Психотерапевтическая работа с семьей ребенка с отклонениями в развитии
Семейная, индивидуальная и групповая психокоррекционная работа представляет собой стадии единого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического здоровья личности посредством нормализации отношений в семье.
К сожалению, в некоторых случаях сама семья может являться источником психической травмы.
Психическая травма — это, прежде всего, психическое переживание, в центре которого находится определенное эмоциональное состояние. Психотравмирующее переживание — это состояние, сильно воздействующее на личность. Важнейшей чертой психотравмирующих переживаний являются их центральное место в структуре личности и особая значимость для индивида.
Хроническая психическая травматизация у ребенка может быть обусловлена воспитанием его родителями с психическими расстройствами, хроническим семейным алкоголизмом, неврозами, эпилепсией и др. заболеваниями.
Так, известно, что дети родителей, страдающих алкоголизмом, относятся к группе риска по множественной нервно-психической патологии.
Неблагоприятное влияние на развитие ребенка может оказывать так называемая «семейная тревога» у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком этого типа тревоги является то, что она проявляется в виде постоянных сомнений, страхов, опасений, касающихся, прежде всего, семьи. Это страх в отношении здоровья членов семьи, беспокойство при их отлучках, поздних возвращениях.
В основе «семейной тревоги», как правило, лежат неуверенность, чувство беспомощности.
В настоящее время предлагается много различных психотерапевтических программ по работе с родителями, в которых большое место уделяется групповой психотерапии. Ее целью является создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с проблемами в развитии, вооружение родителей знаниями по возрастной и специальной психологии. При этом выделяются следующие задачи:
- • формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
- • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полному самовыражению; формирование позитивных установок в сознании родителей; оптимизация родительско-детских отношений; гармонизация супружеских отношений; совершенствование коммуникативных форм поведения; формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Оптимальный размер психокоррекционной группы — четыре человека. Занятия проходят один раз в неделю продолжительностью четыре академических часа.
В программе используются методы гештальттерапии, арттера- пии, танцтерапии, трансактный анализ.
Каждое групповое психокоррекционное занятие имеет несколько этапов работы.
Разминка. На этом этапе идет подготовка к психологической работе. Для этой цели используются специальные психогимнастические упражнения, направленные на создание позитивного настроения, помогающие участникам настроиться на доброжелательное отношение к себе и друг к другу, на доверительный стиль общения. На этом этапе применяются упражнения на внимание, на снятие напряжения и раскрепощение, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку способностей выражения своих чувств с помощью мимики и жестов.
Основная часть. На этом этапе идет основная психокоррекционная работа по переоценке и переосмыслению жизненных позиций и установок родителей. Этому помогают следующие формы.
Разыгрывание ролевых ситуаций. Участникам предлагается проигрывать различные ситуации, причем роли подбираются соответственно личностным особенностям и установкам участников. Разыгранные ролевые ситуации затем также подвергаются обсуждению и анализу участниками группы.
Аутотренинг. Применяется техника релаксации по Э. Джейкобсону и И. Шульцу, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения. В целом занятия аутотренингом формируют у членов группы способность к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.
Упражнения арттерапии. Применяется индивидуальное, групповое рисование, рисование в парах, на заданную тренером тему или тема не оговаривается, и в этом случае создаются «групповые фрески», когда участники рисуют все, что хотят, на общем рисунке. Упражнения направлены на работу с эмоциями, на создание образов, ассоциаций к понятиям (наша группа, надежда). Рисунки обсуждаются участниками в процессе рисования и повторно после окончания работы.
Танцтерапия. Танец является средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко перевести в слова, вербализовать, помогает снять эмоциональное напряжение и увеличить подвижность участников группы.
Музыкальные релаксации. Преследуемые цели могут быть различны: снижение тревожности, укрепление веры в себя, переоценки прошлого опыта. Во время релаксации участники сидят или лежат в расслабленной позе с закрытыми глазами. После окончания упражнения осуществляется опрос членов группы для выяснения тех образов, которые возникли в их сознании при проведении этого этапа работы.
Подведение итогов занятия. Используется упражнение-анкета «Мнение», предложенная А. С. Прутченковым; участники получают домашнее задание (аутотренинг, зарядка позитивного мышления, предложенные В. В. Ткачевой).
Опыт проведения подобных тренингов показывает, что систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, помогает решить задачи по повышению социального и психологического статуса матерей, оптимизации отношений в диаде мать — ребенок и гармонизации семейного климата.
Рождение ребенка — главное событие в семейной жизни. В детях родители видят продолжение себя, связывают с ними свои надежды и чаяния, свои тайные желания и несбывшиеся мечты. Трудности психологического и материального порядка, неизбежно появляющиеся с рождением малыша, обычно с лихвой окупаются теми счастливыми эмоциональными переживаниями, которые он доставляет.
Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок с нарушениями в развитии. В большинстве случаев это приводит к шоковой реакции родителей. Они чувствуют себя оглушенными, ошеломленными, обескураженными. Если нарушения в развитии не столь тяжелы и не столь очевидны при рождении, удар переносится менее болезненно, так как родители сами начинают замечать, что с ребенком что-то неладно. Когда установление диагноза затягивается из-за длительных консультаций и обследований, родители успевают свыкнуться с мыслью, что у ребенка могут быть какие-то нарушения в развитии и он нуждается в специализированной помощи. В таких случаях установление диагноза воспринимается спокойнее, а в некоторых случаях с облегчением, так как позволяет приступить к конкретным коррекционным мероприятиям. Возможность активной помощи ребенку со стороны родителей улучшает их моральное состояние. Однако иногда реакцию родителей можно сравнить с реакцией незаслуженно обиженного человека: «В чем я провинился, почему это должно было случиться именно со мной?». Рождение
«нестандартного» ребенка прерывает нормальный цикл семейной жизни, возникает кризисная семейная ситуация. Способность семьи справиться с этой ситуацией зависит от многих факторов, в том числе от тяжести нарушения и социальной дезадаптации ребенка. В тех семьях, которым удается преодолеть возникшие трудности, основной опорой матери является ее муж.
Эмоциональный стресс матери может нарастать по мере роста и развития ребенка, если он не оправдывает ее надежды на полное выздоровление и по-прежнему отстает от сверстников.
Следует отметить, что и в нераспавшихся семьях болезнь ребенка зачастую отвлекает мать от общественно полезного труда, активной общественной жизни, приводит к сужению круга знакомых. Изоляция от общества еще более усугубляет тяжелое психическое состояние родителей, ухудшает взаимоотношения матери и ребенка, нанося вред его воспитанию и способствуя его дезадаптации.
К сожалению, уровень осознания проблем таких семей в обществе недостаточно высок, и люди могут неправильно себя вести по отношению к ним, что еще больше усугубляет их изоляцию. Как показывает практика, не всегда на высоте оказываются и специалисты.
Уже с рождения ребенка с нарушениями в развитии у родителей почти всегда возникает вопрос, где он должен воспитываться. При первом же осмотре ребенка и сообщения матери об отклонениях в развитии возникает больной для родителей вопрос: «А сможет ли мой ребенок обучаться в общеобразовательной школе?». Отвечая на подобные вопросы, специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны помнить об этике общения специалиста с семьей и родственниками больного ребенка. При этом важно учитывать каждую мелочь: характер беседы, интонацию голоса, взгляд, мимику, а главное, оценивать и контролировать каждое сказанное близким слово.
Во всех случаях, даже в случае тяжелого поражения головного мозга, сообщенный диагноз и предполагаемые перспективы развития не должны вызвать у родителей состояние, близкое к панике, страх и полный пессимизм. Родителей следует очень бережно подвести к осознанию истинного состояния их ребенка и перспектив его развития. Не скрывая правды от родителей, во всех случаях необходимо подчеркивать их природные защитные психологические механизмы, предупреждая развитие стрессовых реакций, ибо в последнем случае родители не смогут стать активными помощниками специалистов-реабилитаторов.
Вся реабилитационная работа специалистов с детьми с нарушениями в развитии должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии. Термин «деонтология» происходит от греческого слова «деон» — должник. Этим термином обозначают правила профессионального поведения человека. Исключительно бережного отношения требует к себе семья ребенка с нарушениями в развитии. Во всех случаях специалистам следует избегать преждевременных пессимистических выводов относительно прогноза развития ребенка.
Родители не всегда могут правильно оценить возможности ребенка и его успехи. Родители могут занижать или завышать способности своего ребенка. В подобных случаях необходима помощь специалиста, который показывает, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, и обучает приемам, позволяющим добиться успеха. При этом специалистам, работающим с семьями «нестандартных» детей, необходимо учитывать постоянные стрессовые ситуации, которые испытывают такие семьи, и оказывать им психотерапевтическую помощь, а не наоборот, еще больше травмировать родителей своими нетактичными высказываниями в их адрес и адрес ребенка. Это недопустимо со стороны тех лиц, которые в силу профессиональных обязанностей так или иначе влияют на судьбу таких семей. Это вопросы профессиональной этики, важность которых нередко недооценивается.
Если мать после беседы со специалистом уходит подавленная, разуверившаяся в каких-либо возможностях продвижения в развитии своего ребенка, это можно считать антипсихотерапией (А. Р. Маллер).
Прежде всего, необходимо показать матери пусть даже самые незначительные успехи ее ребенка в развитии как результат совместной деятельности специалистов и родителей, в которой они являются партнерами. Специалисты должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, внимательно, стараясь не навредить неосторожным замечанием, не нарушить согласие в семье своими рекомендациями. Не следует акцентировать внимание на неудачах и неадекватных поступках ребенка. Это обижает родителей, подрывает их веру в себя и ребенка, лишает доверительности отношений специалиста и родителей. Разговор с родителями всегда следует начинать с того, каких успехов добился ребенок и какие задачи предстоит решить в дальнейшем. Объективные трудности ребенка можно обсудить, предложив конкретные пути их преодоления. Давая те или иные рекомендации, специалист учитывает их выполнимость и возможный ущерб для других членов семьи. Специалист должен соблюдать определенные этические нормы при использовании конфиденциальной информации о больном ребенке и его семье, которую он получил от родителей. Недопустимыми являются менторский тон, нравоучения при взаимодействии с родителями. Родители — взрослые люди и ни в чем перед специалистами не провинились. Специалист должен исходить из того, что больной ребенок может родиться в любой семье. Особенно важными являются взаимоотношения родителей и специалистов на ПМПК. Посещение комиссии не должно стать для родителей очередной унизительной процедурой навешивания ярлыков.
Для установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений с семьей специалисту требуются тактичное, доброжелательное, корректное поведение, умение поставить себя на место консультируемого и сообщить ему любую информацию в щадящей, не травмирующей его чувства форме. В таком случае эти взаимоотношения будут носить психотерапевтический характер.
Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители больного ребенка, формирует определенные особенности их личности, такие, как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Такое эмоциональное состояние в сочетании с беспокойством, неуверенность в себе неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, психологу и педагогу-дефектологу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи, особенно у матери необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии. Основную психотерапевтическую работу проводит психотерапевт, однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим психотерапевтическим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые часто являются наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, то есть специалисты, реально помогающие больному ребенку. Их конкретная помощь ребенку вызывает у родителей наибольшее доверие и желание следовать их советам. Поэтому эти специалисты должны быть обязательно ориентированы на проведение психотерапевтической работы.
При проведении этой работы специалисты обязательно учитывают характерологические особенности членов семьи, выраженность и особенности стрессового состояния у каждого из них. Задачами психотерапевтической работы являются, прежде всего, нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка. На начальных этапах работы следует избегать бесед, касающихся отдельного прогноза ребенка в плане обучения, социальной адаптации, особенно при тяжелых нервно-психических заболеваниях. Прежде всего, следует научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овладеть некоторыми приемами по уходу, воспитанию и обучению ребенка. Всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением ее конкретным приемам коррекционной работы. На начальных этапах работы преобладает индивидуальная психотерапия членов семьи с одновременным обучением каждого из них отдельным приемам коррекционной работы, например, бабушку обучают, как правильно кормить ребенка, как учить его самостоятельному приему пищи, мать — как развивать ребенка во время прогулки, как проводить с ним те или иные коррекционные занятия, отца — как заниматься с ребенком физическим воспитанием и т. п. Каждый член семьи должен получить от специалистов определенные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Если этот аспект консультирования становится ведущим и родителям предлагаются конкретные лечебно-коррекционные программы, а при констатации нарушений в развитии, даже в самых тяжелых случаях, обращается особое внимание на те или иные более сохранные функции и потенциальные возможности ребенка, то такое консультирование в целом является психотерапевтическим. Активное и грамотное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии семьи.
Важное значение в психотерапевтической работе с родителями имеет разработка специальных программ педагогического образования родителей. Наиболее распространенной программой педагогического образования родителей является разработанный Томом Гордоном «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР). В основу этой программы положены теоретические положения психотерапии, разработанные Карлом Роджерсом, основанные на позитивном и безоценочном принятии своего ребенка. Этот принцип составляет основу подхода Гордона к организации процесса общения родителей со своими детьми. Предлагаются различные психотерапевтические программы по работе с родителями, в которых большое место отводится групповой психотерапии.
Нередко в семье возникают противоречивые суждения об обучении и воспитании ребенка. Специалист, выполняющий роль психотерапевта, должен уметь проводить семейные дискуссии и управлять ими. Психотерапевт должен владеть семейной ситуацией, он должен уметь слушать и вести психотерапевтическую работу с помощью вопросов, «резюмирования» и других приемов.
Каждый специалист, работающий с ребенком с отклонениями в развитии, обязательно должен проводить психотерапевтическую работу с родителями. Педагогу необходимо проанализировать особенности семейного воспитания ребенка, обратив внимание на такие параметры, как эмоциональное принятие больного ребенка родителями, заинтересованность в ребенке, забота о нем, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения определить преобладающий тип семейного воспитания по следующим параметрам: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. Обучением родителей в рамках таких программ занимаются профессиональные педагоги, специализирующиеся на обучении родителей, социальные работники, домашние учителя, что обеспечивает в дальнейшем организацию непосредственного обучения ребенка.
Источник
Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи, особенно мать, находятся в состоянии эмоционального стресса.
Состояние длительного стресса приводит к повышенной раздражительности, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье малыша. В такой ситуации чаще всего формируются неправильные варианты воспитания ребенка, что утяжеляет его состояние и способствует формированию вторичных невротических расстройств.
Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители больного ребенка, формирует определенные особенности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Такое эмоциональное состояние в сочетании с беспокойством, неуверенностью в себе неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, психологу и педагогу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи и прежде всего родителей. Прежде всего у членов семьи, особенно у матери, необходимо создать положительное отношение к семейной психотерапии. Основную психотерапевтическую работу проводит психотерапевт, однако не во всех случаях семья больного ребенка готова к этим занятиям, поэтому на начальных этапах, которые являются часто наиболее трудными для семьи, психотерапевтом становится лечащий врач, логопед, педагог-дефектолог, т. е. специалисты, реально помогающие больному ребенку. Их конкретная помощь ребенку вызывает у родителей наибольшее доверие и желание следовать их советам. Поэтому эти
специалисты должны быть обязательно ориентированы в проведении психотерапевтической работы.
При проведении этой работы специалисты обязательно учитывают характерологические особенности членов семьи, выраженность и особенности стрессового состояния у каждого из них. Задачей психотерапевтической работы является прежде всего нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка. На начальных этапах работы следует избегать бесед, касающихся отдаленного прогноза ребенка в плане обучения, социальной адаптации, особенно при тяжелых нервно-психических заболеваниях. Прежде всего следует научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений, а также овладеть некоторыми приемами по уходу, воспитанию и обучению ребенка. Всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением ее конкретным приемам коррекционной работы. На начальных этапах работы преобладает индивидуальная психотерапия членов семьи с одновременным обучением каждого из них отдельным приемам коррекционной работы, например: бабушку обучают, как правильно кормить ребенка, как учить его самостоятельному приему пищи, мать — как развивать ребенка во время прогулки, как проводить с ним те или иные коррекционные занятия, отца — как заниматься с ребенком физическим воспитанием и т. п. Каждый член семьи должен иметь определенные задания от специалистов, консультирующих ребенка.
Психотерапевтическая работа с семьей может быть эффективной только в том случае, если каждый проводящий ее специалист имеет достаточный авторитет в глазах членов семьи.
Нередко в семье возникают противоречивые суждения об обучении и воспитании ребенка. Специалист, выполняющий роль психотерапевта, должен уметь проводить семейные дискуссии и управлять ими. Психотерапевт должен владеть семейной ситуацией, он должен уметь слушать и вести психотерапевтическую работу «с помощью вопросов», «резюмирования» и других приемов.
Каждый специалист, работающий с ребенком с отклонениями в развитии, обязательно должен проводить психотерапевтическую работу с родителями. Педагогу необходимо проанализировать особенности семейного воспитания ребенка, обратив внимание на такие параметры, как эмоциональное принятие больного ребенка родителями, заинтересованность в ребенке, забота о нем, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения определить преобладающий тип семейного воспитания по следующим
параметрам: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь .
В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания, а именно — воспитание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребенка становится смысловым центром жизни всей семьи. Этот тип воспитания неблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка и психологическом климате всей семьи.
Воспитание в культе болезни может сочетаться с эмоциональным отвержением других детей или даже отца ребенка. В этих случаях необходима специальная психокоррекционная работа с семьей.
При работе с семьей педагог должен хорошо себе представлять основные особенности родительской позиции по отношению к ребенку. А.С. Спиваковская выделяет три критерия оценки родительских позиций»: адекватность, динамичность и прогностич-ность. При адекватной оценке родители правильно ориентированы в индивидуально-психологических особенностях ребенка. При динамической — характерна изменчивость родительской позиции и в соответствии с этим изменчивость форм и способов общения с ребенком. При прогностической оценке позиции родителей отражают их способность к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и к перестройке взаимодействия с ним на основе этого.
Психотерапевтическая работа с семьей направлена также на повышение уровня родительской компетенции и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Важным направлением является специальная психотерапевтическая работа, направленная на разрешение их собственных личностных проблем. Наиболее продуктивной, по нашим наблюдениям, является работа, проводимая в форме «курирования», т.е. проведения кор-рекционной работы с ребенком.
Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. В настоящее время убедительно показано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям и, тем самым, преодолевать свои стрессовые состояния.
Важное значение в психотерапевтической работе с родителями имеет разработка специальных программ педагогического образо-
1 Основы возрастно-психологического консультирования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 65-66. Авторский коллектив.
» Спиваковская А.С. Трудно быть родителем. М., 1986.
вания родителей. Наиболее распространенной программой педагогического образования родителей является разработанный Томом Гордоном «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР)1. В основу этой программы положены теоретические положения психотерапии, разработанные Карлом Роджерсом, основанные на позитивном и безоценочном принятии своего пациента. Этот принцип лежит в основе подхода Гордона к организации процесса общения родителей со своими детьми2.
В настоящее время предлагаются различные психотерапевтические программы по работе с родителями, в которых большое место отводится групповой психотерапии3.
11.5. Арттерапевтическая работа с проблемными детьми4
В настоящее время в практике специального образования стали использоваться термины «артпедагогика» и «арттерапия». Арт-педагогика (художественная педагогика) с помощью искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованно-игровой и их сочетаний) обеспечивает коррекционно-направленный процесс художественного развития детей с особыми потребностями (Е.А.Медведева, 2001).
Понятие «артпедагогика» является более широким по отношению к термину «художественное воспитание», которое не включает все компоненты коррекционно-развивающего процесса. Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и социальная адаптация средствами искусства.
Первые попытки использовать в работе с детьми и подростками изобразительные средства в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также для стимуляции психического развития имели место в первой половине XIX века (А.И. Копытин, 2001). Подобная практика существовала и была научно обоснована в первой половине XXвека в работах зарубеж-
1 В нашей стране, по имеющимся у автора данным, этот метод не нашел применения.
2 Помощь родителям в воспитании детей // Пер. с англ. М., 1992. Там же.
4 Написано Вальдес М.С. — социальным работником детского клуба реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей, лишенных попечения родителей, «Диапазон» РООИ Пилигрим.
ных исследователей, обеспечивших арттерапии статус научного направления.
«Педагогическое» направление в арттерапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским». Арттерапия включает изотерапию (лечебное воздействие посредством рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства и др.); библиоте-рапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию; вокало-терапию; кинезитерапию (танцтерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздействие движениями) и т. д.
Специалисты-медики, работающие в этой области, не считают такие формы терапии «лечением» в прямом смысле этого слова и предпочитают пользоваться терминами «развитие творческого начала», «эмоциональное воспитание» и т. д.
Тем не менее признается, что при всех различиях в подходах между медицинским и педагогическим направлениями существует тесная связь (А.И.Копытин, 2001). Художественное самовыражение детей направлено на укрепление психического здоровья детей и тем самым является существенным вкладом в психогигиену, психопрофилактику, психокоррекцию и психотерапию, способствует устранению эмоциональных расстройств и нарушений поведения.
В то же время врачи-арттерапевты, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста, должны быть педагогами, чтобы справиться со своей задачей.
Занятия, приобщающие к искусству, лучше начинать, когда ребенок находится в утробе матери. Такие программы уже разработаны и очень полезны как для матери, так и для ребенка. С помощью пения мама учится правильно дышать, что пригодится ей при родах, готовится к радостной встрече с ребенком. Ребенок привыкает к голосу матери и приобщается к искусству. Эти занятия продолжаются в младенчестве, в раннем и дошкольном возрасте. Программа рассчитана на творческий подход со стороны мам, которые сами сочиняют мелодии и слова детских песенок, придумывают специальные наряды для своих детей в зависимости от темы занятия. Во время занятий по сенсорному воспитанию дети учатся различать цвета и узнают их названия, распевают про них песенки, танцуют в костюмчиках, к которым прикреплены яркие бумажные цветы либо нотки, о которых поется в песенках. Для всех желающих такие занятия проводятся по Радио России автором программы М.Л. Лазаревым, врачом и музыкантом-педагогом одновременно. Дети, которые занимаются у него в группах, достигают необычно высоких результатов для своего возраста в музыке, танцах, восприятии цвета, легко обучаются чтению и
письму, устной речи. Такие занятия полезны здоровым детям, но еще больше — детям группы риска и детям с проблемами в развитии. Понятно, что программы и темпы развития у разных категорий детей будут различными.
Для проблемных детей младенческого возраста занятия по художественному развитию рекомендуется проводить по 5-7 минут 3 раза в неделю (Е.А. Медведева, 2001). Мать побуждает ребенка находить источник звучания: поющего взрослого, звучащую игрушку; стимулирует появление двигательной реакции, улыбки, комплекса оживления на звучащую музыку, пение.
Во второй половине года такие занятия с подгруппой детей может проводить специалист. Это может быть прослушивание коротеньких музыкальных произведений в манеже в течение 1,5-2 минут с перерывами; пение взрослого и гуление ребенка, музыкально-ритмические движения под пение взрослого по 5-7 минут. Такие занятия могут быть и индивидуальными с мамой.
В раннем возрасте проводятся занятия по музыкальному развитию, изобразительной деятельности, детей знакомят с художественной литературой. Большое значение придается полисенсорным воздействиям, т. е. одновременным воздействиям цвета, формы, фактуры, звучания, движения. Для этого используются яркие звучащие игрушки с различной фактурой. Занятия должны проводиться в игровой форме с очевидным для ребенка эмоциональным отношением взрослого к происходящему. Занятия не должны быть продолжительными: не более 7-10 минут на втором году и 10-15 на третьем году жизни. Обязательным условием успешности, эффективности таких занятий является их высокая привлекательность для малыша, подкрепляемая ситуацией успеха.
Если ребенок дошкольного возраста посещает специальное дошкольное учреждение, то специалисты данного учреждения занимаются с ним по разным видам искусства в соответствии с программой. При этом предусмотрена художественная деятельность дошкольников вне занятий: музыкально-дидактические игры, музыкально-театрализованная деятельность, чтение сказок, разучивание стихов, рисование, лепка, игры со словом и движением, музыкой, изготовление поделок.
Если малыш не посещает специальное учреждение, то специалисты помогут маме организовать такие занятия дома индивидуально либо в надомной группе. Дети могут посещать негосударственные учреждения: восстановительные и реабилитационные центры.
Арттерапия рассматривается как эффективный метод повышения адаптации за счет включения имеющихся резервных возмож-
ностей организма, изменения самооценки и своих взаимоотношений с миром.
В специальной педагогике арттерапия и артпедагогика имеют единую цель: гармоничное развитие ребенка с особыми потребностями и сбалансированное функционирование его семьи; более полное включение ребенка и его семьи в социальный контекст.
В специальном образовании арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, принадлежащих к разным видам искусства и имеющих разную направленность и технологию лечебно-коррекционного воздействия (Е.А. Медведева, 2001).
Существуют различные классификации арттерапии, в основе которых лежат разные принципы: принадлежность методов и техник к определенным видам искусства; принадлежность к определенной отрасли искусства; различные формы организации артте-рапевтического процесса (групповая, индивидуальная, семейная); структурированность арттерапевтических групп и др. Однако в основе всех видов арттерапии лежит фактор художественной экспрессии, связанный с выражением чувств и потребностей, обусловливающий процесс изменений в поведении, фактор психотерапевтических отношений, заключающийся в создании атмосферы безопасности, необходимой для выражения своего внутреннего мира, и фактор обратной связи, способствующий осознанию содержания своего внутреннего мира.
Арттерапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с особыми потребностями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством приобщения к искусству.
Дата добавления: 2015-06-26; просмотров: 2357; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9825 — | 7505 — или читать все…
Читайте также:
Источник