Раннее развитие ребенка мнение психолога

Раннее развитие ребенка мнение психолога thumbnail

Раннее развитие ребенка мнение психолога

В последнее время вокруг раннего развития детей ведутся бурные обсуждения, вплоть до споров. Нужно ли оно? Не вредят ли занятия детям? К чему может привести усиленная учеба в дошкольном возрасте? На все эти вопросы журналисту Mamochki.by ответила Анна Александровна Давидович, кандидат психологических наук, доцент. 

— Анна, давайте сразу расскажем читателям, какое отношение вы имеете к детской психологии?

— Я клинический психолог, имею большой опыт консультативной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Тема моего диссертационного исследования была связана с нейропсихологическими аспектами обучения детей школьным навыкам, в частности математике.  

— Сегодня большинство родителей водит детей в школы раннего развития. Скажите, нужно ли развивать дошкольника? 

— Учить и развивать детей надо! Вопрос только – чему учить и что развивать? В развитии психики человека есть определенные критические моменты — сензитивные периоды. Научным языком, сензитивный период – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается готов к усвоению новых форм поведения и знаний как физиологически, так и психологически. Говоря проще, психика ребенка чувствительна к тем или иным воздействиям извне в конкретный момент жизни. К примеру, рассмотрим популярную сейчас идею «беспамперсного детства», когда мама с рождения начинает практиковать «высаживание» ребенка над тазиком. Хотя уже давно известно, что если приучать ребенка к горшку от года до полутора, то все пройдет безболезненно, быстро и комфортно для обоих участников процесса. И был ли смысл тратить собственные душевные и физические ресурсы? То же самое и с развитием. Можно и обезьяну научить распознавать буквы и цифры как графические символы. Тому же мы можем научить и годовалого ребенка. Вопрос в целесообразности.

— Как же тогда определить, что пришло время обучать ребенка?

— Когда у ребенка появляется мотив к этой деятельности. Нельзя реализовывать обучение по принципу: деятельность, а потом мотив. Мы учим, а только потом ребенок понимает, для чего нужны знания. Я сомневаюсь, что ребенок в год понимает, для чего он учит буквы или цифры. Согласитесь, что мотив к чтению – это прочитать. Это любознательность. Это интерес к книге и информации, которую можно получить через нее. 

Я знаю, что в России деятельность школ раннего развития очень жестко лицензируется. До пяти лет там не обучают ребенка школьным навыкам: чтению, письму и счету. Эстетическое развитие, двигательные навыки, пожалуйста. Это неспроста. Есть ряд исследований, которые доказывают вредоносность такого обучения. 

— Расскажите про вредность поподробнее, пожалуйста.

Есть несколько аспектов. Сразу отмечу, что школьные программы не меняются. И получается, что малыш опять реализует деятельность в безмотивной среде: сначала он учился зачем-то писать и читать, когда он был маленький и у него не было мотива, а потом он приходит в школу, и там опять «Здравствуйте, это буква А». То есть мотив открытия нового — любознательность к новому у него отсутствует. Он уже все это очень хорошо знает. 

По большому счету, мы (психологи и педагоги) сами создали такую ситуацию. К сожалению, мы тестируем детей на готовность к школе, делая акцент именно на сформированности школьных навыков. Иногда это доходит до абсурда, когда проверяют скорость чтения. Кроме того, в первом классе нет оценок, и вся мотивация ребенка сводится к хорошему учителю, который грамотно может похвалить его. Если с учителем не повезло, то ребенок попадает в категорию детей, а сейчас это большинство, про которых говорят — может учиться, но не хочет. И, как правило, мотивационная слабость обнаруживается не в начальной школе, когда еще сильно давление родителей, авторитет взрослого, желание «быть хорошим», а в классе шестом, когда учебного мотива как не было, так и нет, а мотив похвалы со стороны взрослого уже теряет свою значимость. Внешняя мотивация не станет внутренней просто так, любознательность не появится на ровном месте.

— К чему еще может привести неправильный подход к раннему развитию детей?

— Есть определенные этапы становления центральной нервной системы у ребенка. К моменту появления ребенка на свет готовы только некоторые образования. Так называемый первый функциональный блок мозга – образования центральной нервной системы, которые ответственны за работу вегетативной нервной системы, ритм сна и бодрствования, рефлекторные функции и т.д. Все остальное будет развиваться очень долго, вплоть до 18 лет. Для того, чтобы все адекватно развивалось, должны быть соответствующие внешние запросы. К примеру, если поместить ребенка, родившегося зрячим в темное помещение, и он будет там находиться в течение первого года жизни, то он не будет обладать способностью к зрительному восприятию в дальнейшем. Потому что  нейроны, которые отвечают за работу зрительного анализатора, не получая соответствующих запросов извне, стимуляции, погибнут. Во всей этой сложной системе развития есть жесткая логика, ее не перепрыгнешь: все развивается в определенной последовательности. Когда мы не по возрасту начинаем обучать ребенка, мы создаем запрос к тем мозговым системам, которые еще не созрели. Да, ребенок что-то делает. Но при этом он реализует это с огромными энергетическими затратами для его центральной нервной системы (ЦНС). И потом многие мамы удивляются, что ребенок учится читать и считать, а одновременно с этим у него появляются хронические соматические заболевания (тонзиллит, ларингит, отит, атопический дерматит и т.д.). Российские коллеги выяснили, что все это напрямую связано. Если к ЦНС есть запросы, то она любой ценой пытается выполнить их, и один из таких ресурсов – первый функциональный блок мозга. У ребенка сбивается цикл сон-бодрствование, сбивается режим физиологических отправлений, режим кормления, сбивается работа эндокринной нервной системы, нарушается иммунный статус… Сегодня найти ребенка с первой группой здоровья практически невозможно. 

Читайте также:  Читать развитие ребенка четыре года

— Когда же родителям приступать к подготовке к школе?

— Необходимо сначала создать у ребенка мотивационную готовность. Надо не просто учить его тому, как выглядят буковки и как складывать их в слова — ребенку должна быть привита культура книги. Когда ребенок скажет: «Мама, я хочу прочитать эту книгу сам», тогда и стоит приступать. Ваши усилия должны быть направлены не на обучение чтению, а на то, чтобы ребенок захотел сам прочитать книгу. В таком случае процесс обучения будет приятен обеим сторонам, и, что немаловажно, ребенок научится читать очень быстро. То же самое касается счета. Создайте мотивацию, и ребенок с удовольствием окунется в мир чисел. Но! Все это необходимо делать не раньше 4,5 лет. 

А еще я всем рекомендую прочитать книгу Венгера Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». Там написано, что совершенно не важно, умеет ли к школе ребенок считать, писать или читать, а важно, умеет ли он играть. Если ваш ребенок к школе не умеет играть, не владеет сюжетно-ролевой игрой достаточно высокого уровня, ему будет очень сложно учиться. Потому что в сюжетно-ролевой игре рождается действие с предметом-заместителем (с цифрой, числом), формируется способность к децентрации, когда можно стать на позицию другого (к примеру, учителя), формируются самые главные вещи для дошкольника – произвольность психической деятельности (способность к целеполаганию, программированию и контролю). А не тогда, когда мама собирает портфель ребенка, учит вместе с ним уроки, контролирует все этапы — такие семьи у нас сейчас в большинстве.  

Беседовала Анна Копач

Источник

 - Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители.Вот уже много лет трендом в образовании выступает » гармоничное развитие ребенка», под которым понимают, что малыш должен уметь практически все: и танцевать, и в шахматы играть, и на коньках бегать и, конечно же, иметь успехи по всем школьным предметам и читать с пеленок. Т.е. это успешное интеллектуальное и физическое раннее развитие ребенка. Возможно ли это в реальности? Много ли мы знаем таких детей? И если да, то какой ценой?
Большинство родителей где-то в глубине души понимают, что задача практически не выполнима, или, мягко говоря, не из легких. Но упорно ведут свое чадо «в драм кружок, кружок по танцам…» и т.д. и т.п. Автор статьи кандидат психологических наук, детский психотерапевт предлагает посмотреть на этот процесс с точки зрения науки, а именно детской психологии и нейропсихологии.  

Чтение и счет с пеленок

Эта тема очень болезненна для психологов, педагогов и нейропсихологов, т.к. в последнее время укоренилось мнение среди родителей и даже среди некоторых горе-педагогов, что чем раньше, тем лучше. Но это глубокое заблуждение!!!!!
В вопросах обучения – всему свое время, особенно в вопросах чтения и счета.

  • Во-первых, к 2–3-м годам у ребенка еще не сформированы соответствующие отделы головного мозга. Можно, конечно же, форсировать события, обучая ребенка буквам и цифрам, но это приведет к диспропорции в развитии структур головного мозга – будут усиленно развиваться отделы, отвечающие за чтение и счет, а отделы, которым положено развиваться в этом возрасте, останутся недоразвитыми.

Детский психолог о раннем развитии. О чем должны знать родители. - Чтение и счет с пеленокКак это скажется на ребенке в последующем? В ближайшем будущем могут появиться тики, логоневрозы, нарушении координации и т.д. Если отделам мозга удастся компенсироваться, и Вы получите внешне гения, то к 9-ти годам такой ребенок начнет испытывать серьезные проблемы в школе, т.к. начнутся очередные возрастные перестройки в структуре головного мозга, а каждый этап развития мозга и его структур базируется на предыдущих этапах и структурах. Возникнет дисбаланс, который обязательно скажется на психическом состоянии и развитии ребенка.

Поэтому нейропсихологи не рекомендуют обучать ребенка чтению до 4–5 лет.

  • Во-вторых, с психологической точки зрения, письменная речь и счет формируются в игровой и изобразительной деятельности, которые, в свою очередь, достигнут адекватного развития приблизительно к 5 годам.

В настоящее время из-за перегрузок детей в детских садах и центрах, навязывании им ранней учебной деятельности, игровая деятельность сильно отстает в своем развитии, что сказывается на психическом развитии дошкольников в целом.
В последующем такие дошкольники – это плохо обучаемые студенты, не говоря о том, что у них совершенно не сформированы навыки самообучения.

Но большинство родителей и педагогов, к сожалению, не смотрят на перспективу, ставят в приоритет внешнее благополучие ребенка на сегодняшний день, стремясь при любом удобном случае похвастаться перед родственниками и соседями: «А мой-то в три уже книги читает!»

  • В-третьих, этот процесс весьма условно можно назвать «чтением», т.к. ребенок не понимает содержания прочитанного, этот способ получения информации в раннем возрасте не является для него актуальным!!!

Чрезмерные физические нагрузки

  Раннее развитие ребенка мнение психологаЗнания о физических и психологических особенностях развития ребенка помогут родителям избежать многих проблем, которые возникают в процессе воспитания ребенка. Далее остановимся на физическом развитие детей. Хочу особо подчеркнуть, что речь идет именно о чрезмерных физических нагрузках, которые чаще всего относятся к профессиональному спорту.

  • Во-первых, известен один из законов развития, который гласит, что развитие, как психическое, так и физическое неравномерно! Что это означает для ребенка?

Одномоментно не могут быть развиты все функции, т.е. одни активно угасают, другие развиваются, третьи еще не начали своего развития и находятся в зачаточном состоянии. При этом энергия развития будет направляться именно на активно развивающиеся функции. Поэтому очень важно подбирать ребенку именно ту деятельность, которая соответствует его психо-возрастнымзадачам.

  • Во-вторых, если рассматривать процесс развития с точки зрения нейропсихологии, то интересным является следующий факт, описанный в статьях Джона Скойлса (невролога и психолога эволюциониста из Лондона):

В возрасте от 4-х до 12–13 лет (начало пубертатного периода) рост скелетных мышц ребенка замедляется. Это связанно с тем, большая часть глюкозы, вырабатываемой в организме, питает головной мозг, который активно растет и развивается. Остальные органы в качестве «топлива» для своей работы используют жирные кислоты, что позволяет экономить глюкозу исключительно для роста и работы головного мозга. Единственными конкурентами головному мозгу остаются скелетные мышца, которые при интенсивных физических нагрузках забирают ее у мозга.
О чем это говорит? О том, что большая часть энергии тратиться организмом растущего человека на интеллектуальное развитие. И усиленная физическая нагрузка приводит к замедлению его развития. Не случайно, многие дети интуитивно в этом возрасте двигаются медленнее, чем дети более раннего или более старшего возрастов. При этом детям очень важно много гулять, т.к. это дает возможность для получения дополнительного кислорода, активно участвующего в обменных процессах.
Именно по этой причине многие дети данного возраста очень любят сладкое – как источник глюкозы.  

Читайте также:  Физическое развитие ребенка 3 лет

Высокий IQ ничто без самодисциплины

Раннее развитие ребенка мнение психологаМногие родители стремятся к тому, чтобы их чадо обладало большим багажом знаний и в конечном итоге имело высокие интеллектуальные показатели.
Только вот это, казалось бы, замечательное стремление имеет массу минусов.

  • Во-первых, пассивный набор знаний, которые ребенок не может применить в реальной действительности, становятся для него мертвым грузом. Он может стать ходячей энциклопедией, но при этом, окажись он в критической ситуации, он не будет знать, что ему делать, хотя вся необходимая информация находится у него в голове.
  • Во-вторых, для реализации любого интеллектуального или творческого потенциала необходим высокий уровень самодисциплины. Коэффициент умственного развития немногого стоит без самодисциплины.

Что же делать?

Множество современных исследований показывает, что высокий уровень саморегуляции – это одна из важнейших характеристик личности, обеспечивающая ей успешность и самореализацию. Люди, обладающие большей силой воли, получают более высокие результаты в профессиональной сфере, чем те, кто имеет низкие показатели саморегуляции и воли. Например, «подростки с высоким уровнем самодисциплины превзошли своих более импульсивных сверстников по всем показателям в учебе», — пишут исследователи. — Самодисциплина важнее для показателей в учебе, нежели коэффициент умственного развития. Самодисциплина также указывает на то, какие ученики улучшат свою успеваемость во время учебного года, в то время как коэффициент умственного развития этого сделать не может… Самодисциплина оказывает большее воздействие на результаты учебы, нежели интеллект».

Раннее развитие ребенка мнение психологаОтветственность коррелирует с самодисциплиной. Ответственность и добросовестное отношение к работе – это те черты, которые в наибольшей степени гарантирует успех на работе. Особенно любопытно то, что добросовестность может указывать на будущие успехи человека отнюдь не только на рабочем месте. Люди добросовестные получают более высокие результаты в учебе; они реже совершают преступления; и дольше сохраняют свой брак. Они дольше живут — и не только из-за того, что меньше курят и пьют, но и в целом из-за отношения к своей жизни и жизни окружающих.

Итак, кто добивается наибольших успехов в жизни? Настойчивые и упорные дети, обладающие высоким уровнем самодисциплины и ответственности.

Как выяснили исследователи, лучшим прогностическим фактором успеха является такая черта, как настойчивость, не имеющая ни познавательного, ни физического характера. Настойчивость определяется как упорство и стремление достичь поставленных долгосрочных целей.

Одна из главных задач для родителей в процессе обучения ребенка – это формирование у ребенка самодисциплины, которая становится его внутренним качеством и не зависит от внешних условий. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок учился и выполнял какую-то работу не потому, что его заставляют, а потому что у него есть к этому устойчивая внутренняя потребность.

Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, детский психолог-консультант, семейный психотерапевт, Монтессори-педагог AMI диплом (Association Montessori International) 2,5–6+, руководитель Детского Монтессори-центра «Алиса» Могилева В.Н.

Источник

Мода на раннее развитие, к сожалению, не покидает умы родителей, считающих себя прогрессивной частью человечества. Однако вред, наносимый таким «развитием», часто намного больше предполагаемой пользы.

Развитие ребенка складывается из естественного созревания мозговых структур в условиях взаимодействия с другими людьми и овладения новым опытом и действиями.

Различные участки мозга созревают неравномерно. Это происходит поэтапно, аналогично тому, как младенец рос в материнской утробе. И идея «перескочить» в этом процессе на следующий этап, минуя предыдущие, базируется на незнании психофизиологии.

Нужно понимать, что в развитии мозга есть периоды, наиболее благоприятные для развития различных психических процессов: речи, восприятия, произвольной памяти и внимания, понятийного мышления и самосознания. Зная это, можно максимально воспользоваться такими периодами.

Помимо физиологии, следует учитывать необходимые этапы социализации — встраивания в общество. Важно не упустить моменты формирования у ребенка самостоятельности и тяги к общению, чтобы вовремя привить навыки эмпатии, адаптивности и управления ситуацией.

Раннее развитие ребенка мнение психолога

Чем мешает раннее развитие?

Теперь давайте более предметно разберем, как вклиниваются в систему «физиология — социализация» попытки раннего развития.

Начнем с того, что у ребенка в любом случае в сутках есть всего 24 часа. Энергия, получаемая во время отдыха, сна и пищеварения, расходуется на рост и формирование всех систем организма, на движения, на естественную познавательную активность и на общение.

Обратная связь, получаемая нервной системой от всей этой активности, стимулирует формирование новых нейронных связей. То есть происходят обработка «входящих» сигналов и преобразование внешнего опыта во внутренний. В этом и состоит развитие.

Что же происходит, когда у малыша отнимают время для слишком раннего обучения чтению, географии, заучиванию каких-то фактов и т.п.?

Раннее развитие ребенка мнение психолога

Ребенок, конечно, будет усваивать то, что предназначено для изучения в более старшем возрасте. Но ценой чрезмерных энергозатрат. Становление психических функций и коммуникативных навыков окажется, образно выражаясь, обворовано. Потому что силы и время будут потрачены не туда и не на то.

Иными словами, дошкольник, у которого часы сюжетно-ролевой игры украдены в пользу раннего развития, недополучает необходимое ему в этом возрасте развитие через деятельность и творчество. Навыки прогнозирования, планирования ролей, умение общаться и договариваться тоже остаются за бортом.  

Потом это закономерно повлияет уже на взрослую жизнь, в которой по факту больше всего выигрывают люди с развитыми коммуникативными и лидерскими навыками. Те, кто умеет работать в команде и обладает хорошим эмоциональным интеллектом.

Раннее развитие ребенка мнение психолога

Но «вундеркинду поневоле» это совершенно не грозит, потому что в то время, когда другие дети в играх учились общаться, сотрудничать и отстаивать свои границы, беднягу заставляли заучивать малоинтересные факты или заниматься чтением какой-нибудь наукообразной ерунды.

В итоге ребенок становится неуспешным в социуме. Из-за неумения общаться его будут отвергать окружающие, и в итоге он рискует вырасти не крупным руководителем или крутым предпринимателем, а в каком-то смысле изгоем. Плюс к этому вероятны семейные проблемы, так как в нужном возрасте нужный опыт он не получил.

Читайте также:  Задержка психомоторного развития у ребенка мкб 10

Родителям всегда следует задавать себе вопрос: вместо чего я заставляю ребенка изучать этот предмет сейчас?

Вредно и для матери

Стоит учесть еще один важный фактор. Если мать увлекается ранним развитием сама, не используя услуги нянь и педагогов, она делает это вместо собственной профессиональной реализации.

А когда ребенок становится школьником, подростком и мать ему, по сути, уже не нужна, он начинает ее презирать. Потому что видит, что сама-то она толком ничего и не добилась в жизни. Нет у нее никаких значимых социальных или профессиональных достижений, за которые ею можно гордиться. Не исключено, что подросток начнет ее даже стыдиться.

Раннее развитие ребенка мнение психолога

Поэтому вторая часть негативных последствий раннего развития состоит в том, что по факту мать деградирует. И из-за попыток самоутвердиться через достижения ребенка она вредит не только его успешному будущему, но и своему положению в социуме. У нас очень много таких нереализовавшихся женщин за сорок, брошенных мужьями и выживающих на грани нищеты, работая за стыдную зарплату, — только потому, что в декрете она вдалбливала в ребенка карточки Гленна Домана вместо чтения литературы по своей профессии.

Попытки опередить сверстников лишат вашего ребенка возможности своевременного развития важных навыков, и с возрастом это достаточно редко кому-то удается компенсировать.

При обучении любому навыку следует учитывать два параметра: количество часов при правильно вложенных усилиях и степень готовности мозга все это воспринимать.

Проиллюстрирую эту мысль на своем примере.

Старшую дочь я учила плавать с полутора лет, и обучение заняло полтора года. Среднюю стала обучать плаванию в три года, и результат был достигнут через месяц. А младший сын в четыре года научился плавать за две недели. В итоге все трое плавают как рыбы. Однако не было никакого смысла убивать в течение полутора лет столько времени и усилий на обучение старшей — нужно было просто немного подождать.

В опыте хоумскулеров есть примеры, когда детей вообще не отдавали в начальную школу. А в конце четвертого класса ребенок приходил сдавать экзамены за все четыре года сразу. При этом дома его ни писать, ни читать не заставляли. Перед экзаменами в течение буквально пары месяцев он очень быстро освоил все нужные навыки и четырехлетнюю школьную программу. Просто потому, что структуры мозга стали более зрелыми, все необходимые навыки десятилетнему ребенку дались в разы легче и быстрее, чем обычному первоклашке.

Так что меньшее количество часов предмета при грамотном преподавании в более старшем возрасте, скорее всего, принесет лучший результат, чем стандартная схема школьного обучения.

Раннее развитие ребенка мнение психолога

Что касается детей, обучавшихся по различным системам раннего развития, например карточкам Гленна Домана, то в результате длительного исследовательского наблюдения за их школьными успехами выяснились следующие моменты.

Во-первых, детям было неинтересно на обычных уроках и они теряли мотивацию к обучению уже в младших классах.

Во-вторых, к подростковому возрасту их интеллектуальное превосходство сглаживалось и они ничем не выделялись среди ровесников. Кроме того, в старших классах эти дети испытывали трудности в обучении и общении со сверстниками, что негативно сказывалось на их самооценке.

В-третьих, их результаты во взрослом возрасте, такие как карьерный рост и уровень зарплаты, оказались хуже, чем у многих обычных детей.

Таким образом, ничего, кроме вреда для ребенка и мамы, в раннем развитии я не усматриваю. Нет никакого смысла в детские годы часами зубрить то, что элементарно находится поисковиком и практически никогда не пригождается в реальной жизни.

Раннее развитие ребенка мнение психолога

Для формирования высших психических функций в раннем детстве и дошкольном возрасте прежде всего необходимы необедненная сенсорная среда, общение с родителями и новый опыт, приобретаемый через деятельность и эмоциональные впечатления.

Созревание мозга заканчивается примерно к 20 годам. Весь этот период благоприятен для развития разнообразных адаптационных навыков и научения преобразованию окружающего мира.

Раннее развитие не ускоряет развитие мозговых структур. Не влияет позитивно на адаптацию в социуме. Не дает ровным счетом ничего, кроме бессмысленной траты сил и времени.

Намного больше пользы ребенку принесут полноценный сон, разнообразные игры, новые впечатления и любящие родители рядом.

Статья опубликована в июньском номере «Психологии эффективной жизни».

Ольга Юрковская на Фейсбук:
https://www.facebook.com/olgayurkovskaya

Раннее развитие ребенка мнение психолога

От редакции

Порой уверенность в необходимости раннего развития накладывает на и без того уставшую в декрете маму дополнительные обязанности. Менеджер в ИТ и дважды мама Ксения Лещенко предлагает отнестись к декрету как к перспективному стартапу. Как применить бизнес-мышление к материнству, читайте в статье: https://psy.systems/post/mama-kak-startaper-rebenok-kak-startap.

Многие родители, одержимые идей раннего развития, мечтают о том, что их чадо будет с первых лет жизни совершенно свободно болтать хотя бы на двух языках — родном и каком-нибудь иностранном. Как учить язык с удовольствием, без лишних энергозатрат и не в ущерб развитию других навыков, знает преподаватель Тата Кононова: https://psy.systems/post/deti-i-inostrannyj-yazyk-kak-uchit-s-udovolstviem.

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Некоторые матери так боятся вырастить своего ребенка капризным, что готовы бежать к нему по первому писку. Почему такой способ воспитания чаще имеет обратный эффект, рассуждает консультант асс.ЕАС, аналитический психолог Анна Болсуновская: https://psy.systems/post/ona-vyrastet-kapriznoj-ili-kak-borotsya-s-isterikami.

Раннее развитие ребенка мнение психолога

Источник