Психологические наблюдение за развитием ребенка

Психологические наблюдение за развитием ребенка thumbnail



В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Ключевые слова: исследование, психология, наблюдение, интерпретация, навыки, общение.

Дети дошкольного возраста — самые уязвимые в плане воздействия на психику. Путем многочисленных исследований было установлено, что в сознании детей до шести лет прочно отпечатывается всё то, что происходит вокруг них, весь его позитив, и, наоборот, негатив. Это возраст, когда ребёнок начинает осознавать в себе первые признаки будущей личности, когда начинается проглядывать сущность, из которой складывается в будущем тип его характера. Так как это ещё ранний возраст, имеется возможность для того, чтобы помочь ребёнку перебороть в себе негативные наклонности, которые в будущем могут создавать определённые трудности для становления его характера, в свете которой ребёнок мог бы вырасти во всесторонне развитую личность. Как известно, в современном обществе ребёнок имеет возможность посещать детские дошкольные учреждения, общаться со сверстниками и через игры с ними самовыражаться. Ребёнок в таких учреждениях чему-то учится у своих друзей и в свою очередь делится с ними своими сокровенными желаниями и мыслями.

В современных детских садах последнего поколения, в штате сотрудников обязательно присутствие детского психолога. Какие задачи перед собой ставит, работая с различными детьми, входящими в разные группы данного учреждения? Детский психолог ставит целью наблюдение за психологическим состоянием детей и замечать малейшие изменения или отклонения в его развитии. Для этого в его арсенале имеются много различных методов и подходов.

Одним из таких методов является метод наблюдения. Он имеет некоторые преимущества. Психика ребёнка, его изучение- всё это является сложной задачей для учёных, а также воспитателей. Средствами такого исследования выступают определённые пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа. Исследователь, который выбрал для своей деятельности метод наблюдения, должен меть охватывать своим изучением весь психический факт, раскрывая внутреннее «Я» наблюдаемого объекта. Наблюдатель может отметит вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребёнка, в которых преимущественно и выявляются (уточняются) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления являются как бы показателями внутренних процессов, влияющих на психологическую составляющую наблюдаемого объекта, в данном случае воспитанника детского дошкольного учреждения.

Надо особо отметить, что метод наблюдения является ведущим в дошкольной психологии, он предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.

Наблюдатель должен уметь тщательно планировать своё исследование: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов. Как показывают исследования, дети в возрасте с трёх до семи лет наиболее удобны в плане наблюдения, потому что они в это время доверчивы и открыты по отношению к исследователю, они не осознают своей роли как испытуемых. Они воспринимают исследование как обычное общение, беседы не обременительные для детского восприятия. Кроме всего этого, пока ещё не совершенное самосознание и жизненный опыт ребёнка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.

Наблюдение может иметь несколько видов:

– полное и частичное;

– включенное и выключенное.

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений характера испытуемого ребёнка. При полном наблюдении характер детей изучается всесторонне, и выводы делаются на основе обобщения всех полученных результатов. Частичное же наблюдение предполагает под собой исследование одного из психических проявлений, это может быть речь ребенка или его поведение во время игры. Наблюдатель может стать членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находиться вне детской деятельности, наблюдая за ними извне. Исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и рискованностью. Важно, чтобы во время наблюдения ребёнок вёл себя свободно и непринужденно, занимался привычными для него делами, что облегчает для исследователя вопрос получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о психологическом состоянии конкретного ребёнка или детской группы. Вместе с этим важно отметить, что на результаты и выводы исследования, на его объективность значительно влияет позиция самого исследования. Важно понять, что первое попавшее проявление не может быть интерпретировано как закономерное и устойчивое. Для того, чтобы не допускать такой ошибки, наблюдения нужно проводить систематически. Потому что в данном процессе перед наблюдателем встает много разнообразных фактов, в этом случае исследователь должен владеть навыками отделения характерного и существенного от случайного или второстепенного.

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения испытуемого ребёнка. Важно отметить то условие, что для получения объективных результатов наблюдения важно, чтобы исследователь занимал непредвзятую позицию по отношению к испытуемому. Он должен по возможности максимально освободиться от социальных стереотипов, которые могут помешать ему правильно воспринимать и интерпретировать полученные психологические факты и положения. Очень важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного, или наоборот, отрицательного. Потому что, общеизвестен тот факт, что ребенок, который вызывает у взрослого в данном случае исследователя, симпатию, оценивается им более снисходительно, чем те дети, которые таким качеством не обладают. Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления чётко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать доказательствами. Объективность исследования можно повысить, применив приём, который называется «Стереоскопичностью взгляда» на ребенка, который предусматривает обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с детьми.

Читайте также:  Основные направления развития ребенка дошкольного возраста

Процесс наблюдения за поведением дошкольника требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности, при выполнении задании фиксации проявлении детского поведения в различного вида протоколах. Одной из возможных форм ведения протокола является «Фотог8рафическая запись», которая дает возможность подробно описывать мимические, пантомимические проявления эмоции со стороны наблюдаемых детей; оно имеет возможность довольно, без изменений передавать речь ребенка в прямой форме, отличать паузы, интонации, силу голоса и его темп. Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. Данный метод раскрывает перед исследователем целостную картину ситуации, поэтому в данном случае возникает необходимость отмечать в протоколе реплики и действия взрослых, сверстников, направленных на наблюдаемого ребенка. Специальные навыки требуются и для обработки полученных сведений, отмеченных в протоколе наблюдения. При этом необходимо широко использовать математическую оставляющую обработки полученных результатов. Как видим, метод наблюдения имеет ряд преимуществ при изучении психического состояния ребенка. Известно очень много случаев, когда при использовании данного метода были обнаружены много психологических проблем, влияющих угнетающе на неокрепшую еще психику ребенка дошкольного возраста. Например, наблюдая за поведением ребенка в процессе общения с другими детьми можно многое узнать о психологическом климате, который царит у него дома, о нравственном или культурном воспитании людей его семьи, и прежде всего, его родителей. Ребенок старается копировать не только их привычки, движения, но даже его своеобразную технику речи и речевые обороты, применение которых в данной семье уже давно является чем то объединенным. Также наблюдатель может судить об насилии агрессии, которая была применима по отношению к наблюдаемому ребенку. Это, конечно же, вовремя выявленное явление, может существенно облегчить жизнь ребенку. Важно при этом помнить, что дети в таких случаях предпочитают, чтобы о проблемах, имеющих место быть в его семье, не знали другие. Значит, исследователь должен быть максимально осторожен в своих действиях, создать вокруг проблемы ребенку такую ситуацию, при которой ребенок не стал бы чувствовать себя виноватым в том негативном положении, в котором окажут все его близкие и родные люди после обнаружения и предания огласки семейных проблем.

Как было отмечено выше, метод наблюдения за детьми подразумевает проведение исследования в привычной для ребенка среде, когда ни что не может заставить покинуть зону душевного комфорта. Но, данный метод допускает создание искусственной ситуации, которая необходима для получения целостной картины характера испытуемого ребенка. Потому что, некоторые жизненные ситуации в жизни повторяются очень редко, и если его воспроизведение важно для исследования, то оно обязательно повторяется.

Конечно, метод наблюдения может иметь и некоторые недостатки. Он может замедлять отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2–5 человек). При наблюдении исследователь занимает пассивную и выжидательную позицию, потому что данный метод не подразумевает вмешательство в детскую деятельность, не может вызвать нужное ему психическое явление, это также может замедлять динамику исследования. Именно в детской психологии наряду с методом наблюдения широко применяются и другие различные методы исследования. Все они направлены на то, чтобы максимально точно изучить детскую психику во всех его проявлениях с тем, чтобы в нужный момент помочь ребенку правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, которые могут возникнуть на заре его жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): метод наблюдения, ребенок, испытуемый ребенок, полное наблюдение, наблюдаемый ребенок, детская деятельность, дошкольный возраст, детский психолог, детская психология, речь ребенка.

Источник

Библиографическое описание:


Семенова, Н. А. Метод наблюдения за младенцами как форма изучения психологического развития в раннем возрасте / Н. А. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27830/ (дата обращения: 26.05.2020).



Статья посвящена методологии и значению младенческого наблюдения для лучшего понимания его важности в формировании представления о развитии младенца, а также его важности в практике детского анализа.

Ключевые слова: младенчество, наблюдение за младенцами, взаимодействие ребенок-родитель, детский аутизм.

Данная статья посвящена опыту автора участия в обучающейся группе «Наблюдения за младенцами» и некоторых теоретических аспектах данного метода.

Читайте также:  Физического развития ребенка третьего года жизни

Наблюдение за младенцами является инструментом, используемым для обучения аналитиков и кандидатов в аналитики для понимания до вербального эмоционального развития младенца и влияния младенческого периода на последующее психологическое развитие, развитие привязанностей. Наблюдение используется как дополнение в процессе обучения детскому и взрослому анализу.

Этот метод связан с наблюдением взаимодействия ребенка и родителей в естественных условиях дома. Диада мать — младенец наблюдаются в течение одного часа раз в неделю от рождения до двух лет. Целью этого двухлетнего опыта является создание возможности наблюдать, в первую очередь с позиций аналитической перспективы, раскрытие младенческой психики в контексте ранних взаимоотношений младенца и заботящихся о нем людей. Обучающаяся группа, проводящая наблюдение за младенцами, обычно состоит из четырех участников, они встречаются еженедельно, для того, чтобы обсудить наблюдения и попытаться понять интеракции, сделать выводы относительно развития интрапсихической области младенца.

В целом, это попытка понять целостность опыта младенца и влияния этого опыта на дальнейшее развитие. Через эти детальные наблюдения и обсуждения участники получают опыт понимания психики младенца, получают возможность думать о значимости этого знания и опыта для практики детского и взрослого психоанализа.

Наблюдение за младенцем начиналось как часть аналитического обучающего курса для психотерапевтов Тэвистокской клиники в 1948 году, когда началось обучение детской психотерапии. Особое внимание Мелани Клайн к описанию душевного состояния младенцев, совместно с работой Джона Боулби над теорией привязанности, привело основателей программы по детской психотерапии в Тэвистокской клинике в Лондоне (EsterBick, 1964), к организации семинара по наблюдению за младенцами, которое покрывает первые два года жизни. В начале 70-х годов XX века Майкл Фордхам внутри поля аналитической психологии представил младенческое наблюдение в программе по детскому анализу Общества Аналитической Психологии в Лондоне. Наблюдение за младенцем было включено в программу Общества Аналитической Психологии Майклом Фордхамом для того, чтобы дать возможность будущим аналитикам отчетливо осмыслять инфантильный опыт их пациентов, как детей, так и взрослых. Фордхам также считал, что тренировка в наблюдении за младенцем повысит понимание детским аналитиком невербального поведения детей и детской игры, поможет детскому аналитику, когда он интервьюирует родителей, даст возможность лучше понять значение событий детской истории. Наблюдение за младенцами дает психологу уникальную возможность наблюдать за развитием младенца, начиная с рождения, в контексте его домашнего окружения и в связи с теми людьми, которые заботятся о малыше. Наблюдатель может сравнить и сопоставить свои наблюдения с наблюдениями своих коллег по еженедельным семинарам по наблюдению за младенцами. Матери должны решить, насколько они приветствуют факт того, что кто-то регулярно приходит в их дом, с кем они могут говорить о ребенке и его развитии, а также о тех чувствах, которые возникают у матери по поводу материнства [3].

Наблюдатели не делают никаких пометок в процессе наблюдательных сессий. Считается, что сделанные пометки могут помешать способности наблюдателя чувствовать себя эмпатически и эмоционально вовлеченным в атмосферу семьи, особенно семьи с младенцем. Важно, чтобы наблюдатель был в состоянии исследовать психологическое и эмоциональное влияние взаимоотношений родителей и младенца на него самого, а не давал каких-либо советов или критики. Используя эту структуру, наблюдатель может развить через эмпатические взаимоотношения с эмоциональным взаимообменом в рамках самого раннего периода жизни младенца [4]. Семинарская форма занятий помогает участникам исследовать те проекции, которые демонстрируют разные члены семей по отношению к наблюдателям. Временами групповые дискуссии бывают очень сложными, и даже болезненными. Особенно сложными дискуссии становятся, когда группа обсуждает и размышляет о влиянии депрессии матери на материнско-младенческие отношения. Когда депрессивные проявления становятся отчетливыми, мать прибегает к эмоциональному отстранению от ребенка, и тогда может появиться чувство беспомощности при понимании и встрече с потребностями ребенка. В других случаях группа вместе с наблюдателем получает опыт наблюдения за формированием динамического доверия, облегчающего взаимодействие младенца и матери, когда мать приспосабливается к потребностям и желаниям ребенка, одновременно эмпатично и синхронно переживая их. В продолжение этого времени мы, как группа, начали узнавать на опыте то, каким образом эпизоды приспособления приводят к развитию стабильного чувства ощущения себя. Мы продолжаем удивляться той способности младенца активно участвовать в создании своей собственной вселенной и тому способу и попыткам, которыми он дает понять близким о том, что ему необходимо и чего ему хочется. Устойчивая развивающаяся оптимистическая сущность родителей дает понять, что не всякие упущения в сопереживании приводят к нарушениям в развитии [3]. Участники группы, таким образом, становятся чувствительными к подъемам и спадам нормального развития младенца, и они способны уловить влияние среды на развитие младенца.

В первую очередь, ребенка следует представлять в психологическом пространстве между родителями. Это способствует тому, что существование ребенка охраняется и насыщается родителями в соответствующей эмоциональной манере. И до и во время беременности архетипический «внутренний» ребенок образует констелляцию как с внутренним миром родителей, так и в пространстве между ними. У каждого из родителей есть в уме свой образ ребенка, прежде чем произойдет настоящее осмысление, и этот образ разовьется и эволюционирует за время периода беременности. Часто психологическое влияние архетипа ребенка фильтруется через восприятие родителей самих себя, их собственного образа, собственных глубинных психологических потребностей. Часто ребенок видится кем-то особенным, кто принесет чувство избавления и обновления семейной паре. Семейная пара воспринимает ребенка, как спасителя брака, который, с одной стороны, соединит их вместе на основе чего-то положительного, а с другой стороны, поможет им справиться с семейным напряжением и конфликтами [2].

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям беременности

На протяжении курса наблюдения за младенцами мы активно размышляем о том месте, которое занимает ребенок во внутреннем пространстве родителей. Удивительно, каким образом мысли родителей привносятся во взаимоотношения с ребенком. Когда все хорошо, родители могут думать о ребенке эмпатично и поддерживать его психологически жизнеспособным внутри себя, заботясь о нем. Когда невнимательность доминирует, родитель может потенциально неправильно прочитать сигналы ребенка и может заместить своими желаниями, потребностями желания и потребности ребенка [1]. Фордхам (1985) считал, что мать представляет себе своего ребенка через его отражение, в особенности в свете материнской фантазии. Ребенок реагирует хорошо, когда он содержится в сознании родителей как объект заботы и эмпатического отношения, иначе у ребенка появляются сложности.

Реальное рождение ребенка обычно помогает привести к реальности идеализированные фантазии родителей, но также часто может приводить к страхам, связанным с физической полноценностью и невредимостью ребенка, особенно если ребенок нуждается в специальном медицинском внимании или помещен на какое-то время в стационар.

Винникотт (1987) понимал кормление грудью как форму коммуникации [2]. С его точки зрения, мать обеспечивает помогающую среду, которая обеспечивает младенцу развертывание подлинного взросления. Пока кормление грудью еще не развилось как необходимое условие для установления близости между младенцем и матерью, мы можем обнаружить множество вещей, описывающих материнско-младенческие отношения. Наблюдая за младенцем, можно заметить, как ребенок использовал сосок в игровой манере. Подобная активность приводит к эволюции использования символов и способности к игре. Также мы обращаем внимание, что мать использует грудь для того, чтобы успокоить ребенка, когда он чувствует себя некомфортно. Коллеги по наблюдению отмечают, что некоторые матери используют грудь для создания чувства единства и слияния со своим ребенком. Другие настолько не уверены в том, что их молока достаточно, что они стимулируют ребенка к кормлению даже тогда, когда он совершенно не заинтересован в этом, что делается для снижения матерью своей тревоги. Отношение к груди обоих, и матери, и ребенка, а также к процессу кормления становится значимым для начала понимания динамического взаимодействия между младенцем и матерью и их развивающихся отношений, развития привязанности [2].

В ходе курса младенческого наблюдения мы пытаемся понять, как родители заботятся о ребенке физически и как осуществляется психологическая забота, по мнению главных объектов привязанности. Функция заботы (холдинга), по мнению Винникотта (1965), состоит в обеспечении Эго поддержки, особенно в то время, пока ребенок еще сильно зависим от родителей. Когда о ребенке чутко заботятся, то благополучие ребенка, как физическое, так и психологическое, принимается во внимание. О ребенке заботятся в чувствующей манере и его нужды и чувства принимаются с эмпатией. Эта функция родителей очень хорошо заметна в ситуациях купания и пеленания. Представляет ли себе родитель, как ребенок среагирует на то, что его помещают в ванну? Может ли мать следить за температурой воды и делать ее оптимальной? Может ли мать подкрепить чувство телесного у своего ребенка? Может ли родитель использовать пеленание для установления близкого контакта и вовлечения ребенка в межличностное общение? Через чуткую заботу о теле ребенка, проявляется психическая функция кожи и развивается ощущение «внутри» и «снаружи». Эстер Бик (1968) исследовала психическую функцию кожи у аутичных детей и детей-психотиков, но не развила идею единства здорового развития и создания психологических границ на всем протяжении жизненного цикла.

Литература:

  1. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.
  2. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 2013.
  3. Фельдман Б. Встреча с Другим: клинические аспекты и аспекты развития // Юнгианский анализ. — 2012, № 2.
  4. Фордхам М. Анализ детства и его границы // Юнгианский анализ. — 2011, № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младенец, мать, наблюдение, родитель, развитие младенца, младенческое наблюдение, Аналитическая Психология, детская психотерапия, детский аналитик.

Источник