Психолого педагогические основы развития мышления ребенка

Психолого педагогические основы развития мышления ребенка thumbnail

Богатырева Анастасия
Психолого-педагогические основы проблемы развития мышления старших дошкольников

Понятие мышления

Мышление – это высокая форма отражения мозгом окружающего мира, в наибольшей степени сложный познавательный процесс, свойственный только человеку. Оно обобщается и характеризуется единством с речью. Иными словами, мышление и есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением поставленных задач, с творческим изменением действительности.

Впервые понятие «Мышление было введено Р. Декартом, называет всякий рефлексивный акт сознания субъекта, то есть акт сознания — представление, мысль, желание и т. п. в существовании которого субъект отдаёт себе отчёт, «обнаружение сознанием себя самого в любом из своих опытов» [5, c.254].

Декарт пишет: Под именем «Мышление» я понимаю всё то, что для нас, осознающих не только окружающих, но и самого себя, в нас происходит, насколько мы об этом в нас имеем сопутствующее знание. Так, что не только познание, воображение, но также и восприятия здесь, то же самого, что мы имеем.

Явления и предметы действительности имеют такие свойства и отношения, которыми можно овладеть непосредственно, при помощи восприятия и ощущения (форм, цвета, звуков, перемещение и размещения тел в данном пространстве, и такие отношения и свойства, которыми можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т. е. посредством мышления. Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Главная качество мышления – это его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, он познаёт косвенно,непосредственно и опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное, через известное. Мышление всегда строится на данных чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание, опосредованное.

Следующая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение то как общее познание и существенность объекта действительности возможно потому, что все эти свойства объектов связаны между собой. Существуют и проявляются общие лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, закона, явления, движения, сущности, качества, количества и прочие — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Как считает Гайсон Р., что мышление это – высшая ступень познания человека действительность. Чувственная основа мышления является ощущение, восприятие и представление. Единственными каналами связи организма с окружающим миром — поступает в мозг через органы чувств. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир [7, c. 187].

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Как пишет М. В. Гамезо., главным образом мышления мышление выступает как поставленных задач, так и решения вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Исследования решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, деятельность активная, требующая сосредоточенного терпения, внимания.

На самом деле процесс мысли — это всегда процесс не только эмоционально-волевой, но и познавательный. Независимо тесной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя, и для других только через слово — устное и письменное. При помощи языка мысли людей не теряются, а передаются в из поколения в поколение виде системы знаний. Тем не менее существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации [4].

Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины. Мышление крепко связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и речедвигательными.

Мышление также неразрывно связано и по сути с деятельностью людей. Каждый вид деятельности предполагает размышление, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Не реже всего мышление классифицируют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом — наглядно-образное и наглядно-действенное.

Выготский Л. С. отмечает, что «понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений» [6, c. 325].

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором применяются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или представляются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

Стоит отметить, что понятийное и образное мышление, оказывается разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. B свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого установиться не может. Наглядно-образно мышление, мы присоединяем к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Читайте также:  Центр развития ребенка г губкин

Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Стоит отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, a понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное [5].

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлечённое — взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития мыслительных способностей человека в первую очередь формировался в ходе практической деятельности. Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление; определяющее значение в нём имеют действия c предметами. На основе практически-эффективной манипуляций мышления, возникает наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядным образом в уме. Самой главной ступенью мышления отвлечённого, абстрактного мышления. Но и здесь мышление сохраняет связь с практикой.

Мышление некоторых людей так же классифицируется в большинстве случаев на в большинстве случаев на образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. По содержанию мыслительная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную. Структурная единица практического (оперативного) мышления — действие; художественного — образ; научного — понятие.

B зависимости от глубины обобщённости различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление даёт начальное обобщение на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое сознание представляет собой низшую, элементарную ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением. Умственная деятельность практика сосредоточены на переходе от абстрактного мышления к практике. Особенностью практического мышления являются тонкая наблюдательность, способность сосредоточить внимание на некоторых деталях события.

Теоретическое мышление выявляет всеобщее отношение, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат построение теоретических моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие логики развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность. Bсоотношении от стандартности — нестандартности решаемых задач:

Алгоритмическое мышление ориентированы на заранее определенные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения стандартных задач.

Дискурсивное мышление основано на системе взаимосвязанных рассуждений.

Эвристическое мышление — это продуктивное мышление, состоящее в решение нестандартных задач [5].

Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Формы мышления

Формальные структуры мыслей называются формами мышления. Различаются три формы мышления — понятие, суждение и умозаключение. Понятие — форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства однородной группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков.

Эти свойства, признаки можно разделить на две категории -существенные и несущественные. Чем более существенные признаки отражены в понятие, тем эффективнее организуется деятельность человека. Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает. B понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщённом и отвлеченном виде.В этом отношении понятие существенно отличатся от восприятия и представлении памяти: восприятие и представление конкретны, образы,наглядны: понятие обладает абстрактным, обобщённым, ненаглядным характером. Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги, собаки, человека, дерева и любого другого предмета вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишённого каких-либо индивидуальных признаков. A мыслить об этом можно.

Суждение — определённое знание о предмете, установление или отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении. Суждение — такое предложение, в котором утверждается взаимосвязь объекта и его свойств. Связь вещей отражается в мышлении как связь суждений. Bзависимости от содержания отражаемых в суждении предметов и их свойств различаются следующие виды суждения: частное и общее, условное и категорическое, утвердительное и отрицательное [4].

Суждение устанавливает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление — значит, уметь высказать о нём правильное и содержательное суждение, то есть уметь судить о нём. B суждении выражаются не только знания о предмете, но и субъективное отношение человека к этому знанию, различная степень уверенности в истинности этого знания. Психологическими аспектами суждения являются мотивация и целенаправленность суждений индивида.

Рассуждение — это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них. Умозаключение — такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Мышление развивается от постоянных переходов от общего к частному, и от частного к общему, т. е. на основе взаимосвязи индукции и дедукции. Индуктивное умозаключение — по отдельным признакам некоторых явлений даётся суждение о всех предметах данного класса.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления — его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения, стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков,в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений.

Источник

Своеобразие развития мышления у детей дошкольного возраста

Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний.

Средства и способы выполнения мыслительных действий делятся на три вида: двигательные, образные и понятийные. Соответственно выделяются и три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое.

Наглядно-действенное мышление — это мышление, при котором решение задачи включает внешние двигательные пробы.

Наглядно-образное мышление включает пробы, направленные на поиски решения задачи, но эти пробы выполняются в уме, при помощи образов.

Читайте также:  Развитие ребенка от года в балашихе

Образы, используемые детьми в наглядно-образном мышлении, построены иначе, чем образы восприятия. Это — отвлеченные и обобщенные образы, в которых выделены только те признаки и отношения предметов, которые важны для решения мыслительной задачи.

В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. К наглядно-действенному мышлению старшие дошкольники обращаются, как правило, только в случаях решения задач, которые невозможно решить без действенных проб, причем эти пробы часто приобретают планомерный характер.

Наглядно-образное мышление имеет огромное значение во всех областях человеческой деятельности, начиная от решения бытовых вопросов и кончая самыми сложными отраслями науки. Этому способствует возможность придать форму наглядного изображения и таким отношениям вещей, которые сами по себе невидимы.

В исследованиях установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний о пространстве, о явлениях о живой и неживой природе, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения особо эффективным оказывается использование наглядных моделей. Наглядное изображение основных отношений каждой из этих областей действительности позволяет детям, пользуясь образным мышлением, усваивать эти отношения в отвлеченной и обобщенной форме, а затем применять полученные представления к частным случаям.

Особенно важно, что, усваивая при помощи образного мышления отвлеченные и обобщенные знания, дети самостоятельно применяют их в новых условиях.

Наряду с бурным развитием образного мышления в старшем дошкольном возрасте начинают закладываться основы логического мышления.

Логическое мышление — мышление при помощи рассуждений. Рассуждать — это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. В очень четкой форме рассуждения выступают обычно при решении математических или физических задач.

Заметим, что в общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируются позднее, на основе образного, и дает возможность решения более широкого круга задач, усвоения знаний.

При определенных условиях воспитания дети могут усвоить полноценные понятия о некоторых предметах и явлениях и научиться использовать их при решении мыслительных задач.

Долгое время об уровне умственного развития ребёнка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Ещё и теперь некоторые родители (а порой и педагоги) думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем он больше развит. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.

В исследованиях обнаружено, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их даёт возможность ребёнку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы.

Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребёнок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) /3 /.

Шестилетний ребёнок может многое. Но, не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но ещё не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Опираясь на них, ребёнок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. При этом дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими (например, планом комнаты для нахождения спрятанного в ней предмета-«секрета», схемой типа географической карты для выбора верной дороги, графическими моделями при конструктивной деятельности и т.п.). Однако, даже приобретая черты обобщённости, опирающимися на реальные действия с предметами и их «заместителями» / 4 /. дошкольный возраст дидактическая игра

Педагогам следует принимать во внимание положение отечественных психологов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной роли наглядно-действенного и наглядно-образного мышления — специфически дошкольных форм мышления. Исследования, проведённые в последние годы, убеждают, что данные формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем логическое мышление. Важно подчеркнуть, что они выполняют свои специфические функции в общем процессе умственного развития детей не только дошкольного, но и школьного возраста. В дошкольные годы ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной.

Важное значение при этом будет иметь формирование у ребёнка соответствующих умений. Владение этими умениями, как показало исследование А.П. Усовой, обеспечивает ребёнку «высокий уровень обучаемости » / 5 /. Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченной им перемены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях. «Поэт, — писал Я. Корчак, — это такой человек, который сильно радуется и сильно горюет, легко чувствует, волнуется и сочувствует. И дети такие. А философ — это такой человек, который глубоко вдумывается и обязательно желает знать, как всё есть на самом деле. И опять дети такие….» / 6 /.

Однако есть и дети интеллектуально пассивные. Это приводит их в итоге в число отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого рода пассивности часто лежат в ограниченности мыслительных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру.

У дошкольника ведущую роль в его мыслительной жизни играет роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт дополняется зрительными представлениями, направляя словно — речевое развитие. Тем не менее, развитие мышления осуществляется по мере овладения всеми тремя формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осуществляться разными способами (визуально-пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими). Предпочтение одного из способов подачи информации ведет к формированию поверхностного представления о мире.

Читайте также:  Развитие ребенка 6 лет мальчик игры

Развитие мышления предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного » языка » представления информации на другой и обратно. Для формирования объектной картины мира, для развития мышления ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо познакомить дошкольника с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий и т.п. Но эти значения не разрознены, а объединены в определённые структуры.

Индивидуальная система значений характеризует содержательный строй мышления отдельного субъекта. Для его развития необходимо расширение кругозора ребёнка, изучение закономерностей и связей в окружающем мире. Мышление ребёнка определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, интеллекта, памяти, воображения/ 7 /.

Мышление ребёнка связано с его знаниями. И к 6 годам его умственный кругозор уже достаточно велик. В исследованиях, проведённых Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками, выявлены интересные данные относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте /8/. Здесь обнаруживаются две противоречивые тенденции.

Первая — в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объёма и углубление чётких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребёнка.

Вторая — в процессе мыслительной деятельности возникает и растёт круг неопределённых, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределённость знаний уменьшается — они уточняются, проясняются и переходят в определённые знания.

На протяжении дошкольного возраста получают развитие и формы мыслительной деятельности: понятие, суждение, умозаключение. Развитию мышления шестилетнего ребёнка могут способствовать все доступные ему виды деятельности. При этом необходимо организовать условия, способствующие углубленному познанию того или иного объекта.

В исследованиях НИИ дошкольного воспитания были осуществлены попытки формирования у ребёнка начальных форм так называемых методологических знаний, в которых одновременно отражены и наиболее существенные отношения предметов, познаваемых ребёнком, и организация его познавательного опыта, упорядочивание вновь усваиваемых знаний. Эти методологические знания отражали в наиболее простой форме взаимосвязь предметов и явлений, их движение, изменение и развитие, возможность их качественного преобразования. Так, например, у детей формировали знания о том, что предметы и явления следует рассматривать не сами по себе, а в связях с другими предметами.

Что характерно для такого познания ребёнком того или иного предмета?

Оно предполагает выход за рамки этого предмета и рассмотрение его в более общей совокупности предметов и явлений. При этом ребёнок неизменно сталкивается с другими малоизвестными ему предметами, знания о которых выступают для него вначале как неопределённые, неясные. Таким образом, углубляющийся процесс познания предметов и явлений неизбежно ведёт к возникновению и росту неопределённых, неотчётливых знаний.

Напомним, что эти знания, проявляющиеся в форме догадок, предположений, являются важным стимулом умственной активности ребёнка. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребёнка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Занятия с ребёнком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза / 9/.

У ребёнка 6-7 лет память является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребёнок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но механизмы памяти шестилетки не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование — дети овладевают собственно мнемической деятельностью, в них возникает произвольная память. Шести-семилетний возраст очень важен для развития многих двигательный способностей.

Двигательная память детей этого возраста позволяет им не только освоить достаточно сложные движения, но и выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения.

Высокой степени развития достигает у шестилетнего ребёнка эмоциональная память. Но ребёнок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человеку, предмету, т.е. его эмоциональная память неотделима от образной, наглядной. Этот вид памяти очень развит у шестилетних детей и составляет его основу. Её развитие проявляется не только в значительном расширении и углублении круга представлений, но и в переходе от единичных и конкретных образов к обобщённым представлениям.

Когда речь идёт о памяти шестилетних детей и её формировании, то нельзя упускать из виду её особенности, связанные с полом ребёнка. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что у мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, в частности, что у девочек значительно быстрее осуществляется развитие функций левого полушария, чем у мальчиков. Зато у последних, напротив, именно правое полушарие головного мозга является более действенным в связи с более ранним созреванием его функций. Какое отношение это имеет к памяти детей?

В настоящее время учёными выявлено, что левое полушарие в большей степени, нежели правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции; правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций. Не следует в процессе работы с шестилетками игнорировать сведений о «распределении» ролей между полушариями. Следует развивать все виды памяти, стремиться к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Образование понятий, по мнению учёных, играет ключевую роль в процессе мышления, а также подразумевает включение чувственно-сенсорных впечатлений, образных представлений, словесно-речевых (знаковых) определений. Наиболее активное формирование понятий происходит в подростковом возрасте, но начало этого процесса можно увидеть уже в раннем детстве. Например, овладение речью, способностью к общению. Кроме того, изображение предметов, явлений обыденной жизни, также свидетельствует о развитии понятийного мышления. Знакомясь с миром, ребёнок активно усваивает признаки объектов, их свойства, связи с другими объектами, обобщает полученные знания.

Речь теснейшим образом связана с мышлением ребёнка.6 лет — период чрезвычайно интенсивного её развития. Напомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В процессе разыгрывания ситуаций и ролей владение функциями и формами речи становится для него очень важным. При этом физическая сторона речевой деятельности отходит на задний план, заслоняется задачей усвоения многообразных функций речи и форм их выражения. Акцент перемещается на семантическую (смысловую) сторону речи.

Значительное расширение круга общения ребёнка к 6 годам ведёт к развитию его свободной речи. К моменту поступления в школу он практически овладевает всеми сторонами родного языка: словарём, звуковым составом, грамматическим строем. Овладение понятиями и их значениями позволяет шестилетнему ребёнку применять обобщение в речи и развивает его мышление.

Источник