Психическое развитие и формирование личности ребенка в дошкольном возрасте

Развитие
психических функций в дошкольном
возрасте

Дошкольный
возраст — период расцвета детской
познавательной активности. К 3-4 годам
ребенок как бы освобождается от давления
воспринимаемой ситуации и начинает
думать о том, что не находится у него
перед глазами. Дошкольник пытается
как-то упорядочить и объяснить для себя
окружающий мир, установить в нем какие-то
связи и закономерности.

Однако
в дошкольном возрасте восприятие
ребенком окружающего мира качественно
отличается от восприятия взрослого.
Ребенок, в отличие от взрослого, в
большинстве случаев рассматривает
предметы такими, какими их дает
непосредственное восприятие, т. е. он
не видит вещи в их внутренних отношениях.
Он думает, например, что луна или солнце
следуют за ним во время его прогулок:
останавливаются вместе с ним или бегут
за ним, когда он убегает. Свое мгновенное
восприятие ребенок считает единственно
возможным и абсолютно истинным. Жан
Пиаже, наиболее детально исследовавший
познавательное развитие ребенка, назвал
это явление «реализмом». Именно такой
реализм не позволяет рассматривать
вещи независимо от субъекта, в их
внутренней взаимосвязи. Эту «реалистическую»
позицию ребенка по отношению к вещам
нужно отличать от объективной. Основное
условие объективности заключается в
осознании относительности своей позиции,
в учете своей точки зрения. Дети до
определенного возраста не умеют различать
свой субъективный и внешний мир. Ребенок
отождествляет свои представления и
восприятия со свойствами внешнего мира.

В
результате возникает интересный парадокс
детской мысли: ребенок находится ближе
к непосредственному восприятию вещей,
а следовательно, и к самим вещам, чем
взрослые, но в то же время он больше
отдален от реальности.

Одним
из следствий этой позиции ребенка
является неразличение психического и
объективного мира, которое порождает
такие важнейшие особенности детского
мышления, как анимизм (одушевление всего
неживого) и артификализм (рассмотрение
природных явлений как результата
сознательной деятельности людей).

Основную
причину смешения природного и психического
Пиаже видит в том, что ребенок еще не
выделяет самого себя из окружающего
мира. Он как бы растворен в мире и не
различает, что принадлежит ему, его
психике и сознанию, а что от него не
зависит. В той степени, в какой ребенок
игнорирует существование собственной
мысли, он приписывает жизнь и сознание
каждому объекту, который встречается
на его пути. Субъект, который игнорирует
свое Я, неизбежно вкладывает во все
окружающее свои непосредственные
суждения и восприятия. Эту особенность
детского мышления, которая заключается
в невыделенности себя и своей позиции,
Пиаже назвал эгоцентризмом. Он
характеризовал эгоцентризм как состояние,
когда ребенок рассматривает весь мир
со своей точки зрения, которую он не
осознает, и поэтому она выступает как
абсолютная. Ребенок еще не догадывается,
что вещи могут выглядеть иначе, чем ему
представляется.

Все
эти особенности детского мышления
получили в психологии название феномены
Пиаже. Они показывают, что ребенок
доверяет только своему непосредственному
восприятию, что он рассматривает вещи
со своей, субъективной позиции, которая
выступает как единственная и абсолютная.

Одним
из доказательств эгоцентризма детской
мысли Пиаже считал феномен эгоцентрической
детской речи. Пиаже обратил внимание
на то, что дети 4-6 лет часто сопровождают
свои действия ни к кому не обращенными
высказываниями. Он пришел к выводу, что
все разговоры детей можно подразделить
на две большие группы — эгоцентрическую
и социализированную речь. Эгоцентрическая
речь отличается тем, что ребенок говорит
сам для себя, никому не адресуя свои
высказывания, не ожидая ответа и не
интересуясь, слушают его или нет.

Этот
словесный аккомпанемент детской
деятельности существенно отличается
от социализированной речи, функция
которой совершенно иная:

здесь
ребенок просит, обменивается мыслями,
задает вопросы, пытается воздействовать
на окружающих и пр.

Однако
Л.С. Выготский дает феномену эгоцентрической
детской речи совсем другую, во многом
противоположную интерпретацию. Его
исследования привели к выводу о том,
что ход развития мышления и речи, с точки
зрения Выготского, можно представить
следующим образом. Первоначальная
функция речи ребенка чисто социальная
— функция сообщения, связи между людьми
и воздействия на окружающих. На
определенной ступени развития, которая
приходится на дошкольный возраст,
функции речи дифференцируются на
эгоцентрическую, которая становится
средством мышления, и коммуникативную,
осуществляющую связь с другими людьми.
Обе эти функции речи являются в равной
мере социальными, но разнонаправленными.
Эгоцентрическая речь возникает на
основе социальной путем перенесения
ребенком социальных форм поведения в
сферу личных психических функций.
Ребенок начинает разговаривать сам с
собой так же, как он прежде разговаривал
с другими. Разговаривая сам с собой, он
начинает думать вслух там, где ситуация
вынуждает его к этому. На основе
эгоцентрической речи, отделившейся от
социальной, возникает затем внутренняя
речь ребенка, которая является основой
его мышления — как аутистического, так
и логического. Таким образом, согласно
этой гипотезе эгоцентрическая речь
ребенка есть переходный этап от внешней
речи к внутренней. Этот переход
осуществляется через разделение функций
речи, обособление эгоцентрической речи,
ее постепенное сокращение и, наконец,
через превращение ее во внутреннюю
речь.

Умственное
развитие дошкольника представляет
собой сложное взаимодействие и взаимосвязь
различных форм мышления: наглядно-действенного,
наглядно-образного и логического.

Одна
из наиболее ранних форм мышления —
наглядно-действенное — возникает в
тесной связи с практическими действиями
детей. Основным признаком наглядно-действенного
мышления является неразрывная связь
мыслительных процессов с практическими
действиями, преобразующими познаваемый
предмет. Наглядно-действенное мышление
развертывается лишь по мере реальных
преобразований ситуации, вызванных
практическими действиями. В процессе
многократных действий с предметами
ребенок выделяет скрытые, внутренние
характеристики объекта и его внутренние
связи. Практические преобразования,
таким образом, становятся средством
познания действительности.

Другой
характерной для дошкольников формой
умственной деятельности является
наглядно-образное мышление, когда
ребенок оперирует не конкретными
предметами, а их образами и представлениями.
Важным условием формирования этого
вида мышления является способность
различать план реальных объектов и план
моделей, отражающих эти объекты. Действия,
осуществляемые на моделях, относятся
ребенком к оригиналу, что создает
предпосылки «отрыва» действия от модели
и оригинала и приводит к осуществлению
их в плане представлений. Одной из
важнейших предпосылок возникновения
образного мышления является подражание
взрослому. Ряд психологов (Ж. Пиаже, А.
Валлон, А.В. Запорожец и др.) рассматривали
подражание как главный источник
становления образного плана. Воспроизводя
действия взрослого, ребенок моделирует
их и, следовательно, строит их образ.
Игру также можно рассматривать как
форму подражания: в этой деятельности
у детей возникает способность представить
одну вещь посредством другой.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка игрушки

Наконец,
третьей формой интеллектуальной
деятельности ребенка является логическое
мышление, которое только складывается
к концу дошкольного возраста. Логическое
мышление характеризуется тем, что здесь
ребенок оперирует достаточно абстрактными
категориями и устанавливает различные
отношения, которые не представлены в
наглядной или модельной форме.

Между
этими формами мышления складываются
достаточно сложные и противоречивые
отношения. С одной стороны, внешние
практические действия, интериоризуясь,
превращаются во внутренние, и,
следовательно, практические действия
являются исходной формой всех видов
мышления. Но само практическое действие
требует учета и фиксации изменений
объекта в процессе предметного действия.
А это значит, что ребенок должен
представлять предшествующие состояния
объекта (которые уже исчезли) и сопоставлять
их с наличными. Кроме того, внешнее
предметное действие включает его цель,
будущий результат, который также не
может быть представлен на- лично и
существует только в плане представлений
или понятий. Успешность осуществления
внешнего действия зависит от понимания
ребенком общего смыслового контекста
и от его прошлого опыта. Значит,
осуществление практических действий
даже маленького ребенка предполагает
наличие образного плана и опирается на
него.

Н.Н.
Поддъяков исследовал особый тип мышления
ребенка, который представляет собой
единство наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления и направлен
на выявление скрытых от наблюдения
свойств и связей предметов. Этот тип
мышления был назван детским
экспериментированием.

Детское
экспериментирование не задается
взрослым, а строится самим ребенком.
Как и экспериментирование у взрослых,
оно направлено на познание свойств и
связей объектов и осуществляется как
управление тем или иным явлением: человек
приобретает возможность вызывать или
прекращать его, изменять в том или ином
направлении. В процессе экспериментирования
ребенок получает новую, порой неожиданную
для него информацию, что часто ведет к
перестройке, как самих действий, так и
представлений ребенка об объекте. В
данной деятельности четко прослеживается
момент саморазвития: преобразования
объекта раскрывают перед ребенком его
новые свойства, которые, в свою очередь,
позволяют строить новые, более сложные
преобразования.

Процесс
мышления предполагает не только
использование уже отработанных схем и
готовых способов действия, но и построение
новых (конечно, в пределах возможностей
самого ребенка). Экспериментирование
стимулирует ребенка к поискам новых
действий и способствует смелости и
гибкости детского мышления. Возможность
самостоятельного экспериментирования
дает ребенку возможность пробовать
разные способы действия, снимая при
этом страх ошибиться и скованность
детского мышления готовыми схемами.

В
процессе экспериментирования у ребенка
возникают новые, неясные знания. Поддъяков
выдвинул предположение о том, что процесс
мышления развивается не только от
незнания к знанию (от непонятного к
понятному, от неясных знаний к более
четким и определенным), но и в обратном
направлении — от понятного к непонятному,
от определенного к неопределенному.
Способность строить свои, пусть еще
неясные догадки, удивляться, задавать
себе и окружающим вопросы является не
менее важной в развитии мышления, чем
воспроизведение готовых схем и усвоение
знаний, даваемых взрослым. Именно эта
способность лучше всего развивается и
проявляется в процессе детского
экспериментирования.

Роль
взрослого в этом процессе сводится к
тому, чтобы создавать специальные
объекты или ситуации, стимулирующие
познавательную активность ребенка и
способствующие детскому экспериментированию.

Н.Н.
Поддъяковым и его сотрудниками было
разработано множество оригинальных
аппаратов и ситуаций, активизирующих
мышление детей. Так, в одном из его
исследований ставилась задача подвести
детей старшего дошкольного возраста к
пониманию кинематических зависимостей
(зависимость времени, скорости и
расстояния). Детям предлагалась
специальная установка, где по желобкам
разной длины скатывались одинаковые
шарики. Наклон каждого желобка можно
было менять с помощью вращающейся ручки.
После целого ряда проб дети неожиданно
для себя устанавливали, что при
определенном наклоне желобков шарик,
сбегающий по длинному желобу, обгоняет
тот, который сбегает по короткому. В
ходе экспериментирования дети научились
так регулировать наклон желобков, что
ставили себе различные цели и успешно
осуществляли их.

Другая
установка, разработанная Поддъяковым,
представляла собой ящик с ручкой, которую
можно было вращать по часовой стрелке
или против нее, и в зависимости от этого
в специальных окошках появлялись или
исчезали картинки. В процессе
экспериментирования с этим прибором
дети устанавливали зависимости между
вращением ручки и сменой картинок.

Появлению
неясных знаний и постановке новых
вопросов способствуют также противоречивые
ситуации, в которых один и тот же объект
в разные моменты времени обладает
противоречивыми, исключающими друг
друга свойствами. Система таких ситуаций
была разработана Н.Е. Вераксой. Например,
специальное внутреннее устройство
цилиндра позволяло ему в одних случаях
катиться по наклонной плоскости вниз,
а в других вверх, вызывая удивление и
догадки дошкольников. Дети пытались
увязать эти явления между собой, активно
искали причину, лежащую в основе этих
противоречивых свойств странного
предмета. Последовательное усложнение
противоречивых ситуаций вело к развитию
гибкости, динамичности детского мышления,
к появлению элементов диалектики в
детских рассуждениях.

Такого
рода приемы, по-видимому, способствуют
активности и самостоятельности
мыслительной деятельности ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].

В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения

Читайте также:  Влияние социального окружения на развитие речи ребенка

Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.

2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.

4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.

В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.

Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].

Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.

Роль игры в развитии психики:

1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками

2. Учиться подчинять свои желания правилам игры

3. В игре формируются первые нравственные чувства

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)

5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].

Список литературы:

1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с

2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.

Источник

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый — мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности ребенка

Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью.

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

Читайте также:  Диагностика нервно психологического развития ребенка

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

3. Развитие психических функций в дошкольном возрасте

1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

2) Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению.

3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.

4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

4. Особенности личности дошкольника

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Все, во что включается дошкольник, должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора.

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».

Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

5.Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.

Основные признаки:

1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);

2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);

3) симптом «горькой конфеты» — ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.

Интеллектуальная готовность включает в себя: — ориентировка в окружающем; — запас знаний; — развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты); — развитие разных типов памяти (образной,слуховой, механической и др.); — развитие произвольного внимания;

Мотивационная готовность к школе включает в себя:

Внутренняя мотивация (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать), а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация).

Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 4749; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9784 — | 7481 — или читать все…

Читайте также:

Источник