Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте курсовая
метки: Развитие, Взрослый, Психический, Жизнь, Дошкольный, Процесс, Деятельность, Возраст
ВВЕДЕНИЕ:
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства. В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что роль взрослого в целом, взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием очень важны в жизни ребенка.
Цель: Изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.
Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка.
Задачи:
— Дать характеристику психического развития дошкольника;
— Изучить факторы психического развития ребёнка;
— Показать роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Методологическая основа: Научные труды психологов И. Ю Кулагиной., М. Н. Лисиной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирнова.
Ключевые слова: Психическое развитие, факторы, наследственность, среда, роль взрослого.
ГЛАВА I. Психологические основы развития ребёнка дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика развития дошкольника
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная Деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [15].
6 стр., 2830 слов
Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка
… . Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка .1. Особенности психического развития ребенка .2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка Заключение Список …
Игра — ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм [17].
Развитие психических функций
Речь. В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 — 5 л. не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
11 стр., 5241 слов
Психология детей с нарушениями речи
… .– М., 2002. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 2002. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Хрестоматия. Сост. Астапов … — 7 лет) нарушения речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти (Л. С …
Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словестному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.
Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний [3].
Развитие Личности
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев — это «период первоначального фактического склада личности».
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание
14 стр., 6668 слов
Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии.
… ребенка и взрослого». Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии. Предмет гендерной психологии — это особенности психики, которые связаны с полом … (с 1990-х гг. по настоящее время) — это бурное развитие зарубежной гендерной психологии. Признаки расцвета этой области — новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое …
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в…
ИСТОЧНИКИ:
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. — М.: Просвещение, 1988.
3. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. — Т.4. — М.: Союз, 2006.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 2006.
5. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком (Советы психолога) М. 2004.
6. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет М. 1992.
7. Кулагина И. Ю., В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2002.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: НПО Модек, 1997.
10. Мещерякова С. Ю. Авдеева Н. Н. Вы и младенец М. 1960.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2005.
12. Мухина В.С. Детская психология М.: 1985.
13. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 2007.
14. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2001.
15. Эльконин Д. Б. Детская психология М. 1960.
16. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985.
5 стр., 2334 слов
Учебные и научные материалы по психологии в Сети
… перечисленным направлениям имеются статьи, описания методик, ссылки. Подборка ресурсов по психологии — ссылки, рецензии на новые книги в России и … -педагогических терминов — bspu.secna.ru/glossaries/psihological/tituln.html. Центр НЛП в образовании — www.nlpcenter.ru. Флогистон … психологии приведена на сервере Артёма Душкина — dushkin.boom.ru. В видеZIP-архивов представлены работы и учебные пособия …
17. Сылка: < students/bilety/texts/29.html>
18. Ссылка: < razvitie-vospitanie>
19. Ссылка: < l03_00/l0301121.shtml>
20. Ссылка: < referats>
21. Ссылка: 2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let
22. Ссылка: < psychology/180 2701.html>
23. Ссылка: < vozrastnaya-psihologiya783/vliyanie-vzroslogo-razvitie-lichnosti-39 656.html>
24. Ссылка: < blogs/post/331 724 141−109 674 950/>
25. Ссылка: 296-rol-igry-v-psixicheskom-razvitii-rebenka.html
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
Источник
Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].
В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения
Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].
Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:
1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.
2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.
3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.
4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.
Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.
В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.
Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].
Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.
Роль игры в развитии психики:
1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками
2. Учиться подчинять свои желания правилам игры
3. В игре формируются первые нравственные чувства
4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)
5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].
Список литературы:
1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с
2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.
3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.
Источник
Социальная ситуация как условие психического развития в дошкольном возрасте. Роль игры в предметной деятельности дошкольника. Особенности развития психических функций ребенка: внимание, память, мышление, речь. Анализ проблемы кризиса детей семи лет.
Подобные документы
Восприятие и воображение, мышление, память и внимание, эмоции, речь и поведение детей дошкольного возраста. Задачи развития и воспитания ребенка. Кризис 3-х лет. Развитие ребенка от 3 до 7 лет. Психика детей дошкольников и социальная ситуация их развития.
презентация, добавлен 16.01.2017
Социальная ситуация развития и предметная деятельность ребенка в раннем детстве. Особенности развития психических функций в раннем детстве. Особенности психического развития, умственного развития, воображения, общения, памяти у детей раннего возраста.
курсовая работа, добавлен 06.11.2016
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Структура сюжетно-ролевой игры. Развитие психических функций в дошкольном возрасте. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания. Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
реферат, добавлен 15.01.2014
Особенности и закономерности развития детей дошкольного возраста. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Новообразования дошкольного возраста. Психологическая готовность дошкольника к школе. Психическое развитие детей дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 07.05.2018
Особенности психического развития детей 6-7 — летнего возраста. Уровень развития памяти и мышления. Общение как условие уровня развития детей. Влияние взрослого на развитие личности детей. Развитие восприятия в дошкольном детстве. Кризис семи лет.
дипломная работа, добавлен 12.09.2011
Характеристика внимания и его особенности у детей с задержкой психического развития (ЗПР), его основные приемы. Восприятие, память и мышление при ЗПР у ребенка. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР. Основные степени речевых нарушений.
реферат, добавлен 05.04.2015
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте: понятие и задачи. Игра как ведущий вид деятельности ребенка, ее структурные элементы и основные стадии. Развитие психических функций в дошкольном возрасте. Формирование личности и суть кризиса 6-7 лет.
реферат, добавлен 29.05.2013
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Предметная деятельность и игра. Восприятие, внимание, память дошкольника. Воображение и мышление дошкольника. Развитие личности в дошкольном возрасте. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения.
реферат, добавлен 07.04.2015
Социальная ситуация развития. Игра, как основной вид деятельности, содержание игры. Особенности общения, восприятие сказки. Развитие психических функций. Развитие мотивов поведения, формирование самосознания. Условия развития эмоций и чувств дошкольника.
творческая работа, добавлен 05.02.2010
Сущность сурдопедагогики как науки, ее цели, задачи и методы психического развития детей с нарушением слуха, формирование личности. Особенности развития познавательных процессов дошкольника: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.
курсовая работа, добавлен 03.05.2015
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие и основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте психического развития ребенка в дошкольном возрасте ……………………………………………………………..4
2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте..…12
3. Основные новообразования дошкольного возраста……………..…………14
4. Психологическая готовность к обучению как итог психологического развития дошкольника…………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………22
Введение
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка. Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. Ведь именно у дошкольников начинают складываться основные психологические характеристики: мотив достижения, интеллект, способности и др. В младшем школьном возрасте они закрепляются и становятся устойчивыми либо развиваются дальше.
Периоду дошкольного возраста посвящены работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых: С.Л.Рубеншнейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, К.Роджерса, Ж. Пиаже. Но все же изучение этого перехода остается одной самых актуальных проблем современной возрастной психологии, и к этой проблеме непосредственно примыкает проблема мотивационной готовности ребенка к школьному обучению. Поэтому выбранная мною тема работы очень важна и актуальна.
Цель работы состоит в изучении периода дошкольного детства и его психологической характеристике.
Задачи: определить понятие и изучить основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте; структуру и динамику ведущей деятельности в дошкольном возрасте; основные новообразования этого периода; рассмотреть психологическую готовность к обучению как итог психологического развития дошкольника.
1. Понятие и основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст — этап психического развития от 5 до 7 лет. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:
-младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
-средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
-старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет .
Под психологической характеристикой понимаются те аспекты развития ребенка, которые влияют непосредственно на его состояния, процессы, свойства. Это не только характеристика познавательных процессов и мотивационной сферы, которая практически руководит поведением ребенка, но и характеристика ведущей деятельности, самосознания ребенка в этот период.
Рассмотрим особенности развития воображения. Можно утверждать, что воображение начинает свое развитие с трех лет.
Таблица 1. Развитие воображения у детей дошкольного возраста……………………………….
Заключение
Таким образом, дошкольный возраст — этап психического развития от 5 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший, старший и средний дошкольный возраст. Выделим основные психологические аспекты развития ребенка в этом возрасте:
Познавательное воображение сильно изменяется на данном этапе. Дети передают переработанные впечатления, начинают целенаправленно искать приемы для их передачи. Впервые появляется целостное планирование.
Творчество ребенка носит проективный характер.
Особенностью дошкольного периода является наличие богатой эмоцио¬нальной палитры. С одной стороны эта особенность обеспечивает более адек¬ватное эмоциональное поведение ребенка. Ho с другой, она же может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка.
В этом возрасте происходит формирование нравственно-эстетических категорий, развивается чувство стыда, вины, сопереживания.
Основная отличительная черта внимания в дошкольном возрасте — это
непроизвольность. Ребенок легко отвлекается от деятельности, быстро появля¬ются другие интересы.
Функции зрительного восприятия в целом оказываются сформиро¬ваны уже к началу дошкольного возраста, а функции слухового восприятия ока¬зываются в целом сформированными только к концу старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Непроизвольный характер познавательных процессов обусловливает синкретизм психической деятельности, когда у ребенка все без различия сбито в кучу, и он не может установить между разными предметами связи и найти общие признаки.
Характерная форма мышления в возрасте 4-6 лет — наглядно-образное мышление. Это означает, что ребенок решает задачи не только в ходе практи¬ческих действий с предметами (что характерно для наглядно-действенного мышления), но и в уме, опираясь на свои образы (представления) об этих пред¬метах.
Ребенок дошкольного возраста непосредственен.
К 7 годам преодолеваются особенности детского мышления. Появляется логизм, устанавливаются причинно-следственные связи. Как итог, ребенок мо¬жет рассуждать дедуктивно, становится способным к школьному обучению.
Развитие речи дает возможность социализованного взаимодействия.
Ведущая деятельность в этот период – игра.
Дошкольный возраст — период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Психологическая готовность к школе является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, включающим в себя
1. мотивационную готовность,
2. социально-психологическую готовность,
3. интеллектуальную готовность,
4. личностную готовность.
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский — М.: Эксмо, 2003. – 1061 с.
2. Гамезо, М.В. Возрастная психология. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова Л.М. Орлова. — М.: Педагогоическое общество России, 2003. – 512 с.
3. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология./ О.Б. Дарвиш — М.: Владос, 2003. – 321 с.
4. Крайг, Г. Психология развития. / Г. Крайг — СПб.: Питер, 2000. – 321 с.
5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет./ И.Ю. Кулагина — М.: Изд-во РОУ, 2005. – 342 с.
6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 5-е изд., стереотип./ В.С. Мухина — М.: Владос, 2006. – 334 с.
7. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо — М.: Педагогическое Общество России, 2001. – 332 с.
8. Смирнова, Е.О. Детская психология: Уч. для вузов./ Е.О. Смирнова — М.: Владос, 2003. — 368 с.
Источник