Психическое развитие ребенка пяти лет

Психическое развитие ребенка пяти лет thumbnail

Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.

Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.

Пятилеткам нравятся ролевые сюжетные игры — «дочки-матери», и они уже способны сами договориться, кто кем будет в игре. Также у малышей пятилетнего возраста уже имеется собственное мнение по любому вопросу. В свои пять лет они — самостоятельные личности со своими желаниями и потребностями.
Развитие ребенка в возрасте пяти лет

Физическое развитие пятилетнего ребёнка

  • Окружность грудной клетки: 52-57 см;
  • Рост: 100-120 см;
  • Вес: 17-25 кг.

Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы. В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.

Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.

Пятилетний ребёнок должен уметь:

  • Быстро лазать по гимнастической стенке;
  • Прыгать с высоты 40-50 см;
  • Бросать мяч в мишень с 2-х м;
  • Прыгать на одной ноге;
  • Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
  • Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка

У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.

Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет

Психическое развитие детей в 5 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.

Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Что должен уметь делать ребенок в возрасте пяти лет?

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Различия полов в 5 лет

Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник

Психическое развитие пятилетнего ребенка

 Возраст 5 лет характеризуется интенсивным формированием когнитивных функций на основе предпосылок, проявившихся в младенчестве и ясельном возрасте. Впервые появляется осознанное желание «быть как взрослый», ведь именно сейчас ребенок осознает, что он – индивидуальность, и активно идентифицирует себя со своими родителями, знакомыми, героями из книг и мультфильмов. Личность, характер, интересы, склонности к определенным занятиям – все эти структурные элементы психики впервые начинают появляться в период от 5 до 6 лет.

Установленные правила, и нормативы также обретают смысл. Теперь малыш понимает, что он не центр вселенной и не должен вести себя неподобающим образом, ведь это не сойдет ему с рук. Появляется идея о противоположностях: добро-зло, красиво-некрасиво, и действия ребенка основываются именно на этих параметрах.

Следует уделить особое внимание факторам, которые влияют на развитие личности вашего малыша. В профессиональной литературе существуют три фактора, которые определяют этот процесс:

 

  • наследственность;
  • воспитание;
  • среда.

 

Родители не могут влиять на гены, переданные ребенку, но качество двух последних компонентов — в их руках. Если ваше чадо привыкнет к хорошему окружению и общению, основанному на взаимоуважении, это станет для него нормой, отклонение от которой будет для него как минимум странной. Психическое развитие ребенка основывается, в большей степени, на играх, сказках и мультфильмах, ведь по этому «каналу» информация воспринимается гораздо легче и не провоцирует сильного переутомления.

У малыша развита непроизвольная память – он не будет стараться что-то запоминать, но в его подсознании с легкостью запечатлеются интересные моменты. Именно поэтому шестой год жизни – лучшее время для активной подготовки ребенка к школе. В этом возрасте ваш ребенок бьет все рекорды запоминания. Ничего, абсолютно ничего не способно пройти мимо него без того, чтобы он запомнил хотя бы малую часть данного события. Интересной особенностью психического развития ребенка 5 лет является непроизвольность процесса «запечатления» в памяти. Это значит, что механизмы запоминания работают «сами по себе», без приложения усилий. Но, конечно, все, что он таким образом выучит, не будет иметь никакой системы, и лишь будучи школьником, ребенок начнет понемногу осознавать и классифицировать информацию.

Тем не менее, этот этап крайне важен для гармоничного развития ребенка. Поэтому пользуйтесь моментом, разговаривайте много с чадом на самые разнообразные темы, читайте и смотрите познавательные передачи.

Речь ребенка в 5 лет

Активное формирование речевых способностей является одним из основных параметров психического развития. Все дело в том, что именно речь стоит на перепутье основных критериев когнитивного «взросления»:

 

  • эмоций;
  • памяти;
  • слуха;
  • чувств.

 

Считается, что этот возраст является самым важным этапом в развитии коммуникационных способностей у детей.

Период от 5 до 6 лет является временем обсуждений явлений, взаимоотношений между ребенком и его близкими и друзьями, предметов мира, который его окружает. То есть, чем больше малыш «впитывает» знаний про устройство нашей жизни, тем больше будет его желание поделиться с вами своими открытиями. Также ребенок понимает, что для игры ему нужно уметь выражать свои мысли и желания таким образом, чтобы сверстники его правильно поняли. А так как игра является основным занятием для вашего ребенка, это станет для него замечательной мотивацией для речевых занятий и чтения.

Отклонения в развитии речи

Для формирования речевых способностей очень важны отсутствия дефектов произношения. Не нужно воспринимать это явление как норму и считать, что «с возрастом пройдет». Ни для кого не является секретом, что у многих детей возникают  сложности с воспроизведением некоторых букв и звуков: Л, Р, Ш, Ж. Причинами для этого являются:

  • слабые мышцы или/и анатомические дефекты (например, короткая уздечка) артикуляционного аппарата;
  • неправильное произношение или нечеткое вываривание слов членами семьи.

Зачастую речевые дефекты усложняют детям процесс обучения и усвоения грамматики и правописания. И если в дошкольном возрасте это не будет приносить ни вам, ни ребенку большого дискомфорта, то ближе к 7 годам вы почувствуете все упущения. Но советуем все же не пускать ситуацию на самотек и обратиться к логопеду, который поможет вашему ребенку усвоить качественное произношение отдельных букв, звуков и слов в целом.

На шестом году жизни многие родители сталкиваются с проблемой неразговорчивости ребенка. Возможно, ваш кроха просто стесняется, у него недостаточно объемный словарный запас или он боится сказать что-то не так. В таком случае нужно уделить ребенку больше внимания, и, к примеру, по вечерам в подробностях расспрашивать о том, как прошел день. Возможно, сначала это будет сложным заданием, но буквально через неделю вы заметите, что речь сына или дочки стала богаче, четче, а главное – свободнее.

Мышление детей в 5 лет

Образ мысли ребенка в 5-6 лет имеет следующие характеристики:

  • Эгоцентризм – это значит, что ваше чадо воспринимает любую ситуацию только со своей точки зрения. Его психика еще недостаточно созрела для того, чтоб поставить себя на чье-то место и посмотреть на происходящее с другой точки зрения.
  • Синкретизм – проявляется в том, что дошкольник не может воспринимать ситуацию в целом. Да, он понимает отдельные детали, но он не в состоянии установить связи между ними. Поэтому зачастую дети в этом возрасте путают причину и следствие, и проявляют здоровую порцию нелогичности в своих рассказах.
  • Анимизм – то есть проекция собственного «Я» на неодушевленные вещи.

Учитывайте эти особенности при общении с вашим малышом, и это устранит многие зарождающиеся конфликты на корню.

Чувства и эмоции

В 5 лет стремительно формируется эмоциональная сфера. В этот период дети достаточно спокойны и уравновешены, без вспышек гнева или конфликтов (но не обольщайтесь, впереди кризис 7 лет).

  • Чувства у ребенка становятся значительно более осознанными, развивается эстетика, нравственность, интеллект. Благодаря частому общению со сверстниками, он начинает интегрироваться в социум, и это преподносит ему значительное количество жизненных уроков.
  • Воображение – является центральным компонентом в развитие ребенка этого возраста – ведь фантазируя, он находит «отдушину», спасается от всех ситуаций, которые беспокоят его в реальной жизни. Иногда в 5-6 лет дети выдумывают себе воображаемых друзей. Это является не патологией, а особенностью. Также учтите, что, играя, ребенок настолько сильно вживается в роль, что не всегда может отличить ее от реальности. Будьте терпимы к этому, ведь вам наверняка будет казаться, что малыш вас пытается обмануть или перехитрить. Но это не всегда так, дети верят в то, что говорят, поэтому постарайтесь проявить толерантность и найти способ помочь ребенку осознать – в игре он или же в реальности.

Заключение

В целом, возраст от 5 до 6 идеален для общения с ребенком, обучению самым разным интересным вещам и его многостороннего развития. Поэтому зачастую даже к шестилетию малыши готовы перейти на следующий важный этап – к учебе в школе.

Активно используйте возможности ребенка в этом возрасте, и совсем скоро вы сможете пожинать плоды своих усилий.

Источник

На чтение 8 мин.

К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.

Ребенок в 5-6 лет переходит на новый уровень психологического развития

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.

Психическое развитие детей – закономерности

Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.

Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.

Познавательная активность в этом возрасте очень высокая

Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.

В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.

Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.

Не оставляйте вопросы детей без внмиания

Совет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.

Общение в старшем дошкольном возрасте

По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:

  1. Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
  2. Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.

В 5-6 лет появляются постоянные друзья

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).

В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.

На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.

Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.

Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет

Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.

Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.

Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 лет

Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.

Сюжетно-ролевые игры выходят на первый план

Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.

Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.

Специфика игры – перечень характеристик

Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:

  1. Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
  2. Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
  3. Развивается творческое начало в ребенке.
  4. Усиливается знаковая функция речи.

Другие виды деятельности в дошкольном периоде

В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:

  1. Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
  2. Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.

Подготовка к школе – важный момент в развитии реберка

Основные задачи воспитания

Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи

Воспитание самостоятельности

Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.

Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания

Воспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.

А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Работа с самооценкой

После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.

Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей

И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.

Кризис дошкольного детства

Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:

  1. Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
  2. Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
  3. Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
  4. Стремление к автономности и независимости.

Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым

В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.

Вот лишь несколько советов молодым родителям

  • Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
  • Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
  • Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.

Видео. Психологические особенности детей

Источник