Общение ребенка и воспитателя развитие речи

Жижина Ольга
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения»

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности — теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В результате общения ребенок к 6-7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Таким образом, в результате усилий воспитателей, с их помощью ребенок учиться правильно говорить.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.

Одним из условий речевого развития является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребёнок должен владеть определённым запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль.

Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении, как в детском саду, так и в семье, побуждать обращаться к взрослым с просьбой или вопросами.

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками, и взрослыми т. е. обладал определённой речевой активностью.

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т. е. развивающая среда. Чтобы обеспечить контакт и общение детей со сверстниками, необходимо специально организованное пространство. Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. По этому, кроме просторной групповой комнаты, желательны мини – мастерская, мини – театр, мини – библиотека, изостудия, удобная для перестановок мебель и т. д.

Основным методом формирования речевого развития в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье)

Читайте также:  Стадии психосексуального развития ребенка фрейд

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. иииМы в своей группе «Осинка» развиваем речь детей в процессе повседневного общения в процессе режимных моментов и в непрерывной образовательной деятельности. ооПроводим беседы с детьми на разные темы, стараемся учить детей вести диалог, задавать вопросы, делать простейшие выводы. Учим пересказывать несложные сказки, описывать героев сказок, иллюстрации, картины, предметы и т. д. Также используем элементы драматизации в театральной деятельности. Заучиваем стихотворения, песни, потешки и прочее. ОоСледим за правильностью речи детей, при необходимости поправляем, стараемся дать образец правильной культурной речи. ооСтараемся вовлекать детей в речевые игры такие как: «Кто как разговаривает?» (Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции); «Кто где живёт?» (Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в»); «Подскажи словечко» (Цель: развитие мышления, быстроты реакции); «Кто как передвигается?» (Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости); «Горячий – холодный» (Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов); «Что происходит в природе?» (Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении); «Кто может совершать эти действия?» (Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости); «Что бывает осенью?» (Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам); «Чего не стало?» (Цель: развитие внимания и наблюдательности); «Четвёртый лишний» (Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению); «Один – много» (Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных); «Животные и их детёныши» (Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти); «Назови ласково» (Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции). О Мы разговариваем с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателями, спрашивает, рассказывает о чем-то. Речь оформляем по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений. Разговор имеет большое значение. С его помощью мы оказываем влияние на все стороны речи ребенка: исправляем ошибки, даём образец правильной речи, развиваем навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Мы изучаем все стороны детской речи, выявляем ее недостатки, определяем, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение. Разговоры с детьми проходят индивидуально и коллективно. В свою очередь происходит также общение между детьми в играх, труде, наблюдениях и т. д. Они рассказывают, что то друг другу, делятся впечатлениями, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстники способствуют развитию разных сторон личности ребёнка. В общении со взрослым ребёнок учится говорить и делать как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками-выражать себя, управлять другими, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребёнка нужен не только взрослый, но и другие дети. Дошкольники стремятся к общению, потребность быть понятыми заставляет их высказываться яснее и правильнее. Для этого необходимо правильно организовывать повседневное общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы оп-ределенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх,ивиповседневнойтжизни.

Читайте также:  Плотникова развитие лексикона ребенка читать

Источник

Татьяна Приходько
Консультация «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»

Для развития речи ребенка, посещающего коррекционное дошкольное образовательное учреждение и большую часть времени находящегося в коллективе, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ.

Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел культурой речи, является та речевая атмосфера, в которую он погружен. Дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель.

Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной.

Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь?

В практике воспитатели нередко допускают ошибки при повседневном общении с детьми:

Вот один из примеров. «Катя, недень куклу» или «Одень на куклу платье» — говорит воспитатель детям.

Иногда воспитатель употребляет педагогические, непонятные детям термины: “Сейчас будем заниматься дидактическими играми”.

Нередко взрослый допускает ненужную авторитарность в обращении к детям:

“Вова, я тебя сейчас удалю из группы”. Или: “Люба, мне не нравится, как ты сидишь”.

Этими замечаниями педагог не воспитывает ребёнка, не учит его овладевать нужными навыками поведения в любой обстановке, а фиксирует внимание только на себе.

Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования предъявляются к речи воспитателя?

1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям, должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире. Чем меньше ребенок, тем проще синтаксическая структура обращенной к нему речи.

Так, при разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

“Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям.

Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: “Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд нашей прачки, которая стирает нам скатерти”.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: “Возьми со старшей группы” (здесь предлог “из” заменяется “со”). ““Не ложь сюда” (вместо “не клади”). “Сложь скатерти и положь их на место”. “Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

3. Речь воспитателя должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости – не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора.

Возможности слухового речевого восприятия у детей дошкольного возраста тесно связаны с возможностями качественной моторной реализации устной речи. А поскольку функции моторного праксиса у дошкольников еще недостаточно сформированы, артикуляционная программа обращенного высказывания должна включать в себя не более девяти слогов, что соответствует простому предложению из 3-4 слов. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения (например: слова обращения, смысловая часть и т. д.).

Однако поскольку элементарной единицей речи является слог, в процессе общения фраза, как правило, произносится слитно, как одно слово. Поэтому для улучшения слухового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логические ударения, паузы, помогающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударений осуществляется изменением громкости и высоты голоса, паузами, замедлением темпа речи, послоговым проговариванием.

При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций.

Например, во время обеда в младшей группе воспитательница обращается к детям, которые медленно едят: “Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют.

Читайте также:  Игры на развитие восприятия у ребенка дошкольного возраста

В этой же группе другая воспитательница совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде:

“Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно” Ребёнок соглашается.

Или: “Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”. “И я умею быстро”, — раздаются голоса детей. “Верно, Славик, у тебя зубки острые, они умеют быстро жевать”, — подтверждает воспитательница,дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

4. По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения:

-при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;

-обращение к ребенку не должно быть обезличенным – называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;

Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель.

Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов, слов – паразитов.

Педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов – эмболов- мусорных слов, нужно стараться не употреблять слова – паразиты такие,как «понимаешь», «вот», «между прочим», убогим выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого»).

Ещё хочется остановиться на такой проблеме, как постановка вопроса. Часто в практике, воспитатели на занятии задают вопрос неверно, не продуманно.

Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Например, на занятии по пересказу педагог говорит: “Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?”

Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно.

5. Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию. А также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса — для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д.

Наряду с требованиями к образцу речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

В заключение следует сказать, что правильной речи человек обучается всю жизнь. Каждому ребенку мы должны привить вкус к хорошей речи и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.

Рассмотрим употребление некоторых слов в соответствии с нормами современного русского языка:

-ДеньгАми

-ЗвонИшь – ПозвонИшь – ЗвонЯт – ПозвонЯт

-НачалсЯ (обед началсЯ) – НачалОсь – НачалИсь

— Лазить, лазать – не лазь (не лазьте, не лазай (не лазайте)

— Ехать – поезжай, поезжайте

— Лечь – ляг, лягте

-СвЁкла

— квартАл

— красивее (не красивее, не красивше)

-много чулок, сапог, но носков

-килограммов

-помидоров

-граблей

-полотенец

-нельзя говорить местов, делов

-не следует изменять несклоняемые существительные: в новом палъте

-неверно: более лучше (просто — лучше) или самый умнейший (умнейший или самый умный)

— настал предел терпения (терпению)

-КЛАСТЬ – это нормативное литературное слово, а ЛОЖИТЬ – просторечное. Ошибкой являются выражения: *Я ложу книгу на место, *Он ложит папку на стол и т. д. Нужно употребить глагол класть: Я кладу книги на место, Он кладет папку на стол.

НАДЕТЬ – ОДЕТЬ

Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или конструкциях с предлогом НА) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т. е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

ОПЛАТИТЬ — ЗАПЛАТИТЬ

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату) употребляется в тех, случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительном падежом без предлога (оплатить покупку, проезд).

Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения.

Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

Источник