Психическое развитие ребенка подросткового возраста

Психическое развитие ребенка подросткового возраста thumbnail

4

Вопрос
№ 20

Особенности
психического развития подростка.

Подростковый возраст охватывает период
от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из
самых сложных и ответственных в жизни
ребенка и его родителей. Как и любой
другой, подростковый возраст «начинается»
с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации
развития заключается в том, что подросток
находится в положении (состоянии) между
взрослым и ребенком — при сильном
желании стать взрослым, что определяет
многие особенности его поведения.
Подросток занимает промежуточное
положение между детством и взрослостью.
Подросток стремится отстоять свою
независимость, приобрести право голоса.

В подростковом возрасте ведущей
деятельностью
является общение со
сверствниками. Именно в процессе общения
со сверстниками происходит становление
нового уровня самосознания ребенка,
формируются навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться и
в тоже время отстаивать свои права.
Кроме того, общение является для
подростков очень важным информационным
каналом.

В результате такой резкой смены интересов
в подростковом возрасте часто страдает
учебная деятельность, снижается школьная
мотивация.

Многие особенности поведения подростка
связаны не только с психологическими
изменениями, но и с изменениями,
происходящими в организме ребенка.
Половое созревание и неравномерное
физиологическое развитие
подростка
обуславливают многие его поведенческие
реакции в этот период. Подростковый
возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью и резкими колебаниями
настроения. Поведение подростков
зачастую бывает непредсказуемым, за
короткий период они могут продемонстрировать
абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость
    сочетаются с импульсивностью;

  • неуемная жажда деятельности может
    смениться апатией, отсутствием стремлений
    и желаний что-либо делать;

  • повышенная самоуверенность,
    безаппеляционность в суждениях быстро
    сменяются ранимостью и неуверенностью
    в себе;

  • развязность в поведении порой сочетается
    с застенчивостью;

  • романтические настроения нередко
    граничат с цинизмом, расчетливостью;

  • нежность, ласковость бывают на фоне
    недетской жестокости;

  • потребность в общении сменяется желанием
    уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции
возникают при попытке кого-либо из
окружающих ущемить самолюбие подростка.
Пик эмоциональной неустойчивости
приходится у мальчиков на возраст 11-13
лет, у девочек — на 13-15 лет.

Существенные изменения происходят в
развитии познавательных процессов.

Внимание. Подросток может хорошо
концентрировать внимание в значимой
для него деятельности. Внимание становится
хорошо управляемым, контролируемым
процессом.

Память. Подросток способен
управлять своим произвольным запоминанием,
использовать различные мнемические
средства. Память в этом возрасте
перестраивается, переходя от доминирования
механического запоминания к смысловому.
При этом перестраивается сама смысловая
память — она приобретает опосредованный,
логический характер, обязательно
включается мышление.

Подростковый возраст считается кризисным,
поскольку происходят резкие качественные
изменения, затрагивающие все стороны
развития и жизни. Кризис 13 лет относится
к числу острых.

Симптомы кризиса

  1. Наблюдается снижение продуктивности
    и способности к учебной деятельности
    даже в той области, в которой ребенок
    одарен.

Происходит переход на новую, высшую
ступень интеллектуального развития.
На смену конкретному приходит логическое
мышление. Это проявляется в критицизме
и требовании доказательств, его начинают
интересовать философские вопросы
(проблемы происхождения мира, человека).

С развитием мышления наступает интенсивное
самовосприятие, самонаблюдение, познание
мира собственных переживаний. В этом
возрасте многие подростки ведут дневники.

  1. Второй симптом кризиса – негативизм.

У мальчиков негативизм проявляется
ярче и чаще, чем у девочек, и начинается
позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса
не обязательно имеет негативный характер.
Л.С.Выготский пишет о трех вариантах
поведения.

  1. Негативизм ярко выражен во всех областях
    жизни подростка. Подросток недоступен
    уговорам старших, возбудим или, наоборот.
    Это трудное и острое протекание
    наблюдается у 20% подростков.

  2. Ребенок – потенциальный негативист.
    Это проявляется лишь в некоторых
    жизненных ситуациях, главным образом
    как реакция на отрицательное влияние
    среды (семейные конфликты, угнетающее
    действие школьной обстановки). Таких
    детей большинство, примерно 60 %.

  3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить,
что негативизм — следствие недостатков
педагогического подхода.

Основные линии развития подростков
связаны с прохождением личностных
кризисов: кризиса идентичности и кризиса,
связанного с отделением от семьи и
приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности.

В этот период происходит поиск и выбор
новой взрослой идентичности, нового
отношения к себе и к миру. Внешне это
проявляется в активном интересе к себе:
подростки постоянно что-то доказывают
друг другу и самому себе; они общаются
на темы, затрагивающие моральные и
нравственные вопросы, межличностные
отношения; появляется интерес к
исследованию себя, уровня развития
своих способностей через прохождение
тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания
обуславливает интерес к себе, поэтому
ребенок в подростковом возрасте склонен
к уходу в себя, чрезмерно самокритичен
и чувствителен к посторонней критики.
Поэтому любая оценка со стороны значимых
взрослых может вызвать бурную и
непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания
выражается также в стремлении понять
себя, свои возможности и особенности,
свое сходство с другими людьми и
свое отличие — уникальность и
неповторимость. Познание себя через
отличие зачастую происходит через
противопоставление себя миру взрослых.
Отсюда может идти негативизм в отношении
норм и ценностей взрослых, их обесценивание.
«Я не такой как вы! Я никогда не стану
таким!», — вот достаточно характерные
для подросткового возраста фразы. Как
следствие, в этом возрасте наблюдается
резкое понижение ценности общения в
семейном кругу: самыми большими
авторитетами становятся друзья, а не
родители.

Познание себя через сходство с
другими происходит у подростков при
общении со сверстниками. Подростки
имеют свои собственные нормы, установки,
специфические формы поведения, которые
образуют особую подростковую субкультуру.
Для них очень важно чувство принадлежности,
возможность занять свое место в
референтной группе
.

Таким образом, можно сказать, что в
подростковом возрасте резко падает
авторитет взрослого и возрастает
значимость мнения сверстников.

Кризис, связанный с отделением от
семьи и приобретением самостоятельности.

Отечественные психологи выделяют еще
одну важную особенность подросткового
возраста – чувство взрослости.
Внешне это выглядит как стремление к
самостоятельности и независимости. Он
стремиться расширить свои права, делать
так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое
поведение часто провоцирует запреты.
Но это необходимо, т.к. именно подобном
противостоянии со взрослыми подросток
исследует свои границы, пределы своих
физических и социальных возможностей,
рамки дозволенного. Через такую борьбу
за независимость он удовлетворяет
потребности в самопознании и
самоутверждении, узнает свои возможности
и учиться действовать самостоятельно.

Итак, для подросткового
возраста характерны следующие особенности:

— половое созревание и неравномерное
физиологическое развитие, обуславливающие
эмоциональную неустойчивость и резкие
колебания настроения;

— изменение социальной ситуации развития:
переход от зависимого детства к
самостоятельной и ответственной
взрослости;

— смена ведущей деятельности: учебную
деятельность вытесняет интимно-личностное
общение со сверстниками;

— открытие и утверждение своего «Я»,
поиск собственного места в системе
человеческих взаимоотношений;

— познание себя через противопоставление
миру взрослых и через чувство принадлежности
к миру сверстников. Это помогает подростку
найти собственные ценности и нормы,
сформировать свое представление об
окружающем его мире;

— появление «чувства взрослости», желание
подростка признания своей «взрослости».
В этом возрасте подростки стремятся
освободиться от эмоциональной зависимости
от родителей.

Источник

Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïîäðîñòêà

Îòðî÷åñòâî – ýòàï îíòîãåíåçà, íàõîäÿùèéñÿ ìåæäó äåòñòâîì è ðàííåé þíîñòüþ. Îí îõâàòûâàåò ïåðèîä îò 10–11 äî 13–14 ëåò (V–VIII êëàññû). Ïîíÿòèå îòðî÷åñòâà îáúåäèíÿåò ïðåäïîäðîñòêîâûé, ìëàäøèé ïîäðîñòêîâûé è ñðåäíèé ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò.

Íà÷àëî îòðî÷åñòâà õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì ðÿäà ñïåöèôè÷åñêèõ ÷åðò, âàæíåéøèìè èç êîòîðûõ ÿâëÿþòñÿ ñòðåìëåíèå ê îáùåíèþ ñî ñâåðñòíèêàìè è ïîÿâëåíèå â ïîâåäåíèè ïðèçíàêîâ, ñâèäåòåëüñòâóþùèõ î æåëàíèè óòâåðäèòü ñâîþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, íåçàâèñèìîñòü, ëè÷íîñòíóþ àâòîíîìèþ.

Ãëàâíàÿ îñîáåííîñòü ïîäðîñòêîâîãî ïåðèîäà – ðåçêèå, êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ, çàòðàãèâàþùèå âñå ñòîðîíû ðàçâèòèÿ. Ó ðàçíûõ ïîäðîñòêîâ ýòè èçìåíåíèÿ ïðîèñõîäÿò â ðàçíîå âðåìÿ: íåêîòîðûå ïîäðîñòêè ðàçâèâàþòñÿ áûñòðåå, íåêîòîðûå â ÷åì-òî îòñòàþò îò îñòàëüíûõ, à â ÷åì-òî îïåðåæàþò èõ è ò. ï.

Òðàäèöèîííî ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ïåðèîä îò÷óæäåíèÿ îò âçðîñëûõ. ßðêî âûðàæåíû íå òîëüêî ñòðåìëåíèå ïðîòèâîïîñòàâèòü ñåáÿ âçðîñëûì, îòñòàèâàòü ñâîþ íåçàâèñèìîñòü è ïðàâà, íî è îæèäàíèå îò âçðîñëûõ ïîìîùè, çàùèòû è ïîääåðæêè, äîâåðèå ê íèì, îæèäàíèå èõ îäîáðåíèÿ è îöåíîê. Çíà÷èìîñòü âçðîñëîãî îò÷åòëèâî ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî äëÿ ïîäðîñòêà ñóùåñòâåííà íå ñòîëüêî ñàìà ïî ñåáå âîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî ðàñïîðÿæàòüñÿ ñîáîé, ñêîëüêî ïðèçíàíèå îêðóæàþùèìè âçðîñëûìè ýòîé âîçìîæíîñòè è ïðèíöèïèàëüíîãî ðàâåíñòâà åãî ïðàâ ñ ïðàâàìè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà.

Âàæíûé ôàêòîð ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå – îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè, êîòîðîå âûäåëÿþò â êà÷åñòâå âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè ýòîãî ïåðèîäà. Ñòðåìëåíèå ïîäðîñòêà çàíÿòü óäîâëåòâîðÿþùåå åãî ïîëîæåíèå ñðåäè ñâåðñòíèêîâ ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåííîé êîíôîðìíîñòüþ ê öåííîñòÿì è íîðìàì ãðóïïû ñâåðñòíèêîâ.

Îòðî÷åñòâî – âðåìÿ áóðíîãî è ïëîäîòâîðíîãî ðàçâèòèÿ ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ. Ïåðèîä õàðàêòåðèçóåòñÿ ñòàíîâëåíèåì èçáèðàòåëüíîñòè, öåëåíàïðàâëåííîñòè âîñïðèÿòèÿ, ñòàíîâëåíèåì óñòîé÷èâîãî, ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ è ëîãè÷åñêîé ïàìÿòè.  ýòî âðåìÿ àêòèâíî ôîðìèðóåòñÿ àáñòðàêòíîå, òåîðåòè÷åñêîå ìûøëåíèå, îïèðàþùååñÿ íà ïîíÿòèÿ, íå ñâÿçàííûå ñ êîíêðåòíûìè ïðåäñòàâëåíèÿìè, ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ñòðîèòü ñëîæíûå óìîçàêëþ÷åíèÿ, âûäâèãàòü ãèïîòåçû è ïðîâåðÿòü èõ. Ôîðìèðóþùååñÿ ìûøëåíèå íåðàçðûâíî ñâÿçàíî ñ ðåôëåêñèåé – ñïîñîáíîñòüþ äåëàòü ïðåäìåòîì ìûñëè ñàìó ìûñëü – è ñëóæèò íåîáõîäèìîé îñíîâîé äëÿ ðàçâèòèÿ ó ïîäðîñòêà ñàìîîñîçíàíèÿ.

Íàèáîëåå âàæåí â ýòîì îòíîøåíèè ïåðèîä 11–12 ëåò – âðåìÿ ïåðåõîäà îò êîíêðåòíîãî ìûøëåíèÿ ê ìûøëåíèþ òåîðåòè÷åñêîìó, îò íåïîñðåäñòâåííîé ïàìÿòè ê ëîãè÷åñêîé. Ïðè ýòîì ïåðåõîä íà íîâûé óðîâåíü îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîñòåïåííî: ó äåòåé 11 ëåò, ÷àñòî íà ïðîòÿæåíèè âñåãî VI êëàññà, äîìèíèðóþùèì îñòàåòñÿ êîíêðåòíûé òèï ìûøëåíèÿ, ïîñòåïåííî ïðîèñõîäèò åãî ïåðåñòðîéêà è ëèøü ïðèìåðíî ñ 12 ëåò, ñ VII êëàññà, øêîëüíèêè íà÷èíàþò îñâàèâàòü ìèð òåîðåòè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ. Ïðîèñõîäÿùèå èçìåíåíèÿ êàê ðàç è ñîñòàâëÿþò ñëîæíîñòü ýòîãî ïåðèîäà, ïðè÷åì ðàçíûå äåòè ïåðåæèâàþò åãî ïî-ðàçíîìó. Âìåñòå ñ òåì ðåøàþùåå âëèÿíèå íà ýòè èçìåíåíèÿ îêàçûâàþò äâå ñòîðîíû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè øêîëüíèêà: åå îðãàíèçàöèÿ âçðîñëûìè è åå ñôîðìèðîâàííîñòü ó ñàìîãî ïîäðîñòêà.

 ïåðèîä îòðî÷åñòâà ñèëüíåå ñòàíîâÿòñÿ èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ â èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ÷òî ñâÿçàíî ñ ðàçâèòèåì ñàìîñòîÿòåëüíîãî ìûøëåíèÿ, èíòåëëåêòóàëüíîé àêòèâíîñòè, òâîð÷åñêîãî ïîäõîäà ê ðåøåíèþ çàäà÷. Ýòî ïîçâîëÿåò ðàññìàòðèâàòü âîçðàñò 11–14 ëåò êàê ñåíçèòèâíûé ïåðèîä äëÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ.

Äèíàìè÷åñêèé õàðàêòåð ðàçâèòèÿ, àêòèâíîå ôîðìèðîâàíèå òåîðåòè÷åñêîãî, ðàññóæäàþùåãî ìûøëåíèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ñîöèàëüíàÿ íåçðåëîñòü ïîäðîñòêà, åãî îãðàíè÷åííûé æèçíåííûé îïûò – ñ äðóãîé, ïðèâîäÿò ê òîìó, ÷òî, ïîñòðîèâ êàêóþ-ëèáî òåîðèþ, ñäåëàâ óìîçàêëþ÷åíèå, ïîäðîñòîê ïðèíèìàåò èõ çà ðåàëüíîñòü, êîòîðàÿ ìîæåò ïðèâåñòè ê æåëàåìûì äëÿ íåãî ðåçóëüòàòàì.

Öåíòðàëüíîå ëè÷íîñòíîå íîâîîáðàçîâàíèå ýòîãî ïåðèîäà – ñòàíîâëåíèå íîâîãî óðîâíÿ ñàìîñîçíàíèÿ, ß-êîíöåïöèè, âûðàæàþùåéñÿ â ñòðåìëåíèè ïîíÿòü ñåáÿ, ñâîè âîçìîæíîñòè è îñîáåííîñòè, ñâîå ñõîäñòâî ñ äðóãèìè ëþäüìè è ñâîå îòëè÷èå – óíèêàëüíîñòü è íåïîâòîðèìîñòü. Îòðî÷åñòâî õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðåæäå âñåãî ïîâûøåíèåì çíà÷èìîñòè ß-êîíöåïöèè, ñèñòåìû ïðåäñòàâëåíèé î ñåáå, ôîðìèðîâàíèåì ñëîæíîé ñèñòåìû ñàìîîöåíîê íà îñíîâàíèè ïåðâûõ ïîïûòîê ñàìîàíàëèçà, ñðàâíåíèÿ ñåáÿ ñ äðóãèìè. Ïîäðîñòîê ñìîòðèò íà ñåáÿ êàê áû «èçâíå», ñîïîñòàâëÿåò ñåáÿ ñ äðóãèìè – âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè – èùåò êðèòåðèè äëÿ òàêîãî ñðàâíåíèÿ. Áëàãîäàðÿ ýòîìó ó íåãî ïîñòåïåííî âûðàáàòûâàþòñÿ íåêîòîðûå ñîáñòâåííûå êðèòåðèè îöåíêè ñåáÿ, è îí ïåðåõîäèò îò âçãëÿäà «èçâíå» íà âçãëÿä «èçíóòðè». Îðèåíòàöèÿ íà îöåíêó îêðóæàþùèõ ñìåíÿåòñÿ îðèåíòàöèåé íà ñàìîîöåíêó, ôîðìèðóåòñÿ ïðåäñòàâëåíèå î ß-èäåàëüíîì. Èìåííî â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ñîïîñòàâëåíèå ðåàëüíûõ è èäåàëüíûõ ïðåäñòàâëåíèé î ñåáå ñòàíîâèòñÿ ïîäëèííîé îñíîâîé ß-êîíöåïöèè øêîëüíèêà.

Íîâûé óðîâåíü ñàìîñîçíàíèÿ, ôîðìèðóþùèéñÿ ïîä âëèÿíèåì âåäóùèõ ïîòðåáíîñòåé âîçðàñòà, à èìåííî ñàìîóòâåðæäåíèÿ è îáùåíèÿ ñî ñâåðñòíèêàìè, îäíîâðåìåííî îïðåäåëÿåò èõ è âëèÿåò íà èõ ðàçâèòèå.

Äëÿ ïîíèìàíèÿ ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà, âûáîðà ïðàâèëüíîãî íàïðàâëåíèÿ è ôîðì ðàáîòû íåîáõîäèìî èìåòü â âèäó, ÷òî ýòîò âîçðàñò îòíîñèòñÿ ê òàê íàçûâàåìûì êðèòè÷åñêèì ïåðèîäàì æèçíè ÷åëîâåêà, èëè ïåðèîäàì âîçðàñòíûõ êðèçèñîâ.

Ë. Ñ. Âûãîòñêèé ïîä÷åðêèâàë, ÷òî çà âñÿêèì íåãàòèâíûì ñèìïòîìîì êðèçèñà «ñêðûâàåòñÿ ïîçèòèâíîå ñîäåðæàíèå, ñîñòîÿùåå îáû÷íî â ïåðåõîäå ê íîâîé è âûñøåé ôîðìå». Èìåþùèåñÿ äàííûå óáåäèòåëüíî ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî ïîïûòêè âçðîñëûõ èçáåæàòü ïðîÿâëåíèé êðèçèñà, ñîçäàâ óñëîâèÿ äëÿ ðåàëèçàöèè íîâûõ ïîòðåáíîñòåé, êàê ïðàâèëî, îêàçûâàþòñÿ áåçðåçóëüòàòíûìè. Ïîäðîñòîê êàê áû ïðîâîöèðóåò çàïðåòû, ñïåöèàëüíî «ïðèíóæäàåò» ðîäèòåëåé ê èõ íàëîæåíèþ, ÷òîáû ïîëó÷èòü âîçìîæíîñòü ïðîâåðèòü ñâîè ñèëû â ïðåîäîëåíèè ýòèõ çàïðåòîâ, ïðîâåðèòü è ñîáñòâåííûìè óñèëèÿìè ðàñøèðèòü ãðàíèöû ñâîåé ñàìîñòîÿòåëüíîñòè. Èìåííî â õîäå ýòîãî ñòîëêíîâåíèÿ ïîäðîñòîê óçíàåò ñåáÿ, ñâîè âîçìîæíîñòè, óäîâëåòâîðÿåò ïîòðåáíîñòü â ñàìîóòâåðæäåíèè. Åñëè æå ýòîãî íå ïðîèñõîäèò, ò. å. îòðî÷åñòâî ïðîõîäèò ãëàäêî è áåñêîíôëèêòíî èëè îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî òèïó «êðèçèñà çàâèñèìîñòè», â äàëüíåéøåì ìîæåò ïðîÿâèòüñÿ ëèáî çàïîçäàëûé, à ïîòîìó îñîáåííî áîëåçíåííûé è áóðíî ïðîòåêàþùèé êðèçèñ â 17–18 ëåò è äàæå ïîçæå, ëèáî çàòÿæíàÿ èíôàíòèëüíàÿ ïîçèöèÿ «ðåáåíêà», õàðàêòåðèçóþùàÿ ÷åëîâåêà â ïåðèîä ìîëîäîñòè è äàæå â çðåëîì âîçðàñòå.

Òàêèì îáðàçîì, ïîçèòèâíûé ñìûñë ïîäðîñòêîâîãî êðèçèñà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî áëàãîäàðÿ åìó, áëàãîäàðÿ áîðüáå çà íåçàâèñèìîñòü, ïðîõîäÿùåé â îòíîñèòåëüíî áåçîïàñíûõ óñëîâèÿõ è íå ïðèíèìàþùåé êðàéíèõ ôîðì, ïîäðîñòîê óäîâëåòâîðÿåò ïîòðåáíîñòè â ñàìîïîçíàíèè è ñàìîóòâåðæäåíèè; ó íåãî íå ïðîñòî âîçíèêàþò ÷óâñòâî óâåðåííîñòè â ñåáå è ñïîñîáíîñòü ïîëàãàòüñÿ íà ñåáÿ, íî ôîðìèðóþòñÿ ñïîñîáû ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå ïîçâîëÿò åìó ñïðàâëÿòüñÿ ñ æèçíåííûìè òðóäíîñòÿìè è â äàëüíåéøåì.

Ïðè ýòîì âàæíî èìåòü â âèäó, ÷òî êðèçèñíûå ñèìïòîìû ïðîÿâëÿþòñÿ íå ïîñòîÿííî, õîòÿ ïîðîé îíè ïðîÿâëÿþòñÿ äîñòàòî÷íî ÷àñòî. Êðèçèñíûå ñèìïòîìû âàðüèðóþò îò ïîäðîñòêà ê ïîäðîñòêó; èõ èíòåíñèâíîñòü òàêæå áûâàåò ðàçëè÷íîé.

Êðèçèñ ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà ïðîõîäèò ÷åðåç òðè ôàçû:

1) íåãàòèâíóþ, èëè ïðåäêðèòè÷åñêóþ, – ôàçó ëîìêè ñòàðûõ ïðèâû÷åê, ñòåðåîòèïîâ, ðàñïàäà ñôîðìèðîâàâøèõñÿ ðàíåå ñòðóêòóð;

2) êóëüìèíàöèîííóþ òî÷êó êðèçèñà, â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå – ýòî, êàê ïðàâèëî, 13 ëåò, õîòÿ âîçìîæíû çíà÷èòåëüíûå èíäèâèäóàëüíûå âàðèàöèè;

3) ïîñòêðèòè÷åñêóþ, ò. å. ôàçó ôîðìèðîâàíèÿ íîâûõ ñòðóêòóð, ïîñòðîåíèÿ íîâûõ îòíîøåíèé è ò. ï.

Âîçðàñòíîé êðèçèñ ìîæåò ïðîõîäèòü â äâóõ îñíîâíûõ ôîðìàõ. Ïåðâàÿ – ýòî êðèçèñ íåçàâèñèìîñòè. Åãî ñèìïòîìû – óïðÿìñòâî, íåãàòèâèçì, ñâîåâîëèå, îáåñöåíèâàíèå âçðîñëûõ, îòðèöàòåëüíîå îòíîøåíèå ê èõ òðåáîâàíèÿì, ðàíåå âûïîëíÿâøèìñÿ, ðåâíîñòü ê ñîáñòâåííîñòè. Îñòðî îùóùàåìûé ñîáñòâåííûé âíóòðåííèé ìèð – ãëàâíàÿ ñîáñòâåííîñòü, êîòîðóþ îáåðåãàåò ïîäðîñòîê, ðåâíèâî çàùèùàÿ åå îò äðóãèõ. Âòîðàÿ ôîðìà, êðèçèñ çàâèñèìîñòè, ïðîòèâîïîëîæíà ïåðâîé: ÷ðåçìåðíîå ïîñëóøàíèå, çàâèñèìîñòü îò ñòàðøèõ èëè ñèëüíûõ, ðåãðåññ ê ñòàðûì èíòåðåñàì, âêóñàì, ôîðìàì ïîâåäåíèÿ.

Åñëè êðèçèñ íåçàâèñèìîñòè – ýòî íåêîòîðûé ðûâîê âïåðåä çà ïðåäåëû ñòàðûõ íîðì èëè ïðàâèë, òî êðèçèñ çàâèñèìîñòè – âîçâðàò íàçàä, ê òîé ñâîåé ïîçèöèè, ê òîé ñèñòåìå îòíîøåíèé, êîòîðàÿ ãàðàíòèðîâàëà ýìîöèîíàëüíîå áëàãîïîëó÷èå, ÷óâñòâî óâåðåííîñòè, çàùèùåííîñòè. È òî è äðóãîå – âàðèàíòû ñàìîîïðåäåëåíèÿ.  ïåðâîì ñëó÷àå ýòî – «ß óæå íå ðåáåíîê», âî âòîðîì – «ß ðåáåíîê è õî÷ó îñòàâàòüñÿ èì». Ñ òî÷êè çðåíèÿ ðàçâèòèÿ íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíûì îêàçûâàåòñÿ èìåííî ïåðâûé âàðèàíò.

Îäíîâðåìåííîå ïðèñóòñòâèå è ñòðåìëåíèÿ ê íåçàâèñèìîñòè, è ñòðåìëåíèÿ ê çàâèñèìîñòè ñâÿçàíî ñ äâîéñòâåííîñòüþ ïîçèöèè øêîëüíèêà.  ñèëó íåäîñòàòî÷íîé ïñèõîëîãè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé çðåëîñòè ïîäðîñòîê, ïðåäúÿâëÿÿ âçðîñëûì è îòñòàèâàÿ ïåðåä íèìè ñâîè íîâûå âçãëÿäû, äîáèâàÿñü ðàâíûõ ïðàâ, ñòðåìÿñü ðàñøèðèòü ðàìêè äîçâîëåííîãî, îäíîâðåìåííî æäåò îò âçðîñëûõ ïîìîùè, ïîääåðæêè è çàùèòû, æäåò (íåîñîçíàííî), ÷òî âçðîñëûå îáåñïå÷àò îòíîñèòåëüíóþ áåçîïàñíîñòü ýòîé áîðüáû, îãðàäÿò åãî îò ñëèøêîì ðèñêîâàííûõ øàãîâ.

Ïåðèîä îòðî÷åñòâà – áëàãîïðèÿòíûé ïåðèîä äëÿ ðàçâèòèÿ ìíîãèõ ñòîðîí ëè÷íîñòè, íàïðèìåð òàêèõ, êàê ïîçíàâàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, ëþáîçíàòåëüíîñòü. Íàèáîëåå âàæåí â ýòîì ïëàíå âîçðàñò 10–12 ëåò. Âîçðàñò 11–14 ëåò – âàæíûé ïåðèîä äëÿ ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà, åãî ðåôëåêñèè, ß-êîíöåïöèè, ÷óâñòâà ß. Îáû÷íî 13–14 ëåò – âðåìÿ ïåðâîãî çíàêîìñòâà ñ ëèòåðàòóðîé ïî ñàìîâîñïèòàíèþ, íàó÷íî-ïîïóëÿðíîé ëèòåðàòóðîé ïî ïñèõîëîãèè, âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè. Îäíàêî çà èíòåðåñîì ê ïðîáëåìàì ñàìîâîñïèòàíèÿ, æåëàíèåì ïîíÿòü è èçìåíèòü ñåáÿ â ýòîì âîçðàñòå, êàê ïðàâèëî, åùå íå ñòîÿò êàêèå-ëèáî êîíêðåòíûå äåéñòâèÿ èëè æå îíè âûïîëíÿþòñÿ êðàéíå íåïîñëåäîâàòåëüíî è íåäîëãî. Ïîýòîìó ïîäðîñòêè íóæäàþòñÿ â ñïåöèàëüíîé ïîìîùè â îðãàíèçàöèè è îñóùåñòâëåíèè ïðîöåññà ñàìîðàçâèòèÿ.

Íàèáîëåå çíà÷èì ïåðèîä îòðî÷åñòâà äëÿ ðàçâèòèÿ ïîëíîöåííîãî îáùåíèÿ. Îá ýòîì ñâèäåòåëüñòâóþò ñëåäóþùèå äàííûå: ó òåõ øêîëüíèêîâ, êîòîðûå â 12–14-ëåòíåì âîçðàñòå áûëè îðèåíòèðîâàíû ïðåèìóùåñòâåííî íà ñåìüþ è ìèð âçðîñëûõ, â þíîøåñêîì è âçðîñëîì âîçðàñòå ÷àñòî âîçíèêàþò ïðîáëåìû âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè, ïðè÷åì íå òîëüêî â ëè÷íûõ, íî è â ñëóæåáíûõ. Íåâðîçû, íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ, ñêëîííîñòü ê ïðàâîíàðóøåíèÿì òàêæå íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ ó ëþäåé, ÷üè âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ðîâåñíèêàìè â äåòñêîì è ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå áûëè ïðîáëåìíûìè.  äîëãîâðåìåííîé ïåðñïåêòèâå ïîëíîöåííîå îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå íàìíîãî ñóùåñòâåííåå äëÿ ñîõðàíåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ, íåæåëè òàêèå ôàêòîðû, êàê óìñòâåííîå ðàçâèòèå, øêîëüíàÿ óñïåâàåìîñòü, âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ ïåäàãîãàìè.

Источник