Влияние наследственных факторов на рост и развитие ребенка

Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.

Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.

Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. Поэтому очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, может быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

1. Наследование интеллектуальных качеств.

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека).

Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.

2. Наследование специальных качеств.

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.

3. Наследование моральных качеств.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного — «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, — это является доказательством неизменности человеческой природы.

Читайте также:  Комплексное воздействие подвижных игр на развитие ребенка

Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:

· неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);

· органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);

· социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).

К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).

Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.

Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.

Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних — значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Таким образом, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.

Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 10921; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10794 — | 8073 — или читать все…

Читайте также:

Источник

2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития

Наследственностью
называется передача родительских
признаков детям. Некоторые наследственные
качества (форма носа, цвет волос, глаз,
очертания лица, музыкальный слух,
певческий голос и др.) не требуют для
своей фиксации использования каких-либо
приборов, другие, связанные с цитоплазмой
и ядерной ДНК (обменом веществ, группой
крови, полноценностью набора хромосом
и др.), предполагают проведение достаточно
сложных исследований.

Читайте также:  Стадии развития ребенка по месяцам

Рост
и развитие ребенка зависят от полученных
наследственных задатков, однако велика
роль и окружающей среды. Принято различать
благоприятную и неблагоприятную (или
отягощенную) наследственность. Задатки,
обеспечивающие гармоничное развитие
способностей и личности ребенка,
относятся к благоприятной наследственности.
Если для развития этих задатков не будут
созданы соответствующие условия, то
они угасают, не достигая уровня развития
одаренности родителей. Например, не
развивается певческий голос, музыкальный
слух, способности к рисованию и т. д.

Отягощенная
наследственность не всегда может
обеспечить нормальное развитие ребенка
даже в хорошей среде воспитания. Обычно
она является причиной аномалий (отклонений
от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев
и причиной длительной болезни и смерти.
Помимо этого, причиной аномалий у детей
может быть алкоголизм родителей и
вредность их профессии (например, работа,
связанная с радиоактивными веществами,
ядохимикатами, вибрацией).

Однако
наследственность, особенно неблагоприятную,
не следует считать чем-то неизбежным.
В некоторых случаях она поддается
коррекции и управлению. Например,
разработаны способы лечения гемофилии
– введение специфического белка крови.

Рождения
детей с неблагоприятной наследственностью
можно избежать, проконсультировавшись
у врачей-генетиков. В частности, такие
консультации способствуют предупреждению
близкородственных браков, являющихся
причиной рождения аномальных детей.

Своевременное
выявление у детей унаследованных
признаков позволяет направить одних
детей в спецшколы для одаренных, других
– во вспомогательные школы. Дети с
умственными и физическими аномалиями
(умственно отсталые, глухие, слепые) во
вспомогательных школах приобщаются к
общественно полезному труду, овладевают
грамотой и повышают свое интеллектуальное
развитие. Огромная заслуга в исправлении
неблагоприятной наследственности у
детей принадлежит олигофрено-, сурдо–
и тифлопедагогике.

Квалифицированные
педагоги в спецшколах совершенствуют
математические, музыкальные и другие
задатки детей, что связано с огромным
трудом по их развитию. Педагог должен
знать, что родители часто видят у своего
ребенка необыкновенные способности,
хотя на самом деле он может иметь весьма
скромные задатки. Поэтому очень важно
вовремя подсказать родителям, как
развивать в ребенке ту склонность,
которая выявляется у него и которую он,
может быть, унаследовал от дедов, а не
от родителей. Такое проявление способностей
связано с особенностью наследственности:
ее длительной устойчивостью, когда
признаки передаются на протяжении
многих поколений и не всегда проявляются
в первых поколениях (это так называемая
рецессивная наследственность).

Взаимоотношения
организма со средой.

Основоположник русской физиологии И.М.
Сеченов писал, что «организм без внешней
среды, поддерживающей его существование,
невозможен, поэтому в научное определение
организма должна входить и среда,
влияющая на него». Следовательно, вне
природы и социальной среды, по сути
дела, нет и человека.

И.П.
Павлов, развивая это положение, пришел
к выводу, что о человеке необходимо
говорить как о целостном организме,
который тесно взаимосвязан с внешней
средой и существует только до тех пор,
пока сохраняется уравновешенное
состояние его и окружающей среды. В
связи с этим все рефлексы рассматривались
Павловым как реакции постоянного
приспособления к внешнему миру (например,
приспособление человека к разным
климатическим условиям или разной среде
обитания).

Таким
образом, развитие человека нельзя
адекватно оценить без учета той среды,
в которой он живет, воспитывается,
работает, без учета тех, с кем он общается,
а функции его организма – без учета
гигиенических требований, предъявляемых
к рабочему месту, домашней обстановке,
без учета взаимоотношений человека с
растениями, животными и др.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Известно множество факторов, оказывающих влияние на скорость роста и развития. Некоторые из них носят наследственный характер и с раннего возраста способствуют ускорению или замедлению физиологического созревания. Другие (питание, время года, психологический стресс) относятся к категории факторов внешней среды и влияют на скорость роста лишь в период своего действия. И наконец, некоторые факторы являются результатом сложного взаимодействия наследственных и внешних факторов.

На темпы роста и биологического созревания оказывает влияние характер питания. Сбалансированное по калорийности и белковому составу питание не только способствует оптимальному темпу роста в детском и подростковом возрасте, но и замедляет процессы старения. Напротив, ограничения в питании, особенно белковое голодание, приводит к задержке роста, а избыточное питание ускоряет инволюционные перестройки (старение организма). Зависит скорость роста и от времени года. Более быстрый продольный рост происходит в весеннее время, а более интенсивные прибавки в весе – осенью.

Задержка роста ребенка может быть обусловлена психологическими факторами. Хронический эмоциональный стресс приводит к нарушению секреции гормона роста, в результате чего снижаются показатели роста ребенка или подростка. Подтверждение этому – меньшие размеры тела детей, выросших в условиях асоциальных семей, жестокого воспитания или эмоциональной депривации.

Таким образом, в процессе роста и развития организма реализуются сложные формы взаимодействия наследственных факторов и влияние внешней среды.

Под средой понимают совокупность окружающих человека условий, определяющихся факторами неорганической природы (температура, освещенность, содержание кислорода в воздухе и т.д.), факторами органической природы (воздействия со стороны живых существ и растений, а также продуктов их жизнедеятельности) и социальными факторами. Все социальные факторы, влияющие на человека (детско-материнские и внутрисемейные отношения, условия и взаимоотношения в учебном заведении или на предприятии), объединяются понятием «социальная среда».

Среда определяет условия существования живого существа, из нее поступают информация и вещества, необходимые для жизнедеятельности, в нее выделяются продукты обмена. Социальная среда влияет на формирование поведения, характера, личностных качеств, мотиваций и эмоций человека, является необходимым условием развития речи и сознания. Поэтому все особенности жизнедеятельности человека можно рассматривать только в единстве с биологической и социальной средой.

Читайте также:  Фото развития ребенка по неделям месяцам

Наследственность – это признаки и свойства, «закодированные» в генетическом аппарате и передаваемые родительским организмом своему потомству при размножении. Наследственность человека изучена в настоящее время в значительно меньшей степени, чем механизмы наследования признаков у простых растительных и животных организмов. Тем не менее имеются интересные данные о наследственной обусловленности многих физических признаков человека и предпосылок к формированию определенных психических качеств (например, особенностей темперамента).

Для человека справедливы основные законы наследственности, изученные на простых растительных и животных организмах. Проявление генного влияния может осуществляться на различных этапах онтогенеза, но большинство фенотипических признаков (тип телосложения, цвет глаз, волос, группа крови и многие другие) определяется еще до рождения. Эти признаки называются жестко детерминированными – на их формирование в развитии организма внешняя среда оказывает минимальное воздействие. Однако большинство признаков – относительно детерминированные и на их формирование условия среды оказывают значительное воздействие. Так, к примеру, передаваемая по наследству музыкальная одаренность достигает высокого уровня развития только при регулярных занятиях музыкой, которые позволяют развиться им в полной мере. Имеют наследственную предрасположенность, но определяются в значительной степени внешней средой такие признаки человека, как интеллект, лингвистические способности, рост и масса, сила и ловкость мышц, предрасположенность к некоторым заболеваниям и др. Внешняя среда оказывает влияние уже с эмбрионального этапа развития, поэтому общая картина оказывается довольно сложной и трудно прогнозируемой. Между генами и признаками нет прямой связи: развитие одного признака может зависеть от влияния нескольких генов, а один ген может оказывать влияние на развитие различных признаков.

Хотя формирование органов и функциональных систем ребенка в процессе внутриутробного развития определяется генотипом, а плод относительно хорошо защищен от многих внешних воздействий и получает через плаценту все необходимое для существования, многие факторы, влияющие на материнский организм, могут влиять и на развивающийся организм ребенка. Наиболее изучено влияние неблагоприятных факторов – алкоголя, никотина, некоторых лекарственных веществ, радиации и др. Особенно неблагоприятным является воздействие повреждающих факторов во время закладки важнейших органов, происходящей в течение первых 8 недель внутриутробного развития. Это может привести к рождению ребенка с различными физическими дефектами. Влияние положительных факторов, таких как спокойная мелодичная музыка, общение родителей с плодом и т.п., изучено в меньшей степени, но представляет большой интерес.

В постнатальном развитии ребенка роль воздействия внешней среды возрастает. Мозг новорожденного к моменту рождения является незрелым в морфологическом и функциональном отношениях. Созревание высших отделов нервной системы человека в значительной степени происходит после рождения. Особенности характера, свойства памяти, произвольного внимания, мышления и многие другие черты высшей нервной деятельности определяются не только природными задатками, но и условиями воспитания и обучения. Это подтверждается наблюдениями за развитием детей, выросших в нетипичных условиях среды. Так, в конце 1930-х гг. французская этнографическая экспедиция обнаружила в дебрях Амазонки племя, находившееся по уровню развития в каменном веке. Поскольку основным продуктом питания у них являлся мед, племя назвали «медовой цивилизацией». Перед отъездом во Францию члены экспедиции взяли с собой маленькую девочку, которая воспитывалась в дальнейшем одинокой француженкой и получила имя Мария Ивон. После окончания с отличием гимназии эта девочка окончила университет и стала доктором этнографии.

Возможность негативного влияния факторов среды на развитие ребенка показывают примеры детей-«маугли» – детей, с маленького возраста выросших вне воздействия человеческого общества. Так, например, известна история ребенка-волка из немецкого городка Гессе. В 1344 г. местные жители поймали существо, которое оказалось попавшим в раннем возрасте в волчью стаю и одичавшим мальчиком. Согласно описанию мальчик жил с волками, которые приняли его в стаю как собственного волчонка. Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам пришлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо. Членораздельно говорить он не умел, мог лишь ворчать и издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую пищу. Данный факт является далеко не единственным и показывает, насколько мощным фактором развития является для человека социальная среда.

Спорными являются границы возможностей ребенка в максимально стимулирующих развитие условиях. Адепты раннего развития утверждают, что правильно организованная стимуляция физического и психического развития в раннем возрасте в несколько раз повышает уровень возможностей ребенка в обучении и в спортивных достижениях.

Интересен факт, что в детстве средовые факторы играют большую роль, чем у взрослых. Очевидно, это связано с тем, что у взрослых генетические программы уже актуализированы, а в детском возрасте факторы среды (формы обучения, воздействие родителей и педагогов, окружения, в котором развивается ребенок) могут способствовать активизации дополнительных потенциальных возможностей.

Таким образом, обобщая данные генетики, физиологии, психофизиологии, педагогики, можно предположить существование наследственно определенных потенциальных возможностей физического и психического развития детей и подростков, в то время как уровень их реализации зависит от факторов внешней среды.

Источник