Раннее детство познавательное развитие ребенка

Раннее детство познавательное развитие ребенка thumbnail

Раннее детство: «Познавательное развитие»

     Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять и усвоить. В дошкольном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.

     На третьем году жизни у ребенка предметная деятельность становится ведущей. К трём годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук. С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: «что это?»- при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: «что с этим можно делать?». Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность. В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами — формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов. Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку.

      По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию — к проблемам, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности.

        Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка третьего года жизни. Если к возрасту 1 года ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10-20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойств предметов. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка. Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.

         Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего, воспитанием.

Следует отметить, что в познавательном развитии дошкольников существуют две основные линии.

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

    При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания. К трем годам дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребенок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства — тождества и различия, осуществлять классификацию.

Читайте также:  Читать онлайн развитие личности ребенка от рождения до года

       Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой — последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в получении новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.

        На третьем году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами). А также орудийным действиям — умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом. В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуя восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую. Восприятие окружающего становится более точным. В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств  привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие. Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы — по 2-3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем. Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками. Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности — основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.

       Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т.п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении грудью нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.

      Проблема познавательного развития дошкольников — одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а еще и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

      Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта — это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.

Источник

bumbo

Познавательное развитие очень важно для ребенка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, и учится ориентироваться в таком незнакомом, но столь притягательном окружающем мире. Как мама может помочь своему малышу обогатить эти знания и направить его познавательное развитие в нужное русло?

Читайте также:  Зона ближайшего развития ребенка и его ведущая деятельность

Что представляет собой познавательное развитие ребенка раннего возраста?

Познавательное развитие ребенка раннего возраста связано, прежде всего, с органами чувств и совершаемыми ими движениями. Малыш воспринимает как реально существующие объекты и явления только то, что можно потрогать, увидеть или идентифицировать с помощью других органов чувств. Именно поэтому маленькие дети очень любят бросать вещи, ударять ими о стену, высыпать что-то из банок, ощупывать предметы или пробовать их на вкус.

Познавательное развитие ребенка раннего возраста включает в себя развитие двух важных факторов – восприятия и памяти. Восприятие обеспечивается при помощи органов чувств, важнейшими из которых на тот момент становятся осязание, слух и зрение. Уже в 3-4 месяца ребенок различает цвета, ориентируется во многих параметрах объектов – и со временем эти способности совершенствуются. По мнению психологов, познавательное развитие ребенка раннего возраста предусматривает восприятие малышом объектов в целом, в виде обобщенных образов, а не в виде разрозненной мозаики.Познавательное развитие ребенка до года

Что касается памяти, то механизмы запоминания включаются у малыша уже в раннем младенчестве – на этапе узнавания. Например, получив в подарок новую куклу и некоторое время осмотрев ее, на следующий день ребенок сможет идентифицировать игрушку как уже знакомую ему. То же самое касается и узнавания лиц родственников и родителей. Это возможно уже в 3-4 месяца. К 8 месяцам ребенок уже способен воспроизводить в сознании образ предмета, который он когда-либо видел. А в 1-2 года малыш уже способен комбинировать свои действия, стремясь достичь определенного результата.

Швейцарский психолог Жан Пиаже выделяет стадии, которые проходит ребенок в процессе познавательного развития в раннем возрасте.

Первая стадия – стадия тренировки безусловных рефлексов и пяти органов чувств. Продолжается эта стадия на протяжении первого месяца жизни малыша. Эта стадия характеризуется одинаковым отношением ко всем окружающим предметам, так как малыш пока не знает их физических свойств и их предназначения. Ребенок несколько раз подряд может повторить одно и то же действие: облизать кубик, ударить ручкой по маминой руке или схватить погремушку. Главный смысл этих действий – тренировка безусловных рефлексов (сосание, хватание), познание окружающего мира и уяснение, как нужно обращаться с тем или иным предметом, а также, осознание физических свойств той или иной вещи.

Вторая стадия – стадия дифференцирования предметов. В этот период малыш начинает двигаться активнее, поэтому у него появляется больше возможностей для познавательного развития. Эта стадия длится до четырех месяцев жизни ребенка и включает в себя постепенное различение предметов и явлений, с которыми ребенок соприкасается. Малыш учится поворачивать голову в сторону источника шума, который он слышит, хватает игрушки, прослеживает глазами за движением предмета.

Раннее детство познавательное развитие ребенка

Третья стадия – стадия вторичных круговых реакций, характеризующаяся сосредоточением ребенка не на предметах и явлениях, а на изменениях, вызванных собственными действиями. На этой стадии познавательного развития малыш старается усилить или продлить то или иное изменение, чтобы лучше изучить его природу. Например, он может долго встряхивать погремушку, издавая определенные звуки, проводить по прутьям кроватки разными предметами, чтобы сравнить последствия этих действий. Длительность этой стадии – с 4 до 8 месяцев.

Четвертая стадия – стадия начала практического интеллекта — длится с 8 месяцев до года. Все действия, совершаемые малышом ранее, теперь используются осознанно – для достижения той или иной ожидаемой цели. И когда привычное действие дает неожиданный эффект – этот момент закрепляется в сознании ребенка как новое впечатление.

Пятая стадия – стадия активного экспериментирования, когда малыш не только знает, какое действие к какому результату приведет, но и способен варьировать уже известные ему действия и констатировать различия в результатах. Познавательное развитие ребенка выражается в открытии новых средств достижения цели путём активных экспериментов. В эту стадию развития ребенок входит в 12-18 месяцев.

Шестая стадия – стадия внутреннего экспериментирования, характеризующаяся способностью ребенка открывать для себя новые средства достижения целей путем не активного экспериментирования, а путем внутренних, умственных координаций. Проще говоря, теперь ребенок может заранее продумать свои действия и предугадать, к чему они приведут, не проверяя свои соображения на деле. Эта стадия начинается примерно в возрасте полутора лет.

Игры, способствующие познавательному развитию ребенка

Исходя из факторов, способствующих познавательному развитию ребенка раннего возраста, полезные игры должны, прежде всего, развивать восприятие и память.

1. Кукла из тарелки

Эта игра способствует развитию зрительного восприятия малыша. Для игры необходимо смастерить куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к тарелке ручку – так, чтобы она располагалась сбоку. Начинайте перемещать тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от лица малыша, стимулируя ребенка следить глазами за перемещениями импровизированной куклы. Уже спустя несколько минут сосредоточенных наблюдений на лице ребенка появится улыбка!

Читайте также:  Развитие эмоционально волевой сферы ребенка раннего возраста

2. Песочница

Эта игра будет способствовать познавательному развитию ребенка с помощью осязания. Насыпьте в тазик овсяную муку и поставьте тазик на широкий поднос, чтобы не запачкать ковер. Возьмите малыша на руки и опустите его ноги и руки в тазик. Расскажите малышу, что он при этом чувствует. Просейте муку через пальцы так, чтобы малыш увидел это.

3. Перед зеркалом

Цель этой игры – познание окружающего мира с помощью зрительного восприятия и элемента узнавания. Сядьте вместе с малышом перед большим зеркалом, чтобы он смог внимательно рассмотреть свое изображение и узнать в зеркале Вас. Чтобы помочь малышу, покажите ему, где в зеркале он, а где Вы.

4. Книжка-игрушка

Эта игра стимулирует познавательное развитие ребенка 7-12 месяцев и помогает ему познавать окружающий мир, используя зрение, слух и память. Сделайте книжечку, вырезав из журнала картинки с четким изображением самолета, мишки, куклы, собаки и других узнаваемых предметов и наклеив их на листы плотной бумаги. Посадите малыша себе на колени или сядьте с ним рядом и почитайте ему.

Самым главным фактором познавательного развития ребенка является разнообразие получаемых им впечатлений. Дети, живущие в однообразной среде и получающие определенного количества ярких, запоминающихся впечатлений, обычно развиваются значительно медленнее, чем малыши, познавательное развитие которых сопровождается яркими эмоциями.

Как правило, лежа в люльке или находясь в манеже, малыши при всем желании не смогут получить достаточного количества ярких эмоций и обилия впечатлений, что может негативно повлиять на их развитие. Но, с другой стороны, молодая мама не имеет возможности постоянно носить ребенка на руках и знакомить его с новыми явлениями. Кроме того, подвижный малыш может уползти или даже убежать на достаточно далекое расстояние, что усложняет маме контроль за маленьким непоседой. И тогда на помощь приходят удобные приспособления – например, детские напольные кресла. Одним из самых удачных вариантов таких кресел является напольное детское кресло Bumbo.

Напольное детское кресло Bumbo – лучший выбор для малышей и их мам!

напольное детское кресло bumboПочему родители выбирают напольное детское кресло Bumbo в качестве первого для своего малыша?

Форма напольного детского кресла Bumbo учитывает физиологическое положение ребенка. Вы можете быть Напольное детское кресло Bumboуверены, что это кресло не принесет вреда опорно-двигательному аппарату малыша, а самому ребенку будет в нем удобно и комфортно. Напольное детское кресло Bumbo подходит для использования как дома, так и на улице или в путешествии. Огромным преимуществом напольного детского кресла Bumbo является мягкость материала, из которого оно сделано (внутри Bumbo особый поролон!)- да-да, это не какой-нибудь холодный и твёрдый пластик! Мягкость кресла сочетается с удивительной прочностью, что очень актуально для предмета, предназначенного для использования ребенком.

Напольное детское кресло Bumbo подходит для детей от 3-4 до 14 месяцев с весом от 4 до 12 кг, в зависимости от индивидуального физического развития ребёнка. Однако эти цифры следует воспринимать не как ограничения по массе (ведь БАМБО не ломается!), а как ориентир на размеры ребёнка. Практика показала, что использовать напольное детское кресло Bumbo можно до тех пор, пока малыш помещается в выемки стульчика. В отдельных случаях под эти параметры могут подходить дети старше 3 лет!

Напольное детское кресло Bumbo — это новаторское сидение, обеспечивающее познавательное развитие ребенка и помогающее ему знакомиться с окружающим миром в более крупных масштабах. Кроме того, напольное детское кресло Bumbo – прекрасный помощник для мамы, освобождающий ее руки и помогающий всегда держать малыша в поле зрения. Например, Вы можете усадить малыша в напольное детское кресло Bumbo на кухне, заняв его игрой – и одновременно готовить вкусный обед!

Раннее детство познавательное развитие ребенка

Напольное детское кресло Bumbo имеет простой и практичный дизайн, на данный момент представлено в 6 цветах и удовлетворит даже самые притязательные вкусы.

Напольное детское кресло Bumbo очень легко упаковывается в багажник любого автомобиля.

Раннее детство познавательное развитие ребенка

Напольное детское кресло Bumbo – лучший выбор для малышей и их мам!*

*Внимание! Нельзя использовать кресло Bumbo до тех пор, пока ребёнок не начал держать голову самостоятельно. Избегайте падений — никогда не используйте на приподнятых поверхностях. Кресло сделано не для того, чтобы полностью ограничивать движения. Использование на возвышающихся поверхностях может обернуться серьёзной травмой. Никогда не оставляйте ребёнка без присмотра.

[КУПИТЬ КРЕСЛО BUMBO]

Детские слезы – потребность, привычка или манипулирование?

Детские слезы вызывают у взрослых серьезный стресс, и родители часто обращаются к пси…

Что делать, если ребенок Вас обманывает?

Вы воспитываете своего ребенка в вечных ценностях доброты и честности, а потом наступ…

Источник