Ведущие роли взрослого в физическом развитии ребенка

Ведущие роли взрослого в физическом развитии ребенка thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 июля 2013;
проверки требуют 23 правки.

Оценка физического развития в армии США: измерение роста и взвешивание.

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека вследствие естественного роста, составная часть физического воспитания. В понятие физического развития наряду с такими признаками, как рост, вес, окружность груди, входят также показатели развития основных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость) и способностей к овладению двигательными навыками.

Общие сведения[править | править код]

Физическое развитие во многом зависит от наследственных признаков, однако направление физического развития, его характер, уровень, а также физические качества и способности в большой степени зависят от условий жизни и воспитания.

Постоянная забота нашего государства о здоровье подрастающего поколения, рост благосостояния советских людей, улучшение условий воспитания детей и молодежи обусловили положительные изменения в физическом развитии советских школьников. По сравнению с дореволюционными данными у советских школьников рост в среднем увеличился на 9—21 см, вес — на 4,5—17 кг, окружность грудной клетки — на 3 —10 см. (Первая цифра данных относится к детям младшего, вторая — к детям старшего школьного возраста.) Физическое воспитание направляет процесс физического развития, ускоряет его и совершенствует.

На физическое развитие оказывают большое влияние занятия спортом. Средние данные длины тела, веса, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, силы кисти у юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Так, например, у юношей 16—17 лет разность этих показателей составляла для длины тела— 5,7—6,1 см, для веса—8,0—8,6 кг, для окружности грудной клетки — 2,5 — 5,0 см, для жизненной емкости легких — 500—1400 мл, для силы кисти—4,3—5,7 кг. Примерно такая же разность в средних данных и у 16—17-летних девушек, занимающихся и не занимающихся спортом.

Юные спортсмены пропорционально сложены, хорошее физическое развитие сочетается у них с высокой сопротивляемостью организма, особенно к простудным заболеваниям. Зная и умело используя законы физического развития человека, можно в принципе воздействовать на организм человека так, чтобы обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для творческого, труда, и даже «отодвинуть» сроки старения, увеличив тем самым активное долголетие человека.

Основные параметры[править | править код]

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата[1].
Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния[2]

  1. Аэробная выносливость — способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
  2. Скоростная выносливость — способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
  3. Силовая выносливость — способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
  4. Скоростно-силовая выносливость — способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
  5. Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счёт эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
  6. Быстрота — способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
  7. Динамическая мышечная сила — способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объёма и плотности мышц — «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
  8. Ловкость — способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
  9. Состав тела — соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
  10. Росто-весовые характеристики и пропорции тела — эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определённых двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определённых спортивных достижений.
  11. Важным показателем физического развития человека является осанка — комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.
Читайте также:  Какие моменты развития ребенка существенные

Физическая работоспособность[править | править код]

Работоспособность человека — умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

    Примечания[править | править код]

    Ссылки[править | править код]

    • Физическое развитие — статья из Большой советской энциклопедии. 
    • Электронная версия «Карпман В. Л. — Спортивная медицина. Учебник для институтов физической культуры».

    Источник

    Надежда Самочернова
    Роль физического воспитания в развитии ребенка раннего возраста

    Роль физического воспитания в развитии ребенка раннего возраста имеет огромное значение. Двигательная деятельность составляет одну из основных задач физического воспитания.

    В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Период от двух до трех лет – пик двигательной активности в жизни человека.

    На втором году дети умеют ходить, ходят, широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. И предпочитают задействовать обе ноги даже тогда, когда было бы достаточно одной.

    Держат равновесие на ограниченной, неровной,возвышенной поверхности и т: д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

    На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну, а также игры с несложными правилами.

    Начинают предпочитать правую или левую руку, и скорее всего, потянутся за игрушкой одной рукой. И самое главное – для того, чтобы совершить движение – им уже не надо его взглядом контролировать. Это проглядывают элементы автоматизма, то есть способности совершать действия без осознанного контроля.

    Для развития движений используются различные средства. Это в первую очередь режимные процессы — умывание, одевание, кормление, развивающие координацию движений рук; игровая деятельность, во время которой дети разнообразно двигаются. Но чтобы они могли свободно бегать, играть в мяч и другие игры, должно быть достаточно места. Для детей нужны игрушки, способствующие развитию движений: мячи разных размеров 3-колесные велосипеды, автомобили.

    Важным фактором развития движений являются утренняя гимнастика и физкультурные занятия.

    Читайте также:  Центры развития для ребенка в харькове

    Роль физического воспитания в развитии ребенка раннего возраста

    На занятиях обязательно проводятся общеразвивающие упражнения.Они подбираются для крупных групп мышц: рук и плечевого пояса, туловища, ног и стоп.Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа, на четвереньках. Воспитатель обучает ребенка движению, внимательно следит за качеством его выполнения. Значительную роль в занятии играют имитационные упражнения, игры-забавы, подвижные игры. При проведении занятия педагог должен знать содержание его, подготовить соответствующие пособия, соблюдать общепринятую методику.

    Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем,

    укрепляют опорнодвигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность.

    Чтобы закрепить основные движения, необходимо создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной деятельности.

    Специальное физкультурное оборудование должно включать следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, гимнастическую стенку, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений.

    Ведущие роли взрослого в физическом развитии ребенка

    В работе с детьми широко используются игровые упражнения, не

    имеющие правил. Особенно нужны они в начале года, когда вновь принятые

    малыши осваивают разнообразные новые для них движения, выполняя их в

    индивидуальном темпе. В этих упражнениях нет сюжета, и они содержат почти все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание.

    Игровые упражнения можно проводить как на специально организованных занятиях, так и в режимных моментах, такие как («Доползи до погремушки», «Попади в воротца», «Перешагни через палку»,

    «Догони мяч», «Пройди по мостику», «Найди игрушку» и др.)

    В силу психологических особенностей детей этого возраста, для которых игровая деятельность является ведущей, игровые упражнения являются очень важными, и даже гимнастику в процессе занятий рекомендуется проводить в игровой форме. Игровые упражнения, вызывают эмоциональный подъем детей, и при условии адекватности их уровню развития — легко осваиваются детьми.

    Целью игровых упражнений является:

    развитие внимательности, сообразительности, памяти,

    наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;

    — укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и

    других систем организма;

    — ориентировка в пространстве;

    — формирование и закрепление двигательных умений;

    — получение удовольствия и создание хорошего настроения;

    — сохранение и укрепление здоровья дошкольников;

    — повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

    Ведущие роли взрослого в физическом развитии ребенка

    Существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

    Ближе к 3 годам ребенку все больше и больше нравятся игры, где нужно быстро убегать от преследователя, оглядываться на него и увертываться от его рук.

    Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных играх.

    В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует сюжетный рассказ; игровые имитационные образы; заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как надо делать.

    Организованная подвижная игра не только развивает движения, но и организует поведение детей. Как известно, правильно подобранные подвижные игры активизируют различные группы мышц, развивают ходьбу, бег, лазанье, бросание, воспитывают координацию движений и, тем самым, способствуют развитию у детей подвижности и ловкости. Совместные игры вырабатывают умение действовать согласованно. Игры, в которых требуется ожидание, тренируют процесс торможения и развивают у детей терпение и выдержку. Подвижные игры всегда проходят при положительном эмоциональном настрое ребенка. Они доставляют ему радость и удовольствие.

    («Солнышко и дождик», «догони меня», «воробышки и автомобиль»)

    Подвижная игра, кроме своего прямого назначения (развития движений детей, содействует также развитию речи, налаживанию положительных взаимоотношений между детьми, вырабатывает у них такие черты характера, как выдержка, смелость, умение преодолевать препятствия, действовать согласованно. Слайд-3года

    Читайте также:  Показатели физического развития ребенка 4 лет

    Так же большое значение подвижная игра имеет для умственного развития. В играх обогащается кругозор детей, уточняются, закрепляются имеющиеся у них знания, представления об окружающем, о свойствах предметов. Особенно ценно, что малыши не только уточняют, обогащают свои представления об окружающем, но и развивают воображение, инициативу, сообразительность (действуют, изображая зайчика, медведя, мышку, самолет и т. д.).

    Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.

    Также можно использовать для детей стихи с движениями, потешки, сказки.

    Ведущие роли взрослого в физическом развитии ребенка

    Все маленькие дети очень любят, когда им читают стихи. Малыши непоседы, они не всегда будут спокойно сидеть и слушать. Им хочется двигаться, и это естественно. Достаточно просто выучить стихи с движениями.

    Вслед за взрослыми дети с удовольствием подражают звукам и движениям, производимыми животными из сказки, действия этих персонажей с различными предметами («тянет — потянет», «упало и разбилось», что способствует изобретению ребенком новых способов взаимоотношений с окружающим живым и предметным миром.

    Читая стихи и сказки, которые можно не только слушать, но и выполнять движения соответственно тексту как своеобразную зарядку. Практика показывает, что такие упражнения очень нравятся всем деткам. Они с удовольствием повторяют за взрослым слова из стихотворения, выучив его наизусть, и жестами изображают всё то, о чём в нём говорится. Такое чтение с элементами игры очень полезно для развития памяти и речи ребенка, а также для развития координации движений и просто необходимо для удовлетворения потребности детского организма в двигательной активности. Кроме того, радостные мгновения общения малыша с мамой имеют большое значение для его психоэмоционального развития.

    Можно и даже нужно,чтобы в чтении стихов с движениями принимали участие все члены семьи: мама, папа, старшие братики и сестрички, бабушки, дедушки. Тогда хорошее настроение гарантировано всем.

    Также можно использовать в работе с детьми раннего возраста ритмические сказки.

    Ритмические сказки развивают музыкальность ребенка, чувства ритма, а также двигательным навыкам. Так же можно инсценировать песни, детские потешки и стихи под музыку. (Программа «Топ, хлоп, малыши»).

    Проблему оптимизации физического воспитания детей раннего возраста дошкольное учреждение может решить через привлечение к сотрудничеству семьи.

    Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров. Но эффективность работы по здоровье сбережению невозможна без участия родителей. Ни что так не стимулирует ребёнка к занятиям спортом, как личный пример родителей.

    Известно, что решающее влияние на приобщение детей к физическим упражнениям оказывают личный пример родителей, их ценностные ориентации, совместные занятия с детьми. Однако родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми и испытывают трудности,обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.

    Большинство родителей готовы активно участвовать в интеллектуальном, психо-эмоциональном и физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них умений проведения подобной работы. К тому же, проводить полноценные физкультурные занятия в домашних условиях смогут немногие родители. Именно поэтому необходимо проводить практикумы для родителей детей раннего возраста по обучению их развивающим и полезным для детей данного возраста подвижным играм.

    Родителям вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подвижные игры, во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически. Задача педагогов лишь объяснить родителям значимость подвижных игр и научить в них играть.

    Источник