Развитие лобных долей мозга упражнения для ребенка

Развитие лобных долей мозга упражнения для ребенка thumbnail

Как запоминать словарные слова и грамотно писать в начальной школе

(106 оценок)

Содержание:

  • Как связаны мозг и рука
  • Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
  • Упражнения для развития лобных долей коры головного мозга

Если ребенок плохо пишет — переставляет или пропускает буквы, делает «глупые» ошибки в хорошо знакомых словах — учителя начальных классов обычно советуют «больше заниматься», мол, со временем количество перейдет в качество. А вот нейропсихологи считают, что простое переписывание мало что дает для развития лобных долей мозга — именно из-за этого страдает письмо. И предлагают свои задания, которые помогут писать грамотно и аккуратно.

Как связаны мозг и рука

Треть площади двигательной коры головного мозга принадлежит проекции кисти руки, которая, в свою очередь, находится рядом с речевой зоной. Именно эти два факта: размер проекции кисти руки и её непосредственная близость к речевой зоне — дали учёным основание полагать, что развитие кисти руки приводит к формированию и развитию речевых навыков. Но как этот факт поможет писать грамотно?

Чтобы запомнить словарное слово, произносим его по слогам, одновременно отбиваем ритм пальцами правой руки по ладони левой руки. Благодаря отбиваемому ритму возникает ощущение, что голос звучит в голове, и восприятие, понимание, запоминание усиливаются.

Попробуйте произнести слово «мороженое» по слогам:

МО-РО-ЖЕ-НО-Е

А теперь проговорите, отбивая ритм. Чувствуете разницу? Дети с удовольствием берут этот приём для запоминания и проверки написания слов.

Часто встречается такая несогласованность: мозг работает быстрее, чем рука, что приводит к ошибкам, недописыванию слов или перестановкам букв, слогов. По этой причине почерк становится неразборчивым либо, наоборот, письмо очень медленное, хотя и аккуратное.

Всё дело в слабой межполушарной связи, низком уровне самоконтроля и произвольности движений из-за задержки развития лобных долей коры головного мозга. Данную особенность вполне можно корректировать в домашних условиях. Для этого можно ежедневно выполнять следующие задания.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

  1. Одной рукой пишем своё имя, другой — слово «молодец».
  2. Рисуем человечка одной рукой — из кружочков, другой — из прямоугольников.
  3. Раскрашиваем картинку двумя руками. Причём правую часть картинки раскрашиваем левой рукой, а левую часть картинки — правой.
  4. Обводим картинку по контуру сразу двумя руками.

Упражнения для развития лобных долей коры головного мозга

  1. Пожалуйста. Показываем различные жесты, а ребёнок должен их повторить, когда слышит волшебное слово «пожалуйста». Постепенно увеличивайте темп демонстрации жестов.
  2. Все наоборот. Хлопаем в ладоши. Когда вы хлопнете 1 раз, ребёнок должен хлопнуть 2 раза. И наоборот: когда вы хлопаете 2 раза, он хлопает 1 раз. Варианты: стучим рукой по столу или деревянными ложками, топаем ногой и др. Упражнение улучшает динамику психических процессов, учит быстро переключаться с одного задания на другое.
  3. Руки, ноги, голова. Называем части тела, а ребёнок должен их показать. Но нужно быть очень внимательным, так как следует показать часть тела, названную ранее. Например, вы говорите «руки», ребёнок ничего не показывает. Затем вы произносите «голова», он показывает руки. Вы называете «ноги», он дотрагивается до головы.
  4. Колечки. Соединяем большой палец левой руки с другими пальцами в колечки по очереди, начиная с указательного пальца. Большой палец правой руки соединяем с другими пальцами, начиная с мизинца. Делаем одновременно двумя руками. Тренируем концентрацию и переключение внимания, а также контроль и порядок выполнения серии движений.
  5. Игры нашего детства. Помогут также игры, знакомые всем с детства: «Съедобное — несъедобное», «Воробьи — вороны», «Да и нет не говори, чёрное с белым не бери».
  6. Гулливер и лилипуты. Предлагаем ребёнку переписать слова, начиная с самой большой или самой маленькой буквы, и далее по убыванию или по возрастанию.

От самой маленькой буквы до самой большой.

От самой большой буквы до самой маленькой.

а может просто ребенок будущий врач, и у него почерк непонятный_)))

12.02.2020 20:26:56, Таранова Виктория

Всего 1 сообщение Прочитать обсуждение полностью.

Источник

Многие люди ошибаются, когда думают, что они думают. Они мыслят перифериями мозга, тогда как для максимальной мыслительной активности нужно заставлять работать лобные доли.

Что такое лобные доли?

Лобные доли мозга расположены чуть повыше глаз, сразу за лобной костью. Последние исследования доказали, что именно лобные доли можно назвать «венцом творения» нервной системы человека. В ходе эволюции наш мозг увеличился в среднем в три раза, тогда как лобные доли — в шесть раз.

Интересно, что в неврологической науке начала ХХ века  превалировала довольно наивная точка зрения: исследователи считали, что лобные доли не играют никакой роли в работе мозга. Их презрительно называли бездействующими.

Подобные представления не позволяли понять значение лобных долей, которые в отличие от других отделов мозга не связаны ни с какими легко определяемыми узкими функциями, присущими другим, более простым областям коры головного мозга, например сенсорным и моторным.

Более поздние исследования доказали, что именно лобные доли координируют действия других нейронных структур, поэтому лобные доли также называют «дирижером головного мозга».

Только благодаря им весь «оркестр» способен «играть» слаженно. Нарушение же в работе лобных долей мозга чревато серьезными последствиями.

Почему их важно развивать?

Лобные доли регулируют поведение высшего порядка — определение цели, постановку задачи и поиски путей её решения, оценку результатов, принятие сложных решений, целеустремлённость, лидерство, ощущение своего Я, самоидентификацию. Повреждение лобных долей мозга может привести к апатии, безразличию, инертности.

В те времена, когда неврологические синдромы лечили преимущественно при помощи лоботомии, было замечено, что у человека после поражения лобных долей может сохраниться память, сохраниться моторика, но может полностью пропасть любая мотивация и понимание социальной обусловленности действий. То есть человек после лоботомии мог выполнять свои рабочие функции, но он просто не шел на работу, поскольку не видел в этом необходимости.

Вне зависимости от склада ума, характера и предпочтений, кора лобных долей имеет встроенные функции, которые есть по умолчанию: концентрация и произвольное внимание, критическое мышление (оценка действий), социальное поведение, мотивация, постановка целей, разработка плана достижения целей, контроль выполнения плана. Лобные доли мозга считаются средоточием процессов, лежащих в основе произвольного внимания.

Читайте также:  Сайты центров развития ребенка города москвы

Нарушение их работы подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. При этом заметные изменения затрагивают и саму личность пациента, а его умственные способности неизбежно снижаются. Особенно тяжело сказываются такие травмы на личностях, основа жизни которых – творчество, – создавать что-то новое они уже не в состоянии.

Когда в научных исследованиях стал применяться метод позитронно-эмиссионной томографии, Джоном Дунканом (нейропсихологом из Отделения наук о мозге в Кембридже, в Англии) именно в лобных долях был обнаружен так называемый «нервный центр интеллекта».

Основные пути развития

Для развития лобных долей мозга, которые у большинства людей в повседневной жизни находятся как бы в «спящем режиме», есть множество методик.

Во-первых, нужно выполнять упражнения, усиливающие кровоснабжение мозга. Например, играть в настольный теннис.

В Японии проводилось исследование, показавшее, что 10 минут занятий пинг-понгом значительно увеличивают кровообращение в лобной коре.

Крайне важна диета. Нужно есть чаще, но понемногу, поддерживать уровень сахара в крови сложными углеводами, нежирными белками и полезными (ненасыщенными) жирами. Нужно тренировать внимание и способность его удерживать на протяжении долгого времени.

Важной составляющей тренировки лобных долей является планирование и четкое целеполагание. Поэтому хорошо научиться составлять список дел, график работы. Это будет тренировать лобные доли. Также хорошо помогает в этом деле решение несложных арифметических упражнений, ребусов. В общем и целом, нужно заставлять мозг работать, чтобы он не пребывал в спящем состоянии.

Медитация

Теперь по порядку.

Для развития лобных долей полезна медитация. Это доказывают многочисленные исследования. Так, в исследовании, проведенном специалистами из Гарвардского университета, 16 человек в течение 8 недель занимались в Массачусетском университете по специально разработанной программе медитации.

За две недели до и через две недели после программы исследователи просканировали мозг участников с помощью МРТ.

Добровольцы каждую неделю ходили на занятия, где их обучали медитации, целью которой являлось безоценочное осознание своих ощущений, чувств и мыслей. Кроме того, участникам выдали аудиоуроки по медитативной практике и попросили записывать, сколько времени они проводили, занимаясь медитацией.

Участники эксперимента медитировали в среднем по 27 минут каждый день. Согласно результатам теста, за 8 недель у них повысился уровень осознанности.
Кроме того, у участников увеличилась плотность серого вещества в гиппокампе, области мозга, отвечающей за память и обучение, и в структурах мозга, связанных с самосознанием, состраданием и самоанализом.

Также у добровольцев из экспериментальной группы снизилась плотность серого вещества в миндалине, зоне мозга, связанной с беспокойством и стрессом.

Исследователи из медицинской школы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, также изучавшие связь между возрастом и серым веществом в двух группах людей, пришли к выводу, что медитация помогает сохранить объем серого вещества мозга, в котором содержатся нейроны. Ученые сравнили мозг 50 человек, которые медитировали в течение многих лет, и 50 человек, которые никогда этим не занимались.

Доктор философии Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина  в ходе своих исследований пришел к выводу, что во время медитации левая часть префронтальной коры головного мозга показывает повышенную активность.

Молитва

Молитва, как и медитация, способна улучшить способности мозга. Доктор медицинских наук Эндрю Ньюберг, руководитель исследований в Myrna Brind Center интегративной медицины в медицинском колледже и больнице университета Томаса Джефферсона, на протяжении десятилетий изучал невротическое влияние религиозного и духовного опыта.

Для того, чтобы изучить влияние  молитвы на мозг, он вводил человеку во время молитвы безвредный радиоактивный краситель. По мере активации различных областей мозга, этот контраст перемещался туда, где активность была особенно сильной. На фото видно, что наибольшая активность во время молитвы наблюдается именно в лобных долях мозга.

Доктор Ньюберг пришел к выводу, что все религии создают неврологический опыт, и, хотя Бог невообразим для атеистов, для религиозных людей Бог так же реален, как и физический мир.

Ученые заключил: «Таким образом, это помогает нам понять, что интенсивная молитва вызывает специфический отклик клеток мозга, и эта реакция делает трансцендентный мистический опыт научным фактом, конкретным физиологическим явлением».

Изучение языков

Изучение второго языка в детстве дает преимущества на всю жизнь. Это отличная «подпитка для мозгов», которая улучшает мышление и память. Исследования показали, что двуязычные школьники обладают большими способностями в запоминании и усвоении информации, чем их одноязычные одноклассники.
Согласно результатам исследования, опубликованным в издании NeuroImage – изучение языков способствует росту гиппокампа.

Это часть лимбической системы головного мозга, которая отвечает за эмоции и память. Изучение иностранных языков в пожилом возрасте помогает отстрочить деменцию памяти и сократить вероятность болезни Альцгеймера.

Спорт

Как ни притягателен образ измученного недоеданием и долгим сидением за работой гения, стоит сказать, что он далек от правды. Умнейшие люди во все века посвящали значительную часть своего времени физическим упражнениям.
Сократ был борцом, Кант в день в обязательном порядке проходил по Кенигсбергу десяток километров, Пушкин был хорошим гимнастом и стрелком, Толстой занимался с гирями.

Ганеман, создатель гомеопатии, в своей автобиографии писал: «И здесь я не забывал заботиться физическими упражнениями и свежим воздухом о той самой силе и энергии тела, которая одна лишь способна противостоять нагрузке умственных упражнений».

Читайте также:  Для развития ребенка тема обувь

Греческое понятие «калокагатии», когда ценность человека определяется сочетанием его духовного и физического развития было придумано не случайно. Физическая активность так же необходима мозгу, чтобы развиться, как и корпение над учебниками.

В 2010 году в журнале «Neuroscience» были описаны данные экспериментов над обезьянами.Те из них, кто делал физические упражнения, усваивали новые задачи и выполняли их в два раза быстрее чем те приматы, которые не делали зарядки.

Физические упражнения улучшают нейронные связи в мозгу, усиливают кровоток и способствуют более продуктивной работе мозга.

Солнечные ванны

Все прекрасно знают, что существуют вещества, стимулирующие работу мозга. Но не стоит думать, что все эти вещества запрещены законом или наносят вред нашему организму.

Прежде всего, набраться сил вашему мозгу помогут витамины. Американские исследователи из Национального Института Психического Здоровья доказали удивительную эффективность витамина D. Он ускоряет рост нервных тканей мозга.

Витамин D положительно влияет именно на лобные доли, которые отвечают в том числе за память, обработку и анализ информации. К сожалению, анализы доказали, что большинству взрослых людей сегодня не хватает витамина D. Между тем, получить нужную дозу не так уж сложно: витамин D вырабатывает наш организм под воздействием солнечных лучей. На крайний случай подойдет и солярий.

«Эффект Моцарта»

То, что музыка Моцарта положительно влияет на метаболизм организма и мозговую активность было доказано серией исследований. Сначала музыкой австрийского композитора «заряжали» одну группу растений, вторая тестовая группа росла без музыкального сопровождения. Результат был убедительным. Растения-меломаны созревали быстрее. Потом музыку Моцарта слушали лабораторные крысы, они быстро «умнели» и проходили лабиринт значительно быстрее, чем крысы из «тихой» группы.

Испытания на людях также проводились. Те, кто слушал Моцарта, в ходе эксперимента улучшили свои результаты на 62 %, люди из второй группы — на 11%. Это явление было названо «эффектом Моцарта».

Установлено также, что прослушивание произведений гениального австрийца беременными женщинами положительно влияет на развитие плода и протекание беременности. Сделайте прослушивание Моцарта своим хобби. Достаточно слушать в день по 30 минут Моцарта, чтобы заметить результат уже через месяц.

Сон

Сон не только дарит покой нашему телу, он также позволяет «перезагрузиться» мозгу, по-новому взглянуть на стоящие перед ним задачи. Ученые из Гарвардского университета доказали, что после сна люди решают стоящие перед ними задачи на 33% эффективнее, легче находят связи между объектами или явлениями. Ну и наконец, ученые подтвердили мнение о пользе дневного сна. Конечно, очевиднее всего она для детей: те малыши, которые спят между выполнением различных упражнений, делают их лучше и быстрее чем те, которые были лишены отдыха. Но и для взрослых дневной сон остается полезным и актуальным.

Источник

Эти упражнения  можно выполнять и взрослым и детям, они бодрят, тонизируют, снимают усталость, тяжесть в голове, помогают справиться с нежелательной в данный момент сонливостью, обостряют внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

9 кинезиологических упражнений, которые заставят мозг работать на полную мощность

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Она включает в себя комбинацию теоретических и практических знаний из натуропатии, физиотерапии, акупунктуры, хиропрактики, восточной медицины, гомеопатии и т. д.С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь, слух,  воображение, восприятие), повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние. Кинезиологических упражнений разработано немало — я отобрала из них только те, которые удобно выполнять в положении сидя, в том числе во время работы на компьютере. А в том, что они действительно помогают, у меня нет ни капли сомнения, иначе бы я их давно забросила, а так уже на протяжении длительного времени прибегаю к ним ежедневно, благо они несложные и не требуют временных затрат.

Топ-9 кинезиологических упражнений
 

Упражнение»Крюки»

Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие — необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.

Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.

Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы  сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе).

Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.

Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым. Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга, который находится прямо над твердым нёбом. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.
 

Упражнение «Зеркальное рисование»

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Читайте также:  Ребенок развитие по неделям в картинках фото

К слову, в кинезиологии есть такой любопытный прием, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши — левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее,  другой рукой? Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Такие упражнения очень нравятся детям.  

9 кинезиологических упражнений, которые заставят мозг работать на полную мощность


Упражнение «Ухо — нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение «Кочерга»

Приподнятую стопу вывернуть внутрь и по 8 раз качнуть ею вперед и назад. То же другой ногой.

Упражнение «Святоша»

Эта поза подойдет для расслабления после работы. Сидя (можно стоя или лежа), ноги держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1—2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.
Упражнение успокаивает, снимает нервно-мышечное напряжение, гармонизирует психические процессы. Кинезиологи утверждают, что оно улучшает раздельную работу правого и левого полушарий головного мозга.

Упражнение «Лобно-затылочная коррекция»

При возникновении чувства тревоги, неуверенности, волнения (или даже стресса) помогает так называемый лобно-затылочный охват. Одну ладонь положить на лоб, другую — на затылок. Сконцентрироваться. Сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно озвучить свою проблему. Если говорить вслух не получается, достаточно просто думать об этом. Посидеть так пару минут. Если возник зевок, то это значит, что тело уже избавляется от напряжения.

Когда рука прикасается ко лбу, происходит приток крови, она начинает лучше циркулировать по лобным долям мозга. В этом участке мозга происходят анализ, осознание и оценка проблемы, и определяются пути выхода из такой ситуации. На затылке расположена зона, которая воспринимает зрительно те образы, которые потом хранятся в нашей памяти. Прикладывание к этой области ладони стимулирует кровообращение. Человек как бы стирает подобным образом проблемы, образы, негативные ситуации. Благодаря глубокому дыханию, в кровь поступает кислород, воздух вентилируется — и из организма улетучивается негатив. Упражнение дает желаемый результат.

Упражнение «Энергетизатор»

Положить скрещенные руки на стол перед собой. Прижать подбородок к груди. Ощутить растяжение мышц спины и расслабление плечевого пояса. С глубоким вдохом запрокинуть голову назад, прогнуть спину и раскрыть грудную клетку. Затем на выдохе снова расслабить спину и опустить подбородок к груди.

В результате этих действий расслабляются мышцы шеи и плечевого пояса, повышается уровень кислорода в крови, активизируется вестибулярный аппарат, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе.
К этому простому, но эффективному упражнению я в основном прибегаю во время работы за компьютером. Если выполнять его 5—10 минут, то уменьшается, а то и совсем проходит ощущение усталости, заметно лучше начинает «работать голова», повышается концентрация внимания.

Упражнение «Кнопки мозга»

Это мини-серия из трех упражнений, как бы включающих «электрическую систему» организма. В результате активизируется кровоснабжение головного мозга и работа обоих его полушарий, повышается концентрация внимания, улучшается восприятие сенсорной информации.

Упражнения снимают умственную усталость, помогают сосредоточиться на запоминании новой информации и даже улучшают координацию движений. Кроме того, они способствуют расслаблению, снимают нервное напряжение (и очень полезны, кстати, гиперактивным, легковозбудимым людям, как взрослым, так и детям).

Каждое упражнение выполнять каждой рукой по 20—30 секунд.

  • Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Ладонь другой руки в это время лежит на пупке. Одновременно с этим нужно  переводить взгляд в разных направлениях: влево-вверх и вправо-вниз и т.д. Затем поменять положение рук и повторить упражнение.  

  • Указательный и средний пальцы одной руки поместить, чуть надавливая, под нижнюю губу. Пальцами другой руки в это же время массировать область копчика. Повторить упражнение, поменяв положение рук

  • Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцами другой руки массировать область копчика. Через 20—30 секунд положение рук поменять.


Упражнение «Слон»

Это одно из наиболее интегрирующих упражнений «Гимнастики мозга» Пола Деннисона. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект—тело», улучшает концентрацию внимания.

Итак, ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3—5 раз каждой рукой.

Мне очень нравится это упражнение, и я делаю его довольно часто в течение дня. Особенно интригует утверждение специалистов, что «Слон» позволяет выявить скрытые способности и расширить границы возможностей мозга. опубликовано econet.ru

Автор: Лариса Насонова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник