Психофизиологическое развитие ребенка в младенческом возрасте

Психофизиологическое развитие ребенка в младенческом возрасте thumbnail

Младенчество. Психофизиологическая характеристика — специфика психических процессов и поведения ребенка на первом году жизни, связанные с постепенным формированием интегративных механизмов деятельности мозга. В течение М. происходят значительные преобразования нейронной организации мозга, определяющие психофизиологическое развитие ребенка.

Первое полугодие жизни — стремительный синаптогенез.

Происходит лавинообразное нарастание количества синапсов в коре больших полушарий. Особенно сильный синаптогенез приходится на период от 2 до 4 мес. В результате расширяется структурная основа для усиления и обогащения ощущений. Существенно, что формирующиеся нейронные системы зрительной коры с момента рождения характеризуются чувствительностью к зрительной стимуляции и способностью к ускоренному развитию под ее влиянием. У недоношенных детей, достигших возраста доношенных новорожденных и имевших уже зрительный опыт, регистрировались более зрелые ВП, чем у новорожденных, родившихся в срок.

>Период усиленного синаптогенеза отличается особо высокой чувствительностью и выраженной пластичностью. Задействованные под влиянием специфических зрительных раздражений синапсы повышают свою эффективность и стабилизируются, незадействованные отмирают.

Двух—трехмесячный возраст является важнейшим этапом развития ребенка первого года жизни, и характеризуется ускоренным совершенствованием появившихся возможностей восприятия. На это указывают структурные и функциональные характеристики зрительной системы, а также поведение ребенка.

Существенно укорачивается латентность вызванного потенциала на зрительный стимул как результат миелинизации зрительных путей. Это приводит к ускорению передачи информации в кору больших полушарий и повышению оперативных возможностей переработки информации. Созревание нейронного аппарата коры больших полушарий проявляется в появлении альфа-ритма в ЭЭГ покоя (см. Электроэнцефалограмма). С 3-месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков при зрительном восприятии, созревает система восприятия желто-синего компонента цвета; к 4—5 мес. — красно-зеленого. С 3—4 мес. проявляется и нарастает способность различения объектов по размеру.

Эти признаки выступают как определяющие характеристики предмета. Хорошим показателем развития ребенка является возможность различения отдельных признаков, оцениваемая по двигательным компонентам внимания — переводу взора на объект и его фиксации, во время которой осуществляются созревшие к данному возрасту операции обработки информации об объекте, фиксируемым взором.

С 2—3-месячного возраста не только движущиеся предметы, но и новые неподвижные предметы становятся возбудителями внимания. Важным новообразованием поведения младенца 2—3 мес. жизни становится эмоциональное сопровождение деятельности — комплекс оживления, включающий в себя движения, улыбку, гуление и имеющий четкую позитивную окраску. В ЭЭГ при внимании начинает регистрироваться увеличенный по амплитуде тета-ритм, рассматриваемый как проявление эмоциональной активации. Важным фактором развития ребенка на первом полугодии жизни является формирование зрительной функции. Дети, лишенные раннего зрительного опыта, отстают в общем психомоторном и социальном развитии.

>Структурно-функциональной основой расширения возможностей опознания объектов внешнего мира является вовлечение в сенсорные функции непроекционных областей коры — моторной и ассоциативной зон. Интенсивно созревающая после 3 мес. теменная кора становится структурной основой так называемого «скрытого внимания», облегчающие эффекты которого не связаны с видимыми движениями глаз.

Развитие ассоциативных областей коры, в состав которых входят речевые центры, определяет развитие коммуникативной речевой деятельности. Уже на первой неделе жизни обращение к ребенку, особенно с негромкой речью, приводит к успокоению, первичному сосредоточению и постепенному переходу с 2-х месяцев к попыткам подражательных звуковых реакций.

Возникает и повторение собственных звуков. Развивающиеся гуканье и гуление включают определенные артикуляционные процессы, отрабатывается связь слуховых ощущений с комплексом кинестетических, кинетических и тактильных раздражений. Нечеткий звуковой состав вокализаций постепенно дифференцируется и специализируется. Расцвет гуления приходится на 4—6 мес. и плавно переходит в лепет, когда ребенок начинает подолгу произносить различные слоги самопроизвольно и подражательно. Контакты со взрослым, особенно с матерью, имеют первостепенное значение для развития ребенка в этом возрасте.

Второе полугодие жизни.

Важную роль в развитии психических функций ребенка играет формирование на этом этапе развития ассоциативных связей между разными областями коры, создающее условия их взаимодействия. В ознакомление с объектами внешнего мира дополнительно к зрительной включаются и другие анализаторные системы. К раннему рассматриванию сначала предметов, потом своих рук начинает присоединяться дотягивание, толкание игрушек, а с момента раскрытия ладони — захватывание, ощупывание, что существенно дополняет чисто зрительные впечатления и облегчает опознание предметов.

Системное взаимодействие различных мозговых структур обогащает функциональные возможности восприятия. Это особенно четко видно на примере развития способности к выделению формы объектов, которое имеет более сложную динамику по сравнению с восприятием других признаков и проходит несколько стадий, когда осуществляется переоценка соотносительной значимости разных признаков для опознания и узнавания предмета.

Скачок в выделении формы приходится на 8-месячный возраст, когда этот признак начинает преобладать над характеристикой размера, и различия предметов по размеру перестают быть столь значимыми для младенцев, как различия по форме.

За счет интегративных процессов к концу 1 года постепенно возникает восприятие формы как интегрированного целого, в которое включены его части, связанные определенным образом. К 9 мес. формируется инвариантность узнавания формы. После 8 мес. становятся возможными начальные типы невербальной категоризации — группировки предметов с варьирующими, но сохраняющими закономерную связь признаками и узнавания их как однотипных.

Читайте также:  Учебная деятельность и умственное развитие ребенка

>Появляется возможность восприятия сложных характеристик объекта (упорядоченность, связанность). Формируется осознанное восприятие, включающее оценку значимости стимула, его классификацию, появляются элементы произвольности в реакциях ребенка.

>Изменения процессов восприятия во втором полугодии жизни определяются вовлечением в анализ зрительной информации ассоциативных областей коры, в том числе и переднеассоциативных структур — лобных отделов коры, где именно к концу 1 года жизни зарегистрирован мощный синаптогенез. К 8 мес. жизни произвольность и элементы внутренней регуляции проявляются во внимании. Ребенок на основе сложившихся элементов индивидуального опыта направляет свое внимание (фиксирует взглядом) прогнозируемое место появления движущегося предмета, исчезнувшего за ширмой, или экспериментатора, спрятавшегося за дверью после игры. Этот вид поведения существенно отличается от наблюдавшегося в первом полугодии жизни, когда исчезнувший из поля зрения предмет исчезает из поля сознания младенца.

>Регуляция поведения развивается в общении со взрослыми, и существенная роль в этом процессе принадлежит речевой функции. Начиная со второго полугодия жизни под влиянием общения со взрослым, как носителем определенной языковой среды, в лепете младенцев начинают проявляться языково-специфические черты. Важно, что во втором полугодии жизни эмоциональное общение с ребенком способствует развитию не только коммуникативных способностей, но также пониманию речи.

Показ, называние предметов и действий с ними приводит к формированию связи между названием предмета и самим предметом к концу первого года жизни. Ребенок, показывая предмет, пытается его называть. Формируются первые речевые реакции. К концу 1 года жизни активный словарь ребенка может содержать от 10 до 15 слов.

В условиях коммуникации развиваются и познавательные процессы на сенсорном (восприятие) и моторном (действие) уровне.

Первый год жизни — год важных функциональных «приобретений» в перцептивно-когнитивно-эмоциональной сфере. Все эти приобретения в младенческом возрасте базируются на развитии восприятия, обеспечивающего начальное ознакомление с внешним миром и накопление индивидуального опыта.

Новые статьи:

    Старые статьи:

      Источник

      «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

      УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. ЛЕНИНА».

      РЕФЕРАТ ПО ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

      РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

      ТЕМА: «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

      РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ».

      Выполнила студентка 1 курса

      105 группы заочного отделения:

      Чешская Н.А.

      Проверила: Холмогорова Н. В.

      МОСКВА 2007 г.

      СОДЕРЖАНИЕ: стр.

      1. Введение………………………………………………………………3

      2. Развитие движений…………………………………………………..4

      3. Сенсорные процессы…………………………………………………6

      4. Коммуникативные отношения………………………………………8

      5. Развитие речевой функции………………………………………….10

      6. Заключение……………………………………………………………11

      7. Используемая литература……………………………………………12

      ВВЕДЕНИЕ.

      1-ый год жизни ребенка- это период интенсивной адаптации организма к новым условиям существования, период формирования всех органов и систем. Именно в этом возрасте начинается развитие высших психических функций, ребенок учится активно взаимодействовать с окружающей средой.

      У ребенка координация рефлекторных реакций далеко не совершенна. Ответная реакция у него связана с обилием ненужных движений и неэкономичными вегетативными сдвигами.

      Высокая степень иррадиации нервных процессов во многом связана с плохой «изоляцией» нервных волокон. К моменту рождения ребенка многие периферические и центральные нервные волокна не имеют миелиновой оболочки, которая обеспечивала бы изолированное проведение нервных импульсов. В результате возбуждения с одного нерва легко переходит на соседние. Миелинизация большинства нервных волокон заканчивается к трём годам постнатального развития, а иногда продолжается до 5-10 лет.

      Высокая степень иррадиации нервных процессов у детей определяется также тем, что на первых этапах постнатального развития ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга.

      По сравнению со взрослыми у детей выше возбудимость нервной ткани, меньше специализация нервных центров, более распространены явления конвергенции и положительной индукции нервных процессов. У них отмечается неустойчивость внимания, доминантный очаг возникает быстрее и легче, но он менее устойчив, чем у взрослого. Новые раздражители легко вызывают и новую доминанту в мозге ребенка.

      Координация рефлекторных реакций у детей и подростков совершенствуется в ходе онтогенеза и только к 18-20 годам этот процесс завершается.

      РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ.

      Движения ребенка первых месяцев жизни прежде всего направлены на регуляцию положения головы, туловища, рук и ног, обеспечивающих поддержание позы. Можно проследить, как последовательно от 1-го к 12-му месяцу появляются новые движения, как двигательные реакции становятся целенаправленными , как появляются и совершенствуются осознанные движения. Однако следует помнить, что индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком.

      1 МЕСЯЦ. Первые попытки удержать голову при вертикальном положении тела, беспорядочные движения рук и ног на фоне повышенного мышечного напряжения, непроизвольные ползательные движения.

      2 МЕСЯЦА: поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, следит взглядом за предметом в горизонтальном, вертикальном направлениях и по кругу, имитирует мимику взрослого, поднимает голову и грудь, когда лежит на животе.

      3 МЕСЯЦА: ребенок поворачивает голову в сторону источника звука, переворачивается со спины на бок и на живот, при поддержке за подмышки стоит, но при этом подгибает ножки. Непроизвольное ползание исчезает, начинает удерживать предметы «в кулачке», ребенок моргает, если объект приближается к лицу, может находиться в вертикальном положении (при поддержке) до 6 минут, переворачиваться, движения рук более свободны и целесообразны, младенец смотрит на свои руки, стремится удержать предмет в поле зрения.

      Читайте также:  План индивидуального развития ребенка дошкольника

      4 МЕСЯЦА: исчезает гипертонус мышц; ребенок уверенно держит голову, когда его поднимают, поворачивается со спины на живот, сидит при поддержке за обе руки; хватает и удерживает игрушку; открывает рот, когда подносят ложку с едой, бутылочку.

      5 МЕСЯЦЕВ: ребенок самостоятельно сидит 1-5 минут; поворачивается с живота на спину ; способен удерживать одновременно по предмету в каждой руке; хватательные движения; увеличивается число движений, когда кисть руки раскрывается до захвата предмета; движения еще не точны, раскоординированны, связаны со значительным мышечным напряжением.

      6 МЕСЯЦЕВ: происходят существенные изменения в моторной сфере. Ребенок садится, что расширяет видимое пространство. Развитие координационных возможностей, движение обеими руками способствует манипуляции с предметами, более глубокому ознакомлению с окружающим миром. Шестимесячный возраст рассматривается как своеобразный рубеж, преодоление которого открывает перед ребенком новые возможности.

      7 МЕСЯЦЕВ: ребенок способен совершать попеременные шагательные движения (при поддержке за подмышки), сидит , тянет в рот бутылочку, ложку, игрушки, бросает и поднимает игрушки, поднимается на четвереньки, встает на колени, держась за опору; перекладывает предметы из одной руки в другую; тянется к взрослому на руки; следит за движениями руки.

      8 МЕСЯЦЕВ: младенец встает с поддержкой; ходит с опорой; сидит, самостоятельно садится и ложится; появляются координированные движения двух рук (хлопает в ладоши); наблюдаются первые попытки сложить кубики, пирамидку; попытки передвижения ползком.

      9 МЕСЯЦЕВ: отмечаются попытки стоять самостоятельно без опоры ; младенец садится из вертикального положения, встает на колени; снижается мышечное напряжение , совершенствуются движения рук, ног, туловища, но все движения еще не очень точны, нестабильны; ребенок начинает ходить с опорой; собирает игрушки, складывает; стучит для извлечения звука.

      10 МЕСЯЦЕВ: младенец встает с опорой, стоит без опоры; ходит с опорой ( первые шаги без опоры) ; улучшается координация движения рук; появляется захват пальцами; ребенок активно играет с игрушками.

      11- 12 МЕСЯЦЕВ: ходьба без опоры; ребенок поднимается без опоры, садится , ложится, встает, координирует движения рук; наблюдается предварительная подготовка пальцев рук к форме объекта; появляются хватательные движения вслепую за счет предварительного нацеливания. Таким образом, в течении первого года жизни идет интенсивное формирование всех структур системы управления движениями , формирование и развитие опорно-двигательного аппарата, что является основой для новых преобразований на следующем этапе развития.

      СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

      Период развития ребенка до года, характеризуется чрезвычайно интенсивным и быстрым созревание мозговых структур, что определяет существенные изменения поведения ребенка, его общение с окружающим миром, формирование начальных процессов его познавательной деятельности. На этом этапе выделяют три периода, существенно различающихся по степени зрелости мозга и его функциональным возможностям : период новорожденности (первые 10 дней), первое полугодие, второе полугодие.

      К моменту рождения ребенка наиболее зрелым являются спинной мозг и стволовые структуры головного мозга, обеспечивающие жизненно важные функции и необходимые приспособительные рефлексы: пищевые (сосание), защитные ( мигание, зажмуривание).

      В период новорожденности выражены и рефлексы, свойственные животным ( атавистические) . Это рефлексы Бабинского ( отведение большого пальца ноги при раздражении подошвы), хватательный рефлекс, настолько сильный, что ребенок может удерживать собственный вес. В течение первых недель жизни атавистические рефлексы быстро угасают. Их наличие у новорожденных связанно с незрелостью коры полушарий, наиболее поздно созревающей в онтогенезе.

      Кора больших полушарий новорожденных характеризуется наличием слабо дифференцированных нейронов с малым числом слабо ветвящихся дендритов и соответственно небольшим числом синаптических контактов. Вставочные нейроны, обеспечивающие межнейрональные взаимодействия, не сформированы. В шкале функциональных состояний преобладает сон и присутствуют лишь кратковременные периоды бодрствования, связанные либо с необходимостью удовлетворения биологической потребности , либо определены дискомфортом, вызванным внешними , а чаще внутренними раздражителями.

      В соответствии с теорией системогенеза П.К.Анохина уже у новорожденных начинают функционировать определенные элементы коры больших полушарий, обеспечивающие контакты с окружающим миром, а именно проекционные области коры, воспринимающие сигналы внешнего мира.

      У человека основным информационным каналом, создающим образ внешнего мира, является зрительный .

      Реакция на движение запускается наиболее рано созревающими рецепторами сетчатки, находящимися на ее периферии и совершенствуется до 6- месячного возраста. С первых дней жизни отмечаются только горизонтальные следящие движения. В основном у новорожденных они носят асинхронный характер и лишь иногда, наблюдается содружественное движение глаз, говорящее о бинокулярной фиксации, обычно стабильно регистрируемой к 1 месяцу жизни. Зрительная сенсорная система, чрезвычайно важна для обеспечения контактов младенца с внешним

      миром, претерпевает существенные изменения в первом полугодии.

      В первые месяцы жизни постепенно развивается способность зрительной фиксации объектов, введенных в поле зрения и остающихся неподвижными. Об особенностях восприятия неподвижных объектов можно судить, прежде всего, по характеру движений глаз, который свидетельствует о том, что воспринимается не весь предмет, а его отдельные признаки.

      С 3-х месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков. К 3-4 месяцам созревает система восприятия цвета, ее желто-синий компонент; к 4-5 месяцам красно-зеленый. Эта особенность цветового восприятия должна быть учтена при ознакомлении ребенка с игрушками. С 3-4 месяцев проявляется и нарастает способность различения объектов по размеру. Эти признаки выступают как определяющие характеристики предмета. Хорошим показателем развития ребенка является возможность различения отдельных признаков, оцениваемая по двигательным компонентам внимания- переводу взгляда на объект и его фиксация, во время которой осуществляются созревшие к данному возрасту операции обработки информации о фиксированном взором объекте.

      Читайте также:  Социальной ситуации развития ребенка в ранней юности

      2-3 месячный возраст является важнейшим этапом развития ребенка 1-го года жизни. Для него характерно ускоренное формирование сенсорных процессов, на что указывают структурные и функциональные характеристики зрительной системы, а также поведение ребенка. Существенно укорачивается его латентный период, как результат миелинизации зрительных путей. Это приводит к ускорению передачи информации в кору больших полушарий и расширению оперативных возможностей системы. Усложняется форма ответа, в его состав включаются дополнительные компоненты, что отражает усложнение процессов обработки информации.

      КОММУНИКАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

      На основе включения зрительного канала начинают строиться и коммуникативные отношения.

      С первых часов и дней жизни устанавливается контакт «глаза в глаза». лицо матери оказывается высоко значимым, предпочитаемы и рано распознаваемым раздражителем по сравнению с неживыми предметами. Отсутствие реакций ребенка на лицо матери настораживает и требует консультации детского невропатолога.

      Ранее узнавание лица матери базируется на многих биологических и физиологических факторах. Прежде всего здесь действует, помимо зрительной, целый комплекс разномодальной информации — звуковой (голо), тактильной (телесный контакт, руки матери), обонятельный (запах) . кроме того, в лице сочетаются признаки, известные как эффективные возбудители внимания, такие как сложности конфигурации, упорядоченность черт, движение (обычно мать склоняется к ребенку или поднимает его к себе). Значимость движения подтверждается тем, что новорожденные даже при низкой остроте зрения преимущественно следят за тем движущимся изображением, которое больше всего напоминает лицо. Изображение с измененными чертами и контуры без деталей не вызывают столь заметный эффект.

      На коммуникацию направлен и вокализационный компонент поведения новорожденного. Первая экспрессивная звуковая реакция-крик, информирует мать о состоянии ребенка и содержит призыв к удовлетворению базовых потребностей.

      Таким образом, уже в период новорожденности закладывается основа процессов, определяющих развитие познавательной и коммуникативной деятельности ребенка.

      Важным новообразованием поведенческого репертуара младенца 2-3 месяцев жизни становится эмоциональное сопровождение. Это комплекс оживления, включающий в себя движение, улыбку, гуление и имеющий четкую позитивную окраску. Так, возможно различения признаков предметов в 3-месячном возрасте достоверно и положительно коррелирует с показателями шкалы умственного развития в 2 года. Проявление зрительного внимания (длительность фиксации) в 5-7 месяцев надежно предсказывает уровень интеллектуального развития в 5 и 7 лет.

      РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ.

      С развитием ассоциативных областей коры, в состав которых входят речевые центры, связано развитие коммуникативной речевой деятельности.

      Речь формируется на основе развивающихся сенсорных механизмов внимания и эмоционально-потребностной сферы ребенка в процессе его общения со взрослым. Уже на первой неделе жизни обращение к ребенку, особенно с негромкой речью, приводит к успокоению, первичному сосредоточению и постепенному переходу с 2 мес к попыткам подражательных звуковых реакций, возникающих на основе эмоционального возбуждения. Помимо этого возникает и повторение собственных звуков.

      Развивающие гуканье и гуление включают определенные артикуляционные процессы , отрабатывается связь слуховых ощущений с комплексом кинестетических, кинетических и тактильных раздражений. Нечеткий звуковой состав вокализаций постепенно дифференцируется и специализируется.

      Расцвет гуления приходится на 4-6 мес. и плавно переходит в лепет, когда ребенок начинает подолгу произносить различные слоги самопроизвольно и подражательно.

      Контакты со взрослым, особенно с матерью, имеют первостепенное значение для развития ребенка в этом возрасте.

      К 6- месячному возрасту отмечаются прогрессивные изменения в строении проекционных и не проекционных отделов мозга. Скачком увеличивается ширина коры, нарастает синаптогенез; так что число синапсов в 6-8 мес. превосходит имеющееся во взрослом мозге, увеличивается объем волокон, появляются гнездные группировки нейронов, что способствует совершенствованию обработки информации.

      Регуляция поведения развивается в общении со взрослыми и существенная роль в этом процессе принадлежит речевой функции. Во втором полугодии жизни в процессе общения со взрослыми, как носителем определенного языка лепет младенца начинает приобретать языково-специфические черты.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

      Эмоциональное общение с ребенком способствует развитию у него не только коммуникативных способностей, но и понимания речи. Показ и называние младенцу предметов и действий, осуществляемых с ними, приводит к формированию у него связи между названием предмета и самим предметом к концу 1-го года жизни. Ребенок, показывая предмет, пытается его назвать. Формируются первые речевые реакции. К 1 году активный словарь ребенка может содержать от 10 до 15 слов.

      Первый год жизни особенно отличается по своей результативности в отношении функциональных приобретений в перцептивно – когнитивно — эмоциональной сфере. Все эти приобретения в младенческом возрасте базируются на развитии зрительного восприятия, обеспечивающего начальное ознакомление с внешним миром и накопление индивидуального опыта.

      Используемая литература:

      М.М. Безруких; В.Д.Сонькин; Д.А. Фарбер; ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.- М., 2003.

      З.В.Любимова; К.В.Маринова; А.А.Никитин ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ Часть 1. –М., 2004

      Р.И.Айзман; В.М. Ширшова ; ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ. – Новосибирск, 2004.

      Источник