Психолого педагогические основы развития характера у ребенка

Наталья Беккер
Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста

«Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции по вопросам, связанным с возрастными характеристиками ребенка дошкольного возраста.

Содержание: Совершенно очевидным является тот факт, что многие педагоги не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребенка – дошкольника. Все обучения в дошкольной организации направлено на формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для становления личности. Но если педагог заинтересован в том, что, чтобы дети успешно развивались, если он хочет грамотно осуществлять педагогическое воздействие на воспитанников, то ему необходимо в своей практической деятельности руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Знание закономерностей психического развития позволяет педагогу своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии, которые не овладевают знаниями и умениями в пределах возрастной нормы, задача педагога – направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи. Итак, главным критерием при выборе содержания обучения дошкольников должны быть их возрастные особенности. Возрастные особенности — это основа педагогического воздействия на психику ребенка. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Согласно исследованиям Л. С. Выготского развитие – это появление нового. Но новое не надает с «неба», а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Как же происходит сам процесс развития, каковы его особенности? Л. С. Выготский установил четыре основных закона, или особенности детского развития. 1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Собственно возраст как стадия развития и представляет с собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Период подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом. 2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функции начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Перестройка старой системы и перерастания ее в новую становиться основным путем развитии психических функций. 3. «Метаморфозы». Развитие не сводиться к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращение одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4. Сочетание процесса эволюции и инволюции в развитии ребенка. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок переходя в новый возраст, сохраняет старые черты. Л. С. Выготский выделяет новообразования психического развития у ребенка, то есть стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. А новообразования оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Кризисы длятся не долго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года или двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка, и он резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Границами возрастов являются кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Каждый возраст характеризуется и своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода. Л. С. Выготский определил социальную ситуацию развития, как «своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его действительности, прежде всего социальной». А. Н. Леонтьев отмечал, что «ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития». В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» — это периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям. Так сензитивный период развития речи – от года до 3 лет, и если этот упущен, компенсировать потери в дальнейшем практически невозможно. Сензитивный период совпадает с оптимальными сроками обучения. Подведем итог. В соответствии с теорией культурно-исторического развития Л. С. Выготского каждый возраст характеризуется: социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью; возрастными новообразованиями; возрастными кризисами. Разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности детского развития, специфику отдельных этапов. Рассмотрим кратко возрастные собенности детей дошкольного возраста. Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет. Ведущая потребность: в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность: игровая, переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция: восприятие. Особенности возраста: 1. Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». 2. Развитие воображения через развитие функци замещения одного предмета другим. 3. Проявление смысловой структуры сознания. 4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. 5. Развитие происходит через общение со взрослыми. Общение носит ситуативно-деловой характер. 6. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 7. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я). Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать освоению разных способов взаимодействия и общения в режиме ребенок-взрослый; ребенок-ребенок. 2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка. 3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо. 4. Формировать умение действовать в соответствии с правилами и нормами. 5. Формировать эмоциональную отзывчивость. 6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым. Новообразования: 1. Усвоение первичных нравственных норм. 2. Самооценка. 3. Появление элементов партнерского общения. Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет. Ведущая потребность: познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция: наглядно-образное мышление. Особенности возраста: 1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию. 2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре). 3. Повышенная познавательная активность. 4. Вне ситуативно-познавательная форма общения со сверстниками и взрослым. 5. Интерес к другому ребенку и своему окружению. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. 6. Усложнение сюжетно-ролевой игры. 7. Появление осознанности собственных дел. Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию умения подчинять свои действия правилам. 2. Создавать условия для проявления познавательной активности и развития творческого воображения. 3. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. 4. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности. Новообразования: 1. Контролирующая функция речи. 2. Проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре. 3. Появление элементов произвольности. 4. Проявление вне ситуативно-познавательной формы общения со сверстниками и взрослым. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет. Ведущая потребность: потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция: воображение. Особенности возраста: 1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов. 2. Общение с взрослым вне ситуативно-личностное. 3. В общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к вне ситуативно-деловой. 4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии. 5. Половая идентификация. Цели и задачи для взрослых: 1. Способствовать формированию произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности. 2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка, проявлению инициативы и самостоятельности мышления. 3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений. 4. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества. 5. Способствовать формированию умения планировать собственную предстоящую деятельность. Новообразования: 1. Предвосхищение результата деятельности. 2. Активная планирующая функция речи. 3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет. Ведущая потребность: общение Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция: воображение. Особенности возраста: 1. Проявление произвольности всех психических процессов. Не сформирована учебная деятельность школьного типа. 2. Переход к младшему школьному возрасту. 3. Проявление кризиса 7 лет: капризы, паясничанья, демонстративное поведение. 4. Повышенная чувствительность. 5. Полное доверие взрослому, принятие его точки зрения. Отношение к взрослому как единственному источнику достоверного знания. 6. Ведущим продолжает оставлять наглядно-образное мышление. Цели и задачи для взрослых: 1. способствовать развитию мышления. 2. Способствовать формированию произвольности всех психических процессов и учебно-познавательного мотива. 3. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика. 4. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками. 5. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки. 6. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности. 7. Продолжать формировать этические представления. Новообразования: 1. Внутренний план действий. 2. Произвольности всех психических процессов. 3. Возникновение соподчинения мотивов. 4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5. Возникновение первой целостной картины мира. 6. Появление учебно-познавательного мотива. В заключении хочется отметить, что разделение жизненного пути ребенка позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных этапов. Все дети разные, у каждого свой индивидуальный темп развития. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в определенном возрасте. Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи: — удовлетворение базовых потребностей; — обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности; — удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими); — превентивная и оперативная помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками; — предупреждение возникновения проблем развития ребенка; — психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников; — развитие психолого-педагогической компетентности родителей; В психолого-педагогическом сопровождении дошкольников выделяют следующие направления работ: -обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями; — развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни; модель психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольной организации представляет следующую деятельность:

Читайте также:  Роль музыки в психическом развитии ребенка

-организация работ по выявлению психолого-педагогических особенностей развития дошкольников. Что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия;

-систематическое наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

-осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Источник

Татьяна Николаевна Чистякова
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей дошкольников

Сообщение

Психолого-педагогические основы развития творческих способностей

дошкольников.

Анализ развития творческих способностей во многом будет

предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это

понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности

отождествляются со способностями к различным видам художественной

деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и

т. п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с

понятием «творчество«, «творческая деятельность«. Под творческой

деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате

которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или

построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является

создание условий, способствующих формированию их творческих

способностей. Выделено шесть основных условий успешного развития

творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы.

Читайте также:  Показатели физического роста и развития ребенка

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.

Взрослые не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди взрослых способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей — тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Читайте также:  Скачать бесплатно развитие ребенка по месяцам до года

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно само выражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-

воспитательного процесса.

Обобщая всё выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчёт в том, что самые важные способности — это красота души, чистота сердца и талант любви. По- настоящему раскрываться, и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души.

В начале 70-х годов Дж. Гауэн и Е. П. Торранс предложили целую серию полезных советов родителям, которые бы хотели воспитывать творческую личность и одновременно не забывали бы о психическом здоровье своих детей. А я их предлагаю вам.

Советы для взрослых.

1. Разговаривайте с ребёнком заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном.

2. Говорите с малышом короткими фразами.

3. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.

4. Поощряйте любопытство и воображение ребёнка.

5. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток малыша. (Нельзя говорить, что его произведение можно улучшить: Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы.)

6. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны — терпение.

7. Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребёнок понял ответ. Если ребёнок не выслушивает до конца, значит, либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.

8. Оставляйте ребёнка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. При этом установите чёткие и жестокие требования к ребёнку. Ребёнок должен знать «перечень» ограничений своего поведения.

9. Помогайте ребёнку в удовлетворении основных человеческих потребностей.

10. Заботьтесь о том, чтобы к у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

11. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если не понят своими сверстниками.

12. Постарайтесь уменьшать социальные терпения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребёнок.

13. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка, избегайте критиковать первые опыты, как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплом: ребёнок стремиться творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

6. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны — терпение.

7. Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребёнок понял ответ. Если ребёнок не выслушивает до конца, значит, либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.

8. Оставляйте ребёнка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. При этом установите чёткие и жестокие требования к ребёнку. Ребёнок должен знать «перечень» ограничений своего поведения.

9. Помогайте ребёнку в удовлетворении основных человеческих потребностей.

10. Заботьтесь о том, чтобы к у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

11. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если не понят своими сверстниками.

12. Постарайтесь уменьшать социальные терпения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребёнок.

13. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребёнка, избегайте критиковать первые опыты, как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплом: ребёнок стремиться творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Источник