Психическое развитие ребенка оставшегося без матери

Психическое развитие ребенка оставшегося без матери thumbnail

Лариса Назаренко

История создания фильма «Джон» и его роль в социальной политике Англии.

(Фильм можно посмотреть в разделе видео-лекции).

1969г. В небольшом английском городке у супругов Робертсон появляются новые соседи — молодая семейная пара с малышом. Отец семейства переведен в этот город на более престижную и высокооплачиваемую должность в рамках корпорации. Мать занимается домашней работой, воспитанием малыша и беременна вторым ребенком.

У молодой семьи пока нет близких знакомых на новом месте жительства, кроме дружелюбных соседей, и они вынуждены обратиться к соседям за помощью. В скором времени молодая женщина должна несколько дней провести в роддоме. Не могут ли соседи посоветовать, куда на это время можно пристроить малыша?

 Джеймс и Джойс Робертсон не только благожелательные соседи. Они сотрудники местного детского дома, поэтому решение проблемы приходит само собой. На необходимое время ребенка можно поместить в детский дом, где они работают. Там за ним будет обеспечен квалифицированный уход, и, что немаловажно, он регулярно будет видеться со своей соседкой Джойс — доброжелательная знакомая фигура рядом уменьшит болезненность расставания малыша с матерью. Хотя мальчик активный, здоровый, умный, для своих полутора лет хорошо развит, но разлука с матерью в столь раннем возрасте для него довольно тяжела. Вещи, ранее принадлежавшие малышу, и люди, вместе с родителями присутствовавшие в его жизни, призваны снизить тревогу расставания ребенка с домом.

Предполагается, что пребывание мальчика в детском доме будет фиксироваться на кинопленку. Когда-то Джеймс Робертсон снял фильм для профессора Дж.Боулби о том, как влияет на поведение ребенка расставание с близкими людьми. На этот раз есть все условия, чтобы сделать то же самое — киносъемку приветствуют и родители малыша, и администрация детского дома.

Супруги Робертсон работают в детском доме в качестве психологов и параллельно заняты исследованием влияния разлуки с матерью на поведение и характер ребенка. Они — сторонники и последователи английского психиатра и психоаналитика Дж.Боулби и его теории привязанности.

Съемка ведется все дни подряд с утра до вечера, пока мальчик находится в детском доме. Благодаря этому, у Джойс Робертсон есть возможность находиться рядом с малышом как можно больше времени и в то же время выполнять свои рабочие обязанности.

Так был создан фильм о мальчике, на 9 дней разлученном с матерью. При просмотре фильма можно заметить, что периодически малыш подходит к оператору — на тот момент самому близкому для него человеку.

Этот рядовой исследовательский фильм получился настолько захватывающим и пронзительным, что слухи о нем довольно быстро просочились в сферы, не имеющие отношения к детской психологии.

В скором времени фильм был показан по английскому телевидению в прайм-тайм и произвел переворот в социальной политике английского общества по отношению к детям. Министр образования, увидевший фильм, поставил вопрос о закрытии детских домов на заседании правительства. Была разработана специальная программа, по которой в течение четырех лет практически все детские дома Англии были закрыты, а дети, оставшиеся без родителей, размещены в приемных семьях.

По отзывам очевидцев, сейчас в Англии «нет не только брошенных детей, нет даже брошенных собак и кошек».

Фильм «Джон», оказавшийся радикальным для социальной политики английского правительства, привлек внимание к теории привязанности Дж.Боулби, выведя ее из стен институтов и клиник, где она разрабатывалась более двадцати лет, и показал ее практическую значимость.

Влияние разлуки с матерью на поведение и характер ребенка.

С точки зрения Дж.Боулби, привязанность — поиск и поддержание контакта со значимыми другими — базовая человеческая потребность.

Потребность в эмоциональной привязанности к другим людям не менее свойственна человеку, чем потребность в пище и сексе. Она не следствие этих потребностей, а врожденная равноправная и независимая потребность.

Именно за эту идею Дж.Боулби в 1947 году был исключен из Британского психоаналитического общества, которое сочло, что дополнять (речь шла именно о дополнении, но отнюдь не о пересмотре) теорию З.Фрейда никому не позволено.

Однако с течением времени влияние эмоционального контакта ребенка с матерью на развитие и становление психики была доказано и в настоящее время признано большинством направлений современной психологии. 

По мнению Дж.Боулби, потребность в эмоциональной привязанности к значимому другому — наследство наших биологических предков.

Что влияет на характер ребенка? Контакт с фигурой привязанности — внутренний механизм выживания вида, естественная защита особи от тревоги и уязвимости. Страх и неопределенность активирует потребность привязанности. В моменты, когда мы особенно уязвимы, нам жизненно важно ощущать, что мы не одиноки.

Поведение и характер взрослого человека во многом определяются тем, насколько была удовлетворена потребность в эмоциональном контакте в процессе его роста и развития, в процессе формирования психики.

В зависимости от степени удовлетворения формируется тип привязанности. Он складывается в первые три года жизни и определяется отношением к ребенку первичной фигуры привязанности — матери.

Если мать была способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка, то формируется надежный тип привязанности. В основе надежной привязанности лежит чувство безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с надежным типом привязанности уже в раннем возрасте проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх. В дошкольном и подростковом возрасте демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью и отзывчивостью.

Если мать способна удовлетворить естественные потребности развития ребенка лишь частично, то в зависимости от того, как и насколько удовлетворяются эти потребности, формируется аффективно ненадежная (амбивалентная, двойственная) или индифферентно ненадежная (избегающая) привязанность. Дети с ненадежными типами привязанности требуют большего внимания со стороны взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.

В процессе формирования привязанность подвергается испытаниям, которые вызваны поведением матери вследствие различных жизненных обстоятельств. Основное испытание — разлука с матерью как с первичной фигурой привязанности. Оно может оказаться слишком травмирующей для неокрепшей психики, подвергая ее опасности нарушения.

Читайте также:  Произведения художественной литературы как средство развития речи ребенка

Эффект разлуки с матерью, как правило, включает  в себя три стадии.

Первая — стадия протеста: оставшись без матери, ребенок протестует: плачет, кричит, отвергает все виды предлагаемой помощи.

Затем стадия протеста переходит в стадию отчаяния: малыш затихает, уходит в себя, становится пассивными и, по-видимому, находится в состоянии глубокой печали.

Далее наступает стадия отчужденности: ребенок становится более оживлен, может принять заботу других людей, и кажется что его состояние улучшается. В этот период страдания ребенка не всегда явно проявляются, может создаться впечатление, что ребенок «забыл», однако это не так. Когда мать возвращается ребенок либо отворачивается, не хочет ее признавать, теряя к ней всякий интерес, либо вцепляется в нее, не отпуская ни на минуту, ни на шаг.

С течением времени большинство детей восстанавливают подвергшуюся испытанию разлукой связь с матерью. Однако слишком продолжительное разлучение с родителями в раннем возрасте накладывает серьезный отпечаток на личность ребенка, проявляясь в особенностях характера.

Дети, пережившие травму разлуки с матерью, отличаются повышенной тревожностью. Защитные психологические механизмы, призванные справиться с избытком тревоги, вносят свой вклад в формирование личности. Так может возникнуть «личность, лишенная любви» — человек, утративший доверие ко всем людям, не умеющий заботиться об окружающих. Или наоборот, «личность, которая любит слишком сильно» — человек, жертвующий своими интересами,  разрушающий себя ради интересов других. За историей формирования, на первый взгляд, столь разных типов личности, стоит один и тот же страх — страх потери первичного объекта привязанности, страх потери матери.

Зачастую это приводит либо к отсутствию близких  отношений, либо к квази-близким отношениям, когда отношения с самыми значимыми людьми не удовлетворяют, кажутся «ненастоящими», оставляют желать лучшего. Как правило, попытки их улучшить терпят крах, сталкиваясь с непониманием и отчужденностью.

При этом необходимо учесть, что отсутствие эгоизма, готовность жертвовать своими интересами ради других — социально одобряемые качества и далеко не всегда признаются следствием ранних детских травм. Однако с близкими людьми они приводят к тому, что человек вынужден сохранять мучительные для него отношениях, будучи не в силах пережить расставание.

Исследования Дж.Боулби и его последователей показали, что сформированная в раннем детстве первичная привязанность в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Большинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим людям, как в младенчестве, так и в школьном возрасте. Более того, во взрослом периоде люди часто проявляют те же самые качества в межличностных отношениях. Например, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противоположного пола, так же как и отношения с родителями, можно разделить на надежные, двойственные и избегающие. Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

По мнению, Дж.Боулби и И.Брефертона, в процессе формирования того или иного типа привязанности, в процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка развиваются так называемые «внешние рабочие модели себя и других людей». На протяжении жизни они используются для ориентации в различных ситуациях, для интерпретации происходящих событий и выработки ответной реакции.

Внимательные и заботливые родители, создавая у ребенка надежный тип привязанности, чувство базисного доверия к окружающему миру, способствуют формированию позитивной рабочей модели поведения. Внимательное и чувствительное отношение к ребенку убеждает его, что другие люди являются надежными партнерами. Проявления позитивной рабочей модели — инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе, когнитивная открытость новому опыту.

Нечувствительность к ребенку — пренебрежение его интересами или, наоборот, подавление его интересов излишней навязчивостью, формирует ненадежный тип привязанности. В дальнейшем, по мере взросления малыша неадекватный родительский уход приучает его к мысли, что окружающие ненадежны, и он не доверяет им. Как результат – возникновение у ребенка так называемой негативной рабочей модели, для которой характерны пассивность, зависимость от поведения других, искаженность восприятия своего образа и окружающего мира.

Помимо создания позитивной или негативной модели других, у ребенка формируется «рабочая модель себя». От ее «позитивности» или «негативности» зависит в будущем уровень самостоятельности личности и уважения к самому себе.

Ребенок – начало взрослого

В фильме «Джон» показано, как 9 дневная разлука с матерью в возрасте полутора лет отражается в поведении ребенка. Налицо возможность превращения надежной привязанности, сформированной полутора годами отношений с внимательной, отзывчивой мамой, в ненадежную, избегающую привязанность в течение всего лишь девяти дней.

К сожалению, неизвестно, как сложилась судьба Джона в дальнейшем. Создатели фильма поддерживали связь с семьей Джона еще какое-то время, пока семья не переехала в другой город. Спустя много месяцев после девятидневного помещения в детский дом Джон очень волновался, когда мать отсутствовала рядом.

Как уже упоминалось, это был не первый фильм, показывающий влияние разлуки с матерью на поведение ребенка. В 1952 году Джеймс Робертсон, будучи сотрудником лаборатории Дж.Боулби, снял фильм о восьмидневной госпитализации девочки Лоры. Как было принято в то время, при помещении в больницу двухлетняя Лора была разлучена с матерью, и посещение ее членами семьи было строго ограничено. Страдания двухлетнего ребенка, разлученного с близкими ради лечения соматического заболевания, тогда тронули лишь сердца сотрудников Дж.Боулби и близких Лоры.

Более 20 лет понадобилось английским психологам и психиатрам, чтобы донести до общества идею, что разлука с матерью в раннем возрасте разрушительна для психики ребенка. У нас, к сожалению, до сих пор бытует представление, что пока маленький ребенок сыт, в тепле и под присмотром взрослого, ничего плохого случиться с ним не может. Оказывается, может — травма детской психики, возникающая при расставании с матерью, неминуемо скажется на дальнейшем развитии, характере и поведении человека.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка средствами музыки

Фильм «Джон: 9 дней в доме ребенка» поможет тем, кто пережил травму разлуки с матерью в глубоком детском прошлом,  лучше понять себя в настоящем.

Наше сегодняшнее нерациональное, нелогичное, непонятное поведение зачастую обусловлено  детским травмирующим опытом. Если Вы готовы встретиться с ним, будучи взрослым, и осознанно взглянуть на него с точки зрения сегодняшнего дня, у Вас есть возможность решить проблемы, мешающие жить успешной, полноценной жизнью.

Источник

У меня в 8 лет умерла мама, к сожалению я ее плохо помню, и даже сейчас не уверена в том, что она меня любила, но проблема даже не в том, что ее нет, хотя это очень гнусно, а в том, что после ее смерти мне жутко не хватало внимания, заботы, а главное поддержки и любви. Сначала эта была моя гипотеза, я думала, что я просто избалована, или просто себя жалею(я постоянно плачу, жалея себя), но потом прочитала одну статью, чисто интуитивно, проверить свою гипотезу, там было написано, как сказывается на ребенке отсутствие любви и заботы, часа 2 ревела, понимая, что это мой случай, почти все совпадало. Но потом один психолог сказал, что я неправильно поняла статью, и я снова перевела эту статью в раздел гипотезы. Год спустя я проходила тренинг, там коснулись моей проблемы комплекса внешности, то что я себя не люблю, я плакала, а психолог мне сказал что то типа: тебе просто не хватало поддержки, внимания, никто тебе ничего не объяснил, и т.

д. (точно уже не помню), тут то до меня начало доходить, что может все таки я права, но мне часто говорят и я знаю, что слишком себя жалею, поэтому я старалась не подавать виду, было даже немного стыдно за свои слезы. Через 2 недели на женском тренинге психолог(впервые женщина), очень добрая, понимающая (я конечно во всем вижу подвох и иногда мне даже казалось, что она первым делом думает о том, чтобы заработать, хотя может я и ошибаюсь), так вот, она вытащила опять мою старую проблему, было упражнение, где надо было мысленно поблагодарить всех врагов за жизненный урок, простить и отпустить. Ни одного врага я мысленно не простила, и так называемую розу «благодарности» не подарила, она даже не могла распуститься, хоть я и пыталась. Тогда она сказала мне фразу, которая как громом меня поразила:…«тебе просто не хватает любви». Ну блин, это я уже слышала, и догадывалась, я сделала вид, что восприняла эту фразу как должное, а внутри все разрывалось от безысходности и уныния, понимания, что она права, я как будто начала тонуть в болоте. Я прекрасно знаю, что со мною происходит, я то плачу от того, что описала выше(хватит это повторять, уже тошно), то успокоившись, становлюсь эгоисткой, я честно стараюсь быть доброй, отзывчивой, но я до такой степени очерствела, что даже просто покормить кота на улице, жду похвалы со стороны, почти не думаю о чувствах других и так далее. И еще кое что, я не фантазирую, я просто помню. В детстве и до сих пор отец только заботился обо мне, в частности материально, а если что не так, говорил: ну я же тебе помогаю, все покупаю, он не понимал, и я как ни странно не понимала, что на самом деле мне было нужно. Ни он, никто другой, я не выдумываю, ни разу меня не обнял искренне от души, не прижал к себе, не оказал поддержку после смерти матери. Единственное, что я помню, как моя тетя укрыла меня спящую на кресле и вроде поцеловала. Все. А, еще на тренинге, психолог(я даже не поняла, что произошло, но было… так хорошо), увидев мое лицо, когда меня просто искренне обняла одна из участниц, сказал всем тихо: вы видели ее лицо? Она вся растаяла. Я вот к чему веду. Еще одна моя гипотеза в том, что исходя из всего этого, я стала эгоисткой, «до мозга костей», потому что мне на самом деле плевать на остальных, ну относительно. Я бы хотела поговорить с ТОЙ, кто действительно проникся моем длинному излиянию, и искренне захотел мне помочь.

Дополнение автора от 21.11.14 23:23:00
Игорь Викторович, не могу я дарить любовь другим, я даже в последнее время к своим кошкам очерствела, начала их ногой отталкивать если они мешаются, сама то понимаю, что так неправильно, и если вижу, что все нормально, иду дальше, наплевав на всех. 

Дополнение автора от 21.11.14 23:42:25
Забыла сказать. Парня нет и не было. Подруга одна, и то у нас сложные отношения. Друзей можно сказать нет. Я домосед, и да, у меня жуткий комплекс внешности.

Дополнение автора от 22.11.14 00:19:25
Виталий Булыга, своей вины я никак не чувствую, вообще, виноват отец в какой то степени, я понимаю, что у него у самого травма, но на детях ставить крест не надо, тем более он наверно понимал, что теперь ему придется быть и за маму и за папу, дарить друг другу любовь и заботу. Я не виновата в смерти мамы.

Источник

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка школьника по фгос образец

Нам в AdMe.ru захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.

1. Насилие и отсутствие опеки в детстве — расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте

У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.

2. Родители с зависимостями в детстве — гиперответственность во взрослом возрасте

Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.

3. Эмоциональный абьюз в детстве — желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте

Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.

4. Много времени за просмотром ТВ в детстве — проблемы в общении во взрослом возрасте

Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.

Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей — играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.

5. Жестокое обращение в детстве — неумение устанавливать личные границы

Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве, могут легко поддаваться манипуляциям и не умеют устанавливать личные границы с близкими (иногда даже с собственными детьми). Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь о всех вокруг в ущерб себе.

6. Бедность в детстве — плохая кратковременная память во взрослом возрасте

В ходе исследования Орегонского университета было установлено, что у людей, выросших в бедных семьях, хуже кратковременная память. Это может объясняться тем, что стрессовая среда негативно влияет на развивающиеся исполнительные функции ребенка, то есть навыки, которые помогают думать, учиться, планировать, фокусироваться, развивать словарный запас. Таким образом, бедность лишает не только материальных благ в детстве, но и сказывается на уже взрослом человеке, даже если он больше не живет в стесненных условиях.

7. Отсутствие выбора в детстве — созависимые отношения во взрослом возрасте

Некоторые родители стараются следовать четкому плану в воспитании детей и всегда сами выбирают им игрушки, одежду, еду, а иногда даже друзей. «Я ведь хочу как лучше!» Однако, не предоставляя ребенку выбора, мама и папа дают ему понять, что тот не ответственен за свои решения, власть над ними находится у других людей. В итоге это может привести к тому, что во взрослом возрасте человек рискует оказаться в созависимых отношениях. Он будет выбирать партнеров, которые будут полностью контролировать отношения, и эмоционально зависеть от них. А это уже совсем не тот сценарий, которого родители хотели бы для своего ребенка.

В какой-то степени во всех отношениях люди эмоционально зависят друг от друга, но в созависимых люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха быть отвергнутыми или разозлить партнера.

8. Развод родителей в детстве — высокие требования к отношениям во взрослом возрасте

То, что дети видят и переживают во время неудачного брака родителей, становится частью их представления о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт мамы и папы и последующий развод приходится на период становления личности ребенка. Неудивительно, что во взрослом возрасте люди, чьи мама и папа развелись, могут придавать высокое значение поддержанию отношений, любви, верности и состраданию. И это хорошо, пока требования не становятся завышенными — тогда человеку может быть сложно найти свою пару.

9. Психологическая травма в детстве — аутоиммунные заболевания и хронические боли во взрослом возрасте

События, происходящие в детстве, влияют не только на характер человека и его общение с другими, но и на его здоровье. Так, люди, получившие психологическую травму в юном возрасте, могут быть подвержены более высокому риску аутоиммунных заболеваний, например ревматоидному артриту, а также бессоннице, депрессии и тревожности, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса может вызвать изменения в иммунной системе.

10. Табу на вопросы о деньгах в детстве — неумение обращаться с финансами во взрослом возрасте

Дети не очень понимают, что такое деньги, но они многому учатся на эмоциях и отношениях родителей. Если в семье запрещено поднимать денежные вопросы или же эта тема всегда вызывает споры и беспокойство, то ребенок, выросший в таких условиях, может бояться иметь какое-либо дело с деньгами во взрослом возрасте. Отсюда неразумные траты, неумение планировать бюджет, долги или желание передать решение финансовых проблем другим людям.

11. Травма, полученная от родителей в детстве, — влечение к деструктивным отношениям во взрослом возрасте

Люди, травмированные родителями в детстве, во взрослом возрасте могут оказаться в отношениях, которые им вредят. Причем это могут быть как дружеские и романтические, так и рабочие отношения. Даже когда такие люди хотят избежать подобного опыта, они часто выбирают тех, кто соответствует их травматической идентичности. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры и деспотичные начальники. В итоге такой опыт приводит к повторным травмам через повторение прошлого.

Что делать

Если вы подозреваете, что ваши проблемы берут свое начало в детстве, то не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Да, на то, чтобы разобраться с последствиями детской травмы, может уйти больше времени, чем хотелось бы. Но забота о себе стоит того. Каждый из нас заслуживает гармоничных отношений и возможности принимать решения, будучи свободным от груза психологических проблем.

Если же пока вы не готовы обратиться к специалисту, советуем почитать, почему стоит оставить обиды на родителей в детстве. Маленький шаг в направлении к изменениям — лучше, чем ничего.

Как вы считаете, какие другие события в детстве могут сказаться на человеке спустя много лет?

Иллюстратор Natalia Okuneva-Rarakina специально для AdMe.ru

Источник