Психологические рекомендации по развитию ребенка

Психологические рекомендации по развитию ребенка thumbnail

Рекомендации психолога родителям

по развитию познавательной сферы детей

Внимание

  1. В каждое занятие включайте упражнения, которые широко представлены в литературе для педагогов и родителей.

  2. Включайте в занятия задачи, требующие длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку т.д.

  3. Чаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», пытаясь не пропускать их.

  4. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.

  5. Регулярно включайте детей в выполнение задач по предварительно разработанному плану действий. Можно выполнять здания из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

  6. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическим планам, составленным вами.

  7. Предлагайте детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; незаконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

  8. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

  9. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно сформировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать т.д..

  10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля — такой подход сделает занятия увлекательными для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания. 

Память

  1. Объясняя детям новый материал и повторяя пройденный, сочетайте словесное пояснение с наглядностью или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

  2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

  3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания, умения: анализировать, выделять в предметах связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; осуществлять обобщения, сочетать различные предметы по каким-либо общим признакам; клас-сификувать предметы и явления на основе обобщения; устанавливать смысловые связи между предлагаемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

  4. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.

Мышление

Речь

Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Самые распространенные из них — анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего, большинство из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально научить.

  1. Включайте в занятия задания на: сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различий между ними; классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам; нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с другими; составление целого из частей (разрезные картинки); последовательное разложение картинок и составление рассказа по ним; осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его); задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д..

  2. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных изделий должны не только включать копирование образца и отработки отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, представлять.

  3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.

  4. С целью развития речи: после чтения вслух сказок, рассказов, просите детей пересказать услышанное, ответить на вопрос, задать свои; развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, по плану, по теме; помогайте детям делать выводы, рассуждения, делать умозаключения; учите детей доказывать свое мнение, выражать его. На занятии должен звучать не монолог воспитателя, а диалог с ребенком или группой детей. 

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать такие упражнения: катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики; разминать пальцами пластилин; сжимать и разжимать кулачки, при этом можно воображать, будто кулачок — бутон цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался); делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь; двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой); показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять, показывать только один большой палец отдельно; барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать «фонарики»; хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе; собирать все пальчики в пучке; нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нить; наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец; связывать узлы на толстой веревке, шнуровке; застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

Читайте также:  Развитие лобных долей мозга упражнения для ребенка

Рекомендации относительно эмоционально-личностных проблем

Упрямство, капризы, непослушание, духпротиворечия

  1. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, убедите в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

  2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не берите в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и безразличие, чтобы ребенок не делал.

  3. Если ребенку когда-либо удалось добиться своего с помощью прихоти, он будет делать это постоянно.

  4. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

  5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребенка недовольство, ругать и упрекать его, угрожать наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.

  6. Ребенок гораздо охотнее примет указания, радостно выполнит их, если убежденный в том, что его любят.

  7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.

Негативистская демонстративность поведения

Подобное поведение обусловлено нарушением отношений со взрослыми. Для таких детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита общения, внимания, высоких оценок. Рекомендуется четкое распределение, регуляция родительского и воспитательского внимания к ребенку по формуле: «уделять ему внимание не тогда, когда он« плохой », а когда он хороший». Основная рекомендация: открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что нужно (или, по крайней мере, то, что можно).

Агресивность 

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь. Агрессивная реакция — это реакция борьбы. Она состоит из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Отчаяние, раздражение, сожаление, нетерпение взрослые выражают драматичнее и убедительнее, чем любовь, поэтому, если ребенок видит у взрослых людей, которые регулярно приглушают его, он непременно становится злой и агрессивной. Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным. Если ребенок был слишком избалованный в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношение к нему вызывает агрессивные действия. Только одно ласковое слово может снять злобу ребенка. Нужно, чтобы она чувствовала себя принятой и любимой, нужно понять причины протеста и сопротивления и удалить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, потому что за агрессией стоит ощущение опасности, угрозы внешнего мира. Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, делать безобидные разрушительные действия. После этого полезные успокаивающие занятия типа игры с песком, водой и (или) релаксация. Если возмущение ребенка постоянно приглушается, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно выявить причины, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.

Повышенная двигательная возбудимость (гиперактивность)

 Если ребенок чрезмерно подвижный, если у него часто меняется настроение, если она страдает энурезом, грызет ногти, сосет палец, плохо спит — все это признаки нервного напряжения. Причины: неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения; грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга; реакция детей на запреты бегать, лазить, прыгать, переходящий в тревожное состояние, раздражительность. Крики, одергивание, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект, потому что это именно те ​​меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше. Лучший способ — срочно найти любое занятие, связанное с движением, игру, которая требует больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребенок пытается разрядить нервное напряжение. В общении с такими детьми сочетайте твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.

 Робость, тревожность, отгороженность, барьеры в общении

Найдите любую отрасль реальных успехов, подчеркнуто выделяйте деятельность, в которой ребенок успешный, может самореализоваться, самоутвердиться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя. НЕ раздражайтесь через медлительность (такие дети вследствие тревожности робкие, заторможенные, проявляющееся в замедленности моторики, психических реакций). Не делайте за ребенка то, что он в силах сделать сама. Привлекайте его к играм, развивающим движение, ловкость, скорость реакции. Особое внимание уделяйте воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, так как его активность невысока и он склонен делать то, что ему предложат. С этой целью используйте коллективные игры, чаще предлагая ребенку исполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача и т.д.). Привлекайте ребенка к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры). Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности ребенка. При этом не нужно привлекать его к участию в спортивных занятиях: неудачи могут отпугнуть его от физкультуры. Полезны физическая зарядка, шуточные, подвижные игры. За тревожностью может стоять недостаток эмоциональной поддержки со стороны окружающих. Поэтому прежде всего необходимо создать дома и в группе атмосферу непосредственного эмоционального общения, взаимопонимания, доверия, снимет у ребенка чувство тревожности перед взрослыми и детьми, и поможет ему свободно проявлять свое «Я». Если ребенок будет уверен в любви и поддержке родителей, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, верить в него — он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.

Читайте также:  Уровень умственного развития ребенка проверить

Эгоизм, жадность

Эгоизм обычно связывают с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина. Эгоистичными растут не только избалованные дети, но и дети, лишенные любви и заботы. Жестокость или равнодушие к ребенку приводят к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонное отношение к людям и окружающей среды: она замыкается в себе, растет тревожным, агрессивным, тяжелым в общении. Ребенок неправильно будет расценивать владение вещами и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом, его неумение поделиться чем-либо с другими может быть истолковано как знак недоверия, потому что вырос он только снаружи, окружая себя игрушками как суррогатом теплых чувств, которых у него не было или было мало. В перевоспитании эгоистических детей нужно руководствоваться «историей болезни». Одно дело — избалованные дети — дети-потребители. Нужно учить их считаться с другими людьми и их недостатками, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребенка в исключительные условия, учите его делиться всем, что у него есть, разделяйте все поровну между всеми членами семьи. Совсем другое дело — ребенок травмированный, тревожный, лишенный ласки и любви. Такому ребенку нужно открыть мир добрых отношений, любви и уважения, ему необходимо пережить успех, получить одобрение. Когда в детскую коллекцию каких-либо вещей, игрушек взрослые добавят свое время и самих себя, то окажутся в этой коллекции наибольшей ценностью, значение же других вещей померкнет, и ребенок постепенно станет все более великодушным и все менее эгоистичным. Внимание и любовь необходимы всем детям так же, как свет и тепло солнца для всего живого. Но любовь не должна быть слепой, она требует разумности, мудрости, проявляющейся в сочетании уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.

Ребенок говорит неправду

Дети лгут, чтобы: произвести впечатление и упрочить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви; скрыть свою вину, избежать наказания; выразить свою враждебность. Дети ненавидят вопроса ловушки, заставляющие их выбирать между ложью и горькой правдой. Если вы знаете ответ, не ставьте вопросов. Не провоцируйте новую ложь. Иногда сам характер вопроса заставляет ребенка врать, а это наносит лишний удар по его самолюбию. Лучше сказать, что вам все известно, и объяснить ребенку, что нужно было сделать. Из всех способов прекратить ложь худший — пытаться запугать детей. Бурная негативная реакция на ложь ребенка лишь усилит его потребность лгать. Он почувствует себя еще неувереннее и будет пытаться найти возможность заслужить похвалу, избежать наказаний, упреков. Одновременно его враждебность только усилится ,потому что с ним грубо обошлись. Кроме того, взрослые постоянно путают представление ребенка, прибегая к так называемой «невинной лжи». Ребенок понимает, что в некоторых случаях взрослые говорят неправду, и легко находит себе оправдание, когда сам врет. Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в обществе родителей, воспитателей, чем чаще его поощряют за хорошие поступки, тем лучше представление в него сложится о себе самом и тем реже у него возникнет потребность говорить неправду.

Источник

В качестве рекомендаций для родителей и воспитателей, хотелось бы привести названия глав из книги Масару Ибука, президента японской фирмы «Сони» — «После трех уже поздно». Как много мудрости во многих этих изречениях.

Читайте также:  Методика математики и развития ребенка

1. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоили с детства.

2. Главное окружение, а не гены.

3. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.

4. Нервозность родителей заразна.

5. Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других.

6. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.

7. Распорядок дня развивает чувство времени.

8. Звучание стихов тренирует память.

9. У ребенка свое собственное представление о порядке.

10. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства.

11. Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка.

12. Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта.

13. Тренируйте левую руку так же, как правую.

14. Для ребенка работа и игра — это одно и то же.

15. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.

16. Учитесь у своего ребенка.

17. Дети – это не собственность родителей.

18. Пусть ваш ребенок будет лучше вас.

Рекомендации педагогам и родителям

для развития восприятия у детей

— Учить детей различать предметы на ощупь.

— Формировать умение выделять признаки в предмете.

— Учить соотносить предметы по величине.

— Учить способам распознающего наблюдения.

— Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.

— Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.

— Формировать умение составлять из частей целое.

— Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии в соответствии со словесной инструкцией.

— Различать основные признаки разных времен года.

— Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.

— Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.

— Формировать сенсорные эталоны формы.

— Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем существенные детали.

— Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.

Рекомендации педагогам и родителям

для развития мышления

— Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

— Учить составлять группу из отдельных предметов.

— Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

— Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

— Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

— Учить сравнивать предметы.

— Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

— Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

— Побуждать делать самостоятельные выводы.

— Учить отвечать на вопросы, делать самостоятельные умозаключения.

— Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

— Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).

— Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

— Учить устанавливать причинно-следственные связи.

— Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

— Учить выделять и сравнивать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

— Способствовать переходу к решению задач в уме.

Варианты рекомендаций

педагогам и родителям для развития памяти у детей

— Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

— Обучать культуре запоминания.

— Учить вспоминать последовательность событий.

— Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

— Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

— Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

— Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательных средств.

Развитие тонкой моторики

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)

  2. Руку плотно выложить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)

  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, среднему и указательному. (5 раз)

  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз). Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)

  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз поочередно каждой рукой, затем 5 раз сразу обеими руками.

  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке. (5 раз)

  7. Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)

  8. Зажать карандаш средним и указательными пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)

Источник