Психическое развитие ребенка с нарушениями опорно двигательного аппарата

Психическое развитие ребенка с нарушениями опорно двигательного аппарата thumbnail

Виды
нарушений опорно-двигательного аппарата:

  • заболевания
    нервной системы – детский церебральный
    паралич (ДЦП), полиомиелит;

  • врожденная
    патология опорно-двигательного аппарата
    – врожденный вывих бедра, кривошея,
    косолапость, аномалии развития
    позвоночника (сколиоз), дефекты
    конечностей, аномалии развития пальцев
    кисти, артрогрипоз (врожденное уродство);

  • приобретенные
    заболевания и повреждения
    опорно-двигательного аппарата –
    травматические повреждения спинного
    мозга, головного мозга, конечностей,
    полиартрит, заболевания скелета
    (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),
    системные заболевания скелета (рахит,
    хондродистрофия).

Основное
нарушение – утрата или дефицит
двигательных функций.

ДЦП
входит в более широкую категорию
нарушений развития, включающую в себя
нарушения опорно-двигательного аппарата:
недостатки мышечной, скелетной систем
и определённые состояния ЦНС. В зарубежных
психолого-педагогических исследованиях
применяется термин «ограниченные
физические возможности», которым
объединяют детей с указанными
ортопедическими недостатками и детей
с хроническими соматическими заболеваниями
нуждающихся в длительном пребывании в
лечебных учреждениях. Наиболее изучены
дети с ДЦП.

ДЦП
проявляется в среднем у 6 детей на каждую
тысячу. Возникает в результате недоразвития
или повреждения мозга в раннем онтогенезе.
Проявляется ДЦП в виде различных
двигательных, психических и речевых
нарушений.

Виды
двигательных нарушений у детей с ДЦП.
Нарушение мышечного тонуса по типу
спастичности, ригидности, гипотонии,
дистонии.

  • Спастичность
    – нарастание мышечного тонуса при
    попытке произвести какое-либо движение

  • Ригидность
    – напряжение мышц в состоянии тетануса.
    Нарушается плавность и слаженность
    мышечного взаимодействия.

  • Гипотония
    – низкий мышечный тонус. Мышцы конечностей
    дряблые, вялые, слабые.

  • Дистония
    – меняющийся характер мышечного тонуса.

  • Ограничение
    или невозможность произвольных движений
    (парезы и параличи)

  • Наличие
    насильственных движений в виде
    гирекинезов и тремора.

  • Гиперкинезы
    – непроизвольные насильственные
    движения, обусловленные переменным
    тонусом мышц, с наличием неестественных
    поз и незаконченных движений.

  • Тремор
    – дрожание пальцев рук и языка.

  • Нарушения
    равновесия и координации движений
    (атаксия).

  • Нарушение
    ощущений движения (кинестезия).

  • Недостаточное
    развитие цепных установочных
    выпрямительных (статокинетических)
    рефлексов. Невозможность удерживать
    вертикально туловище и голову.

  • Синкинезии
    – непроизвольные содружественные
    движения. При попытке взять предмет
    одной рукой, происходит сгибание другой
    руки.

  • Наличие
    патологических тонических рефлексов.
    В норме тонические рефлексы угасают к
    3 месяцам.

ДЦП
– группа двигательных расстройств,
возникающих при поражении двигательных
систем головного мозга и проявляющихся
в недостатке или отсутствии контроля
ЦНС за произвольными движениями, т.е.
объединяются синдромы двигательных
расстройств, возникающие в результате
повреждения мозга на ранних этапах
онтогенеза. ДЦП – резуидального характера
(не имеет прогрессирующего течения).
Но: с возрастом морфо-функциональные
взаимоотношения головного мозга
приобретают патологический характер,
что приводит к проявлениям нарушений
двигательных, речевых и других психических
функций. Выражены явления декомпенсации,
определяющиеся нарастающим несоответствием
между возможностями повреждённой ЦНС
и требованиями окружающей среды,
возрастающими по мере роста ребёнка.
Явления декомпенсации усиливаются
осложнениями двигательных расстройств
различными патологическими и
психопатологическими синдромами:
гипертензионно-гидроцефальный,
судорожный, вегетативно – висцеральных
дисфункций, стойкий церебрастенический
синдромы.

Причины:
внутриутробное или перинатальное
повреждение головного мозга под влиянием
неблагоприятных факторов: асфиксия в
родах, родовая травма, генетический
фактор (2-3%). Тяжесть – различна: двойная
гемиплегия, спастическая дисплегия,
гемипарезы, атонически – астатическая
форма, смешанный характер нарушений.

Двойная
гемиплегия
– тяжёлое поражение всех
четырёх конечностей, причём руки иногда
поражаются сильнее, развитие двигательных
и психических функций крайне затруднено.

Спастическая
дисплегия
– поражаются преимущественно
ноги, руки – в меньшей степени. При
своевременном комплексном лечении и
психолого-педагогической работе
большинство детей осваивают ходьбу,
развивается речь, познавательные
функции, многие способны к обучению в
школе по общеобразовательной программе.

Гемипарезы
– односторонние двигательные
нарушения, руки поражаются сильнее. Это
гиперкинетические формы ДЦП: произвольные
движения затруднены из – за насильственных
движений, тонических спазмов в мышцах,
не развивается манипулятивная
деятельность, навыки самообслуживания,
Тяжёлые недостатки звукопроизносительной
стороны речи нередко сочетаются с
нарушениями слуха.

Атонически-астатическая
форма
ДЦП – недостаточная координация
движений, несформированность реакций
равновесия, низкий мышечный тонус во
всех группах мышц, недорахвитие
выпрямительных рефлексов. Имеются
стойкие дефекты звукопроизносительной
стороны речи, различные по структуре
нарушения психического развития.

У
многих детей – смешанный характер
заболевания с сочетанием различных
двигательных и речевых расстройств.

Нарушения
психики при ДЦП. Нарушаются: познавательная
деятельность, эмоционально-волевая
сфера и личность. Речевые нарушения при
ДЦП: дизартрия, ОНР, алалия, нарушения
письменной речи. Обучение при сохранном
интеллекте происходит по программе
массовой школы. Амбулаторное лечение
проводится на базе детской поликлиники.

Особенности
психического развития детей с ДЦП.

Замедленный,
часто неравномерный темп психического
развития с диспропорциональностью в
формировании отдельных психических
функций, дизонтогения психического
развития церебрально-органического
генеза, включающая основные варианты:

  • локальный
    дизонтогенез отдельных высших психических
    функций (речи, пространственных
    представлений, различных видов гнозиса,
    праксиса, внимания, памяти и др.);

  • нарушения
    умственной работоспособности;

  • нарушения
    произвольной регуляции психической
    деятельности;

  • специфическая
    задержка психического развития:
    сочетание представленных выше нарушений
    СС стойко ограниченным запасом знаний
    и представлений об окружающем и
    специфическими особенностями мыслительной
    деятельности, обуславливающими
    замедленное усвоение нового материала.

Для
детей с ДЦП характерны нарушения
умственной работоспособности, локальные
нарушения высших психических функций,
отставания эмоционально – волевой
сферы, ограниченный запас знаний,
нарушения моторики, зрительно – моторной
координации, несформированность
пространственных представлений, слабость
кинетических ощущений, нарушения речевой
моторики, слабая мотивация психической
деятельности, неразвитая произвольность
и самооценка, дефекты мыслительной
деятельности.

Родители
часто способствуют усугублению нарушений:
гиперопека, недостаточное внимание к
развитию психики, интеллекта, потакание
желаниям ребёнка: отказ от умственного
напряжения, при малейшем утомлении –
отказ от выполнения заданий.


6. Психологические
особенности детей с эмоционально-волевыми
и поведенческими нарушениями. Понятие
сложного (комбинированного) дефекта
развития

Детей,
имеющих эмоционально – волевые и
поведенческие расстройства, условно
можно разделить на детей с РДА, детей с
невротическими нарушениями и детей с
гипердинамическим синдромом (гиперактивные
дети).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Нарушения
функций опорно-двигательного аппарата
могут носить как врожденный, так и
приобретенный характер. В зависимости
от причины и времени поражения (что, в
свою очередь, дифференцирует эту
категорию детей как дефицитарный и
поврежденный варианты развития)
отмечаются следующие виды патологии
опорно-двигательного аппарата.

Читайте также:  Общение с людьми и его влияние на развитие личности ребенка

1.
Заболевания нервной системы.

2.
Врожденная патология опорно-двигательного
аппарата.

3.
Приобретенные заболевания, деформации
и повреждения опорно-двигательного
аппарата.

При
всем разнообразии врожденных, рано
приобретенных заболеваний и повреждений
опорно-двигательного аппарата ведущим
является двигательный дефект. У
большинства детей наблюдаются сходные
проблемы: двигательные нарушения
сочетаются в той или иной степени с
особенностями сформированности сенсорных
и когнитивных функций, с выраженной
спецификой формирования познавательной
деятельности в целом. Ведущим в клинической
картине является двигательный дефект
(задержка формирования, недоразвитие,
нарушение или утрата двигательных
функций).

Часть
детей с такой патологией не имеют
отклонений в развитии познавательной
деятельности и не требуют специального
обучения и воспитания. Но все дети с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата нуждаются в особых условиях
жизни, обучения и последующей трудовой
деятельности.

Большую
часть детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата составляют дети с церебральными
параличами. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
(ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной
системы, которое нередко приводит к
инвалидности ребенка.

ДЦП
возникает в результате недоразвития
или повреждения мозга на ранних этапах
развития (во внутриутробный период, в
момент родов и на первом году жизни).
Двигательные расстройства у детей с
ДЦП часто сочетаются с психическими и
речевыми нарушениями, с нарушениями
функций других анализаторов (зрения,
слуха). Поэтому эти дети нуждаются в
лечебной, психолого-педагогической и
социальной помощи.

Классификация
нарушений опорно-двигательного аппарата.

Отмечают
различные виды патологии опорно-двигательного
аппарата.

1.
Заболевания нервной системы:

*
детский церебральный паралич

*
полиомиелит.

2.
Врожденная патология опорно-двигательного
аппарата:

*
врожденный вывих бедра,

*
кривошея,

*
косолапость и другие деформации стоп,

*
аномалии развития позвоночника (сколиоз),

*
недоразвитие и дефекты конечностей,

*
аномалии развития пальцев кисти,

*
артрогрипоз (врожденное уродство).

3.
Приобретенные заболевания и повреждения
опорно-двигательного аппарата:

*
травматические повреждения спинного
мозга, головного мозга и конечностей,

*
полиартрит,

*
заболевания скелета (туберкулез, опухоли
костей, остеомиелит),

*
системные заболевания скелета
(хондродистрофия, рахит).

39. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В
нарушении психического развития детей
с нарушениями ОДА имеет значение и
недостаточность пространственного
гнозиса, связанная как с поражением
теменных отделов мозга, так и в определенной
мере обусловленная и нарушениями
зрительного восприятия в связи с
двигательными расстройствами
(недостаточность фиксации взора,
конвергенции и т. д.). У этих детей имеются
трудности в формировании восприятия
формы, в соотнесении элементов в
пространстве, в правильном восприятии
пропорций и перспективы. Отмечается
недоразвитие представлений и о схеме
собственного тела. Запаздывает
формирование доминантности руки, понятий
правого и левого. Отмечаются явления
так называемой пальцевой агнозии:
неспособность различать и обозначать
свои пальцы, иногда невозможность
обозначать элементы лица. В связи с этим
наблюдаются характерные особенности
рисунка таких детей: неумение правильно
изобразить лицо и руки.

Указанные
расстройства проявляются и в динамике
психического развития детей с церебральными
параличами. Так, в раннем возрасте из-за
двигательных расстройств (трудностей
при поворотах головы, приближении к
интересующему предмету, его захвату и
т. д.) страдает формирование ориентировочной
реакции. Этому способствует и ограничение
полей зрения в связи с нарушением
моторного аппарата глаз, недоразвитием
с атокинетических рефлексов. Двигательная
недостаточность обусловливает
недоразвитие предметных действий. В
дошкольном возрасте обращает внимание
недоразвитие игровой деятельности.
Позже страдает формирование школьных
навыков: счета, письма и чтения. Трудности
в освоении арифметики в значительной
мере обусловлены недостаточностью
пространственных функций. Они
проявляются в нечеткости распознавания
графического изображения цифр, смешении
арифметических знаков. Характерна
замедленность в усвоении числа и его
разрядного строения. Нередки затруднения
в узнавании и воспроизведении
геометрических фигур. Наблюдаются
явления дисграфии в виде зеркальности,
смешения сходных по написанию букв.

В
нарушении работоспособности большое
значение имеют церебрастенические
расстройства, однако расстройства
внимания, трудности сосредоточения на
задании могут быть также обусловлены
и недостаточностью фиксации взора,
затруднением в прослеживании за
движущимися предметами.

Тяжелые
двигательные расстройства, нарушения
ряда высших корковых функций, сопутствующие
им явления психической истощаемости
являются причиной задержки интеллектуального
развития у многих детей с церебральными
параличами. Эта задержка развития
преодолевается специальной системой
воспитания и обучения этих детей в
соответствующих учреждениях.

Таковы
самые основные особенности интеллектуального
развития детей с церебральными параличами.

В
их эмоциональной сфере описывается
склонность к невротическим и неврозоподобным
расстройствам, в первую очередь к страхам
(высоты, закрытых дверей, темноты, новой
обстановки и т. д.), повышенной пугливости
в отношении неожиданных раздражителей.

Помимо
вышеперечисленных отдельных эмоциональных
расстройств детям с церебральными
параличами нередко свойственна и
задержка эмоционального развития в
целом, которая, как правило, сочетается
с вышеописанной задержкой интеллектуального
развития. Проявления «органического
инфантилизма» выступают в недостаточной
дифференцированности эмоций даже в
игровой деятельности, ее монотонности,
слабости творчества, отсутствии
инициативы и самостоятельности.

Детский
церебральный паралич является удобной
моделью для изучения роли дефицита
двигательной сферы в формировании ряда
отклонений развития личности.

Важное
место в формировании у этих детей
патологических свойств личности по
дефицитарному типу, связанному прежде
всего с двигательной недостаточностью,
принадлежит явлениям депривации и
гиперопеки.

В
результате двигательных ограничений,
накладываемых болезнью, ребенок живет
и развивается в пространственно весьма
ограниченном мире. Это препятствует
формированию развития многих видов
взаимоотношений и взаимодействия со
сверстниками и взрослыми. Ограниченность
контактов нередко способствует аутизации,
формированию эгоцентрический установок,
пассивности.

Начало
формы

Конец
формы

Соседние файлы в папке папочка

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Основной
контингент детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата представлен
детьми с детскими
церебральными параличами
.
ДЦП – это заболевание незрелого мозга,
которое возникает под воздействием
вредных факторов в пренатальном,
интранатальном,
раннем постнатальном

периоде развития. Основную роль в его
возникновении играют: внутриутробные
инфекции (грипп, аденовирусная инфекция,
герпес и т.д.), интоксикации,
в том числе лекарственными препаратами,
несовместимость
по
резус-фактору,
асфиксии во
время родов, внутричерепные кровоизлияния
,
недоношенность,
а также нейроинфекции,
перенесенные ребенком на первом-втором
году жизни.

Читайте также:  Здоровый образ жизни как основа нормального развития ребенка

Наиболее
уязвимыми оказываются и потому в первую
очередь поражаются двигательные зоны
коры головного мозга. При этом происходит
задержка и нарушение созревания мозга
в целом. Поэтому у детей, страдающих
ДЦП, встречаются самые разнообразные
нарушения: двигательные, интеллектуальные,
речевые, а также расстройства других
корковых функций.

Кроме
ДЦП, к детям с нарушениями опорно-двигательного
аппарата относят детей с последствиями
полиомиелита,
с
различнымиврожденными
или приобретенными
деформациями опорно-двигательного

аппарата (отсутствие или недоразвитие
конечности, сколиоз); с артогриппозом
(врожденное множественное искривление
конечностей с ограничением или отсутствием
подвижности суставов); с
ахондроплазией

(врожденное отставание в росте костей
конечностей при нормальном росте головы,
шеи, туловища); с
миопатией

(наследственное заболевание, связанное
с нарушением обменных процессов в
мышечных тканях), проявляющейся в
мышечной слабости и атрофии мышц.

Как
правило, особенности психического и
физического статуса детей с двигательной
патологией препятствуют полноценному
овладению программой общеобразовательной
школы. Однако в последние годы отношение
общества к таким детям претерпело
значительные изменения. В том случае,
когда у ребенка не нарушен интеллект и
его физическое состояние позволяет ему
самостоятельно передвигаться, он вполне
может посещать обычную общеобразовательную
школу. Однако не всегда родители
используют такую возможность
и некоторые дети с нарушением
опорно-двигательного аппарата определяются
в специализированные учебные заведения.
Связано это с тем, что не все родители
могут самостоятельно обеспечить своему
ребенку достаточную реабилитационную
помощь. При этом необходимо помнить,
что, например, при ДЦП нарушено не только
перемещение тела в пространстве, а и
многие другие функции организма, так
или иначе связанные с движением: это и
дыхание, и кровообращение, и глотание,
и звукопроизношение. В областных центрах
и больших городах реабилитационные
задачи решают создаваемые в последнее
время центры нейрореабилитации.

Картина
нарушения при детском церебральном
параличе достаточно сложная, она
складывается из многих компонентов.
Во-первых,
это ограничение
или невозможность произвольных

движений; во-вторых,
снижение
мышечной силы

до такой степени, что ребенок не может
поднять руки вверх, вытянуть вперед,
согнуть или разогнуть ногу и т.д.;
в-третьих,
нарушение
мышечного тонуса

(для любого двигательного акта необходим
нормальный мышечный тонус, при ДЦП, как
правило, повышение – спастичность; дети
постоянно находятся из-за этого в
определенной позе: ноги согнуты в
коленях, опора на пальцы ног, руки прижаты
к туловищу, согнуты в локтевых суставах,
пальцы сжаты в кулаки); в-четвертых,
появление
насильственных движений

(гиперкинезов), при которых затрудняется
выполнение любых произвольных движений
(иногда произвольные движения вообще
невозможны);
в-пятых
,
нарушение
равновесия

и координации
движений
,
которое проявляется в неустойчивости
при сидении, стоянии, ходьбе и, наконец;
в-шестых,
нарушение
ощущения от

движения
тела или его частей.

Различают несколько
форм ДЦП.

  1. Спастическая
    диплегия
    .
    Характеризуется двигательными
    нарушениями в верхних и нижних
    конечностях, причем ноги поражены
    сильнее, чем руки. Относительная
    сохранность движений рук помогает
    таким детям осваивать навыки
    самообслуживания, дает возможность
    помогать самому себе во время ходьбы,
    позволяет освоить трудовые навыки и
    навык письма. Психика таких детей чаще
    не изменена, могут обучаться по программам
    массовой школы. В отдельных случаях
    возможна ретардация развития по типу
    задержки, которая при систематической
    работе с ребенком успешно преодолевается.
    Это наиболее часто встречающаяся форма
    ДЦП (45-50% учащихся специальных школ).
    Она же описывается как болезнь Литтля.

  2. Двойная
    гемиплегия
    .
    Самая тяжелая форма ДЦП. При данном
    нарушении руки поражаются в такой же
    степени, как и ноги, а иногда и сильнее.
    Двигательные расстройства часто
    ассиметричны. Развитие двигательных
    функций крайне затруднено. Дети не
    держат голову, не сидят, не стоят и не
    ходят. Интеллектуальное развитие от
    умеренной до глубокой степени умственной
    отсталости. Анартрия.

  3. Гемипаретическая
    форма (детская церебральная гемиплегия)
    .
    Возникает чаще всего после энцефалитов.
    Характеризуется односторонними
    двигательными нарушениями. Чаще более
    тяжело поражены руки. Если ребенок не
    пользуется пораженной рукой, то со
    временем наблюдается ее укорочение и
    уменьшение в объеме. Иногда поражаются
    глазодвигательные нервы, тогда отмечается
    косоглазие, а при поражении лицевого
    нерва – асимметрия мимической иннервации
    лица. В специальной школе 20-25% учащихся.
    У каждого третьего ребенка – умственная
    отсталость, у половины ЗПР. Дизартрия.

  4. Гиперкинетическая
    форма
    .
    Характеризуется двигательными
    расстройствами, проявляющимися в виде
    насильственных
    непроизвольных движений – гиперкинезов.
    Они могут быть единственным нарушением
    двигательной сферы, а могут сочетаться
    с параличами и парезами. Гиперкинезы
    возникают непроизвольно, исчезают во
    сне, уменьшаются в покое, усиливаются
    при движении и волнении, утомлении и
    эмоциональном напряжении. Гиперкинезы
    не могут быть подавлены волевым усилием.
    Наличие гиперкинезов затрудняет
    формирование манипулятивной, предметной,
    игровой, изобразительной и других видов
    деятельности и навыков самообслуживания.
    Большинство детей имеют речевые
    нарушения. Нарушения слуха по разным
    данным от 5 до 20%. Интеллект первично,
    как правило, сохранен. В специальной
    школе от 15 до 20% детей. В чистом виде
    встречается редко, чаще всего сочетается
    со спастической диплегией.

  5. Атоническиастатическая
    форма (мозжечковая
    ).
    Характеризуется низким мышечным тонусом
    (атония), трудностями в принятии
    вертикального положения тела (астазия).
    Нарушена также координация движений
    (атаксия). У ребенка нарушается равновесие
    тела при покое и ходьбе, наблюдается
    несоразмерность движений, тремор,
    усиливающийся в конце двигательного
    акта. Все это происходит на фоне низкого
    мышечного тонуса. Такие дети долго не
    могут держать голову, сидеть, стоять,
    ходить. Походка характеризуется
    неустойчивостью. Дети ходят широко
    расставляя ноги в стороны, пошатываясь,
    и при этом часто падают. Все движения
    отличаются неточностью и несоразмерностью.
    Координация движений рук и ног
    рассогласована. Речь не плавная,
    прерывистая, монотонная и медленная.
    Ударения расставляются не по смыслу:
    слова разделены равномерными интервалами.
    В половине случаев наблюдается легкая
    и умеренная степень умственной
    отсталости. В специальной школе 10-15%
    детей.

У большинства
детей с ДЦП наблюдаются смешанные формы
заболевания.

Понятно, что столь
значительныеизменения
физического статуса не могут не
сказываться на психическом развитии
ребенка. У всех детей с ДЦП наблюдается
недостаточность
пространственных представлений
.
Это соответствующим образом отражается
на способности к осуществлению счетных
операций. Нарушено также восприятие
формы, пропорций, перспективы. Нарушены
представления о схеме собственного
тела. Поскольку всегда наблюдается
недоразвитие предметных действий, то
и игра у ребенка с детским церебральным
параличом не развивается. Часто
двигательным расстройствам сопутствует
задержка
психического
развития церебрально-органического
происхождения.
При
этом практически у всех детей процессы
возбуждения преобладают над процессами
торможения. Наблюдается склонность к
колебаниям настроения. При тактильном
прикосновении многие дети испытывают
страх, страх также может появляться при
изменении положения тела и при изменении
окружающей обстановки. У очень многих
детей с детскими церебральными параличами
ввиду особых условий воспитания и
развития формируются такие личностные
черты, как эгоцентризм и пассивность.

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев отстает развитии

Реабилитационная
работа
с
такими детьми носит комплексный характер.
Она включает не только медицинские меры
воздействия, но и обучение, воспитание,
психологическую поддержку, а также
логопедическую помощь.

Медицинские меры
воздействия предполагают: медикаментозное
лечение, физиотерапевтическую и
ортопедическую помощь, лечебный массаж,
лечебную физкультуру и др.

За счет медикаментозного
лечения нормализуется мышечный тонус
ребенка, уменьшаются насильственные
движения. Но такая помощь может оказываться
только высококвалифицированными врачами
и строго индивидуально.

Физиотерапия
– улучшает кровообращение в мышцах,
способствует уменьшению спастичности.
Во всех специализированных школах, а
тем более, в центрах нейрореабилитации
есть специальные кабинеты, оборудованные
необходимыми аппаратами.

Ортопедическая
помощь

заключается в том, что для детей подбирают
специальные приспособления для ходьбы,
специальную обувь, придают правильное
положение пальцам, стабилизируют голову.

Лечебный массаж
чрезвычайно важен для здоровья ребенка
с детским церебральным параличом. Рано
начатый, проводимый специально
подготовленными людьми на протяжении
длительного времени, такой массаж
способен значительно улучшить состояние
ребенка. В некоторых случаях удается
почти полностью преодолеть дефект
только за счет использования массажа.

Лечебная
физкультура (ЛФК)

включает в себя специальные комплексы
упражнений, направленных на преодоление
дефекта, в том числе и с использованием
тренажеров. Подбирается индивидуально
в зависимости от характера нарушений.
Является обязательной формой работы
со всеми детьми, страдающими ДЦП.

Немедицинские
меры реабилитационного воздействия
также направлены на восстановление
пригодности ребенка к жизни в социуме
испособствуют
достижению им наивысшего уровня
функциональной нормы развития. Обучение
в школах для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата предполагает
усвоение основ наук в объеме
общеобразовательной школы. Помимо
этого, дети получают полноценную
профессиональную подготовку в одной
из доступных им профессий. Наиболее
популярной среди детей с ДЦП профессией
является профессия делопроизводителя
и оператора для работы на компьютере.
Те дети, интеллект
которых снижен
,
а их среди детей с ДЦП около 30%, обучаются
в тех же школах, но во вспомогательных
классах по программе вспомогательной
школы. Часть детей имеют столь значительные
двигательные нарушения, что не
могут самостоятельно передвигаться
.
Такие дети обучаются индивидуально на
дому.

Воспитание
обеспечивает коррекцию личностных
расстройств, возникающих у ребенка под
влиянием
дефекта.

В
психологической

поддержке нуждаются практически все
дети с нарушениями двигательной сферы.
Перед психологом, работающим с детьми,
имеющими двигательные нарушения, стоят
следующие задачи:

  • коррекция
    неадекватных методов воспитания ребенка
    с целью преодоления его микросоциальной
    запущенности;

  • помощь ребенку
    или подростку в разрешении психотравмирующих
    ситуаций;

  • формирование
    продуктивных видов взаимоотношений
    ребенка с окружающими (в семье, в классе);

  • повышение
    социального статуса ребенка в коллективе;

  • развитие у ребенка
    или подростка компетентности в вопросах
    нормативного поведения;

  • формирование и
    стимуляция сенсорно-перцептивных,
    мнемических и интеллектуальных процессов
    у детей;

  • развитие и
    совершенствование коммуникативных
    функций, эмоционально-волевой регуляции
    поведения;

  • формирование
    адекватных родительских установок на
    заболевание и социально-психологические
    проблемы ребенка путем активного
    привлечения родителей в психокоррекционный
    процесс;

  • создание в детском
    коллективе, где обучается больной
    ребенок, атмосферы принятия,
    доброжелательности, открытости,
    взаимопонимания.

В логопедической
помощи

нуждаются практически все дети, страдающие
церебральными параличами. Практически
у всех детей, относящихся к этой категории,
так или иначе нарушено звукопроизношение
(постоянно меняется тонус речевой
мускулатуры, разный тонус языка и губ,
наблюдаются гиперкинезы речевой
мускулатуры). Речь такого ребенка
зачастую малопонятна для окружающих.
Иногда могут проявляться нарушения
дыхания, что приводит к насильственным
выкрикам и стонам. Может также проявляться
слюнотечение. Голос у детей с ДЦП, как
правило, смазанный, немодулированный.
Такое речевое нарушение, обусловленное
поражением двигательных зон головного
мозга, называется дизартрией.

Логопедическая
работа

ведется по нескольким направлениям:
отрабатывается
речевое дыхание, голосообразование,
произносительная сторона речи, а также
идет расширение лексического запаса.

При сложных формах дизартрии работа
проводится в направлении развития
слухового внимания, слуховой памяти,
фонематического слуха, семантической
стороны речи. В этом случае работа
строится с опорой на зрительное и
слуховое восприятие. В систему
логопедических занятий входит также
создание для детей с двигательными
нарушениями условий для овладения
письменной речью. Так как при ДЦП
практически всегда нарушена
зрительно-моторная координация, процесс
обучения их письму, значительно затруднен,
а в некоторых случаях и невозможен.
Раньше для обучения грамоте таких детей
использовались пишущие машинки. Сейчас
большие возможности для приобщения
детей, страдающих ДЦП, к письменной речи
открывает использование компьютера и
других электронных приборов.

Вопросы и задания
для самоконтроля:

  1. Какие нарушения
    опорно-двигательного аппарата вам
    известны?

  2. Что собой
    представляет детский церебральный
    паралич?

  3. Назовите причины
    возникновения детских церебральных
    параличей.

  4. Из каких клинических
    признаков складывается картина нарушения
    при детском церебральном параличе?

  5. Какие формы детских
    церебральных параличей вам известны?

  6. Как
    отражается ДЦП на психическом развитии
    ребенка?

  7. Охарактеризуйте
    реабилитационные заведения для детей
    с нарушениями опорно-двигательного
    аппарата.

  8. Какие
    разделы включает в себя реабилитационная
    работа с детьми, страдающими церебральными
    параличами?

  9. Задачи психолога,
    работающего с детьми и подростками,
    страдающими церебральными параличами.

  10. Раскройте
    содержание понятий «реабилитация»,
    «коррекция» «компенсация» по отношению
    к детям с ДЦП.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник