Психолингвистика развитие речи у ребенка

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

1. КТО И ЗАЧЕМ ИЗУЧАЕТ РЕЧЬ РЕБЕНКА?

Речь ребенка всегда вызывала у психолингвистов живой интерес. Более того, детская речь (далее — ДР) традиционно считается таким же естественным объектом изучения для психолингвистики, как, например, законы словообразования для «чистых» лингвистов. Проблематика, связанная с ДР, включается в лекционные курсы, в программы экзаменов по специальности «психолингвистика» и т. д.

Тем более удивительно, что ни в лингвистике, ни в психологии, ни в педагогике нет детально разработанных общетеоретических концепций, которые бы относились к детской речи в целом. Поясню, что здесь понимается под общетеоретической концепцией. Я имею в виду теорию, которая объясняла бы, как «на самом деле» формируется речь ребенка, как овладение речью выступает в качестве базы для развития у ребенка всей совокупности познавательных процессов — восприятия, обобщения, целеполагания, оценки.

В нашем распоряжении может быть сколько угодно фактов и наблюдений, но при отсутствии единой теории они не сложатся в общую картину. Заметим, кроме того, что о речевом развитии здоровых детей мы знаем меньше, чем о «проблемных» детях. Это отчасти объяснимо. Представьте себе ребенка, растущего в семье, где родители получили хотя бы среднее образование. В такой семье у ребенка есть разноцветные игрушки, книжки с картинками и подписями под ними. В такой семье мама начинает разговаривать с ребенком еще в роддоме, т. е. тогда, когда он заведомо не понимает смысла ее слов, и правильно делает, потому что, не понимая слов, ребенок тем не менее чувствует контакт.

Позже этому ребенку будут называть цвета предметов, имена домашних животных, рассказывать сказки, читать вслух. А когда ему будет лет пять, мама уже забудет, в каком возрасте он сказал не «Миша упал», а «я упал».

Нередко мама улавливает любопытные, значимые моменты в речевом развитии ребенка, но в общем случае, если ребенок растет здоровым, наблюдения мам, нянь и бабушек не идут дальше семейных преданий и шуток. Я знала маму, которая очень гордилась тем, что первым словом ее сына было слово цитата. При этом она не могла точно вспомнить, в каком возрасте это слово появилось и не забыл ли он его позже. Как она была обижена, когда я предположила, что на самом деле ребенок произнес нечто вроде та–та–та!

О том, какие слова у русского ребенка чаще всего выступают в роли первых, см. ниже, раздел 3.

В общем, чем благополучнее ребенок, тем меньше мы узнаем от родителей о его речевом и связанном с речевым интеллектуальном развитии. И это нормально: родители вовсе не обязаны изучать своего ребенка. Однако они обязаны общаться с ним. Слово «обязаны» здесь употреблено неслучайно: о роли общения матери и младенца мы еще будем говорить ниже.

Из сказанного понятно, почему мы слишком мало знаем о процессе развития речи у ребенка без особых проблем: чтобы регистрировать шаги и шажки в речевом развитии ребенка, надо много и ежедневно наблюдать за его речевым поведением. Строго говоря, чтобы делать это аккуратно, надо быть профессионалом, хотя родительские дневники и служат подспорьем для ученых. Но в то же время исследователю, как человеку со стороны, по очевидным причинам совсем непросто наблюдать за чужим ребенком в естественных условиях, т. е. у него дома. (Великий швейцарский психолог Жан Пиаже, сделавший бесценный вклад в изучение развития ребенка, основные свои наблюдения сделал в собственной семье: он был отцом троих детей.)

Как это ни парадоксально на первый взгляд, мы более детально знаем, что происходит с ребенком, у которого овладение речью затруднено из–за тех или иных врожденных или приобретенных дефектов: глухоты, родовой травмы, раннего детского аутизма. Все те, кто много работал с такими детьми — логопеды, сотрудники домов ребенка, дефектологи разных специальностей, воспитатели специальных детских садов и учителя специальных школ, — расскажут, какие дефекты в произношении слов и построении фраз наиболее распространены у детей той или иной категории, какие ошибки для них характерны, как дети с тем или иным поражением речевого, слухового или двигательного аппарата овладевают смыслом слова и т. д.

Но даже самый большой массив отдельных наблюдений не может «силою вещей» превратиться в теорию. Поэтому логопеды и специалисты по психологической помощи детям с нарушениями речи и мышления могут совершать чудеса, заставляющие в очередной раз вспомнить И. А. Соколянского, успешно обучавшего слепо–глухих детей (отсылаю читателя к разделу «Пластилиновые яблоки», с. 14). Трудности начинаются тогда, когда надо обосновать, почему для определенной категории детей предпочтительны те или иные методы обучения. Ибо, как бы уникальна и тонка ни была интуиция, ее нельзя передать другим лицам — на то она и интуиция. Передать с помощью лекций или книг можно знания. А знаем мы о ДР недостаточно. Поэтому далее я расскажу не столько о фактах, не столько о том, что уже достигнуто, сколько о насущных проблемах исследования ДР. Может быть, именно вам удастся что–то к этому добавить в будущем.

Читайте также:  Книги по развитию речи для не говорящего ребенка

Сначала речь пойдет о норме, о здоровых детях. Наибольшее внимание будет при этом уделено двум фундаментальным процессам, без понимания которых мы не можем размышлять о развитии речи и интеллекта ребенка. Это: а) формирование навыка категоризации и операций с понятиями; б) овладение знаковыми операциями.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

2.5. Детская агрессия
Родителям и другим взрослым порой сильно отравляет жизнь склонность некоторых детей к совершению деструктивных действий: сломать что-либо, ударить, обозвать близких людей обидными словами и т. д. На самом деле, психологически за этим могут стоять

ДЕТСКАЯ ЛЮБОВЬ
Прежде чем вы начнете с любовью воспитывать ребенка, задайте себе два вопроса:1. Как ребенок любит?2. Чего он хочет, когда плохо ведет себя?Итак, как же ребенок любит? Не так, как взрослые. В отличие от детей мы стремимся дать другим безусловную любовь.

Детская любовь

Время летело. Потихоньку отлетали пуговицы от моей блузки.
Лена, Мурманск (Из писем в «Спид-инфо»)

«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? — писал М. Ю. Лермонтов в своей записке от 8 июля 1830 г. — Мы были большим семейством на водах

Детская дружба

Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий
Верный друг.
Из детской песенки
Дружба для ребенка – очень важное понятие. Но характер и мотивы ее с возрастом меняются, и это надо учитывать, когда мы выносим суждение о друзьях наших детей.

Детская мода
Все более детской становится мода.Раньше только подростки обращали внимание не на качество материала, а на торговую марку. Теперь к ним присоединились взрослые, радостно играющие роль бесплатных рекламных плакатов «своей» фирмы.Раньше существовало такое

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ

1. КТО И ЗАЧЕМ ИЗУЧАЕТ РЕЧЬ РЕБЕНКА?
Речь ребенка всегда вызывала у психолингвистов живой интерес. Более того, детская речь (далее — ДР) традиционно считается таким же естественным объектом изучения для психолингвистики, как, например, законы

2. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДР изучали психологи и лингвисты, преследуя при этом настолько разнообразные задачи, что между ними иногда трудно усмотреть что–либо общее. А именно:• а) ДР изучалась как таковая, как самоценный объект, заслуживающий детального

3. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК САМОЦЕННЫЙ ОБЪЕКТ: ПЕРВЫЕ СЛОВА РЕБЕНКА
В течение многих лет исследователи ДР фиксировали свои наблюдения за становлением у ребенка системы фонем родного языка, изучали лексикон ребенка, развитие словообразовательных навыков, овладение

4. ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Если резюмировать работы, где содержатся фактические наблюдения над детской речью в норме, то во многих случаях окажется, что авторов детская речь интересовала все–таки не сама по себе, а как источник знаний о

ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК УНИКАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ДЛЯ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

5.1. Психологи и лингвисты
Если вы внимательно перечитаете сказанное выше о ДР, то убедитесь в том, что изучение закономерностей ДР обычно не замыкается на описании ДР как уникального и самоценного объекта. Мы

Детская любовь

Время летело. Потихоньку отлетали пуговицы от моей блузки.
Лена, Мурманск (Из писем в «Спид-инфо»)
«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? – писал М. Ю. Лермонтов в своей записке от 8 июля 1830 г. – Мы были большим семейством на водах

Речь-призыв, или Побудительная речь
Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы,

Читайте также:  Невролог при развитии речи у ребенка

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь
Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство[3]. Судьи, прокурор, адвокаты

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь
Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к

Источник

Галина Мануйлова
Связная речь, как лингвистическое и психологическое звено речи

Речь – это важнейшая творческая, психическая функция человека, один из видов коммуникативной деятельности, который использует человек для общения средством языка с другими членами языкового коллектива. Функции речи у дошкольника развиваются параллельно с мышлением. Они тесно взаимосвязаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. Процесс овладения речью творческий и сложный, но необходимый для того чтобы ребенок как можно раньше начал говорить правильно и красиво.

Связная речь является предметом изучения разных наук: психологии, психолингвистики, лингвистики, нейропсихологии. «Психолингвистика определяет речь как деятельность, включенную в общую систему человеческой деятельности. Как всякая деятельность, речь характеризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий» [1]. Понятие и проблема развития речи и речевого общения в дошкольном детстве с психологической точки зрения раскрыты в разное время в работах таких авторов как, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин и других педагогов, психологов и научных деятелей. Лингвистическая основа языка и речи — это грамматика, лексика, фонетика. Лингвистической стороной речи и языка занимались такие авторы как Ф. А. Сохин, Н. А Стародубова, О. С. Ушакова, А. Н. Гвоздев, В. А. Звегенцев.

Многие авторы давали свое определение понятия «связной речи». Рассмотрим некоторые из них.

«Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание» говорится в методиках Н. А. Стародубовой.

Связность, считал С. Л. Рубинштейн- «это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Значит речь должна быть понятной собеседнику или слушателю.

«Связная речь-это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания» [12].

«Связная речь – это не только последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так же совершенствует свою речь, учась мыслить», считал Ф. А. Сохин.

«Под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое», дает свое определение А. В. Текучев.

Язык и речь возникли в деятельности, и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат. Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта. В современном мире усвоение детьми всех сторон языка рассматривается с позиций развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности. В раннем детстве речь любого ребенка, как средство общения с окружающим миром, связана с его практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой происходит общение. Деятельность ребенка дошкольного возраста в большинстве случаев, осуществляется совместно со взрослыми и при их помощи, поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи ребенка особую форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собой диалог — ответы на вопросы взрослого или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе игровой или познавательной деятельности, или требование об удовлетворении потребностей и наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, важное внимание нужно обратить на умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Для достижения связности речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для этого языковые средства. Нужно умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов, подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать разные языковые средства для связи предложений и перехода от одного предложения к другому. Связная речь по мнению Н. П. Ерастова, «характеризуется наличием основных групп связей: логическая, функционально стилевая, психологическая, грамматическая. Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка». Связная речь-это наиболее сложная форма речевой деятельности у дошкольника. Она носит форму последовательного развернутого, систематического изложения.

Читайте также:  Возрастная психология развитие мышление ребенка

Основная функция развития связной речи у старших дошкольников – создание коммуникаций. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности и несмотря на различия, тесно связаны с друг другом. В научной литературе диалогическую и монологическую речь рассматривают противопоставляя. Диалогическая и монологическая речь отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, цепи речевых реакций, осуществляется в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов или в виде разговора или беседы двух, или нескольких собеседников, например, в игровой деятельности. Опирается диалог на общность восприятия участников, общность ситуации и знание темы речи. Главной особенностью диалога является чередование говорения с прослушиванием собеседников. Особенность диалогической речи у старших дошкольников является: отвлечение от темы, неумение составлять правильные вопросы, неумение слушать собеседника.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение каких-либо фактах реальной действительности, протекающее долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, то есть ответ. Монолог – это усложненный вид связной речи. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации, поэтому высказывание содержит более полную формулировку. Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. В монологе текст должен иметь начало, продолжение и конец.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном возрасте. Обучение связной речи можно рассматривать с двух сторон: как цель и как средство практического овладения родным языком. Овладение разными сторонами речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи помогает самостоятельно использовать ребенком отдельные слова и синтаксические конструкции. В современном мире овладение речью является одним из важнейших условий становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития. Современное — значит начатое с первых дней жизни ребенка. Полноценное овладение — значит достаточное по объему и возрасту языкового материала. Побуждающее ребенка к овладению речью по максимуму, в каждой возрастной категории. Особое внимание к развитию связной речи ребенка с первых дней жизни особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования (от рождения и до 7 лет) очень легко поддаются тренировке. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Обучение по развитию связной речи должно строится с учетом возрастных особенностей детей, так же важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребенка (индивидуально-типологические особенности, определенные наследственные особенности, интеллектуальные способности, эмоциональность, точность и правильность звукового и грамматического строя речи).

Источник