Психомоторное развитие умственно отсталого ребенка

Елена Владимировна Смоляк
Психомоторика умственно отсталого ребенка

Двигательная сфера человека –это и есть психомоторика.

Клиницистами выявлено и описано 5 форм двигательной недостаточности:

1. Моторная дебильность (Г. Дюпре, характеризующаяся недоразвитием пирамидных систем мозга и проявляющаяся в изменении мышечного тонуса во время движения (паротония, усилении сухожильных рефлексов, синкинезиях, неловкости волевых движений;

2. Двигательный инфантилизм (А Гамбургер, в основе которого лежит задержка угасания некоторых рефлексов, свойственных периоду раннего детства; позднее развитие сидения, ходьбы, бега, наличие сопутствующих атетоидных движений в руках и ногах;

3. Экстрапирамидная недостаточность (К Яков) с резким ослаблением, обедненностью мимики и жестов, защитных и автоматических движений, их ритмичности;

4. Фронтальная недостаточность (М. Гуревич) с малой способностью выработки двигательных формул; обилием движений при их непродуктивности и бесцельности, плохим активным вниманием, недоразвитием речи при относительно хорошем ее понимании;

5. Мозжечковая недостаточность (А. Валлон) с асенергиями, расстройствами статики, гипотонией мышц, недостаточностью движений (дисметрией).

При обследовании моторики людей с легкой уо (F 70) по тестам Н. И. Озерецкого в 29 % случаев выявлено нормальное развитие движений, отставали в развитии моторики 53 % обследованных.

Особенности моторики уо

-сила, быстрота движений, выносливость у уо детей развиты хуже, чем у здоровых сверстников во всех возрастах;

-кинестетическая чувствительность снижена.

Методы исследования психомоторики

Для исследования моторики людей с нестандартным психофизическим развитием наибольшее признание получила методика Н. И. Озерецкого.

Она представляет собой набор двигательных тестов для исследования отдельных компонентов движения: статической координации, динамической координации, быстроты движений, ритма, излишних сопровождающих движений (синкинезий, одновременности движений и их силы.

Предварительно до тестового обследования моторики проводится неврологическое, им выявляются формы двигательной недостаточности.

При обследовании моторики уо людей следует обращать большое внимание на тонкую моторику, так как ее недостаточность выступает именно при умственном недоразвитии. Лучшей моделью исследования тонкой моторики являются действия руки, проекционные зоны которой в коре головного мозга занимают наибольшую площадь.

Для этого проверяют:

-изолированные движения отдельных пальцев;

-серию пальцевых движений.

При обнаружении недостаточности тонких ручных операций следует проверить речевые функции.

Диагностическая схема обследования моторики

(Е. И. Бондаревский, А. Н. Моторин, М. В. Серебровская, Н. И. Озерецкий)

1. Тест на статическую координацию движений (исследовательская функция статического равновесия)

И. П.: стойка на одной ноге, другая нога согнута и касается стопой коленного сустава первой ноги, бедро отведено кнаружи, руки на поясе, глаза закрыты.

2. Тест на динамическую координацию.

Из И. П. с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, совершить прыжок на 360 без потери равновесия при приземлении и с сохранением исходной позы.

3. Тест на скорость движения тела (динамическая координация всего тела) позволяет судить о быстроте, ловкости движений.

И. П.: руки опущены, ноги вместе. По команде лечь на пол вниз лицом, руки согнуть перед грудью, затем быстро подняться и принять и. п.

Переход из вертикального положения в горизонтальное и наоборот совершается трижды.

4. Тест на ручную скорость выявляет быстроту манипуляций мелкими предметами, ручную умелость.

В спичечной коробке лежат 12 белых и красных палочек (спичек, затем 12 красных палочек раскладывают точно по черным линиям, начерченным на белом картоне.

5. Тест на ритмичность движений. Испытуемому предлагают выстукать по несколько ритмических комбинаций с постепенным усложнением:

|-|| |-|| |-|| (один удар – два удара)

|||-| |||-| |||-| (три удара — один удар)

6. Тест на одновременность движений.

И. П.: руки прямые, вытянуты перед грудью. Испытуемый одновременно сжимает в кулак правую руку и разжимает левую, затем наоборот.

7. Тест на двигательную память.

Испытуемый стоит напротив экспериментатора и повторяет за ним ряд последовательных движений, отставая на одно движение (руки вперед, вверх, в стороны, вниз).

8. Тест на координацию движений и двигательную память.

И. П.: руки опущены, ноги вместе. По команде испытуемый поднимает правую руку вверх, левую в сторону, правую ногу сгибает в колене, затем меняет положение конечностей – левую руку вверх, правую в сторону, левую ногу сгибает в колене. Далее испытуемый должен поднять правую руку вверх, правую ногу вытянуть вперед, левую руку поднять вперед, и наконец – левую руку вверх, левую ногу и правую руку – вперед.

9. Мимический тест. Пятикратное попеременное закрывание правого и левого глаза.

10. Тест на мышечную силу.

Измеряется динамометром суммарная сила сгибателей и разгибателей рук.

11. Тест на статическую выносливость. На динамометре испытуемый должен достигнуть усилия в 50 % от максимального и удерживать его возможно дольше.

12. Тест на динамическую координацию движений. Испытуемый должен без помощи рук сесть на пол и снова встать.

ЗАДАНИЯ даются испытуемому в виде словесной инструкции и показа. Чтобы убедиться в том. Что испытуемый понимает инструкцию, предлагаются 1-2 пробные попытки. Затем дважды регистрируется выполнение теста.

Кроме этой основной методики обследования, для более полного суждения о моторике испытуемых можно использовать другие тесты.

Например: продевание шнурка в отверстия дощечки (10: 10 см) с 20 отверстиями по 5 в ряд.

Для углубленного исследования одного двигательного акта можно использовать модель прыжка.

Различные варианты выполнения прыжков характеризуют преимущественную деятельность разных уровней ЦНС.

1. Стояние на носках с открытыми глазами, до вестибулярной нагрузки (кружение на месте) и после нее.

Тест выявляет деятельность рубоспинального уровня организации движений, а стояние на носках составляет первоначальную фазу любого прыжка.

2. Подпрыгивание на месте, с перемещением вперед-назад, вправо-влево, на 2-х ногах, на одной ноге.

3. Руки на пояс, прыжок с поворотом на 360.

4. Прыжок с хлопком руками по пяткам. Прыжок, во время которого нужно трижды хлопнуть в ладоши перед грудью.

5. Прыжок в длину с места.

6. Прыжок со скакалкой.

7. Прыжки через скакалку: вперед, назад, боком.

8. Прыжок на точность в очерченный круг.

9. Прыжок на 180 с одновременной ловлей мяча при приземлении.

10. Прыжок с координацией движения рук (руки вверх, ноги в стороны и наоборот).

11. Прыжки на месте с одновременным проговариванием стихотворения.

Применяемая методика исследования выявляет качественные нарушения психомоторики людей с легкой уо.

Особенности моторики детей и подростков с легкой уо

При обычном клиническом обследовании детей с легкой умственной отсталостью двигательные расстройства, как правило, не обнаруживаются.

Основным методом исследования их моторики является метод двигательных тестов.

Дети с легкой уо визуально не имеют двигательной недостаточности: грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Люди с легкой уо полностью обслуживают себя, владеют бытовыми навыками в зависимости от возраста. Из-за неумения осмыслить задание наблюдается замедленность движений. Подростки с легкой уо не могут прикладывать длительные физические усилия, поэтому соревнования среди них должны проводится только по бегу на короткие дистанции, прыжкам в длину и высоту, по бегу на коньках, игре в волейбол.

Качественные показатели компонентов движений, полученные при тестовом обследовании детей и подростков с легкой уо, можно свести к следующим позициям:

1. Статистическая выносливость в младшем школьном возрасте у олигофренов в ст. дебильности лучше, чем у их здоровых сверстников. С возрастом у них намечается тенденция к снижению выносливости, в то время, как у здоровых наблюдается обратная зависимость. К 15-16 годам показатели выносливости у тех и у других выравниваются.

2. Скорость движения тела у людей с легкой уо и у здоровых в 9-10 лет примерно одинакова. В последующие годы, с 11 до 14 лет, показатели скорости движения тела у уо ухудшаются, а у здоровых улучшаются.

3. Статическая координация у уо в 9-10 лет лучше, чем в последующие годы. У здоровых самые высокие показатели бывают в 11-12, в 13-14 лет наблюдается их снижение с подъемом в 15-16 лет.

4. Ручная скорость почти одинакова у тех и у других во всех возрастах, только к 15-16 годам наблюдается сдвиг в сторону увеличения скорости у подростков с легкой уо.

Коррекция психомоторных расстройств

Двигательные расстройства у людей с легкой уо без коррекционного воздействия сглаживаются недостаточно.

Коррекция психомоторных расстройств детей и подростков с легкой уо должна основываться на особенностях их двигательной патологии.

В патогенезе двигательной недостаточности при уо следует учитывать нейродинамические нарушения, вызывающие очаги патологического торможения ЦНС.

Поэтому в коррекции моторных нарушений определенная роль отводится лекарственной терапии, особенно медиаторам (возбудителям) нервной системы. Применение медиаторов целесообразно даже при отсутствии паретических и дистонических явлений.

Для правильного построения работы по коррекции психомоторики необходимо вычленить структуру поражения, а затем формировать плохо развитые или отсутствующие «контингенты движений» того или иного церебрального уровня.

При церебральных параличах основным методом коррекции является ЛФК, направленная на исправление контрактур, неправильных поз, вызванных параличами парезами, нормализацию мышечного тонуса и тренировку мышечных групп.

При уо этот метод вспомогательный, применяющийся по показаниям.

Переход к коррекции психомоторики умственно отсталых должен опираться на другие способы физического воспитания.

При обследовании детей с легкой уо иногда встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса. Клинически это выражается в повышении или снижении тонических рефлексов, что ведет к застыванию ребенка в неудобной позе или невозможности удержать конечность в определенном положении.

Совершенствование деятельности этого уровня организации движений осуществляется развитием статической выносливости, равновесия, способности удерживать позу после сбивающего воздействия кружения.

1. Самый удобный снаряд для упражнений в равновесии- гимнастическая скамейка. Упражнения на ней можно выполнять при различном ее положении – стоящей на полу, приподнятой над полой, перевернутой. По параллельно поставленным скамейкам, держась за руки, дети ходят попарно. Эту ходьбу можно усложнить одновременными движениями рук. Упражнения на развитие равновесия более, чем другие, связаны с эмоциональным состоянием, чувством страха, тревоги, боязни. Поэтому тренировка в этих упражнениях не только освобождает детей от излишней мышечной «закрепощенности», делая движения свободными, но и воспитывает уверенность, способность подавлять страх высоты, увеличивает порог раздражения вестибулярного аппарата.

2. Ходьба по рейке скамейки с одновременными движениями рук с пением, проговариванием текста (стихи, таблица умножения) будет характеризовать уже высокий уровень развития психофизических качеств у детей, высокую степень взаимодействия между движениями и речью.

Недостаточность уровня синергий выражается в бедности защитных, вспомогательных, выразительных, мимических, пластических движений. Наиболее адекватным методом коррекции синергической недостаточности являются музыкально-ритмические занятия.

Музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое, радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение.

Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, улучшают психические процессы: запоминание, автоматизация двигательных актов, сокращается число ошибочных ответов.

Главное в оценке ритмических упражнений – способность занимающихся к быстрому выполнению неожиданных заданий, а не совершенствование и автоматизация движений. Скорость движения подчиняется характеру музыки.

Помимо музыкально-ритмических занятий, коррекция недостаточности уровня синергий осуществляется гимнастическими и акробатическими упражнениями, направленными на развитие гибкости, укрепление мышц туловища. Полезны лазание через препятствия, перешагивания, упражнения с партнером. В упражнениях следует использовать различные предметы: веревки, мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, набивные мячи, мешочки с песком и др.

Упражнения должны выполняться с необходимым мышечным напряжением. Проверить правильность мышечного напряжения помогают упражнения типа акробатических прыжков, при которых мышечное соответствие приводит к неудаче.

Но, так как прыжки длятся 1-2 секунды, лучше использовать упражнения на равновесие на высоте с уменьшенной опорой. Неустойчивое положение тела ведет к изменениям напряжения мускулатуры, мышечному «мусору»

Это вызывает падение или спрыгивание с опоры. Удачное выполнение упражнений с включением в них речевого сопровождения, песен свидетельствует о верном мышечном состоянии, самообладании и контроле.

Мышечное напряжение хорошо контролируется в парных упражнениях.

Упражнение «переноса партнера» оказывает разностороннее воздействие на организм.

При сочетании упражнений с проговариванием стихов и пением улучшается координация движений у детей, плохо чувствующих музыкальный ритм. Совершенствуются речедвигательные и вокально-двигательные координации.

При мышечной скованности человек не может свободно говорить и, тем более, петь. Следовательно, когда упражнения сопровождаются речью или пением, снимается мышечное напряжение (синкинезии, скованность движений.

Осмысленное произношение текста, стихов настолько загружает сознание, что движения начинают выполняться полуавтоматически, становятся пластичными.

Для успешного проведения коррекционно-компенсаторной работы с детьми, имеющими легкую уо следует руководствоваться следующими методическими советами:

1. Залог успеха занятий в их доступности. Следует предлагать упражнения не слишком легкие и не слишком трудные. Когда упражнение усвоено, можно дать более трудное задание.

2. Перед ребенком надо ставить конкретные задачи по выполнению двигательного упражнения. Такое выполнение упражнений развивает целенаправленность деятельности.

3. упражнения должны выполняться разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами (перерывами, то непрерывно. Одни и те же упражнения следует выполнять с большими, средними и малыми амплитудами с одновременным изменением темпа. Это способствует развитию эмоциональной подвижности.

4. Нужно добиваться сначала практического усвоения действия в целом, а потом работать над его совершенствованием.

Источник

Автор:
Сюзева Наталья Анатольевна Педагог-психолог, МАДОУ города Нижневартовска ДС №77 «Эрудит», г.Нижневартовск, ул.Интернациональная, д. 45 а

«Комплексная коррекция психомоторного развития детей с умственной отсталостью»

Сюзева Наталья Анатольевна,

педагог-психолог МАДОУ ДС №77 «Эрудит»,

г. Нижневартовск

Развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностямиявляется одной из актуальных проблем образования на современном этапе.В отличие от своих сверстников, дети с умственной отсталостью имеют свои особенности в психологическом развитии. Наряду с интеллектуальными нарушениями, вызванными органическим поражением головного мозга,у этих детей наблюдаетсязамедленное развитие моторных функций с отставанием в развитии двигательной сферы и поведенческие нарушения. Они могут проявляться в виде плохой координации движений, неуверенности, замедленности, суетливости, двигательной расторможенности, агрессии, плаксивости, раздражительности, реакции протеста по отношению к окружающим,либо полным равнодушием, безучастным отношением к окружающему. Стойкие проблемы в обучении, обусловленные особенностями эмоционально-волевой сферы и низкой познавательной активностью, проявляютсяв низкой умственной работоспособности, связанной с быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий и отказе от выполнения предложенных заданий. Трудности восприятия пространственных взаимоотношений и нарушения целостного образа предметов значительно затрудняют выполнение действий по подражанию и образцу. Недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики, трудности формирования сложных серийных движений и действий, отрицательно отражаются на продуктивной детской деятельности и в быту. Замечено, что все эти нарушения усиливаются в новой для ребенка обстановке.

Анализируя причиныповеденческих нарушений у воспитанников, необходимо отметить, что поведение умственно отсталого ребенка формируется прямо пропорционально тому, насколько родители и окружающие его люди предъявляют к нему требования. Когда родители сами одевают и раздевают ребенка, кормят с ложечки, до пятилетнего возраста используют памперсы, не приучая его к культурно-гигиеническим навыкам и самообслуживанию, суетливо убираютза ним разбросанные предметы, этим способствуют легкому формированию у него иждивенческих установок, неспособности и нежеланию к самостоятельной практической деятельности.

Легко представить какие сложности испытывает такой ребенок и его семьяв различных жизненных ситуациях.

Педагогами было отмечено, что в ходе коррекционной работы с умственно отсталыми детьми, перестают действовать традиционные методы коррекции. Возникла объективная потребность в «обходных путях», других способах психолого-педагогического воздействия, т.е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить особому ребенку все необходимые условия для его развития. С этой целью в нашем дошкольном учреждении разработана программа комплексной коррекции психомоторного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью методом замещающего онтогенеза.Суть данного методазаключается в том, чтобы вместе с ребенком еще раз, пройти все ключевые этапы его развития, замещая и заполняя адекватными нагрузками пропущенные участки мозга, добиваясь его активности.

Вся коррекционная работа направлена не только на решение проблем обучения и воспитания детей,но прежде всего на их адаптацию и интеграцию в социум.

Для достижения положительных результатов коррекционная работа была разделена на три этапа.

Первый этап – диагностический.

В начале учебного года проводится исходнаядиагностика психомоторного развития особых детей. Ее результаты используютсяприсоставлении программы работы по комплексной коррекции психомоторного развития детей с нарушением интеллектуального развития, индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в консультировании родителей и педагогов.

В ходе диагностического обследования детей определяется уровеньразвития регуляторных способностей детей: насколько они способны соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, концентрировать внимание в ходе выполнения заданий.Наблюдая за качеством выполнения ребенком основных видов движений, делаются выводы о развитии его двигательной сферы. Нейропсихологическаядиагностика под ред. Е.Ю.Балашова, М.С.Ковязина позволяет выявить уровень развития психомоторных координаций ребенка.А при помощи диагностического инструментария Е.А. Стребелевой выявляется уровень развития базовых познавательных компетентностей ребенка.

В ходе работы отмечены несколько моментов, принципиальных для квалификации, имеющейся у ребенка недостаточности:

  • гипо — или гипертонус мышц, — при гипотонусе мышцы ребенка вялые, пассивные, не сопротивляются пассивному разгибанию-сгибанию кисти или локтя (снижен или отсутствует рефлекс на растяжение); хватка слабая (вы вкладываете свои пальцы в ладошку ребенка и чуть тянете их на себе – проверяете, насколько долго и крепко удерживает ваши пальцы ребенок); при ощупывании, пальпации суставов ребенкаваши руки будто «проваливаются», глубокие ткани никак не отвечают на ваши действия.

— при гипертонусе мышцы напряжены, иногда спастичны; гипертонус всего организма часто демонстрирует себя гиперактивностью: масса движений, суетливости – ребенок быстро возбуждается, его трудно затормозить или остановить, в движениях наблюдаются явления «перелета через цель». Нарушения на тоническом уровне построения движений достаточно часто сопровождаются страхами:

— нарушения вестибулярного восприятия приводят к страхам, связанным с изменениями положения тела, относительно силы тяжести.

— нарушения ощущений собственного тела при нарушении восприятия глубокой чувствительности ведут к страхам, связанным с восприятием себя и восприятием целостности своего тела («телесное непонимание» по Б. А. Архипову).

Ø наличие мышечных зажимов, тиков, навязчивых движений, вычурных поз и ригидных телесных установок;

Ø истощаемость, утомляемость;

Ø наличие выраженных вегетативных реакций, аллергий, энуреза; ритмичность дыхания или его сбои вплоть до шумных «преддыханий», нарушение сна;

Ø полноценность глазодвигательных способностей и полей зрительного восприятия.

Так же отмечается:

Øсклонность ребенка к упрощению программы, заданной извне;

Øпереключаемость от одного вида деятельности к другому;

Øспособность выслушивать инструкцию до конца, или импульсивность при выполнении работы без попытки понять, что же от него требуется;

Øотвлекаемость на побочные ассоциации и соскальзывание на регрессивные формы реагирования;

Øспособность к самостоятельному планомерному выполнению требуемого, или доступность задания после наводящих вопросов и подсказок — то есть после того, как изначальная задача будет раздроблена на подпрограммы.

Способностьребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить) свидетельствует об уровне его произвольной саморегуляции, то есть в максимальной степени отражает степень его социализации.

Анкетирование педагогов и родителей позволяет планировать и проводить работу по включению всех участников образовательных отношений в коррекционный процесс.

Второй этапкоррекционный.

Доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными бывают коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений в развитии. В коррекционную работу с умственно отсталыми детьми внедрены технологии Е.В. Максимовой с опорой на теорию построения движений Н.А.Бернштейнаи А.В. Семенович «Комплексная нейропсихологическая коррекция отклоняющегося развития».

Уровни построения движений по Н.А.Бернштейну помогают стабилизировать не только мышечный тонус ребенка, но и тоническую активность всего его организма, которая является основой для построения более высоких уровней движений.

От
администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом
представленной работы, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

Источник