Задержка психомоторного развития у ребенка мкб 10

Задержка психомоторного развития у ребенка мкб 10 thumbnail

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.

F82

Специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.

Синдром неуклюжего ребенка

Связанное(ая) с развитием:

  • нарушение координации
  • диспраксия

Исключены:

  • нарушения походки и подвижности (R26.-)
  • нарушение координации (R27.-)
  • нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)

F83

Смешанные специфические расстройства психологического развития

В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

F88

Другие расстройства психологического развития

Агнозия развития

F89

Расстройство психологического развития неуточненное

Нарушение развития БДУ

Источник

Задержка психоречевого развития у детей: что это такое, почему появляется? Симптоматика, диагностика, лечение и способы коррекции в памяке врачу-неврологу.

код по мкб 10 зпр

ЗПР (код по МКБ-10 F80) расшифровывается как задержка психоречевого развития.

В некоторых случаях используются сокращения ЗРР (задержка речевого развития), ЗПР (задержка психического развития) и ЗПРР.


Больше статей в журнале

«Заместитель главного врача»

Активировать доступ

Однако обычно под термином ЗПР понимают именно задержку психического и/или речевого развития ребенка.

Это может быть следствием психосоциальной депривации, нарушения слуха, психических отклонений, аутизма, неонатальных поражений головного мозга и пр.

ЗПР встречается приблизительно у 3-10% детей, причем у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Международный классификатор болезней 10-го пересмотра, краткая версия в Системе Консилиум

Причины развития

Речь представляет собой моторный акт артикулярной реализации вербальных реакций, а язык — это символы для взаимоотношений людей.

Реализация символов в язык и речь происходит за счет сложнейших реакций в головном мозге, для которых необходимы следующие элементы:

  • зрение — малыш должен видеть, как взрослые произносят слова, чтобы потом повторять за ними;
  • слух — ребенок говорит то, что он слышит;
  • нормальная работа ЦНС, сенсомоторных проводящих путей;
  • нормальная анатомия мышц гортани, неба, языка, челюстно-лицевой области.

Нарушение в каком-то звене приводят к задержке психоречевого развития маленького пациента. Более половины случаев нарушения речи у детей приходится на задержку психического развития.

Читайте также:  Физиологическое развитие ребенка в грудном возрасте

И чем сложнее расстройство, тем тяжелее дефект речи обнаруживается.

Как правило, это связано с какими-то генетическими или хромосомными патологиями, внутриутробным инфицированием малыша, чаще встречается у недоношенных, после перенесенной острой гипоксии в родах, ядерной желтухи, воспалений вещества и оболочек головного мозга. В ⅓ случаев причину ЗПР установить не удается. 

Следующей по частоте причиной является аутизм. Обычно он дебютирует в первые три года жизни ребенка, чаще у мальчиков.

У малыша отсутствует визуальный контакт с окружающими, он малоэмоционален, для него характерны какие-то постоянно повторяющиеся (ритуальные) действия и стереотипные движения.

Речь обычно эмоционально не окрашена, односложная. 

✪ Расстройство экспрессивной речи: памятка для родителей в Системе Консилиум

ЗПР может развиваться при элективном мутизме. Это состояние, когда ребенок может, но не хочет говорить.

Элективный мутизм — семейная психопатология, больше характерна для девочек.  

Детский церебральный паралич может протекать с нарушением речи и/или психического развития. Последнее бывает при наличии дефектов в коре головного мозга.

Нарушение нервно-психического развития и речи характерно для многих заболеваний, связанных с полным или частичным снижением слуха: синдром Гурлера, Гунтера, Сентера, Стиклера, Моро и другие.

В некоторых случаях возможна задержка только речевого развития, без сопутствующий психических изменений.

Например, такое бывает при кондуктивной тугоухости, при билингвизме в семье, при психосоциальной депривации (при низком социальном уровне жизни, редком и холодном отношении с родителями, стрессах).

Также более позднее начало речи может быть связано с индивидуальными особенностями личности, часто генетически детерминированными.

Кодификация нарушений речи по МКБ 10

В МКБ-10 ЗПР кодируется в нескольких вариантах:

  • F80.1 — нарушение экспрессивной речи (уровень произношения речевых звуков ниже возрастной нормы, но в целом ребенок разговаривает нормально);
  • F80.2 — рецептивной речи (ребенок понимает язык и произносит звуки ниже своей возрастной нормы);
  • F80.9 — неуточненные нарушения с ЗПР;
  • F83 — специфические смешанные расстройства психологического развития. 

Отдельно шифруются заболевания, для которых также может быть характерна ЗПР, код по МКБ-10 в этом случае соответствует патологии, например, речевые нарушения при аутизме проходят под шифром F84, при умственной отсталости —  F70-F79, при элективном мутизме — F94.0, при потере слуха — H90-91 и пр.

Используйте интерактивный конструктор, чтобы получить готовый протокол ведения пациента на основе последних клинических рекомендаций Минздрава РФ.

Классификация

Единой клинической классификации нет. Выделяют ЗПР с нарушением экспрессивной и рецептивной речи (что отражено в МКБ-10). Помимо этого, выделяют алалию и дизартрию. 

Алалия (синоним — дисфазия) — нарушение воспроизведения звуков, в основе которого лежит недостаточное развитие речевых центров коры больших полушарий головного мозга.

При этом дети достаточно хорошо понимают речь, но сами плохо разговаривают. Длительное время словарный запас ребенка остается на уровне отдельных звуков. Впоследствии речь насыщена оговорками, перестановками.

Афазия — полная утрата способности говорить и/или понимать речь. Возникает у детей после 3-4 лет по причине разрушения корковых центров.

Дизартрия — нарушение звуковоспроизведения по причине патологической иннервации артикуляционного аппарата ребенка.

Выделяют псевдобульбарную, бульбарную, подкорковую и мозжечковую форму дизартрию в зависимости от уровня поражения ЦНС. 

Существует классификация задержки речевого развития по Бадаеву:

  1. ЗПР, связанная с органическим поражением ЦНС. Это может быть афазия, алалия, дизартрия.
  2. Нарушение речи по причине функциональных нарушений, например, при заикании, мутизме и пр.
  3. Особенности речи, связанные с аномалиями развития артикуляционного аппарата ребенка. 
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов.
    В Системе «Консилиум» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Этапы диагностики ЗПР

Для установления задержки психоречевого развития (код по МКБ-10 F80) используется комплексное экспериментальное-психологическое обследование.

Дополнительное назначается проведение общих анализов крови и мочи, биохимическое исследование, ЭКГ, ЭЭГ, ЭХО-КГ, МРТ или КТ по показаниям.

Других специфических методов обследования нет. При необходимости назначаются консультации смежных специалистов — терапевта, невролога, гинеколога и пр.

Как снизить риски медицинских ошибок? Какие алгоритмы медицинских экспертиз одобрил Росздравнадзор?

Образцы документов предоставим в статье журнала «Заместителю Главного врача»

Лечение

Нет каких-либо препаратов, немедикаментозных или хирургических методов лечения, которые используются конкретно при ЗПР (код по МКБ-10 F80).

Основные направления лечения — логопедическая помощь, социальная адаптация в семье и коллективе, психотерапевтическая поддержка ребенка и его близких людей (родителей). Могут использовать музыко-, дельфино-, арттерапия и прочие направления для развития мелкой и крупной моторики.

Читайте также:  Как влияет крик на развитие ребенка

Дополнительно могут использоваться препараты из группы ноотропов, например, аспарагиновая кислота и ее аналоги и другие.

Профилактика

Профилактика ЗПР заключается в соблюдении режима сна-бодрствования у малыша. Полезно способствовать раннему развитию ребенка, в том числе в условиях специальных школ.

Большое внимание должно уделяться семейным отношениям и методам воспитания. 

Важно своевременно выявлять заболевания, которые могут приводить к ЗПР (код по МКБ-10 F80) — приобретенные и врожденные нарушения слуха и пр.

Каждый родитель должен отслеживать появление предречевых реакций у своего ребенка, они должны соответствовать возрасту.

Так, в 1,5-3 месяца ребенок должен начинать гулеть, появляется гукание. К 6 месяцам малыши произносят цепочки из разных звуков, после чего появляется лепет и к году малыш уже повторяет отдельные слова и слоги с разной интонацией.

К 1,5 годам словарный запас ребенка должен включать около 15-20 слов, к 2 годам — 150-300 слов, к 3 — до 1000, к 4000 — до 2000 слов.

Своевременное обращение к специалистам поможет выявить ЗПР на начальном этапе.

Задержка психомоторного развития у ребенка мкб 10

Источник

Большинство психологов сходится во мнении, что задержка речевого развития (код по МКБ 10) у детей проявляется довольно рано. И чем раньше родители обратят на это внимание, тем выше вероятность, что негативные последствия нарушений будут сведены к минимуму или устранены вообще.

Кодификация нарушений речи по МКБ 10

Существует несколько разновидностей речевых нарушений. Ниже они рассмотрены подробнее.

МКБ

Клинические симптомы ЗРР

Сам термин ОНР (общее недоразвитие речи) в свое время ввела Левина Р. Е. Чем раньше родители заметят у ребенка сигналы, свидетельствующие о том, что развитие его речи не соответствует возрастным нормам, тем выше вероятность того, что лечение даст возможность устранить либо свести к минимуму последствия нарушения.

Когда отмечается задержка психоречевого развития (код по МКБ 10), у детей выделяют следующие симптомы:

  • Отсутствие реакции на речь близких, наблюдаемое в возрасте до 9 месяцев.
  • Отсутствие реакции на смену интонации говорящего.
  • Отсутствие попыток начать элементарную речевую деятельность (к ним относятся характерный лепет, гуление и т. д.).
  • Стремление строить общение со взрослыми при помощи элементарных эмоциональных проявлений.
  • Отсутствие звукоподражания.
  • Отсутствие реакции на свое имя.
  • Нарушения глотания и жевания.

В возрасте от года до двух лет ребёнок с ЗРР не показывает и не называет изображенные на картинке предметы. Он не способен отвечать на простые вопросы, не реагирует на просьбы, высказанные даже близкими людьми. От двух до трех лет ему тяжело выполнять задания, требующие назвать предметы, он не может выполнить два и более действия подряд друг за другом. Он также не умеет составлять распространенные предложения, а в более сложных случаях — даже простые словосочетания.

Проблемы с речью у ребенка 5 лет и старше выдает то, что он не может разговаривать предложениями, используя лишь словосочетания. Большую часть звуков он произносит неправильно, из-за чего зачастую бывает сложно понять, о чем говорилось. Реакция на обращения взрослых к себе чаще всего отсутствует; ответы на вопросы крайне просты, односложны.

Специфические расстройства развития речи и языка

В целом, специфические расстройства развития речи и языка, в частности ЗПРР обозначены в МКБ под кодом F80. К ним относятся нарушения, которые проявляются уже на ранних стадиях развития речи. И хотя формально, они не соотносятся недостатками сенсорной чувствительности, с нарушениями неврологических или речевых механизмов, умственной отсталостью или факторами окружающей среды, они нередко бывают сопряжены со смежными проблемами: недостатками чтения либо письма, произношения и правописания слов. Страдают и межличностные отношения, эмоционально-волевая и личностная сфера.

Коррекция речевых нарушений

Дополнительные факты о ЗРР

Первые попытки звукоподражания у ребенка начинаются в возрасте примерно 1,5-2 месяцев. Он уже почти не плачет и переходит к стадии гуления, когда ребенок еще не произносит звуки как таковые, но пытается с их помощью привлечь к себе внимание взрослых.

Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический. Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим.

Биологические и социальные причины развития задержки речевого развития у детей

Причины задержки речевого развития чаще всего индивидуальны, а сам процесс зависит от целого ряда внешних и внутренних факторов. Наиболее очевидные причины, провоцирующие нарушение развития коммуникативных навыков, можно обозначить следующим образом:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности. Фактором риска также могут выступать отравления.
  • Генетическая предрасположенность (некоторые особенности развития речевого аппарата, вызывающие подобные нарушения, передаются наследственно).
  • Длительная гипоксия плода; рождения ребенка раньше срока, либо стремительные роды у матери.
  • Плохо развитые мышцы, отвечающие за произношение и образование звуков (в частности, речедвигательных мышц, мускулатуры рта). В некоторых случаях первопричиной может служить слишком раннее отлучение ребенка от груди.
  • Внутриутробные или родовые травмы.
  • Нарушения слуха, не диагностированные в раннем возрасте. Отсутствие должной коррекции и лечения.
  • Травмы головного мозга различной степени тяжести, полученные ребенком в первый год жизни.
  • Психические заболевания и другие нарушения развития нервной системы.
  • Отсутствие у детей общения с родителями, недостаток внимания с их стороны. Довольно часто это приводит к недоразвитию слухового внимания, речевого слуха.
  • Неврология и психосоматика.
  • Неблагоприятный психологический климат в семье.
Читайте также:  100 и 1 игра на развитие у ребенка навыков общения и уверенности в себе

Важно! О недостаточном развитии речи у ребенка можно судить в том случае, если словарный запас, звуковые особенности не соответствуют условно-принятым возрастным нормам, актуальным для каждого периода жизни.

Основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста

Эмоциональная чуткость, возможность регулярно общаться с самыми близкими приводит к тому, что уже к пятому или шестому месяцу ребенок переходит от стадии гуления к новой стадии — лепету. Он постепенно учится произносить все больше звуков и уже спустя пару месяцев начинает собирать их в слоги. Со временем элементарные слоги соединяются в цепочки, ребенок учится произносить их с разной интонацией.

Это еще совсем не речь, поэтому ребенку на этой стадии еще не нужен собеседник. Он может гулить и сам по себе, когда рядом никого нет. Тем не менее, именно в этот период родителям как нельзя важно говорить с ребенком. Это даст ему возможность использовать речь близкого человека в качестве образца, повторять за ним.

Важно! Обучать ребенка речи важно во время специально организованных занятий и в течение всего дня, например, при переодевании или кормлении, вербально сопровождая те или иные действия. Для успешного формирования и развития речи ребенок должен все время слышать голоса своих родных — это окажет ему бесценную помощь в овладении речью.

Уже к девяти месяцам начинается стадия словесного лепета. Произносить слова целиком ребенок начинает не сразу, вначале он будет пробовать просто собирать слоги в единое целое. И только со временем слова начинают привязываться к конкретным людям или ситуациям. В этот период родители должны внимательно следить за тем, как пополняется словарный запас ребенка, с какой частотой он учится произносить новые для себя слова.

Сложных формулировок и выражений лучше всего избегать. Малыш все равно не запомнит их, а внимание будет перегружено. В его активный словарный запас постепенно нужно вводить понятия, обозначающие само название предмета, его свойства и качества, например, цвета, формы, размеры и т. д.

Нормы развития речи

Нужно, чтобы ребенок не только слышал речь, но и имел возможность наблюдать за мимикой, движениями губ и лица в целом. Желательно как можно чаще обращаться к ребенку по имени, играть с интонацией. Хороший эффект также дают детские песенки, стишки, потешки.

Важно! Тревожным знаком для родителей должно стать «замирание» словарного запаса — если он не пополняется до наступления второго года.

После того, как ребенок научился произносить отдельно взятые слова, его можно постепенно подводить к произношению коротких фраз и словосочетаний. Они должны быть простыми, понятными и в то же время емкими, содержать описание простых предметов, призыв к какому-либо действию и т. д.

К полутора годам словарный запас малыша насчитывает уже от 50 слов и больше. В это время речевое развитие становится более интенсивным. Ребенок активно слушает и повторяет все, что слышит вокруг себя. А на третьем году уже начинает понимать грамматические конструкции, структуру речи.

В это время исключительно важно поощрять ребенка говорить, рассказывать о различных событиях из его жизни (даже в простейших формах), своих переживаниях, вербально высказывать просьбы. Дошкольный и младший школьный возраст отмечается началом формирования связной речи.

Диагностика речевых нарушений

Если речевое развитие ребенка не соответствует возрастным нормам, родителям желательно обратиться за помощью к профессиональному логопеду-дефектологу. Он сможет провести обследование и объяснить родителям, что представляет собой психология детей с нарушениями речи. Обследование, проводимое специалистом, должно включать в себя следующее:

  • Оценку активного словарного запаса.
  • Оценку качества связной речи.
  • Качество звукопроизношения.
  • Качество мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Проблемы с речью у детей можно предотвратить при помощи своевременной профилактики нарушений речи.

Логопедическая работа

Она включает в себя ряд простых и эффективных мероприятий (игр):

  • с предметами и пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики;
  • на развитие фонематического слуха, слухового восприятия;
  • нацеленные на формирование просодической стороны речи, то есть, голоса, дикции, дыхания;
  • на развитие способности к звукоподражанию;
  • на развитие артикуляционного аппарата.

Профилактика ЗРПР

При необходимости родители также могут обратиться в центр речевого развития в ДОУ. Большинство из них предусматривают наличие логопедического класса (или как вариант — в них есть специальная группа), позволяющая выровнять уровень речевого развития и провести коррекцию ЗПР.

В целом стоит отметить, что ФГОС регулирует работу школ и ДОУ, прописывая то, что именно должен включать в себя образовательный стандарт, по которому работает учреждение, и каким образом строится работа логопеда с ребенком, поступающим на подготовительный, младший, средний, старший уровень.

Развивающее занятие для ребенка

Понимая, что представляет из себя психология детей с речевыми нарушениями, родители смогут принять своевременные меры. Это позволит выровнять речевое развитие ребенка в раннем возрасте.

Источник