Произведения художественной литературы как средство развития речи ребенка

Произведения художественной литературы как средство развития речи ребенка thumbnail

Елена Матюнина
Художественная литература как средство развития связанной речи дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62»

Доклад по теме:

«Художественная литература как средство развития связанной речи дошкольников»

Воспитатель

Матюнина Елена Владимировна

2017-2018г.

Связная речь – связность мыслей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения,которые резко ограничивают их общение с окружающим миром. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А все потому, что в дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна, не всегда правильна. Часто можно наблюдать как ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много, но когда ему предлагают рассказать, например, о том, что он видел в зоопарке, цирке и т. д. сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, выделить главных героев, основные действия. Одним из важнейших источников развития связной речи, ее выразительности являются произведения художественной литературы и устного народного творчества. Сопровождая человека с самых первых дней жизни, художественная литература способствует развитию правильной и полноценной речи ребенка — дошкольника. Она обогащает словарный запас новыми словами и образными выражениями, помогает изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. На Руси книгу обычно связывали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости или с лестницей, ведущей к вершинам образованности. По словам Сухомлинского “ Чтение книг – тропинка, по которой умный, умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка”.

Связная речь осуществляется в двух формах: диалог и монолог.

В детском саду детей обучают двум основным типам монологов — самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.

Пересказ это — сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.

Умения, необходимые для, пересказа:

-прослушать произведение, понять его основное содержание

-запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста

— осмысленно и связно передать текст,

Пересказ имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных ступеней организуется педагогами по разному: с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппой по 2-6 человек, в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми.

Чтобы занятие было интересным педагогу следует:

1. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики

2. Использовать литературу как источник расширения и культурного обогащения мира ребенка представлениями о близком и далеком, о сказочных героях и их характеристиках, о поступках взрослых и детей, задавать вопросы на понимание прочитанного и обсуждать его.

3. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказыванию знакомых произведений и их драматизации.

4. Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых вариаций, различных импровизаций на основе литературных произведений.

5. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей.

6. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать книгу.

7. Читать детям ежедневно, выбирая для этого удобное время (перед сном, перед едой, на прогулке).

8. Использовать высокохудожественные иллюстрации как одно из основных опорных средств, позволяющих ребенку следить за развитием действий и понимать текст. Представить ребенку некоторые произведения без зрительных средств с целью развития его воображения, умения слушать и воспринимать художественную речь.

9. Способствовать вовлечению родителей в систематическое чтение в семье.

Целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

•Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

•Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей. Одной из важных задач в дошкольном учреждении является развитие связной речи. Важно в этом возрасте научить содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения, т. е. в ней, как в зеркале, отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности.

На занятиях с детьми своей группы я использую пересказ. Моя помощь заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски. В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретают особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т. е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно спросить: «Какая беда случилась с Иванушкой. Как это произошло…».

Читайте также:  Кто выделил возрастные этапы в психическом развитии ребенка которые получили

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

-Создание предметно-развивающей среды.

В группе дополнила книжный уголок, куда вошли книги отечественных и зарубежных писателей,стихи современных писателей, энциклопедия. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас.

• Работа с детьми.

Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приёмов:

— познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания;

-беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них; рассматривание иллюстраций;

-пересказ произведений, пересказ по ролям;

-игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств;

-объяснение значений некоторых слов;

-использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок;

-беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия;

-выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников;

Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой, вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков. И самое главное прививать любовь к книге, чтобы в дальнейшем дети с интересом читали и изучали книги.

Источник

ДОКЛАД

Тема: «Художественная литература как средство развития речи дошкольников»

Воспитатель: Аверьянова Н.И.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.

И такая дребедень

Целый день

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонил, то олень. /К. Чуковский «Телефон»/

Рано — рано

Два — барана

Застучали в ворота

Тра-та-та и тра-та-та. /К. Чуковский «Красное солнце»/

В сказках меткость («Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок», «Быстро сказка сказывается, да не быстро делается»), выразительность

Из книг, особенно из р.н. сказок, ребенок узнает много новых слов (амбар, сусека, изба, мачеха, падчерица, озноб, краюха хлеба, ковш), образных выражений («я там был, мед, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»), таМ-_ же речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения (это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. Как определить сравнение? Обратить внимание на слова в тексте «как будто», «словно», «как», «подобный», «похожий», «точно», «мой дом — моя крепость», «белый, как снег», «говорит, словно реченька журит» (А.С. Пушкин), «круглый, как мяч»); метафоры (это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства 2-х предметов или явлении по

какому-либо признаку («водопад звезд» — много звезд, «горы своротить» — много сделать какой-то работы за короткий период времени, «костер рябины красной» — поспевшая рябина, похожа на костер, «ручей бежит» — ручей течет, «мороз сковал реки» — мороз заморозил воду в реке).

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора. /Ф.И. Тютчев/

Эпитеты — это образное определение, отличающее существенную для данного контекста черту в изображаемом объекте, явления (в основе лежит скрытое сравнение).

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный. /Бунин И./

Белая береза над моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

И другие средства образной выразительности.

Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительное! и дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка, это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств, в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи:

Фонематической — умение различать звуки;

Лексической — «лексис» — слово, выражение. Изучается словарный состав языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Возьмем слова стол, небо, картинка, бег,

чтение. Каждое из них имеет свое звучание и собственное (индивидуальное) лексическое значение.

Грамматической — умение правильно согласовывать слова в предложении восприятием разнообразных литературных жанров (сказок, стихов, басен, рассказов и фольклорных произведений (прибауток, песенок, потешек) и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, фразеологизмы, например, ему медведь на ухо наступил — человек без музыкального слуха, тянет кота за хвост — нудно, медленно говорит, явился не запылился — неожиданно появившийся человек), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно пересматривать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывает мой опыт, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, поэтому целесообразно после прочитать «Сказку об умном мышонке» С. Маршака).

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка в период раннего детства

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширение жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. В старшем, дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства (Н. Носова «Огурцы», В. Осеева «Волшебное слово»).

Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии (это столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений) произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.

Таким образом, детская художественная литература является не только средством речевого развития детей, но оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Воспитывает способность наслаждаться художественным словом, закладывает основу для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости, образности.

Источник

Светлана Черепкова
Консультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников»

«Художественная литература как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

«Литература служит представительницей

умственной жизни народа». Н. А. Некрасов

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких — является художественная литература.

Художественная литература, действенное, могучее средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу — заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.

Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками исследуется в трудах: Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович, Т. А. Репиной, К. Д. Ушинского, Е. И. Тихиевой и др. Основной результат их исследований – выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Речь – это важнейшее отличие человека от животного. Речь — появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка — это немало важно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объёме или поверхностно, во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становиться неотъемлемой частью русского языка.

Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибёт».

Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует воспитанию у ребёнка интереса и любви к художественной литературе.

Читайте также:  Развитие волевых качеств личности ребенка

«Книга – это открытие мира». Книга как одно из самых доступных средств массовой коммуникации служит источником разнообразной интеллектуальной и эстетической информации и каналом передачи её ребёнку, помогает выбрать определённое оценочное, эмоциональное, практически – действенное отношение ребёнка к окружающему миру.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена; лаконичный и точный язык детских рассказов Л. Н. Толстого; легкие и прозрачные стихи А. С. Пушкина и А. А. Фета; образный язык маленьких описаний К. Д. Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы понять необходимость познания художественных произведений и понять положительное влияние на развитее детской речи.

Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам: целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал, последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей, нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).

Для достижения цели по развитию речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:

— воспитания любви и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к книге;

— знакомство с многообразием литературных произведений;

— пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;

— воспитания умения слушать произведение;

— развитие творчества, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

— умение анализировать произведение, оценивать поступки героев;

— развитие эмоциональной сферы ребёнка;

— умение сочинять и фантазировать, развивать словотворчество;

— умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;

— развитие связной речи детей и активизация словаря ребёнка;

— использование фольклорных форм литературы;

— контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы современного ребёнка. Важна и профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает эффективное решение задач. По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

Дети 3 – 4 лет.

Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им необходимо помогать в умении вычленять главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу речи. В 3- 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.

Дети 4 – 5 лет.

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять услышанное с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с содержанием текста.

Дети 5 – 7 лет.

Здесь следует уделять особую роль анализу текста. Дети улавливают скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве содержания и формы. Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать, что он написал. Различать жанры произведения, выражать свое отношение к поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в тексте свойства художественной выразительности, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь хорошо пересказывать и читать наизусть, участвовать в инсценировках.

Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель, дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.

Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД,оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы («Портреты писателей и поэтов», «Антонимы», «Времена года», «Скороговорки», «Загадки» и др.). А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков и кассет для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, создание литературного центра, очень интересным является организация выставок детских рисунков, книжек-самоделок и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.

К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса (собрания, консультации, совместные выставки, памятки, буклеты и др.). Осуществление работы — с социумом (с библиотеками, музеями, театрами и др.)

Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.

Консультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников»Произведения художественной литературы как средство развития речи ребенкаПроизведения художественной литературы как средство развития речи ребенка

Источник