Влияние драматизации на развитие ребенка

кострица ольга юрьевна
Влияние театрализованных игр на психическое развитие ребёнка

Влияние театрализованнои игры на психическое развитие ребенка

Наиболее эффективным инструментом развития личности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Дидактическая игра интересует ребенка, намного больше, чем скучное задание, игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, памяти, мышления и т. д. Одним из видов дидактической игры является театрализованная игра, необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой происходит комплексное развитие всех сторон личности дошкольника.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Куклы-перчатки Ведь помимо развития речи, в такой игре ребенок учится словами и жестами выражать различные эмоции и настроения, работа с перчаточными куклами требует точности движений, гибкости пальцев, концентрации внимания, оставляя при этом простор для самостоятельного фантазирования.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Особой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.

Теневой театр является одним из видов работы, который может быть использован для развития моторики рук у детей, начиная с раннего возраста. Кроме того что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т. д.

Театр масок – одевая маску, ребенок превращается в своего героя, начинает играть другую роль. Даже робкий ребенок, надев маску злого волка, начнет проявлять активность. А подвижный, активный ребенок в образе лисы учится терпению, сдержанности.

Примерное занятие с перевоплощениями может выглядеть примерно так.

В начале занятия дети встают в круг. Они те, кто есть на самом деле. Передавая по кругу мяч, называют свои имена.

Отправляемся в путешествие. Попадаем в волшебный лес. Превращаемся в деревья. Смотрим, какое дерево самое красивое из всех заколдованных.

Далее, смена действий в лесу. Дети превращаются в сказочных трудолюбивых гномиков, которые ищут сокровища заколдованного леса (поиск сокровищ).

Найденный клад приводит детей в восторг!

Они становятся весёлыми, шумными, летающими над цветками (лес после того, как был найден клад, превратился в цветочную поляну) пчёлками (игра «Пчёлы»).

Пчёлкам жарко, они устали. Полетели к морю. Перевоплощаемся в чаек. Чайки кружат над морем, кричат, ловят рыбу.

Пора отдохнуть. Возвращаемся домой. Ложимся на коврики и под спокойную музыкальную композицию отдыхаем.

Подобные занятия педагоги-психологи используют очень часто. Во-первых, это нравится детям; во-вторых, на таких занятиях развиваются психические функции: мышление, воображение, внимание; дети получают коммуникативные навыки, развивают эмоционально-волевую сферу, познают окружающий мир.

Источник

Юлия Голиней
Развитие речи детей посредством игр-драматизаций (из опыта работы)

Развитие речи детей посредством игр — драматизации (из опыта работы)

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, впрочем, как и в жизни взрослого. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему, по-своему объясняя его.

Читайте также:  Развития ребенка обоих полушарий от года

Особая роль отводится играм — драматизации, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности оно направлено на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями. Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Эта игра способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов и качеств личности. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей. Во время игр -драматизации у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.

В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Во время таких игр обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку дошкольного возраста. Этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребёнок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Эта игра оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; помогает справиться с переживаниями, страхами;

В такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается в актера, и в режиссера, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, эмоции и чувства, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления, все это очень важно для формирования нравственных ценностей.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Вместе с тем игра-драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других». Театрализованная игра должна, прежде всего, дать детям радость от самого процесса игры. Главное в театрализованной игре – сама игра. Влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Читайте также:  Развитие ребенка с внутричерепным давлением

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.

Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.

Опыт работы

Сегодня Вашему вниманию я хочу представить опыт работы на тему: «Развитие речи детей посредством игр — драматизации». Знакомство детей с играми- драматизации я начала в декабре 2015 года с инсценировок самых несложных коротких народных сказок с: «Курочки Рябы», «Репка», «Колобок». По стечению обстоятельств эта работа была прервана и продолжена после моего выхода на работу. Прежде, чем драматизировать сказку, дети научились рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. В игре – драматизации участвовали все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекались к участию в играх-упражнениях, играли второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняли главные. Работая с  детьми над инсценировками, я не преследовала цель обучить их актерскому мастерству, так как сама от этого далека, а стремилась создать не напряженную, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках дало возможность перевоплощаться в различные образы и побуждало говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Распределяя роли в игре-драматизации, учитывала возможности детей (их речевые способности, эмоциональность, память, внимание, восприятие, личностные качества). Предоставляла малообщительному ребенку, выступать наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы таким образом дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от трудностей связанных с неуверенностью и замкнутостью, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую лису. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением. Поскольку игра-драматизация использовалась для воспитания выразительной речи, по ходу инсценировки постоянно организовывала общение детей. Во время репетиции напоминала детям, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят. Держались свободно, ровно, не опускали головы На этом этапе также использовались такие приемы как: индивидуальная помощь, подсказка, отраженная речь, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.

В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний незаметно активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи, ее интонационный строй. Я обратила внимание на то, что, исполняя роль, произнося фразы, дети стараются делать это ясно, четко. Постепенно улучшалась диалогическая речь, ее грамматический строй. Параллельно с работой с детьми по развитию выразительности речи в играх — драматизации, осуществляла тесное сотрудничество с родителями. Я провела консультацию с родителями на тему: «Значение сказки в дошкольном возрасте». Родители проявили заинтересованность и предложили свою помощь. Совместно разучивали роли, готовили костюмы, декорации. Данная работа проводилась в свободное время. Атрибутика (элементы костюмов, маски,) помогли детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создала определенное настроение, подготовила маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Результатом нашей театрализованной деятельности была постановка для родителей сказки В. Г. Сутеева «Яблоко». Игра – драматизация по сказке В. Г. Сутеева «Яблоко», дала возможность детям прочувствовать взаимовыручку, согласованность всех действий и увидеть положительный результат при совместной деятельности, способствовала развитию уверенности в себе.

Проведенная работа показала, что театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей. Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словесный запас, ребята могут выразить свою просьбу, правильно задать вопрос. Вся проводимая работа по развитию речи   посредством игры  дала положительные результаты: использование игр на занятиях и в режимных моментах не только стимулировала обучение, но и способствовала его успешности.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к играм — драматизации. Ребята с удовольствием участвовали в инсценировке сказок, договаривались между собой о характере своих действий и т.  п. Используя в своей практической деятельности игры–драматизации, анализируя результат, пришла к выводу, что для приобретения уверенности ребенку необходимо удачное выступление. Очень важно, чтобы ребенок убедился, что он может в любой обстановке говорить легко, плавно, свободно. Во время игры–драматизации дети, перевоплощаясь, не только ведут диалоги, но и подражают своим “героям” мимикой, движениями. Это свидетельствует о том, что игры–драматизации, инсценировки являются одним из удачных видов работы с детьми, в которых они приобретают опыт общения, публичных выступлений, во время которых они могут перевоплощаться в различные образы, а перевоплощение побуждает детей говорить свободно, выразительно, плавно, действовать раскованно, преодолевая волнение, застенчивость, страх перед речью.

Читайте также:  Уровень умственного развития который достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым называется

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что правильная речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. Поэтому, наряду с обычными видами занятий, в нашей работе необходимо использовать и игры–драматизации, которые способствуют овладеть нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Спасибо за внимание!

Источник

Голубева Наталья
Статья «Положительное влияние театрализованной деятельности на развитие детей дошкольного возраста».

В настоящее время многие родители в силу своей занятости и желания всё успеть, не могут достаточно общаться с ребёнком. И малышу часто приходиться одному проводить время за просмотром мультфильмов, за планшетом или скучая играть в свои игрушки. Дефицит общения отражается на всех сферах развития ребёнка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления.

В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

— игры в кукольный театр;

— игры- драматизации;

— игры- представления (спектакли);

— плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Источник