Психическое развитие ребенка в перинатальный период

Психическое развитие ребенка в перинатальный период thumbnail

Социальная ситуация развития ребенка в утробематери тесным образом связана с соматическим и психи-ческим здоровьем матери, поэтому объектом исследова-ния в перинатальной психологии выступает диада «мать — ребенок».

В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.

Кконцупервоготриместрабеременности,какуказыва-ет Г. Г. Филиппова, у ребенка появляются не только раз-нообразные сенсорные переживания, но и положитель-ные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состоя-ние. Влияние матери на ребенка в этот период происхо-дит через функции ее организма.

Вовторомтриместребеременностиэмоциональное состояние ребенка — удовольствие/неудовольствие — изменяется в зависимости от собственного эмоциональ-ного состояния матери напрямую, через поступающие

с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок теперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции — и внутриутробной, и внешней — он реаги-рует на структурированные высокочастотные звуки. Пос-ле 20 недель при обучении ребенок может отвечать дви-

Положение, занимаемое ребенком в данном обществе, определяется, с одной стороны, существующими пред-ставлениями о том, каким должен быть ребенок на каждом возрастном этапе, а с другой — достигнутым ребенком уровнем развития, его индивидуальными возможностями удовлетворять общественные требования к тому или ино-му этапу возрастного развития.

В настоящее время в нашем обществе наметилась тен-денция к изменению требований к ребенку, к усилению его самостоятельности и в то же время к осознанию осо-бых прав ребенка. Социальная ситуация развития может сильно различаться у детей одного возраста в связи с со-циальным расслоением в обществе.

жениями на определенную тактильную стимуляцию,

а после 24-26 недель — на тактильную и слуховую стиму-ляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорить о факте активностиребенка, организованной и достигающей цели — изменять и поддерживать свое со-стояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности.

Отсутствие зрительного восприятия партнера ребен-ком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональ-ном уровне, которое осуществляется непрямым путем — через гормоны матери в крови.

Втретьемтриместре,которыйсензитивендляобразо-вания индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения

к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, му-зыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, пес-ням, развивается избирательность к культурным особен-ностям пищи.

Адаптация, индивидуализация, интеграция выступают как механизмы взаимодействия человека и общности, механизмы его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникаю-щих в этом взаимодействии противоречий. Личностное развитие человека соотносится с формированием его са-мосознания, образа «Я» («Я»-концепции, «Я»-системы),

с изменением сферы потребностей и мотиваций, направ-ленности как системы отношений, с развитием личност-ной рефлексии, механизма самооценки.

ваться на еще не созревшие функции, на зону ближайше-го развития, что характеризует высший порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

Как всякая ценная идея, понятие зоны ближайшего раз-вития имеет большое практическое значение для реше-ния вопроса об оптимальных сроках обучения. Зона бли-жайшего развития — симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Определение обоих уров-ней развития — актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития — составля-ют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастнойдиагностикой.Важнымследствиемэтойидеиможно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных раз-личий детей.

29. Кризис новорожденности

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент

в жизни ребенка. Психологи называют этот период кри-

Зисомноворожденности.

Причиныкризисановорожденности:

— физиологические (рождаясь, ребенок физически от-деляется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);

-психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных реф-лексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Какие же безусловные рефлексы имеет новорож-денный? Это прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.

Кризис новорожденности — промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рожде-ния. У него нет ни единой сложившейся формы поведе-ния. Все складывается при жизни. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. Переход к новому типу функ-ционирования обеспечивается только взрослым. Наблю-дая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Един-ственное, что может ребенок, — это принять внутриутроб-ную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.

Этап новорожденности это время адаптации ре-бенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна,



Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Социальная ситуация развитияребенка в утробе матери тесным образом связана с соматическим и психическим здоровьем матери, поэтому объектом исследования в перинатальной психологии выступает диада «мать — ребенок».

В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы:

К концу первого триместра беременности у ребенка появляются не только разнообразные сенсорные переживания, но и положительные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состояние. Влияние матери на ребенка в этот период происходит через функции ее организма.

Во втором триместре беременности эмоциональное состояние ребенка — удовольствие/неудовольствие — изменяется в зависимости от собственного эмоционального состояния матери напрямую, через поступающие с кровью гормоны матери. В этом периоде ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональное состояние матери. Поскольку ребенок теперь постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции — и внутриутробной, и внешней — он реагирует на структурированные высокочастотные звуки. После 20 недель при обучении ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24-26 недель — на тактильную и слуховую стимуляцию. В этом периоде, считают исследователи, можно говорить о факте активности ребенка, организованной и достигающей цели — изменять и поддерживать свое состояние определенного качества. Здесь закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности. Отсутствие зрительного восприятия партнера ребенком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональном уровне, которое осуществляется непрямым путем — через гормоны матери в крови.

Читайте также:  Как оценить развитие ребенка 1 год жизни

В третьем триместре, который сензитивен для образования индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, музыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, песням, развивается избирательность к культурным особенностям пищи.

Таким образом, психическое развитие ребенка в первые недели и месяцы после рождения чрезвычайно тесно связано с изменениями, происходящими в его нервной системе. Предпосылки же развития психики в период новорожденности закладываются задолго до рождения малыша (на 4 неделе – образование н.с., 8 нед. – образование коры, 3 мес – функционирует орган равновесия, 1-е недели развития образуются чувствительные элементы языка, 8 нед развивается кожная чувствительность, становятся особенно богатыми звуковые впечатления).

Т.О., период внутриутробного развития является чрезвычайно важным для будущего интенсивного развития психики ребёнка.

.

Источник

Прената́льная и перината́льная психоло́гия (др.-греч. peri — около, лат. natalis — относящийся к рождению) — наука[1] о психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека — пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь[2]; один из разделов перинатологии[3].

История[править | править код]

Перинатальная психология берёт начало из так называемой «житейской психологии», устанавливающей определённые требования к поведению беременной женщины в обществе и повседневной жизни. Культура предписывала беременной придерживаться нравственной чистоты, не обижать домашних животных, не красть и т. п., в связи с тем, что бытовало мнение о влиянии плохих поступков на будущую судьбу и здоровье ребёнка[4].

Официально создателем перинатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (англ. Dr. phil. Gustav Hans Graber, ученик З. Фрейда), который в 1971 году инициировал в Вене создание «Общества по пренатальной психологии» и исследовательской группы по пренатальной психологии, после чего в 1982 году во Франции была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP) как база для похожих организаций в других странах, в дальнейшем объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования после первого Американского конгресса по пренатальному воспитанию в Торонто в 1983 году[4], организованного доктором Т. Верни (психиатром)[5].

В 1986 году в Бодгайстене, Австрия, прошёл первый Международный конгресс, где рассматривались вопросы профилактики психологии и аспекты социально ориентированных профессий, и создана Международная ассоциация пренатальной и перинатальной психологии и медицины (англ. International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine — ISPPM), первым президентом которой избран швейцарский профессор Густав Ханс Грабер. С 1989 года каждые четыре года на английском и немецком языках издается Международный журнал пренатальной и перинатальной психологии и медицины, основанный П. Федор-Фрейбергем[4][6].

В России пренатальная психология появилась с первой Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве 1994 года, проведённая в роддоме № 12 Санкт-Петербурга[k 1]. Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в 1994 году в Иванове. В 1998 году в Международном институте психологии и управления (МИПУ) создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, председателем которой избран профессор Г. И. Брехман, его заместителем — Н. П. Коваленко. С 2004 года в Москве издаётся ежеквартальный научно-практический журнал «Перинатальная психология и психология родительства»[4][7].

Структура[править | править код]

Выделяют три фазы:

  • пренатальная (внутриутробная) — с 22 недели беременности до начала родовой деятельности;
  • интранатальная — с начала родовой деятельности до её окончания;
  • постнатальная (ранняя неонатальная) — первая неделя жизни ребёнка[4][2][1].

По И. В. Добрякову пренатальная психология разделяется на общую, медицинскую (клиническую) и специальную, а также в зависимости от этапа репродуктивного процесса:

  • психология зачатия;
  • психология беременности;
  • психология родов;
  • психология раннего постнатального периода[8].

Концепция[править | править код]

Основным объектом перинатальной психологии является не ребёнок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, представленная диадой детско-родительского взаимодействия на ранних этапах развития, так называемая система «мать-дитя», определённая Р. Шпицем[9]

Исследованиями установлена действенная профилактика психофизиологических и физических отклонений на этапе пренатальной стадии жизни, снижающая смертность и вероятность преждевременных родов. «Пренатальное» воспитание родителей состоит в моделировании материнских и отцовских чувств, созревающих гораздо раньше, чем представлялось до сих пор, осознании ответственности за собственное здоровье и здоровье ещё нерождённого (незачатого) ребёнка. Цели просвещение будущих родителей в вопросах здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, сознательного материнства и отцовства и гармоничное развитие будущих детей[10].

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии[править | править код]

Множество взглядов на теоретическое обоснование перинатальной психологии послужило разделению подходов на:

  • Эклектически-дилетантский подход. Обоснование теории перинатальной психологии лицами, не имеющими никакого отношения к психологии. Характеризуется ограниченным представлением о перинатальной психологии, эффективность оценивается по собственным впечатлениям и отзывам беременных (как правило положительным).
  • Медико-редукционистский подход. Характеризуется поверхностным подходом врачей-акушеров к пониманию психологии, проблемы объясняются только биологическими причинами.
  • Психолого-редукционистский подход. Отличается наличием стройной теоретической базы, но в противоположность медико-редукционистского подходу считается, что течение репродуктивного процесса определяется по большей части психологическим состоянием партнёров, и поэтому при появлении проблем необходима прежде всего психокоррекция. Биологическим, физиологическим, медицинским трудностям уделяется мало (или вообще никакого) внимания.
  • Интегративный биопсихосоциальный подход. Сочетание биологических, психологических и социальных построений в единой теоретической модели, направленной на более полное понимание закономерностей и взаимосвязей процессов, связанных с репродукцией. В России получили распространение биопсихосоциальные модели, предложенные независимо друг от друга Г. Г. Филипповой и И. В. Добряковым[11].
  • Ресурсный подход является продолжением развития перинатальной психологии и психотерапии в сотрудничестве с акушерством. Концептуальные позиции: объект исследования — ресурсы семейной системы, предмет исследования — ресурсы репродуктивной системы. Авторская модель проф., д.пс.н. Коваленко Н.П.
Читайте также:  Сюжетная игра как средство развития ребенка младшего возраста

См. также[править | править код]

  • Пренатальное обучение

Комментарии[править | править код]

  1. ↑ По другим данным 27 марта 1997 года[7].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Дмитриева С. С., Панченко Л. Л. Пренатальные и перинатальные влияния на психофизическое развитие детей. Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. проф. В.С. Чернявской; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (25–27 июня 2009 г.) – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. – С. 111—113
  2. 1 2 Шихова Е. П., Филипповская Т. В. Социология перинатальных практик: право на актуализацию// Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2009, № 6 (1), с. 276—281
  3. ↑ Добряков, 2010, с. 18,30.
  4. 1 2 3 4 5 Сидоров, Чумакова, Щукина, 2015.
  5. ↑ Коваленко, 2000, с. 82, 90—91.
  6. ↑ Коваленко, 2000, с. 90—91.
  7. 1 2 Коваленко, 2000, с. 11.
  8. ↑ Добряков, 2010, с. 30—31.
  9. Филиппова Г. Г. Перинатальная психология и психология родительства — новая область исследования и практики в психологии (недоступная ссылка). psymama.ru. Дата обращения 13 марта 2016. Архивировано 18 марта 2016 года.
  10. Батуев, А. С. Роль пренатальной психологии в формировании сознательного родительства / А. С. Батуев, О. Н. Полякова, И. А. Новикова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2012. — Т. 17, № 1. — С. 136—139.
  11. ↑ Добряков, 2010, с. 33—42.

Литература[править | править код]

  • Сидоров, П. И. Перинатальная психология / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. — СПб. : Спецлит, 2015. — ISBN 5457892042.
  • Коваленко, Н. П. Перинатальная психология. — СПб. : Ювента, 2000. — ISBN 5-87-399-134-0.
  • Васина А. Н. (сост.) Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода. — М.,УРАО. 2005.
  • Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М.: «Издательство АСТ», 2005. — ISBN 5-17-011168-1
  • Добряков, И. В. Перинатальная психология. — СПб. : Питер, 2010. — ISBN 978-5-49807-191-6.
  • Chamberlain D. Babies Remember Birth. — 1988; 3rd edition (The Mind of Your Newborn Baby) 1988.

Ссылки[править | править код]

  • Российская Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины
  • «Перинатальная психология»: научно-методический проект для специалистов, занимающихся проблемами медико-психологической поддержки семьи во время ожидания ребёнка и его раннего возраста

Источник

В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.

Ключевые слова: перинатальное развитие, пренатальное развитие, психологические факторы, развитие личности.

В нашем обществе современными женщинами уделяется недостаточное внимание психологической подготовке к зачатию ребенка, периоду беременности и родам. Социально-экономические проблемы, занятость на работе, семейные проблемы часто не позволяют женщинам быть более ответственными по отношению к себе, как будущей матери и по отношению к будущему ребенка. Многие беременные женщины просто не понимают важности принятия на себя этой ответственности, не осознают, что нервно-психические перегрузки, стрессы, тревоги и жизненная неопределенность могут в последствие сказаться на психическом здоровье будущего ребенка. Осознание приходит позже, когда происходят патологические необратимые процессы в соматическом и психическом развитии ребенка. В связи с чем, проблема психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка, становится актуальной. От ее решения во многом зависит здоровье наших детей и сохранность семьи.

Важно понимать, что решение о рождение ребенка должно в полной мере осознаваться как матерью, так и отцом. Женщина, вынашивая ребенка, передает ему свои чувства, эмоции и настроение, которые в свою очередь зависят от отношения женщины к ребенку, от принятия себя в роли матери, от отношения мужа к рождению ребенка и общей гармонии семейных отношений.

Перинатальное развитие — это период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, совпадающий с ним или непосредственно следующий за ним. Пренатальное развитие — это развитие ребенка до рождения (психология беременности). Пренатальная стадия жизни — первая позиция человеческого существования, где духовные, психические и соматические факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику [9].

Исследованию перинатального периода развития личности посвящены работы таких зарубежных исследователей как Р. Ассаджиоли, А. Бертин, Т. Верни, Ж. Х. Грабер, С. Грофф, Ф. Дольто, Х. Никель, Д. Пайнз, Л. Нильсон, С. Фанти. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как, В. В. Абрамченко, А. С. Батуев, Н. А. Гармошова, А. И. Захаров, В. В. Петренко и др.

Кратко обобщая выводы выше перечисленных авторов можно сказать, что они рассматривают пренатальную стадию жизни как первую позицию человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения психологических факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности [1, 2, 3, 5, 6, 9].

В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития личности, а с другой стороны как состояние могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах зарубежных и отечественных психологов [1, 2, 3, 5, 6, 8, 9].

Наступление первой беременности способствует появлению чувства материнства. Именно в этот момент, важно осознавать характер собственных отношений с матерью, модель ее поведения для того, чтобы сформировать свою модель материнства, принять на себя ответственность за принятое решение. Процесс взросления, индивидуализации будет способствовать самоактуализации и личностному росту будущей матери и убережет от повторного проживания чужих чувств, фиксаций, переносов [1].

Читайте также:  Развитие способностей у ребенка в три года

Согласно исследованиям Н. В. Боровиковой, знания женщины о самой себе и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщин, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок [2].

М. П. Коваленко уделяет особое внимание изучению эмоционального состояния беременных женщин. Эмоциональный стресс, страх, тревога, апатия является основной причиной негативных нарушений состояния здоровья матери и плода. У мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии по причине стресса матери. У девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков [6].

Французский психоаналитик Ф. Дольто утверждал, что негативные переживания беременной женщины передаются еще не родившемуся малышу и могут вызвать у него невротические расстройства [4].

З. Фрейд также выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери [8].

А. И. Захаров, считает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается не только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении родов, порождая различные трудности как со стороны матери, так и со стороны ребенка [5].

Беременность, которая доставляет женщине дискомфорт, может привести к физиологическим осложнениям беременности, а у родившегося младенца к повышенной тревожности и депрессиям.

При вынашивании нежеланной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория. Субъективные ощущения, связанные с шевелением плода, очень противоречивы. Плод начинает идентифицироваться матерью как уже нечто существующее, отличное от нее [5].

Период появления ощущения, связанного с шевелением плода, в жизни женщины имеет очень важный психологический и эволюционный смысл. В этот момент в самосознании женщины не только возникает образ будущего ребенка, но и, что особенно существенно, этот образ наполняется качественно особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно характеризовать как сроднение.

Если ребенок нежеланный, роды у женщины чаще всего бывают преждевременными и масса тела новорожденных как правило ниже нормы. Дети рождаются слабыми, плохо едят, часто болеют, беспокойно спят, много плачут.

Переживания будущей матери из-за конфликтных отношений с супругом приводит к проявлению психогенной заторможенности у мальчиков, проявляющейся уже на этапе родов в отсутствии рефлекторного крика новорожденного. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша. Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек [6].

Стрессы в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек.

Нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи, а для девочек — быстрыми стремительными родами [5].

Беременность является сложной жизненной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.

В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняют как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения.

Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично [7].

Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.

В качестве значимых отношений беременной женщины Э. Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [9]:

  1.              Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу).
  2.              Отношение к отцу ребенка.
  3.              Отношение к вынашиваемому ребенку.

Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протекание родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка.

Исследования Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добрякова, И. М. Никольской показали, что у женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [9].

Проведенный анализ теоретических исследований пренатального периода развития личности показал огромную роль психологической готовности беременных женщин к рождению ребенка. Женщины нуждаются в психологическом сопровождении, направленном на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностного адаптационного потенциала, подготовку к роли матери, к успешному прохождению беременности и родов. Важно формирование позитивного отношения женщин к будущему ребенку, которое во многом зависит от гармонии в семье, поддержки, доверии и взаимопомощи супругов, ожидающих ребенка.

Литература:

  1.              Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова. — М.: Знание, 2003. — 324 с.
  2.              Боровикова, Н. В. Акмеологический потенциал беременной женщины / Н. В. Боровикова. — М.: Наука, 1998. — 334 с.
  3.              Добряков, И. В. Ранняя диагностика и профилактика послеродовых депрессий / И. В. Добряков. — М.: РОП, 2000. — 315 с.
  4.              Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. — СПб.: Петербург 21 век, 1997. — 147 с.
  5.              Захаров, А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А. И. Захаров. — СПб.: Питер, 1997. — 256 с.
  6.              Коваленко, Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов / Н. П. Коваленко. — СПб.: Питер, 1998. — 366 с.
  7.              Кузнецова, Л.Э., Хошаби, К. Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. — № 9 (89) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — с. 1257–1259.
  8.              Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. — М.: Наука, 2001. — 365 с.
  9.              Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.

Источник