Развитие ножек у годовалого ребенка

Развитие ножек у годовалого ребенка thumbnail

Авторы: Шлыков Кирилл

Человеческие детеныши — дети — в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.

Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2–3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1–2 месяца — исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.

Дальше с 2 до 7–8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.

К моменту вставания (8–9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30–40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.

В 9–14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное — максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.

К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3–3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3–4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.

К 2–2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).

В 3–4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20–25 градусов).

К возрасту 4–6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.

В возрасте 7–8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.

К 9–10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.

Естественно, все описанное — это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.

(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)

опубликовано 23/10/2018 16:16
обновлено 29/10/2018
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие

Источник

Неуверенно стоящий ребёнок в возрасте 6-18 месяцев, как правило, имеет О-образную (варусную) форму ног.

С началом прямохождения в попытках удержать равновесие ребёнок начинает широко расставлять ноги. При этом колени, как правило, смещаются кнутри, к средней линии тела, и постепенно к 2,5-3 годам жизни может возникнуть Х-образная (валгусная) форма ног.

По этому поводу один из патриархов русской ортопедии М. О. Фридланд писал, что ребёнок, начинающий ходить, «должен пройти сложную школу эквилибристики». При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях. Далее, с укреплением мышечно-связочного «корсета» тела форма ног обычно выравнивается: стопа, голень, колено и бедро центруются и выстраиваются по одной линии — вертикальной оси нижней конечности.

Своды стопы.
С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения и к 8-9 годам стопы должны занять нейтральную позицию, когда средняя линия пяточной кости лежит близко (±5°) к вертикальной оси голени и всей нижней конечности.

В 60-ых годах сотрудники Ленинградского института протезирования во главе с профессором С. Ф. Годуновым провели подробнейшее исследование «созревания» сводов стоп детей ясельного и детсадовского возраста. Всего были изучены 4881 ребёнок от 2 до 18 лет. Результаты показали, что у 97,6 % детей 2-летнего возраста имеются плоские стопы, причём у 72 % из них плоскостопие III степени. С возрастом количество плоских стоп резко снижалось, достигая минимальных цифр к 9 годам. В этом возрасте продольное плоскостопие I и II степени было установлено только у 4,3 %, III степени — у 0,8 % обследованных детей.

Судя по результатам этого и других многочисленных исследований, к 7-9 годам своды стопы, форма ног и осанка должны постепенно выравниваться и приобретать очертания, характерные для взрослого человека. На подростковый возраст и период интенсивных эндокринных перестроек приходится следующий период повышенной уязвимости. В этот период скелетно-мышечная система детей наиболее склонна к деформациям. Пол, возраст, генетические особенности и особенно средовые факторы могут существенно влиять на дальнейшее формирование осанки, формы ног и сводов стопы.

Так естественное, возрастное выравнивание формы ног происходит далеко не всегда. Например, девочки от природы более гибки, пластичны (гипермобильны), но если эта гибкость чрезмерна, а мышечно-связочный «корсет» тела отстаёт в развитии, Х-образная форма ног и избыточный прогиб (гиперлордоз) поясницы остаются надолго, может быть, на всю жизнь. Некоторые детские тренеры в погоне за гибкостью пытаются постоянно «растягивать» своих подопечных, плодя «суперменов» с разболтанными суставами. Повышенная гибкость хороша только при сбалансированном мышечно-связочном аппарате суставов. Также отрицательно на осанку, форму ног и «созревание» сводов стопы ребёнка влияет и избыточный вес или резкая его прибавка.

Мы многим обязаны благам цивилизации, но у всего есть «обратная сторона». Вместо того чтобы, как наши пращуры, бегать босиком по упруго-вязким природным поверхностям в погоне за добычей, современный человек вынужден спокойно ходить по гладким и жёстким искусственным покрытиям, подолгу сидеть за столом, сводя свою физическую активность к минимуму.

К сожалению, отставание в мышечном развитии и гипермобильность, видимо, становятся характерной чертой нынешнего поколения детей крупных мегаполисов. Так, по данным А. Г. Беленького (2002 г.) при обследовании здоровых москвичей-подростков в возрасте 16-20 лет более чем 50 % девушек и более 25 % юношей демонстрировали симптомы общей гипермобильности.

Признаки генерализованной гипермобильности (избыточной гибкости)

Попросту говоря, у таких детей слабый мышечно-связочный «корсет» тела и «разболтаны» суставы, у них быстро устаёт спина, ноги, им трудно сидеть, стоять, долго ходить. Такие дети более всего склонны к прогрессирующему ухудшению осанки и плоскостопию.

Локализация болезненностей при прогрессирующем плоскостопии

Что касается стопы, то ещё на заре XX века один из основателей русской ортопедической школы Р. Р. Вреден писал: «Ком земли, наполняя своды стопы, от Адама и по сие время спасает босую ногу человека от плоскостопия». Однако уже в 1929 г. другой классик русской ортопедии М. И. Куслик с тревогой отмечал, что «с приходом цивилизации, создавшей неуступчивые, твёрдые мостовые и полы, давшей человеку обувь с плоской подошвой, было отнято у свода его природное подкрепление».

При ходьбе босиком естественный грунт (песок, галька, дёрн и т.п.) заполняет анатомические углубления стоп. Это обеспечивает поддержку рецепторной и рессорной функции стопы и, одновременно, придаёт ей определённую устойчивость в период опоры. Напротив, на гладком и жёстком покрытии большая часть подошвенной поверхности стопы как бы зависает в воздухе, а её своды лишаются рессорной и сенсорной естественной поддержки грунта. В этих условиях сводообразующие элементы стоп не могут бесконечно долго противостоять перегрузкам. В многолетних состязаниях стопа асфальт (бетон, паркет и т.п.) стопа постепенно проигрывает и сдаётся — уплощается и деформируется.

Понадобилось около 50-60 лет «победного» наступления цивилизации, чтобы опасения доктора М. И. Куслика подтвердились. Недавно исследователями из Индии было показано, что частота встречаемости плоскостопия у жителей городов, регулярно носивших обувь в детстве, в 3 раза выше, чем у людей, проведших «босоногое» детство в деревне. В 2002 г. немецкие авторы, сравнивая данные разных лет, обнаружили, что за последние 20 лет стопа подростков расширилась в среднем у девочек на 6,8 %, у мальчиков — на 5,6 %. Функция формирует орган и … наоборот! Среда обитания накладывает свой отпечаток на ход естественных процессов развития. «Тепличное» детство чревато последствиями!

В последние десятилетия гиподинамия охватывает всё более молодые слои населения. Растут поколения «компьютерных» мальчиков и девочек, предпочитающих детским забавам на природе многочасовое ссутуливание у компьютера или «валяние» у телевизора. Среди жителей городов рассказы о «босоногом» детстве и спортивной юности можно услышать разве что от бабушек и дедушек. Как результат — на школьных медосмотрах всё чаще звучит два диагноза — «две верных подруги»: «нарушения осанки» и «плоскостопие». В старших классах подключается ещё один «плюс» цивилизации — «модная», уродующая ноги, обувь.

Стопа и осанка

Какая связь между этими, казалось бы, отдалёнными частями тела: стопой и позвоночником? Прямая!

Наше тело от стоп до макушки — это отточенная эволюцией конструкция, где все звенья взаимосвязаны.

Стопы — «фундамент» тела, изъяны фундамента неизбежно вызывают перекос всей конструкции, нарушают осанку и походку человека, приводя к болям в позвоночнике и преждевременному «износу» суставов. По данным литературы, не менее чем у 80 % населения возникают проблемы опорно-двигательного аппарата, напрямую или опосредованно связанные с деформациями стопы.

Начальные элементы деформаций и функциональные недостатки стоп и осанки закладываются в детстве и следуют за человеком в его взрослую жизнь.

Считается, что с первых шагов ребёнка и до старости человек пешком огибает землю 4 раза. Стопа — это комплексная структура, состоящая из 26 костей, соединённых связками, суставами, мышцами и сухожилиями.

При рождении стопы детей ещё не сформированы, а будущие костные структуры представлены хрящом. Своды стоп, как и изгибы позвоночного столба, начинают активно формироваться с началом прямохождения. Первый этап формирования сводов стопы и осанки завершается к 8-9 годам, когда очертания стопы и спины ребёнка начинают быть похожими на формы взрослого человека. В период гормонального созревания происходит дальнейшая перестройка, направленная на функциональное совершенствование структур стопы и осанки.

Компенсаторный сколиоз в результате валгусного отклонения стопы
Восходящая цепь перегрузок и повреждения при плоско-валгусных стопах

Источник

Кривые ноги у детей всегда вызывают беспокойство родителей. Когда их неровность является временным явлением и физиологической нормой, а когда следует срочно принимать меры?

Особенности детского скелета

Ребенок, находясь в утробе, располагается там очень компактно. Его ноги поджаты к корпусу и слегка выгнуты по дуге. Поэтому первое время после рождения нижние конечности новорожденного еще держат подобную форму, постепенно расправляясь по мере снижения тонуса мышц.

У здорового ребенка кривые ножки могут оставаться целый год, пока не произойдет достаточное укрепление мышц и связок, поддерживающих скелетные кости нижних конечностей.

За правильным развитием опорно-двигательного аппарата следит ортопед на плановых осмотрах в первый год жизни крохи.

Поскольку скелет детей очень пластичен, важно вовремя заметить легкие отклонения от нормы и скорректировать их. Также необходимо не допускать определенных ошибок в уходе за малышом в первый год, чтобы не спровоцировать развитие деформации и не искривить ножки крохи.

Если ноги у ребенка даже в год все еще кривые — обязательно посетите ортопеда. Специалист осмотрит кроху и решит, является ли подобное искривление физиологической возрастной нормой или же требует определенной коррекции. В случае выявления патологии важно немедленно приступать к лечению и следовать всем рекомендациям ортопеда. Ведь кривые ноги у ребенка — это проблема не только эстетического характера:

  • ноги у ребенка будут сильно уставать;
  • малыш будет страдать от тяжести и боли в ножках;
  • из-за дискомфорта ребенок будет стремиться ограничить свои нагрузки и не будет ходить;
  • стараясь снизить болевые ощущения, ребенок в год может начать ставить ноги неправильно, что приведет к деформации коленных суставов и стопы;
  • позвоночник ребенка принимает на себя серьезные нагрузки, что приводит к дефектам его формирования.

Причины

Рахит

Если вовремя не заметить признаки рахита и не приступить к лечению, это заболевание способно деформировать суставы ребенка. Из-за нехватки витамина Д в первый год жизни возникает дефицит кальция в костных тканях, что делает их податливыми. Нагрузки, которые испытывают суставы при ходьбе, деформируют кости голени, и ножки крохи становятся кривыми.

Но такие случаи довольно редки, поскольку педиатры назначают прием препаратов, содержащих витамин Д курсами, в зависимости от состояния здоровья ребенка и времени года. Если родители строго следуют всем рекомендациям детского врача, кривые ножки их чаду не грозят:

  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • курсовой прием витамина Д в течение «бессолнечных» месяцев (с октября по май);
  • профилактический массаж, снимающий тонус мышц.

Ранние нагрузки

Любой двигательный навык малышу можно осваивать строго по мере укрепления его мышц. Все его умения связаны, следуют друг за другом, а любое неподготовленное «опережение» может привести к тому, что ножки и иные суставы деформируются. Многие родители, стремясь, чтобы их ребенок освоил определенный навык в срок или даже раньше своих сверстников, побуждают кроху садиться до 6 месяцев, решают ставить его на ножки и стимулируют ходить с поддержкой, когда чадо еще не готово к этому. Подобные упражнения негативно отражаются на состоянии скелета и расположении внутренних органов младенца.

Если вы будете ставить ребенка на ножки и побуждать его делать первые шаги в 9-10 месяцев на фоне мышечной незрелости нижних конечностей, этим можно спровоцировать деформацию ног и позвоночника.

Поэтому важно соблюдать основное правило: любые новые движения в первый год младенец должен производить сам.

Ребенок должен самостоятельно садиться и делать первые шаги, и не важно, во сколько месяцев это событие произойдет. Ваша задача — с помощью определенных упражнений как можно лучше укрепить мышцы крохи, чтобы он мог делать все сам.

Лишний вес

Лишний вес не только слегка замедляет темпы освоения малышом определенных навыков, но и способен привести к искривлению его ножек. Педиатры, как правило, строго следят за набором массы детьми, и дают рекомендации по рациону питания, чтобы можно было вовремя скорректировать вес ребенка и привести его к норме.

Малышам с лишним весом не рекомендуется вставать на ножки даже самостоятельно, поскольку большая масса будет влиять на пластичные кости голени и приводить их к деформации.

Тем более нельзя ставить таких малышей у опоры раньше срока.

Вам следует максимально укреплять мышцы ребенка на протяжении нескольких месяцев, предшествующих вставанию на ноги, и посоветоваться с педиатром о необходимости приема препаратов с содержанием кальция для дополнительного укрепления костей.

Наследственность

Иногда кривые ноги — это наследственное явление. Если физиологическая деформация не уходит и в год, а у вас или у родственников нижние конечности «колесом» или «иксом», то, вполне вероятно, что ребенок мог получить их «по наследству».

Влияние обуви

Неудобной или тесной обувью можно негативно повлиять на походку годовалого ребенка. Он будет стараться ставить ноги таким образом, чтобы ему было комфортней, но это может привести в деформации и искривлению суставов. Чтобы избежать подобной патологии, следует выбирать крохе в любом возрасте «правильную» обувь с жестким задником, небольшим каблучком и супинатором. Не надевайте на дитя чужие ботиночки, поскольку они приняли форму ноги другого ребенка и будут негативно влиять на развитие стопы вашей крохи.

Дисплазия

Дисплазия тазобедренного сустава — это врожденная патология, которая диагностируется у новорожденного либо в роддоме, либо при первом плановом осмотре ортопеда. Возникает она из-за авитаминоза, стресса, вредных привычек, гормональных сбоев или перенесенных заболеваний во время беременности.
Заболевание это очень серьезно и характеризуется не только тем, что у ребенка кривые ножки. Неправильное расположение суставов влияет на внутренние органы крохи, и делает движения очень болезненными. Лечение дисплазии затягивается на несколько месяцев и должно проходить строго согласно рекомендациям ортопеда.

Ножки «колесом» как результат спазма связок

У ребенка в год чаще всего отмечается искривление ножек «колесом». Оно связано с незрелостью или неправильным развитием коленного сустава. Связки с внешней его стороны оказываются сильно растянутыми, а с внутренней — спазмированы.

Чтобы устранить этот дефект развития и выпрямить ножки, ортопед назначит курс лечебного массажа. Специалист будет интенсивно массировать внешнюю сторону коленок, а внутреннюю слегка поглаживать. С помощью такого воздействия на мышцы и связки можно снять напряжение со спазмированных участков, а растянутые — простимулировать. Сколько сеансов вам необходимо, определит ортопед, исходя из состояния крохи. Как правило, за один-два курса лечебного массажа можно добиться, чтобы суставы стали располагаться правильно, и ноги ребенка выпрямились.

Профилактика

Чтобы не задумываться, как выпрямить кривые ноги у крохи, важно с рождения заботиться о его здоровье и правильном развитии. Формирование суставов проходит вместе с укреплением мышц и связок, их поддерживающих, поэтому на «прямоту» ног не повлияет тугое пеленание. Избежать искривления костей поможет гимнастика и своевременное освоение двигательных навыков.

  1. Следите за весом малыша и корректируйте его вместе с педиатром.
  2. С 4-5 месяцев с введением прикорма старайтесь сделать рацион ребенка сбалансированным.
  3. Занимайтесь с крохой гимнастикой, о том, как проводить сеансы сообразно возрасту, вам покажет массажист в детской поликлинике.
  4. Следуйте всем рекомендациям педиатра и давайте малышу препараты с витамином Д.
  5. Не торопитесь осваивать двигательные навыки — ставить ребенка на ножки можно, когда его мышцы и связки достаточно для этого укрепятся.
  6. Приобретайте для малыша качественную и правильную обувь и следите за его походкой. Иногда, чтобы приучить ребенка в год правильно ставить ножки, можно поменять ботиночки местами, так он не будет косолапить.

Источник