Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи права ребенка

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи права ребенка thumbnail

Комплексное занятие в подготовительной группе

Тема: «Права ребенка»

Цель:  Развивать у детей основы правового сознания.

Задачи:

  • способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
  • упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
  • учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать внимание, память, логическое  мышление , связную речь, расширять их кругозор, обогащать словарный запас;
  • воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материалы и оборудование: шляпа, конверты, схемы прав, генеологическое дерево, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа: знакомство воспитанников с конвенцией о правах ребенка,  работа с пословицами об образовании, просмотр мультфильмов.

Ход занятия:

Орг. момент. Дети под музыку «Я имею право» входят в группу.

-Ребята, к нам пришло много писем от людей, которых интересует тема «Права ребенка». Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию. Мы с вами будем рассказывать о правах, зашифрованных, в этих письмах и станем настоящими консультантами. Согласны?

1 – й конверт

-Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нем.

-Ребята, как вы думаете, что за право изображено на картинке?

-Что означает иметь право на имя?

-Как следует обращаться друг к другу?

-Как следует обращаться к взрослому?

-А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена. Каждый из вас примеряя и передавая друг другу эту шляпу должен представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество.

Игра «Шляпа знакомств».

-Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на фамилия, имя. отчество.

-А какой документ подтверждает это?

-Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

-А сейчас, я предлагаю вам занять свои места. (Дети садятся за столы)

Рассказ воспитателя о том, как на Руси нарекали детей и почему.

Далее дети рассказывают о значении своего имени.

2 – й конверт

-Ребята, подумайте, какое право изображено на картинке?

-Верно, право на семью. Посмотрим, что я для вас приготовила.

-Вспомните, как еще мы называем такое дерево? Верно, генеологическое. Повторим вместе.

-Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся?

-Давайте дадим им имена.

-Кем приходится Миша своим маме и папе?

-А как можно назвать маму и папу одним словом?

-Кем приходится мама своим родителям?

-У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миши?

— У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

-Кто Миша дедушке?

-Кто Маша бабушке?

-Как назвать группу людей живущих вместе?

-Верно, а если вы будите друг друга любить, беречь и уважать, ваше родословное дерево будет всегда крепким и здоровым, как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика: «Пальцы – дружная семья».

Ребус «7Я».

3 – й конверт

-Открываем третий конверт. Здесь загадка, послушайте:

Где семье комфортно нашей?

Где поутру пахнет кашей?

Там ступают кошки лапки,

А у входа стоят тапки.

(Дом, жилище)

-О каком праве идет речь?

Игра «Собери разрезные картинки».

-Назовите, какие сказки у вас получились?

-Какое право нарушено во всех этих сказках?

4- й конверт

-А мы продолжаем нашу консультацию. О каком праве, рассказывает эта картинка? (Право на образование).

-Как назвать эти предметы, одним словом?

-Верно, школьные принадлежности.

-Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование?

-Кто обучает вас в детском саду?

-А кто будет обучать в школе?

-Давайте вспомним, какие пословицы об учебе вы знаете?

Игра «Продолжи пословицу».

-Я начинаю, а вы продолжайте.

Век живи …………….(век учись)

Учиться всегда………(пригодится)

Ученье – свет………..(а не ученье – тьма)

Тяжело в ученье…….(легко в бою)

Физкультминутка.

5 – й конверт

-О каком праве идет речь в этом конверте? (Право на мед. обслуживание)

-Послушайте стихотворение К.И.Чуковского «Барабек»

-Почему у Робина Бобина заболел живот?

-Чем опасно переедание?

-Почему, даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве?

-Но, если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

-Давайте проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызывают скорую помощь?

Сюжетно – ролевая игра «Вызов скорой помощи»

6 – й конверт

-Посмотрим, что у нас в следующем конверте?

(Фото с летним отдыхом детей)

-Как вы думаете, о каком праве говорят эти фотографии?

-Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и и выбирать место жительство, отдыха. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

-Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

7 – й конверт

-ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос: «У каждого человека есть определенные права, а что у него еще есть?» (Обязанности).

-Правильно, ведь прав и обязанности живут рядом.

Игра «Собери солнышко»

Дети берут по лучику, вспоминают, какие у них есть обязанности дома или в детском саду называют и прикрепляют лучик к солнышку.

-Посмотрите, что случилось с солнышком, оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

Итог:

-Ребята, вот и расшифровали мы все письма, которые пришли к нам. Давайте  еще раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

-Как называется документ, в котором все эти права описаны? (Конвенция)

Сюрпризный момент.

(Раздается стук в дверь, пришло еще одно письмо)

-Ребята, еще одно письмо пришло на адрес нашего детского сада, в подготовительную группу. Это же вам. Открываем. (Воспитатель открывает конверт, в котором,  медальки юного консультанта. Награждается каждый ребенок).

Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад №15» города Алейска Алтайского края

Итоговое комплексное занятие по познавательно – речевому развитию в подготовительной группе

Тема:  «Права ребенка»

                                              Воспитатель: Сподарева И.В.

                                                      г. Алейск

Источник

Конспект занятия (НОД) для подготовительной группы «Ваши права, дети».

Цели:

1 Обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены Законом.

2 Учить определять права детей по отрывку из песни, по содержанию дидактических игр, по отрывку из сказки.

3 Развивать умение соотносить сюжетную картинку с соответствующим правом.

4 Закрепить понятие «Конвенция о правах ребенка»

5 Совершенствовать умение отстаивать свои права и уважать права других людей.

6 Активизация словаря: конвенция, права.

Читайте также:  Развитие ребенка скачать дидактический материал

Материал. Макет Конвенции о правах ребенка Сюжетные картинки Клей. Фломастеры. Мяч. Цветные овалы. Проигрыватель.

Предварительная работа: Знакомство с документом «Конвенция о правах ребенка», чтение сказок, беседы о правах детей, разучивание игры «Динь Дон»

Вступительная беседа:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах детей. Ой! Подождите! А может у детей нет прав? Какие же права есть у детей? Откуда же люди знают об этих правах? Сколько прав записано в Конвенции о правах ребенка?

Мотивация:

Посмотрите, ребята, что у нас на доске? На рекламу не похоже, вроде бы и не картина…

Предположения детей

— Что это за книга?

— Это Конвенция о правах ребенка

— О чем эта книга?

— В ней записаны права детей.

Это интересно, мы сейчас полистаем «Конвенцию о правах ребенка», узнаем все ваши права… .

Начинаем листать книгу и видим что она совершенно пуста

Что случилось? В нашей книге ничего нет….

— Надо заполнить книгу.

НОД

Хорошо, ребята, но для начала садитесь на стульчики и отгадайте ребус, в котором зашифровано одно из прав детей.

— Это жизнь.

— Как вы можете объяснить это право?

— (ответы детей)

— (имя ребенка) выбери картинку, которая символизирует право на жизнь, почему ты выбрал эту картинку? Наклей ее, пожалуйста на первую страничку нашей Конвенции о правах ребенка. Спасибо.

— А сейчас поиграем в игру «Дин Дон »

Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.

Ну а наша детвора начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай, имена называй.

Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!

Как зовут котенка? Кис – кис – кис!

Ну а как ребенка?.

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.

— О каком праве напомнила вам эта игра?

— Каждый ребенок имеет право на имя.

— Как же мы можем изобразить это право в нашей книге?

Варианты детей

— А можно написать свои имена на овалах и выложить цветы? А как эти цветы зафиксировать в кгниге? На столах для вас приготовлено все необходимое.

— Какие замечательные цветы с именами у вас получились!

— Присаживайтесь на стульчики и послушайте пословицу, которую я вам скажу:

Дружная семья гору сдвинет.

О чем эта пословица?

— О семье.

— Кто еще знает пословицы о семье?

— В родной семье и каша гуще.

— В дружной семье и в холод тепло.

— В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

— Зачем человеку семья? Какое право нам надо поместить в нашей Конвенции о правах ребенка?

— Каждый ребенок имеет право на семью.

— Молодцы. (имя ребенка) наклей картинку, символизирующую право на семью в нашу книгу. Почему ты выбрал эту картинку?

— Ответ ребенка.

— Молодец.

Послушайте отрывок из песни. (звучит песня «Всем на свете нужен дом»)

— О каком праве напомнила вам эта песенка?

Каждый ребенок имеет право на жильё.

Молодцы. Почему всем детям необходимо, чтобы у них было право на жилье?

Ответы детей.

(имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на жилье на следующую страничку нашей книги.

Скажите, а как вы отдыхаете дома и в детском саду?

Мы играем.

А нужна ли ребенку игра? Зачем?

В игре дети развиваются.

Правильно, а раз игра так важна для детей в Конвенции написано, что каждый ребенок имеет право на игру, (имя ребенка) наклей нужную картинку на следующую страницу нашей книги. Молодец!

А сейчас встанем, возьмемся за руки и поиграем в игру. Называется она «Есть или нет». Воспитатель объясняет задание: если согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и говорят «ДА», если не согласны, то опускают руки и говорят «НЕТ».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка?

Есть ли клюв у поросёнка?

Есть пещера у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли рифма у стиха?

— Ребята, откуда вы так много знаете? (ответы детей) Для чего человеку нужно учиться? (ответы детей). Скоро вы пойдёте в школу. После её окончания будете учиться будущей профессии.

В Конвенции записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное и среднее образование.

— (Имя ребенка) наклей, пожалуйста, картинку символизирующую это право на следующую страницу.

— Молодец.

— Ребятишки послушайте отрывок из известной вам сказки Корнея Чуковского:

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей! »

«Что такое? Неужели

Ваши дети заболели? »

«Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит! »

«Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу».

— О каком праве вы подумали, когда слушали отрывок из сказки?

— Каждый ребенок имеет право на лечение, если он заболел.

— Молодцы. (имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на медицинское обслуживание

Конечно мы не все права поместили в нашу книгу, но мы обязательно продолжим эту работу.

— А ещё ребята хотят прочитать стихи о правах:

1. Пусть дети живут,

Смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка

Будет теплый светлый дом

2. Пусть солнышко светит,

Пусть птицы поют

Пусть дети взрослеют и в школу идут.

3. Пусть мамы и папы

Их любят всегда,

И пусть разрешают

Шалить иногда.

4 Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите.

Конвенцию мы изучаем,

И вас к тому же призываем.

Рефлексия.

— Ребята, чем мы сегодня занимались? Давайте еще раз рассмотрим нашу «Конвенцию о правах ребенка» — на этой страничке право на (перелистываем каждую страничку, Вам нравится наша книга? А для чего она может пригодиться?

Ответы детей.

Правильно, давайте сначала покажем нашу книгу родителям, а потом дадим посмотреть ребятам другой группы, чтобы они тоже знали свои права.

Источник

Татьяна Андреева
Конспект открытого НОД «Права ребенка» в подготовительной группе

Тема: Права ребенка.

Цель занятия:

Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами, рассказать о «Конвенции о правах ребенка».

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о правах детей (из книги «Конвенция о правах детей«)

Развивающие: развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, логическое мышление, развивать связную речь, обогатить словарь детей.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.

Материал: презентация о правах ребенка

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Читайте также:  Развитие ребенка и бытовые навыки 5 лет

Содержание организованной деятельности.

Организационный момент:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами

— Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни!

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы: На что имеют право и на что не имеют?

(слайд1)

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

А заботясь о детях, написали вторую книгу — «Конвенцию о правах ребенка». И сегодня мы говорим о ваших правах. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

Теперь рассмотрим, какие есть у вас права:

– Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь. Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет?

Дети: Благодаря родителям.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель читает: Также, Ребенок имеет право на имя и гражданство.

(слайд №2,3)

Воспитатель: Дети, имена — это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору относились очень внимательно. После рождения вы получили первый в своей жизни документ — Свидетельство о рождении. Сейчас у каждого из вас есть свидетельство о рождении, а когда вы станете взрослыми, то вам выдадут другой документ. Какой?

Дети: Паспорт.

Воспитатель: Правильно. Дети даю вам задание: попросите маму и папу показать вам свидетельство. Обращаться друг к другу надо ласково по имени. И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку — это нарушает его право на имя.

— А теперь я проверю, кто из вас знает свое имя, фамилию и отчество.

— Называем по очереди.

(Слайд №4)

– А теперь, ребята, скажите, с кем вы живете?

Дети: с мамой, с папой.

Воспитатель: Да, с родителями;

— А как одним словом назвать вас и ваших родителей?

Дети: Семья.

– в книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи.

(слайд №5)

Воспитатель: — следующее право Ребенок имеет право на дом.

Воспитатель: У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете пословицы? (дети отвечают)

Без хозяина дом — сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

— Ребята, давайте немного отдохнём.

— Встаем все рассыпную.

Физкультминутка

Каждый день у нас ребятки,

Начинается с зарядки!

Руки в стороны и вниз.

Все присели, поднялись.

И девчонки, и мальчишки

Побежали все вприпрыжку

И, конечно, очень важно,

Чтоб зарядку делал каждый!

Воспитатель: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища. Каждый ребенок имеет право на свой дом (слайд №6)

— Ребята, из какой сказки эти герои? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на слайд кто здесь не прав.

— Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права.

Воспитатель читает: Дети имеют право на образование. Все дети имеют право, на бесплатное образование, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения.

Следующее право: Дети имеют право на защиту от жестокого обращения.

– Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других. (Три поросенка, Золушка).

— Что хотел сделать волк с поросятами?

— Как обижали Золушку?

А в жизни можно так поступать друг с другом? Нет, конечно.

— Почему? (ответы детей)

(слайд)

– Воспитатель: В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

– Воспитатель: Из какой сказки этот герой (ответы). Что нужно сделать, если вы вдруг заболели (ответы). Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, побольше есть овощей и фруктов).

Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит

Приходи скорей лечиться

И корова и волчица

И жучок, и червячок

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

(слайд)

Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу.

Воспитатель:

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду Я!

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? О каких правах вы сегодня узнали? (ответы).

— А теперь я вам предлагаю найти на столе права детей и наклеить их на бумагу.

Вывод: Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей

Источник

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи по теме:

«Я имею право на имя»

Программное содержание:

  • Формировать у детей элементарные представления о правах.

  • Углубить понятия «Отечество», «тёзка».

  • Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя» — знакомство с происхождением имён.

  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

  • Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

  • Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.

  • Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.

Предварительная работа.

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», беседа: « Я и моё имя».

Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.

Структура занятия:

1. Сюрпризный момент – приход куклы Домовёнка Кузи. Загадывание загадки.
2. Организационный момент- игра «Назови своё имя».
3. Рассматривание глобуса.
4.Слушание плача маленького ребёнка.
5.Игра «Расшифруй имя».
6. Игра «Назови по-взрослому».
7. Д/ упражнение «Объясни значение имени.
8. Чтение стихотворения про Машу.
9. Физминутка.
10. Беседа по иллюстрациям сказочных героев.
11. Чтение стихотворения «8 Тань».
13. Игра «Назови родственное имя».
14. Беседа «Фамилия – что это?»
15. Игра «Посади цветок».
16. Игра «Шарик лети»

ХОД НОД:

– Здравствуйте, дети!

Воспитатель:

Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Я, Домовенок Кузя, а ты кто?

Читайте также:  Мониторинг динамики развития ребенка карты развития

Игра «Назови своё имя»

Воспитатель:

Добрый день, дети Вы прекрасней всех на свете.

Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие.

Воспитатель показывает глобус: что это такое?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Для чего нам нужен глобус?

Дети: Чтобы рассматривать мир.

Воспитатель: Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.

(Звучит плач грудного ребёнка)

Воспитатель: Дети, кто же это плачет?

Дети: Маленький ребёнок.

Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

Дети: Они одинаковые, но у них разные чепчики: розовый и синий.

Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

Дети: Нет.

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Домовенок Кузя загадает загадку, а вы догадаетесь, о чём она.

Домовёнок Кузя.

Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена?

Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

Игра «Расшифруй слово»

Воспитатель: У вас на столах лежат карточки со словами и палочки. Прочтите слова и выложите их из палочек.

(Дети выкладывают свои имена).

Воспитатель: Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)

Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.

Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому»

А я объясню значение вашего имени.

Саша – Александр – мужественный, защитник.

Вика-победа

Алина-другая

Артём-здоровый

Артур-большой медведь

Даниил-пророк, тайно видец

Денис-бог природы

Иван-дар Бога

Илья-сила Божья

Анастасия-возвращение к жизни

Ангелина-ангельская

Валерия-противоречивая

Максим-величавый

Софья-мудрая

Ольга-святая

Физминутка

В небе солнышко взошло
И всем улыбнулось.
Нам вдруг стало хорошо
И больше не взгрустнулось.

Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.

Воспитатель: Как зовут девочку?

Дети: Маша.

Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».

(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик.
Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).

Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?

Дети: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот

Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,
Снегурочка – девочка из снега,
Незнайка – мальчик, который ничего не знает,
Белоснежка – девушка, белая, как снег.

Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?

Дети: Отечество – это Родина.

Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя? (Показывает на Кота).

Дети: Кот.

Воспитатель: Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество.

(Дети называют отчество)

Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками».

В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

Воспитатель: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает), когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ (показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт). В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.
На столах лежат цветочки. Напишите на них свои и имена и посадите на лесную полянку, чтобы Кузя мог полюбоваться ими и вспомнить о нашей встрече.

Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

Воспитатель: Дети, вы живёте в одном городе, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Радуга» в нём живут такие дружные ребята.

Литература:

  1. М.Д. Маханёва Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы».

  2. Инновации в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных учреждений /Сост. О. Е. Громова. – М.: Линка- Пресс.

  3. Журнал «Начальная школа».

6

Источник