в тупик. Сразу на лице появляется характерное растерянное выражение и как будто вопрос: «А как правильно? А что нужно ответить, чтобы меня похвалили?»

Что нужно таким детям? Приучать думать своей головой, говорить свое мнение.

Уважать границы — собственные и чужие

Ребенок учится находить такую детскую группу, в которой его особенности были бы уважаемы, он сам учится терпимости. Он учится отказу, учится проводить время с самим собой: для многих детей это особая, очень сложная задача — спокойно переносить ситуации вынужденного одиночества. Важно научить ребенка добровольно и охотно вступать в различные коллективные проекты, развивать его общительность, способность к непринужденному включению в групповую деятельность других детей. Не менее важно научить его не делать этого любой ценой, то есть научить отказываться от игры или компании, если при этом происходит нарушение его границ, попрание его прав, унижение достоинства.

Проблемы именно такого рода встречаются у детей, которые выглядят одинокими. Застенчивые, осторожные или, наоборот, агрессивные, то есть дети, которые отвергаются сверстниками, имеют один и тот же личностный дефицит. Они не чувствуют границ «собственного» (своих потребностей, ценностей, желаний), их «Я» нечетко очерчено. Именно поэтому они легко позволяют другим детям нарушать свои границы или становятся прилипалами, то есть постоянно нуждаются в ком-то рядом, для того чтобы не чувствовать себя пустым местом. Эти дети легко нарушают границы других, так как отсутствие чутья в отношении границ чужого и собственного — это взаимозависимые процессы.

Сережа, 9 лет. Родители привели его на тренинг в связи с проблемами с одноклассниками: у Сережи не было друзей. Хотя мальчик он общительный, но друзей у него нет, в классе его не уважают. Сережа производит очень приятное впечатление, с ним легко общаться, он активно включается в процесс тренинга, знакомится с новыми ребятами. Трудности начинаются тогда, когда начинается занятие. Сережа так старается всем понравиться, ему так необходимо постоянное внимание со стороны других ребят, что для этого он готов делать все что угодно: он постоянно шутит, часто неуместно и иногда неприлично, комментирует каждое высказывание в кругу, выставляет себя в глупом свете, чтобы все остальные его заметили. Ребята через несколько занятий начинают реагировать на него агрессивно, придумывают ему кличку «Петросян». Дружеские отношения на группе не складываются, в точности как с одноклассниками. Мы стали обращать внимание Сережи на его поведение в группе, рассказывали ему, как его действия влияют на остальных ребят. Мы поддерживали его, пресекали агрессивные реакции группы, предлагали остальным участникам не поддерживать этот образ «Петросяна». Через некоторое время Сережа стал меньше привлекать внимание в группе, стал больше уважать себя и окружающих. Он все равно много шутит, но сейчас это не вызывает агрессивной реакции у остальных участников группы, так как своими шутками он не обижает остальных и не унижает себя. В классе и на группе у Сережи появились друзья.

Наташа. 9 лет. Обращение по инициативе родителей: девочку обижают в классе, по ее словам — ни за что. Наташа обаятельная, веселая, легко общается с ребятами. На первых занятиях мы не понимали, в чем может быть проблема. Но на одном из занятий Наташа неожиданно агрессивно и обидно высказывается о другом участнике группы, на что тот, в свою очередь, тоже реагирует агрессивно. Ссора возникает на пустом месте. Дальнейший разбор показал, что Наташа не замечает, как провоцирует других ребят: она и не заметила, что первая высказалась агрессивно. Девочка не чувствительна к психологическим границам окружающих, она не замечает, как делает людям больно. Наташа ходила к нам на тренинг в течение учебного года, но уже через пару месяцев отношения в классе и в группе стали более ровными. Оказалось, что первоначальная проблема — это «вершина айсберга», в то время как основная проблема Наташи заключалась в неумении управлять собственными чувствами, особенно гневом, с чем мы и работали.

Марина, 7 лет. Родители обратились с жалобами на воровство. Марина была замечена в школьной раздевалке, когда доставала из карманов чужих курток мелкие игрушки. Дома родители стали обнаруживать разные мелкие игрушки, фишки от домино, фантики. Мы рекомендовали Марине в первую очередь, индивидуальную работу с психологом, а также и групповую — тренинг. Работа на тренинге показала, что у Марины не сформировано понимание, что — «мое», а что — «чужое»: она могла легко занять чужое место, взять чужую вещь, она регулярно забывала свои вещи на тренинге, часто их теряла. У Марины не сформирована чувствительность к своим и чужим границам, и на тренинге мы работали именно с этим, обращая ее внимание на психологические границы, делая их более явными. Мы часто спрашивали других участников, какие чувства они испытывают, когда Марина нарушает их границы, особое внимание уделяли работе с правилами группы. Марина ходила на группу в течение года, за это время ее отношение к вещам (чужим и своим) существенно изменилось, случаи воровства больше не повторялись. Безусловно, изменения начались с семьи: так как родители Марины активно включились в процесс и работа с прояснением границ продолжалась и дома.

Источник