Психологическое просвещение родителей по вопросам развития ребенка

Психологическое просвещение родителей по вопросам развития ребенка thumbnail

Сухарева Ольга
Психологическое просвещение и психологическая профилактика родителей дошкольников

Уважаемые коллеги, согласитесь, что сейчас в наше время педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь в университетах, колледжах и в других учебных заведениях нет такого специального курса или предмета, где молодых людей учат как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно их воспитывать. В принципе, этому не обучают нигде и никогда.

Таким образом, вопросами психолого-педагогического просвещения я считаю можно и нужно заниматься в ДОУ.

Когда говорим о психолого-педагогическом просвещении сразу же вспоминаем о психологической профилактике. Обоснованием для объединения этих двух, на первый взгляд, разных направлений в единое целое является то, что просвещение родителей носит профилактический, то есть предупреждающий характер. Ведь основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.

Изменить ситуацию педагогической безграмотности позволяет планомерная и содержательная работа ДОУ, направленная на психолого-педагогическое просвещение родителей.

Родители должны понимать (и учреждение, и мы психологи должны эту мысль до них донести, что именно они являются наиболее заинтересованной стороной в вопросах педагогического взаимодействия, поскольку на них лежит ответственность за воспитание и качество образования их детей, а ДОУ является профессиональным посредником и помощником для них.

Принципы организации

Задача детского сада — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителямивоспитанников на основе таких принципов:

• взаимоуважения;

• терпимости;

• толерантности;

• доверия друг другу;

• взаимной поддержки;

• терпения;

• помощи;

• готовности воспринять позиции друг друга.

Подбирая темы и материал для занятий с родителяминужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:

• актуальность и полезность;

• превентивность;

• практическая целесообразность;

• основывалась на конкретных фактах и жизненном опыте.

Таким образом, считаю, что мы психологи должны наладить максимально продуктивный диалог с родителями, добиться от них позитивного отклика на свою деятельность. Для этого рекомендуется предельно расширить круг вовлеченности родителей в различные сферы дошкольной жизни и применять различные способы образовательного воздействия на родителей.

Психолого-педагогическое просвещение родителей организовываю с помощью следующих форм работы с семьёй:

• индивидуальные и тематические консультации;

родительские собрания;

• информация в родительских уголках.

В круг актуальных вопросов, предлагаемых мной родителям входят:

• адаптация младших дошкольников;

• возрастные особенности детей;

• условия, необходимые для полноценного психологического развития;

• готовность к школе и т. д.

Рассмотрим основные вопросы подробно:

1) Адаптация младших дошкольников.Сюда входит:

• информирование в устной и письменной форме родителей об особенностях адаптации дошкольников, об особенностях режима дошкольного учреждения; т. е. в уголок родителей размещается наглядная информация различной тематики, и индивидуально с каждым родителем проводятся беседы о прохождении адаптации ребенком;

• отслеживание самого процесса привыкания ребенка и его корректировка совместно с педагогом. Сама работаю в первой младшей на 0,5 ставки. Стараюсь уделить всем детям достаточно внимания, тем самым облегчить им процесс привыкания.

2).Готовность к школе:

• на основе психологической диагностики уровня готовности разрабатываются рекомендации для родителей по повышению уровня готовности к школе;

• консультации родителей по вопросам индивидуализации процесса подготовки к школе.

Подводя итог, можно сказать, что эффективность психопрофилактической работы психолога определяется ещё и грамотным отбором тем для выступлений. Они должны быть результатом анализа ситуации развития ребенка, особенностей склада семейного воспитания, а не просто желания рассказать родителям о чем-то интересном. Именно психологической профилактике специалист должен поэтому уделять особое внимание. Тогда возможно будет предупредить нежелательные отклонения в развитии детей.

Спасибо за внимание!

Источник

Ни один ребенок еще не вырос без истерик и капризов. Так подрастающий ребенок пытается познать мир, способы взаимодействия с окружающими людьми и конечно же способ получить желаемое. В данной статье, хотелось бы кратко осветить вопрос детской истерики и способы взаимодействия с ребенком в момент истерики и после нее.

Существующие виды детской истерики: манипулятивная и истерика-реакция на окружающую обстановку.

С помощью манипулятивной истерики ребенок пытается добиться того, чего он хочет, часто такие истерики происходят в публичных местах, что становится очень «неудобным» для Вас.

Истерики-реакции это сигнал психики ребенка о некомфортном состоянии (устал, заболел, голоден, замерз, ну и какие-то психологические причины адаптация к новым условиям, развод родителей, смена привычной обстановки и т.д.).

Реакция на каждую истерику должна быть соответствующей. Поведение при манипулятивной истерике:

Читайте также:  Ребенок развитие до года весна

1. Если почувствовали приближение истерики или капризов, самое главное – не впадать в панику и сохранить спокойствие, ведь это признак того, что ребенок начинает взрослеть, и учится взаимодействовать с миром, высказывать свое мнение и желание и Вы как любящий и мудрый родитель, должны ему в этом помочь.

2. Действуйте едино с мамой/папой/бабушкой/дедушкой и другими родственниками, которые активно участвуют в жизни и воспитании ребенка.

3. Ребенку после истерики, когда уже он успокоится, нужно дать понять, что Вам не нравится такое поведение и неприятно наблюдать истерику ребенка.

4. Не пытайтесь во время каприза что-то внушать и объяснять ребенку, он все равно Вас в этом момент не услышит, лучше подождать пока «буря» минует.

5. Будьте последовательны в своем поведении, если Вы сказали «нет», и последовал каприз, не меняйте свое мнение и решение. Не поддавайтесь ребенку, даже если это происходит в общественном месте.

6. Попробуйте найти выход из ситуации путем поиска компромисса «Я не могу дать тебе играть  со стеклянной чашкой, но я могу ее дать тебе посмотреть на диване, чтоб она не разбилась», «Я не могу разрешить тебе рисовать на обоях/мебели, давай возьмем с тобой альбом», «Не заходи в лужу сейчас, ты не в той обуви, давай мы лучше измерим ее глубину палкой или покидаем в нее камушки» и т.д.

7. Не разрешайте пугать посторонним людям «Я тебя заберу к себе» и не пугайте ребенка сами «Я позвоню в милицию».

8. По возможности постарайтесь отвлечь малыша.

9. Возьмите себя в руки и постарайтесь убрать из арсенала грубый тон, не пытайтесь сломить силой авторитета, говорите спокойно и без раздраженности, это успокоит ребенка.

Поведение во время истерики-реакции:

1.  Ребенок всегда должен чувствовать поддержку родителей, поэтому необходимо во время приступа капризности оставаться рядом с малышом, чтоб он понимал, что Вы его понимаете. Возьмите ребенка на руки и прижмите к себе, опуститесь на уровень его глаз и скажите, что понимаете, что он расстроен и пожалейте его.

2. Если вы столкнулись с истериками в следствии со сменой привычной жизнью (развод, переезд, перевод в другой сад), самым разумным будет обращение к педагогу-психологу для консультации и составлении программы поддержки и эмоциональной разгрузки ребенка.

Ну и самое главное!

ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА.

— Хвалите всегда, даже если его попытки не увенчались успехом, похвала от родителей является лучшей мотивацией и стимулом к хорошему поведению, помощи и учебе. Резкая критика только «охлаждает пыл»

— Отметьте, если ребенок сходил без истерики в магазин, поликлинику или в гости, скажите, что гордитесь им. Не бойтесь его «захвалить» в этом случае.

 Желаем Вам успехов и все обязательно получится!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Серпухова детский сад № 34 «Звёздочка»

Детская истерика

Рекомендации родителям от педагога-психолога

Составитель: педагог-психолог Гаврилова И.В.

Редактор: старший воспитатель Савина Л.В.

Источник

Библиографическое описание:

Яицкая Н. И., Цыбуленко Е. В. Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 45-47. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1779/ (дата обращения: 14.03.2020).



В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные формы просвещения. Итогом осмысления цели психологического просвещения является создание условий для повышения психологической компетентности педагогов и родителей, а так же включение полученных знаний в структуру педагогической деятельности.

Ключевые слова:просвещение, компетентность, адекватность, личность, родитель, педагог, ребенок, родительское собрание, стенд, листовка, круглый стол.

Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы

—знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований;

— формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.

Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера.

К вербальным относятся:

—беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.

— сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

— выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.

— выступления на методических совещаниях, деловые игры.

Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.

Варианты тем для психологического просвещения педагогов:

— Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы;

— Закономерности развития детского коллектива;

Читайте также:  Телевидения в психическом развитии ребенка

— Стили педагогического общения;

— Психологические основы работы с семьей;

У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада.

Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка.

При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.

Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.

Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность).

Одним из способов освещения всех этих вопросов является родительское собрание.

Как же правильно организовать и провести родительское собрание?

Одна из задач общения педагога-психолога с родителями — раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения психолога с родителями.

Педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.

Именно на собраниях у педагога-психолога есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на информационную часть. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы. От психолога требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.

Важно знать и помнить о таком важном моменте, как культура речи педагога.

Речь педагога-психолога должна быть:

— доступной

— адекватной

— профессиональной

От этого, во многом зависит качество общения и взаимопонимания между родителями и специалистом.

Родительские собрания в ДОУ могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей и др.

Подготовка родительского собрания.

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

К не вербальным (наглядным) формам просветительской работы относятся:

— стендовая информация;

— памятки для родителей, сайт педагога;

Как оформить стенд «Рекомендации психолога «:

— Определите цель создания психологического стенда. Это может быть информационная или просветительская работа с воспитанниками или педагогами.

— Укажите психологические службы, в которые могут при желании обратиться родители с детьми.

— Продумайте информацию, которая должна быть размещена на стенде, исходя из возлагаемых на него функций.

— На стенде указателе обязательно должна присутствовать информация о часах работы специалиста, его фамилия, имя и отчество, номер кабинета. Приветствуется наличие фотографии.

— Хорошо определить и обозначить виды психологической помощи, возможные темы консультирования.

Таким стендом психолог обозначит свою деятельность в ДОУ, пригласит к себе нуждающихся в помощи и желающих проконсультироваться. В пластиковые кармашки (формат А4) информационной доски можно поместить листовки, памятки или визитки.

Читайте также:  Диагностика выявление отклонений в развитии ребенка

Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы.

Это может быть:

— помощь в общении родителей и детей,

— тревожный ребенок,

— способы преодоления застенчивости,

— советы по саморегуляции;

Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей.

Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей.

Например: 1. «Как помочь ребенку адаптироваться в ДОУ».

2. «Рекомендации родителям по развитию внимания ребенка».

3. «Что нужно сделать родителям, чтобы ребенок успешно подготовился к школе».

Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен.

Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго.

В заключении хочется отметить, что психологическое просвещение в ДОУ это одна из форм психопрофилактической работы педагога-психолога. При осуществлении психологического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами родители и педагоги. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи). При желании, психолог сам может внести элемент творчества в разнообразие этих форм и разработку новых при осуществлении психологического просвещения среди родителей, воспитанников и педагогов ДОУ.

Литература:

  1. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской — М.: Гардарики, 2004. — 255 с.
  2. Петровский В. А. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина. — М.: Учпедгиз, 1993. — 146 с.
  3. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 384 с.
  4. Чупров Л. Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие) / Л. Ф. Чупров. — М., OIM.RU, 2003.
  5. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ беременности. Учебное пособие по психологии материнства. [2003, DOC, RUS]

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, психологическое просвещение, родительское собрание, просветительская работа, ребенок, собрание, психическое развитие ребенка, детский сад, дошкольный возраст, психологическая помощь.

Похожие статьи

Исследование представлений родителей дошкольников

родитель, психологическое просвещение, родительское собрание, просветительская работа, ребенок, собрание, психическое развитие ребенка, детский сад, дошкольный возраст, психологическая помощь.

родитель, психологическое просвещение, родительское

родитель, психологическое просвещение, родительское собрание, просветительская работа, ребенок, собрание, психическое развитие ребенка, детский сад, дошкольный возраст, психологическая помощь.

Педагогическое сопровождение и помощь родителям

родитель, семья, Ребенок, детский сад, детскородительский клуб, образовательный процесс, психолого-педагогическая служба, Педагог, семья ребенка, Уровень. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка.

Организация консультативной работы педагога-психолога

речи детей дошкольного возраста», «Коррекция развития психических процессов дошкольников и т.п.); метод проектов («Альбом достижений моего ребенка», «Игровые технологии развития и коррекции ребенка» и т.п.).

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы…»

Цель беседы — оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.

Важным психологическим аспектом являются так называемые «нормативные кризисы развития» детей.

Работа психолога с детской ложью | Статья в журнале…

Работа психолога с детской ложью. Автор: Багирова Севиль Вусал кызы.

С этой целью нами было организовано родительское собрание, на котором мы осветили основные вопросы

У детей дошкольного возраста проявляется огромное желание получить незаслуженную награду.

Родительское собрание в ДОУ на тему «Влияние семьи на…»

Рубрика: Воспитание и развитие. Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Библиографическое описание: Ташкинова Л. В. Родительское собрание в ДОУ на тему

Тема нашего собрания «Влияние семьи на формирование личности ребенка».

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

психологическое здоровье, ребенок, детский сад, родитель, психологическое здоровье воспитанников, игра, деструктивная агрессивность, личностная рефлексия, потребностно-мотивационный компонент…

Основные аспекты организации психологического

психологическое консультирование, детский сад, родитель, процесс консультирования, дошкольное образование, психологическая помощь, проблема, отношение, консультация, образовательный процесс.

Источник