Раннее развитие ребенка с чего начать

Раннее развитие ребенка с чего начать thumbnail

Когда уже пора?

На самом деле понятие «раннее развитие» очень условное. Ребенок развивается с самых первых дней жизни, причем за первый год он осваивает столько, сколько ни за один другой период времени — учится смотреть, слышать, произносит первое слово, начинает ползать, садится, встает на ножки и идет. Представляете, какая колоссальная работа и всего за какие-то 12 месяцев? По сути дела, самый главный способ развить малыша — это просто помочь ему проделать эту работу. Разговаривать с ним, петь песенки и читать стишки, улыбаться в ответ на его улыбки, показывать все, что может быть ему интересно, в общем, делать его жизнь полноценной даже в тот период, когда он не может еще осмыслить происходящего. Занятия могут подстраиваться по ритм жизни ребенка — ничего страшного от этого не случится, ведь родители интуитивно чувствуют, что нужно их малышу в тот или иной период времени. Но все-таки большинство мам и пап предпочитают придерживаться какой-либо развивающей методики. Во-первых, это проще, т.к. вам не нужно будет ломать голову над тем, чтобы придумать очередную «развивалку», а во-вторых, практика показывает, что современные методики развития дают отличный результат.

Выбираем методику

Научно доказано, что в первые годы жизни количество нейронных связей в мозге ребенка в два раза превышает количество связей у взрослого человека. Если в первые три года эти связи не задействуются, то они просто исчезают. Поэтому основа любой развивающей методики — активизация мозговой деятельности ребенка. Но тем не менее, у каждого метода развития есть свои нюансы. О них и поговорим.

Методика Монтессори

Главный принцип: «Помогите ребенку сделать это самостоятельно!»
С какого возраста применяют: с 8 месяцев при участии мамы и педагога, с 3 лет с педагогом и самостоятельно.

В чем суть? Дети учатся и познают мир в удобном им темпе и в индивидуальном порядке при помощи специальных материалов, разработанных автором методики. Единых программ нет, главное, чтобы ребенок гармонично развивался и ему было интересно двигаться вперед.

Метод Глена Домана

Главный принцип: интеллект определяет бытие
С какого возраста применяют: с 3 месяцев
В чем суть: все подчинено интеллектуальному развитию ребенка — от работы со специальными карточками до особых комплексов физических упражнений. Чем раньше ребенок начнет тренировать память и внимательность, тем легче ему будет учиться в будущем и тем больше он сможет освоить.

Методика профессора Лазарева

Главный принцип: ни дня без сюрприза
С какого возраста применяют: с рождения
В чем суть: современный метод, разработанный профессором Михаилом Лазаревым — доктором медицинских наук и музыкантом. Лазарев доказал, что если правильно сочетать обучение и музыку, то ребенок будет гораздо быстрее осваивать любую информацию.  Для того чтобы занятия по методике Лазарева нравились не только мамам и папам, но и малышам, была разработана серия специальных развивающих наборов Bimbasket.

Развивающий набор Bimbasket – это коробка с симпатичными игрушками и обучающими материалами, а также специальными карточками, для того чтобы родители могли самостоятельно заниматься с малышом. Особое преимущество заключается в том, что все наборы составлены индивидуально, в зависимости от возраста ребенка. Любой родитель может заказать такой набор и развивать малыша самостоятельно, не тратя время и деньги на походы по центрам раннего развития. Продолжительность одного занятия – не более 30 минут в день, поэтому карапуз попросту не успеет заскучать или, тем более, устать. Когда один набор будет полностью освоен, можно заказать следующий.

Источник

Сегодня мы переживаем бум идей раннего развития детей. Вырастить нового «Моцарта» или «Ломоносова»? Конечно, хочется!

Но есть два важных вопроса:

  • насколько это нужно самому ребенку,
  • и как вообще понять, есть ли у двухлетнего малыша потенциал этого самого «Ломоносова»?

ЗА раннее развитие

Убеждение, что развитием малыша нужно начинать заниматься с самого рождения, возникло после выхода известной книги Масару Ибука «После трех уже поздно».

Его идея логична и проста: те навыки, которыми взрослые овладевают с трудом, для детей не представляют особой сложности. Маленький ребенок ничего не знает о том, что сложно, а что просто. Русский или китайский язык? Музыка Бетховена или детские песенки? Для него ново все! И он готов познать и освоить это.

Согласно современным исследованиям, к трем годам развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Соответственно, развитием нужно заниматься ДО ТРЕХ ЛЕТ, чтобы раскрыть потенциальные возможности ребенка.

Насколько же рано следует начинать заниматься развитием ребенка?

Новейшие исследования показали, что ребенок способен учиться (!!) еще до рождения. Стремительный рост в утробе матери – период наиболее стремительного развития!

Второй по интенсивности развития период – от рождения до трех месяцев. Как только малыш появляется на свет, он начинает активно познавать мир. Специалисты уверены: чтобы получить от этого важнейшего периода как можно больше, поддерживать развитие ребенка нужно с самого рождения.

ПРОТИВ раннего развития

Многие современные психологи и педагоги считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе малыша, и более естественно предоставить его самому себе.

Читайте также:  Влияние наследственных факторов на рост и развитие ребенка

Под влиянием таких идей многие родители сознательно следуют принципу «оставить в покое»… По крайней мере, до школы. Но как только ребенок идет в первый класс, ласковая мама превращается в грозного диктатора. Мол, школа – это уже серьезно, это время правил и требований.

Ко мне часто приводят таких детишек – первоклашек, которые искренне не понимают, что же изменилось в этом мире, откуда и зачем такое количество ограничений? Чего от них хотят?

Кто ошибается?

Ошибаться могут как сторонники, так и противники идеи раннего развития – когда начинают впадать в крайности.

Первым следует помнить, что задача родителей – вырастить не второго Леонардо да Винчи, а счастливого и успешного человека.

А вторым важно осознавать, что воспитание должно быть последовательным.

Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление в более позднем, может погубить юный талант и вызвать сопротивление, нежелание развивать свои природные данные.

Как детский психолог я – ЗА развитие.

Не раннее, не позднее, в своевременное!

За развитие, которое способствует бережному развитию интеллекта.

Ищем «золотую середину»

Случаи, когда у 3-5-летнего ребенка уже явно видны таланты, скорее редкость, чем правило. Руководствуйтесь в первую очередь желанием малыша. Главное, что он получит от нового занятия удовольствие и радость. Пусть не будет великих побед. Порой возможность попробовать себя в разных областях, понять, какое занятия по душе, – гораздо ценнее.

Не нужно перезагружать ребенка кружками и секциями!

Помните о двух «золотых» правилах по организации нагрузки:

  1. Для детей до 8 лет – не более 3-х секций в неделю.
  2. Рекомендуемое время для занятий – не более 2-3 часов в сутки.

Итак, формула успеха такова.

Отсутствие крайностей + талант + общий язык с ребенком

=

ГАРМОНИЧНАЯ И СЧАСТЛИВАЯ ЛИЧНОСТЬ.

В чем не стоит опаздывать?

Не стоит спешить «развивать» ребенка, а вот заботиться о его образовании следует заблаговременно. При постоянном росте цен на обучение в вузах и повышающейся ценности высшего образования – копить на него нужно начинать уже сейчас.

В первую очередь, я бы обратила внимание на программы, которые в настоящее время предлагают банки.

Например, с сентября 2018 года в Сбербанке появился новый продукт накопительного страхования жизни. Он называется «Билет в будущее»1. Подробнее об этом можно почитать здесь: https://ticket.sberbank-insurance.ru/.

Я же выделю основные моменты.

«Билет в будущее» – программа для тех, кто хочет накопить на обучение ребенка в вузе.

Схема вполне комфортная:

  • сроки программы – от 5 до 17 лет;
  • минимальный размер капитала, который можно накопить через страховую программу, составляет 250 000 рублей;
  • ежемесячный взнос по полису начинается от 2000 руб. в месяц, при этом размер взноса можно выбрать самому – в зависимости от своих финансовых возможностей и ожиданий;
  • периодичность взносов также можно подобрать индивидуально: единовременно или ежегодно, ежеквартально, ежемесячно.

Кстати, в рамках этой программы можно воспользоваться услугами персонального образовательного консультанта2, который поможет подобрать курсы, спортивные секции, информацию по вузу. К нему можно обращаться неограниченное количество раз.

И еще один важный момент. По «Билету в будущее» можно оформить социальный налоговый вычет3 в размере 13% от суммы оплаченных ежегодных взносов по договору (но не более 15 600 руб. в год). При оформлении вычета клиент может воспользоваться услугой «налогового консультанта», который поможет заполнить декларацию З-НДФЛ и расскажет какие документы потребуются, чтобы вернуть налог.

Дорогие родители, надеюсь, информация в данной статье оказалась полезной для вас.
Позаботьтесь о будущем ваших детей уже сейчас. И пусть ваши сыновья и дочери будут счастливыми и успешными!

Елена Хамитова 

детский психолог

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ибука М. После трех уже поздно. – 6-е изд., испр., с предисловием Макото Ибуки. – М.: Альпина нон-фикшн. 2015. — С. 7-34.

2. Суркова Л. Всё о детях в одной книге. – М.: АСТ, 2016. – С.259-263.

3. Уорнер П. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет. – М.: Альпина нон-фикшн, 2014. – С. 11-17.

1 «Билет в будущее» программа накопительного страхования жизни. Страховую услугу оказывает ООО СК «Сбербанк страхование жизни», лицензия на осуществление страхования СЖ №3692 (вид деятельности — добровольное страхование жизни), выдана Банком России без ограничения срока действия. Адрес: 115162, ул.Шаболовская 31Г, сайт: www.sberbank-insurance.ru, тел.: +8 800 555 5595 (бесплатно для звонков по России).

2Персональный образовательный консультант — это образовательный консультант, который поможет найти необходимую информацию по детским мероприятиям: -предоставит информацию по детским учебным заведениям и условиям поступления: дошкольные учреждения, школы, высший учебные заведения.
Услугу оказывает АО «Ассист 24, группа Дельта Консалтинг» (адрес: 117415, Москва, ул. Лобачевского 42).

3По программам страхования жизни есть возможность ежегодно получать социальный налоговый вычет в размере 13% (но не более 15 600 руб. в год) от суммы оплаченных взносов (ст. 219 НК РФ).Воспользоваться правом на получение социального налогового вычета смогут страхователи, если договор заключен в пользу самого страхователя и (или) в пользу супруга страхователя (в том числе вдовы, вдовца), родителей страхователя (в том числе усыновителей), детей страхователя (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством).

Читайте также:  Развитие подвижности языка у ребенка

* На правах рекламы

Источник

Содержание:

  • Не ждите результата
  • Вот оно, раннее развитие!
  • Подход к ребенку
  • «Бесполезные» игры

Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только «развивающими» играми и игрушками?

Не ждите результата

Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать «развивающие пособия»: паззлы для самых маленьких (по 2–4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, «Противоположности», «В зоопарке», «Цвета и формы», «Изучаю себя»). Затем настал черед «фотоальбомов».

«Фотоальбомы» — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная «по складам» — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими («овощи», «одежда», «мебель», «музыкальные инструменты», «дорожные знаки», «породы собак» и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой «Как дать ребенку энциклопедические знания». Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

И вот все было готово для занятий. Но… жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки… Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: «Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим»… Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то… неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

Я хорошо усвоила предостережения «не растите гения», «не гонитесь за рекордами», «не нагружайте ребенка». Но установка «не ждите реакции и результата» как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.

И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь «ранним развитием» своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что «так надо», «полезно» и «правильно».

Вот оно, раннее развитие!

…Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся «зверский аппетит». Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.

Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер… Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое «старинное» озеро — наш Байкал.

И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.

Одновременно с альбомами ребенок «подсел» на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)

Другим нашим любимым развлечением стала игра в «забавную пирамидку». Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями «больше-меньше».

В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой «логический куб» с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.

«Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?»

Читайте также:  Что сделать для развития мелкой моторики у ребенка

Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять «логический куб» на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним «зарядкой».

Подход к ребенку

Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и… положил его на место.

— Нет, мам, у меня не получится.

— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.

Даша ни в какую:

— Нет, у меня не получится.

И тут меня прорвало.

— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!

Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи «взрослого мира», а тем более взять их на заметку?

Кроме того, поднабравшись опыта в «раннем развитии», я поняла для себя несколько важных вещей:

  1. Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, «как надо» и «как правильно». Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
  2. Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. «У тебя обязательно получится, ты такой молодец!».

Но… Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за «границу», но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали «девочку с санками» пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как «взрослая лекция», поможет ей преодолеть «барьер» и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.

«Бесполезные» игры

Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только «развивающими» играми, напрочь позабыв про игры «бесполезные» (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня — Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.

— Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.

Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.

У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, «у доктора», на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.

Как научить малыша играть самостоятельно?

  • Детским играм в одиночестве мешают два чувства: чувство незащищенности и чувство неуверенности в себе. Чтобы чувствовать защищенность, нужно, чтобы мама постоянно находилась в зоне видимости. А чтобы ощущать уверенность в себе, нужно, чтобы мама все время подбадривала и хвалила («Как хорошо у тебя получается! Ты молодец!»).
  • Чтобы малыш стал играть самостоятельно, надо показать ему, как это делается. Поэтому сначала какое-то время играем вместе с ним — в самые разные игры и игрушки, которые есть дома. Показываем всевозможные варианты (можно так, а можно эдак), экспериментируем и, конечно же, фантазируем.
  • Иногда, когда малыш в затруднении, помогаем ему выбрать игру, предлагаем что-то. Покупая новую игрушку или игру, также сначала играем вместе.
  • Совсем необязательно тут же срываться и бежать, когда ребенок зовет играть. Если мы заняты, можем спокойно (и твердо) сказать: «Я занята, но обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь». Так мы даем ему понять, что мама — отдельный человек со своими потребностями, и у нее тоже могут быть свои дела.

Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении «развивающих» заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.

Теперь я знаю: «бесполезных» занятий для малыша не бывает. Любая игра, любое интересное взаимодействие с взрослым развивает его, дает новые знания и умения, делает более смышленым, самостоятельным, зрелым. И не нужно бояться, что втянувшийся в сюжетно-ролевые игры ребенок привыкнет к участию взрослого и уже не сможет без него обойтись.

Сможет! Не может тот, кому постоянно не хватает внимания, с кем мало играют, кому в самом раннем детстве не показали, как весело, интересно и с пользой можно проводить время.

Источник